Суффиксы и приставки в слове 2 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

5. Цель: исследовать особенности суффикса – как части слова.

6. Задачи:

· развивать умение находить в слове суффикс и обозначать его;

· наблюдать, как при помощи суффикса образовываются новые слова .

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_suffiksy_v_slovah.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Пчелинцева Татьяна Викторовна

МБОУ СОШ №3 с УИОП города Котовска

4. Тип урока изучение нового материала

5. Цель: исследовать особенности суффикса – как части слова.

  • развивать умение находить в слове суффикс и обозначать его;
  • наблюдать, как при помощи суффикса образовываются новые слова .

Дорогие ребята, давайте настроимся на урок, на работу. Улыбнитесь друг другу.

Дети проверяют готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний

  • Пальчиковая гимнастика
  • Запись букв, слов и поговорки , соблюдая правила каллиграфии (рабочая тетрадь, с.31)

- Оцените себя на этом этапе в листке самооценки

  • Работа с разноуровневыми карточками. Взаимопроверка по образцу.

- Оцените себя на этом этапе в листке самооценки

- Какие части слова помогли выполнить задание?

(приставки, корень, суффикс)

Выполняют задание и отвечают на поставленные

Осуществляют самооценку деятельности с помощью цветов: зелёный, жёлтый, красный.

Выбирают карточку, выполняют задания, осуществляют взаимоконтроль, отвечают на вопросы.

3.Постановка учебной задачи ,

На доске графическое изображение всех частей слова,

на месте суффикса - ?

- Что означает вопроситиельный знак на схеме?

( Есть ещё какая-то часть слова .)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

( О новой части слова .)

- Сформулируем для себя задачи урока

( Узнать о новой части слова .)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

Формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя,

1.- Проитайте пары слов. Какие значения вносят в слова выделенные части слова

Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.

- Как вы назовёте эту часть слова? (корень) - Почему?

- Где находятся части слова –ик, -ищ-, -щик-, -н-?(после корня)

- Эти части слова называются суффиксами

- Где можно узнать значение слова? (в толковом словаре)

Читают определение слова суффикс в словаре.

-А теперь прочитайте в учебнике , что такое суффикс.(с. 86)

-Как выделяют суффикс на письме?

- Какую работу выполняет суффикс?

- Давайте проверим наши выводы.

Прочитайте 1 абзац текста в рамке.

- Правы мы были? (Да)

- Нужно обозначить суффикс графически.

- Посмотрим в правило. Каким значком выделен суффикс в словах? (с.86)

-. Изменяется ли смысл образованных слов слов?(да)

Получились ли новые однокоренные слова? (да)

- Какой вывод сделаем?

( Суффикс образует однокоренные слова)

Выполняют задание, высказывают предположения,

Проверяют свои высказывания

Желтовская Л.Я. Электронный учебник (CD)

Выполняют упражнения для снятия утомления

6. Первичное закрепление

– Выполните упр.6 (с.87)

- Давайте проверим, что получилось. (Взаимопроверка)

- Оцените себя на этом этапе в листке самооценки

- Какую роль играет суффикс в предложении?

- Что такое суффикс? Кто сможет дать полный ответ?

Выполняют упражнение, проверка по алгоритму.

Индивидуально работа с интерактивным тренажером

7. Работа в парах.

- Ребята, давайте вспомним правила работы в парах.

- Выполним задания в рабочей тетради( с.29 №2).

- Оцените себя на этом этапе в листке самооценки

Выполняют упражнение, обмениваются тетрадями и проверяют по алгоритму.

Какие задачи ставили?

- Какая часть слова называется суффиксом?

- Какие суффиксы имеют уменьшительно- ласкательное значение?

- Для чего нужен суффикс?

– А как вы работали на уроке, определим с помощью разноцветных ленточек . На ветку нашего деревца повесим ленточки Каждый цвет – это мнение об уроке,

– для меня тема была важной и интересной – красным.

– узнал много нового – желтым.

– мне было трудно – зеленым.

– мне было неинтересно – синим.

Учащиеся анализируют свою деятельность в ходе урока и делают вывод.

11. Домашнее задание.

Упражняться в выполнении теста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст.


Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления".


Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке.

Автор: Власкина Валентина Анатольевна (МБОУ "Начальная общеобразовательная школа № 14, г. Биробиджана")
Урок русского языка во 2 классе по теме "Состав слова", УМК "Планета знаний," может быть интересен и полезен учителям начальных классов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- развивать способность к самоконтролю
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- высказывать предположения;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
развивать доброжелательность;
- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам

Организационный момент - Проверьте, всё ли необходимое лежит на партах. Поздоровайтесь с гостями.

