Значение почвы и забота о ней 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся знакомятся с составом почвы в ходе проведения лабораторных исследований.

ВложениеРазмер
otkr_urok_pozn_mira_2013.docx 22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Миняйленко Марина Николаевна

Учитель начальных классов

Познание мира, 2класс

Тема: Состав почвы.
Цель: ознакомление с составом почвы.

Психологический настрой. (1 мин)

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.

Возьмитесь в группе за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте плодотворной работы на уроке.
Мозговой штурм. (1 мин)
Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.
-В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, жуки) .
-Ее называют кормилицей, потому что без нее не росли бы овощи, фрукты, хлеб.
-Верхний плодородный верхний слой земли, на котором растут растения?
(Почва)

Просмотр видеоролика. (2 мин)

-Вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, что вы узнаете сегодня на уроке? (Из чего состоит почва)
Составление критериев успеха(3 мин)

Знаю что такое почваи из чего состоит почва

Могу рассказать другу о почве

Практическая работа (7-10 мин)

Цель: определение состава почвы.
Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1.Зачерпни мерную ложку почвы.
2. Брось её в стакан с водой.
3. Наблюдай, что происходит.
4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт №3*. (проводит учитель)
Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.
1.Внимательно проследи за действиями учителя.

Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 4* (проводит учитель)
Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Внимательно проследи за действиями учителя.

Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах).

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 5*. (проводит учитель)
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
Продолжаем нагревать почву до тех пор, пока не перестанет идти дым, почва становится серого цвета. Опустим почву в воду и размешаем. Наблюдаем за осадком.
Сделай вывод. Запиши

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, остатки мелких растений и животных.

Отгадывание кроссворда. (7 мин)

1.Вещество, хорошо пропускающее воду? (песок).
2.Вещество, плохо пропускающее воду? (глина).

3.Глубокая длинная впадина на поверхности земли (овраг)
4.Вещество, помогающее корням растений дышать? (воздух).

5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений и животных образуется перегной? (микробы).
6.Остатки растений и животных, повышающие плодородие почвы? (перегной).

7.Верхний плодородный слой земли (почва)
8.Жидкость, необходимая для жизни животных и растений? (вода).
9.Кроме этого в почве находятся минеральные ………? (соли).

10.Вещество, которым удобряют почву, для повышения урожайности (удобрение)
Работа в группах по 4 человека (10 мин)

1.Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина б) почва в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя б) удобрений в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие

а)песок, микроорганизмы, перегной

б)воздух, песок, вода, глина, перегной
в)песок, глина, перегной

Рефлексия урока (3-5мин)

Я знаю…
Мне нужно узнать

Пишут на стикерах, прикрепляют к плакату
Домашнее задание. (2 мин)

Выполнить задание в тетради на печатной основе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


открытый урок по познанию мира 1 класс

урок по познанию мира " Растения" 1 класс.


Урок по познанию мира, 4 класс, "Универсальная карта", технология "БиС"

Данный урок проводился с помощью "Универсальной карты" по технологии "БиС". Тема урока - "Легендарный Карасай Батыр", 4 класс.

Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери

Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей. Отличительные признаки, особенности строения.


урок по познанию мира 3 класс

ознакомление с особенностями строения человеческого организма.


Урок по познанию мира 2 класс по теме "Компас"

Урок проходил во 2 "Г" классе. Дети работали в группах, использовала стратегии "Инсерт", опрос по "Ромашке Блума" и работа с талантливыми и одаренными провела в форме сос тавления комикса.


Урок по познанию мира 1 класс по теме "Транспорт"

Урок проходит с приглашением героя из сказки"Красная Шапочка". Учитель переодевается Красной Шапочкой и приносит задания детям в корзине. Учащиеся работают по группам, урок очень понравился детям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель Конон Н.Н.

Цели:

формировать представления о значении почвы для жизни растений, животных и человека; о животных – обитателях почвы и их значении в повышении плодородия почвы;

познакомить с мероприятиями по охране почвы;

способствовать воспитанию бережного отношения к почве и ее обитателям.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

– Ребята, предлагаю вам объяснить белорусскую пословицу, которая записана на доске:

Земля – мать наша: и кормит, и поит, и одевает нас.

Этап проверки выполнения домашнего задания

Графический диктант

Текст диктанта.

1. Почвой называется верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

2. Плодородие – главное отличительное свойство почвы.

3. Всякую землю можно назвать почвой.

4. В почве есть вода, воздух, песок, глина, перегной.

5. При нагревании почвы в ней сгорают песок и глина.

6. Чем больше перегноя в почве, тем плодороднее почва.

7. Перегной образуется из отмерших остатков растений и животных.

8. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, где больше частей растений и животных.

9. Перегной придаёт почве светлую окраску.

10. Чем темнее почва, тем она плодороднее.

– А теперь в парах проверьте работу друг друга, используя шифр, который записан на доске:

Этап актуализации знаний

Целеполагание

– Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Что вы хотите узнать и чему научиться?

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных и человека.

– Мы с вами будем учёными-почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?

– Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёные исследователи. И для того. Чтобы хорошо выполнить свою работу нам нужно быть внимательными, наблюдательными и собранными.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

– Ребята, выскажите своё мнение, зависит ли от почвы жизнь растений? (Ответы детей).

Что растения получают из почвы? (Воздух, необходимый для дыхания корней, воду с растворенными в ней веществами (минеральными солями), которая всасывается корнями).

– И первая ветка схемы • РОСТ РАСТЕНИЙ.

– Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения из почвы берут своими корнями воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для роста и развития всех органов растений: корней, стеблей, листьев, цветков, плодов.

– Отлично! Продолжаем нашу работу. Для кого ещё почва имеет важное значение? С этим вопросом нам поможет разобраться следующее задание.

(На доске расположены карточки с названиями животных и растений).

Лиса, заяц, трава.

Лось, трава, волк.

Гусеница, лист, птица.

– Вам нужно расположите данные названия в правильной последовательности. И объяснить почему?

– Какой вывод можно сделать из полученных цепочек?

Вывод: растениями питаются многие животные – и домашние, и дикие. Растительноядные животные становятся добычей хищников. Следовательно, жизнь всех животных зависит от плодородия почвы.

– Добавляем к схеме вторую ветку ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ.

– Ребята, название третьей ветки схемы предлагаю вам определить, после прочтения параграфа на с.30 учебного пособия. Прочитайте и обсудите в парах своё мнение. (Выслушиваются ответы детей).

– Правильно, человек выращивает на земле овощные, зерновые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом. А животные дают человеку молоко, мясо, яйца.

На доске крепится ветка ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

– Спасибо, ребята! Продолжаем работу.

– Ребята, нужно отметить, что почва имеет важное значение и в жизни её обитателей.

– А для того, чтобы узнать, какие животные и насекомые живут в почве, вам нужно поработать в группах (по рядам) .

Работа в группах

Карточка

Почва очень густо населена. 1 грамм лесной почвы содержит:

400 миллионов бактерий;

1 миллион водорослей;

В 1 грамме почвы может вместить 2 миллиона грибов. Бактерии и насекомые перерабатывают остатки погибших растений и животных, и почва постоянно пополняется перегноем.

– Группы, готовы поделиться информацией, которую узнали? (Выступление детей).

– Теперь мы можем дополнить схему ещё одной веткой ЖИЗНЬ ОБИТАТЕЛЕЙ ПОЧВЫ (ЖИВОТНЫХ И БАКТЕРИЙ).

– Ребята, мы с вами выяснили, что почва имеет большое значение в жизни всех живых существ. И значит, для того, чтобы её сохранить, мы – люди, должны заботиться о ней.

– На с.33 познакомимся с информацией учебного пособия. (Читает учитель).

– Как мы можем сохранить почву?

Ситуации для обсуждения

а) Ребята, придя на некогда красивую полянку, увидели неприятную картину. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчики собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята?

«Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.

б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки леса. (Вырубка леса приводит к разрушению почвы, образованию рытвин, оврагов, исчезновению растений.)

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Учащиеся выполняют тест на карточках.

Этап информирования о домашнем задании

С целью закрепления знаний задание на дом: прочитать текст на с. 30-33 учебного пособия и ответить на вопросы.

Этап подведения итогов

– Что узнали о значении почвы? (Учащиеся делают вывод, опираясь на схему, составленную во время урока.)

– Что должен делать человек, чтобы сохранить почву?

– Какова была цель нашего урока? (Узнать, какое значение имеет почва в жизни растений, животных и человека).

– Вы достигли цели? (Да).

– Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока? (Работали с учебником, заполнили схему, работали в группах).

– Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо потрудились.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 2 класса "Почва, её значение. Охрана почвы"

Тема. Почва, её значение. Охрана почвы.

включить учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию знаниями;

способствовать развитию умений выделять главное, существенное в изучаемом материале;

способствовать развитию общеучебных умений и навыков: наблюдение, сравнение, анализ, самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, формулирование собственных выводов;

обеспечить в ходе урока формирование познавательного интереса и развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах;

содействовать экологическому воспитанию учащихся;

Тип урока : комбинированный.