Пальчиковая гимнастика
Разогрейте свои руки
Почувствуйте тепло
Поделитесь своим теплом с соседом
Проверяют готовность к уроку
(Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок, ценностное отношение к здоровому образу жизни)

Какие слова называют однокоренными
(Однокоренные слова – это родственные слова, которые имеют общую часть и общее значение.)
(Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Личностные УУД: умение видеть проблему, формулировать цель, тему урока)

Актуализация знаний
Работать мы будем по плану.
Прочитайте первый пункт. (1. Узнать новую часть слова.)
Определите задачу на этом этапе.

Поможет нам в этом загадка
- Дети ходят в этот дом
За умом и за трудом
- Как догадались, что это школа? (В школе дети получают знания, значит становятся умнее, там дети трудятся)
Запишите к слову школа однокоренные слова (Школа, школьник, школьный, дошкольник)
Докажите, что эти слова однокоренные
Как это сделать? (Найти корень)
Правильность задания будем оценивать на шкале, трёх ребят оценю я (Если 3 однокоренных слова 3 балла.
Если 2 слова – 2 балла.
Если только 1 слово – 1 балл.
Выставление отметок ребятам.)
В прошлом году ребята выполняли такое же задание и они записали следующие слова (Школа, школьник, ученик, школьный)
Что скажите этим ребятам? (Слово ученик не подходит, потому что там нет общей части, есть только общее значение)
(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, развивать способность к самоконтролю
Личностные УУД: проявлять интерес к новому;
развивать доброжелательность)

Открытие нового
Понаблюдаем за написанными словами.
Во всех словах одинаковая часть, называется она …. (Корень)
Прочитайте второе слово. (Школьник)
Это тоже самое что и школа? (Нет)
Как понять это слово? (Ребёнок, который ходит в школу)
Слово осталось прежним? (Нет, образовалось новое слово)
С помощью какой части получилось новое слово (С помощью части –ник)
Прочитайте следующее слово? (Школьный)
Что оно обозначает? (Предмет, которым пользуются в школе)
С помощью какой части образовалось новое слово? (С помощью части –н)
Может кто-то догадался, для чего нужны другие части в слове?
А как называется новая часть слова, нам поможет узнать ваш учебник стр 86
Найдите красную рамочку, правило, прочитайте его и выделите 3 смысловые части.

Как называется новая часть? (Суффикс – это значимая часть слова )
Что заметили в этом слове? (Две буквы "Ф")
Какие части выделили?
Что значит значимая часть слова
Это самая главная значимая часть?
Что выделили во второй части, в третьей части? (2. Находится после корня 3. Служит для образования новых слов)
Как понимаете, служит для образования новых слов
Как выделяют суффикс? (Значком, как крыша дома.)
Найдите суффикс в однокоренных словах слова школьник (Дети находят суффиксы, разбирают ошибки, доказывают свою точку зрения)
Какая задача стояла перед нами?
Что узнали?
(Предметные УУД: знакомить с понятием суффикс, его местонахождением в слове и его назначением
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи
Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам)

Физ минутка

Первичное закрепление полученных знаний
Переходим ко второму пункту плана ( 2. Научиться находить суффикс в словах)
Какая перед нами задача?
Поможет нам в этом учебник.
Задание 2
Прочитайте задание
Что нужно сделать?
Составьте предложение со словом каменщик. (Каменщик строит дом…)
Распространите предложение, сделайте его краше, какие слова нам в этом помогают? (Имена прилагательные.)
Постройте новое предложение с именами прилагательными. (Каменщик построил новый дом
Трудолюбивый каменщик построил дом…)
Задача наша какая? (Научиться находить суффикс.)
Как будем искать суффикс, построим план работы (Сначала нужно найти корень, потом найти часть после корня)

Самостоятельная работа
Два ученика работают на доске
Работаем по вариантам
1 вариант – 1 строка
2 вариант – 2 строка
Проверка задания
Какую задачу перед собой ставили (Научиться находить суффикс в словах)
Как найти суффикс? (Сначала нужно найти корень, потом найти часть после корня, выделить суффикс)
(Предметные УУД: упражнение в нахождении суффикса
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, работать по алгоритму, удерживать цель деятельности до получения её результата, выполнять последовательность необходимых операций
Коммуникативные УУД: высказывать предположения.
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам

Физ минутка

Закрепление изученного
Прочитайте третий этап урока (Научиться образовывать новые слова )
Какая перед нами задача (Научиться образовывать новые слова)
В этом нам поможет учебник стр 87 задание 3
Прочитайте задание, что нужно сделать? (Нужно образовать однокоренные слова с помощью суффикса)
Прочитайте первое (второе, третье…) слово (Стол (стул, гора….))
Найдите суффиксы в рамочке, какие слова можно образовать? (Столик (стульчик, горка….))
Есть такое слово? (Есть)
Что оно обозначает? (Маленький стол (стул…)
Дети с комментированием записывают слова на доске и находят суффикс по алгоритму)

Какая перед вами стояла задача в этом пункте плана
У кого получилось образовывать новые слова?
Кому было трудно?
Какая часть слова служит для образования новых слов?
(Предметные УУД: упражнение в образовании новых слов
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, работать по алгоритму, развивать способность к самоконтролю

Итог урока
Какая перед вами стояла задача в этом пункте плана
У кого получилось образовывать новые слова?
Кому было трудно?
Какая часть слова служит для образования новых слов?
(Регулятивные УУД: развивать способность к самоконтролю)

Оценить 1572 1

Конспект урока по русскому языку

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Школа № 7 Нижегородского района

Козина Наталья Николаевна

Стаж работы учителем начальных классов 5 лет

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет: Русский язык

Тип урока: введение новых знаний

Цель урока: дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать речевой материал, умение ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии.

Осознание богатства выразительных средств русского языка, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:целеполагание, контроль, оценка.

Этапы урока и хронометраж:

Хронометраж

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Постановка учебной задачи

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к УД

Приветствуют учителя, показывая готовность к уроку.

Отвечают на вопрос, объясняя слова писателя о языке.

Выражают согласие научиться волшебству языка.

Метапредметные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить устное речевое высказывание.

Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Сделаем разминку для рук и проведём минутку чистописания: запишем несколько необычных сочетаний букв:

Ик, чик, ник, щик, очк, ечк, оньк, еньк, онок.

Какие орфограммы встретились в этих сочетаниях? Подчеркните их. Будьте внимательны: эти таинственные сочетания нам ещё встретятся на уроке.

Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? Какие слова называются однокоренными?

Выполняют гимнастику для кистей рук, глядя на экран. (Приложение)

Записывают слова под диктовку, объясняют и подчёркивают орфограммы: сочетания ЧК и мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Предметные: умение находить и решать орфографические задачи; подбирать группы однокоренных слов, выделять корень.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Постановка учебной задачи

Откуда можно получить необходимые сведения?

С помощью чего можно создавать новые слова?

Значит, задача нашего урока – научиться созданию новых слов с помощью новых частей слов: приставки и суффикса.

Чтобы получить необходимые сведения, можно спросить учителя, родителей, поискать в учебнике или справочнике, в Интернете.

Открывают учебник на стр.86

Формулируют задачу урока с помощью учителя.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи.

Логические: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование.

Поможет ли нам в этом упр.2 на стр.86? Прочитайте задание, рассмотрите рисунки.

Обсудите в парах и сделайте вывод:

Что такое суффикс?

Где он находится в слове? Как обозначается?

Для чего служит?

Как самостоятельно можно найти суффикс в слове? (Для данного этапа изучения строения слова).

Это упражнение поможет нам научиться создавать новые слова. Выполняют упр.2 на стр.86 по вариантам: выделяют суффиксы, определяют смысловые оттенки слов, которые создают суффиксы. Эти слова можно назвать новыми по значению: у них разный смысл.

Обсуждают друг с другом и

делают вывод, что суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для того, чтобы образовывать новые слова.

Чтобы самостоятельно найти суффикс в слове, нужно сначала найти корень. Часть слова после корня будет суффиксом.

Метапредметные: знаково-символические действия, структурирование знаний.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, обучение владению монологической и диалогической формами речи.

Логические: подведение под понятие.

- Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

Выполняют задание физминутки.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

А теперь читаем хором правило в рамочке на стр.86.

Какое новое слово вы заметили? Как вы понимаете его смысл? Сравните: корень – главная, а суффикс – значимая часть.

Выполняем упр.3 на стр.87. Первый столбик выполняют дети со слабым уровнем усвоения, второй столбик – дети с средним уровнем усвоения, третий столбик – дети с высоким уровнем усвоения и получают дополнительное задание придумать 2-3 слова с суффиксами из рамочки. Взаимопроверка работы: выделены ли суффиксы, подчёркнуты ли гласные в корнях слов. Скажите, ребята, можно ли назвать суффиксы этого упражнения волшебными? Почему?

Дифференцированно выполняют упр.3 на стр.87.

Осуществляют взаимопроверку в парах. Дети, работавшие с заданием