Планируемые результаты . К концу урока ученик будет

уметь: определять свойства почвы, раскрывать элементарные взаимосвязи,
существующие между живой и неживой природой, объяснять необходимость соблюдения правил природоохранного поведения.

Основной метод обучения : частично-поисковый.

1. Организационно - мотивационный этап. Психологический настрой.

-- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение.

Создание благоприятной атмосферы.

Учащиеся перебрасывают друг другу клубок, удерживая конец нити и высказывая при этом пожелания на предстоящий урок выбранному участнику. В результате получается паутинка, которая своими нитями связывает всех детей класса. (Можно использовать по одному клубку для каждого ряда с целью экономии времени.)

Учащимся предлагаются разноцветные карточки с фразой, где отсутствует начало или конец. Ученикам необходимо объединиться в пары, составив фразу полностью. Кроме того, карточки должны быть разного цвета (всего 4 цвета), для дальнейшего объединения в группы.

Вода—это неживая природа.

Вода—жидкость, поэтому она текучая.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она прозрачная.

Вода несёт жизнь животным, растениям, человеку.

От загрязнения воды страдает живая природа.

Человек должен заботиться о чистоте воды.

Человек не может прожить без воды 2-3 дня.

По окончании игры каждая пара зачитывает получившиеся предложения. Дети рассаживаются в группы согласно цвету карточки.

3. Мотивация и целеполагание.

-Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

-- Какова тема сегодняшнего урока?

4. Работа по теме.

-- Как вы думаете, что такое почва?

-- Проверим ваши предположения.

-Сегодня вы – маленькие учёные - исследователи и свойства почвы будете выявлять при проведении опытов.

- Как все учёные, не забывайте о технике безопасности.

Работа в группах

Каждая группа проводит опыт с опорой на технологическую карту, свои выводы записывает на лист наблюдений.

Возьмите стакан с почвой

Возьмите пустой стакан и поставьте его под стакан с почвой

Налейте в стакан с почвой немного воды

Что вы наблюдаете?

Ответ: Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду.

(ключевые слова: вытекла вода, не удерживает, удерживает)

Возьмите стакан с водой.

Добавьте туда почвы.

Размешайте ложечкой. Подождите немного и посмотрите на дно.

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали ложечкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: вода стала мутной, мелкие песчинки, песок)

Возьмите стакан с водой.

Бросьте туда комочек почвы.

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в почве есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух)

Насыпьте на неё немного почвы.

Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

Стряхните почву обратно в стакан.

Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

(Ключевые слова: мокрое пятно, вода)

Проверка: от каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

Не удерживает воду

Состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя)

Физкультминутка (на 20- й минуте, после проведения опытов)

Учащиеся рассаживаются на свои места.

-Давайте проведём ещё один опыт. Опыт проводит учитель. (Во время проведения опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ - они будут выгорать и светиться искорками)

-- Вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всём, что заметите.

Немного свежей почвы нагреем на огне.

--Что вы заметили? (дым)

--Что почувствовали? (запах)

--О чём свидетельствует дым и появившийся запах?

Этот горит перегной—перегнившие остатки растений и животных. Перегной делает почву плодородной. Вдумайтесь в слово плодородный. Что оно обозначает?

--Понаблюдайте, как изменился цвет почвы.

--От чего зависит цвет почвы? (перегной придаёт почве тёмный цвет)

Добавляется пункт в таблицу: Содержит остатки живых организмов (т.е. является плодородной).

Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой плёнки не было бы на суше растений, животных и человека. Почему?

-Кто помогает делать почву плодородной? (ответы детей)

Работа с учебником. Стр.30-31. Прочитайте статью и скажите, как человек может защитить почву? Ответы на вопросы по прочитанному (стр. 31).

В состав почвы входит вода.

В состав почвы входит воздух.

В состав почвы входит песок.

В состав почвы входит глина.

В состав почвы не входит перегной.

В состав почвы не входит воздух.

Перегной делает почву плодородной.

Можно сжигать сухую траву и листья.

Перегной—это отмершие растения и погибшие животные.

Почва может быть плодородной без перегноя.

Подведение итога. Рефлексия.

Ребятам нужно помнить о том, что в телеграмме должно быть как можно меньше слов, в которых будет отражено только самое важное.

Узнал о почве тчк верхний плодородный слой земли тчк содержит воду зпт воздух зпт песок зпт остатки живых организмов тчк нуждается в охране тчк даёт жизнь всему живому тчк

Главное слово урока

Значение этого слова

Значение для живой природы

--На какие вопросы мы хотели получить ответы?

-- Какие вопросы остались без ответа?

Если такие вопросы остались, ученикам предлагается найти ответы на них самостоятельно дома и ответить на них на следующем уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности


1. Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
Мы пришли сюда учиться, не лениться ,а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова - Земля- это почва.


Тема нашего урока: Почва. Значение почвы .
Чтобы ответить на главный вопрос (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы.
Какой состав имеет почва?
Что такое почва?
Каково основное свойство почвы?
3. Совместное открытие знаний
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.
Работа в группах.
Вы на несколько минут станете учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Опыт №1
Возьми стакан с водой.
Брось туда комочек почвы.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2
Возьми фильтровальную бумагу.
Насыпь на нее немного почвы.
Плотно придави её к бумаге вторым листом.
Стряхни почву обратно в стакан.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Опыт №3
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на дно.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

____________________________.
Опыт №4
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

Опыт №5
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________

Опыт №6 проводит учитель
Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
Взять несколько капель воды из стакана.
Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
Подержать блюдце (стекло) над огнем.
Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Презентация научных открытий ( отчёт научных групп):

Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух.
Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка.
Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных..
Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает воду.
Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли.

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах. Работа в парах.
Давайте проверим. Ребята карандашом отмечают состав. Осталась одна часть – остатки умерших организмов.
4. Физкультминутка.
- Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг)
-Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
-Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
-Мы живём в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся).


Почва- это поверхностный плодородный слой земли.
Можем ли мы теперь утверждать, что почва есть везде, где есть земля, суша?
- Можем ли мы теперь точно определить, где нам встретились плодородные почвы, а где нет?

6. Первичное закрепление.
Вы разгадали все тайны. Попробуйте ответить на вопросы профессора Всезнайки:

1.Почему растения не растут на камнях?
2.Если бы ты был растением, где бы ты предпочёл расти:
в саду, на песке или на глине? Почему?
3.Как вы думаете, нужно ли человеку заботиться о почве?

8. Подведение итогов работы
. Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте смайлики. 1. Отлично.
2. не очень хорошо.
3. Плохо.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному уроку по темам Вода, Воздух, Почва.

9. Главное свойство почвы:
А) УПРУГОСТЬ Б) ТЕКУЧЕСТЬ В) ПЛОДОРОДИЕ
10. Где хорошо растут растения?
А) на песчаной почве б) на плодородной почве В) на камнях г) на глинистой почве

Урок познания мира во 2 классе.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова - Земля- это почва.


Тема нашего урока: Почва. Значение почвы .
Чтобы ответить на главный вопрос (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы.
Какой состав имеет почва?
Что такое почва?
Каково основное свойство почвы?
3. Совместное открытие знаний
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.
Работа в группах.
Вы на несколько минут станете учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Опыт №1
Возьми стакан с водой.
Брось туда комочек почвы.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2
Возьми фильтровальную бумагу.
Насыпь на нее немного почвы.
Плотно придави её к бумаге вторым листом.
Стряхни почву обратно в стакан.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Опыт №3
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на дно.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

____________________________.
Опыт №4
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

Опыт №5
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________

Опыт №6 проводит учитель
Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
Взять несколько капель воды из стакана.
Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
Подержать блюдце (стекло) над огнем.
Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Презентация научных открытий ( отчёт научных групп):

Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух.
Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка.
Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных..
Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает воду.
Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли.

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах. Работа в парах.
Давайте проверим. Ребята карандашом отмечают состав. Осталась одна часть – остатки умерших организмов.
4. Физкультминутка.
- Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг)
-Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
-Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
-Мы живём в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся).


Почва- это поверхностный плодородный слой земли.
Можем ли мы теперь утверждать, что почва есть везде, где есть земля, суша?
- Можем ли мы теперь точно определить, где нам встретились плодородные почвы, а где нет?

6. Первичное закрепление.
Вы разгадали все тайны. Попробуйте ответить на вопросы профессора Всезнайки:

1.Почему растения не растут на камнях?
2.Если бы ты был растением, где бы ты предпочёл расти:
в саду, на песке или на глине? Почему?
3.Как вы думаете, нужно ли человеку заботиться о почве?

8. Подведение итогов работы
. Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте смайлики. 1. Отлично.
2. не очень хорошо.
3. Плохо.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному уроку по темам Вода, Воздух, Почва.

9. Главное свойство почвы:
А) УПРУГОСТЬ Б) ТЕКУЧЕСТЬ В) ПЛОДОРОДИЕ
10. Где хорошо растут растения?
А) на песчаной почве б) на плодородной почве В) на камнях г) на глинистой почве

Читайте также: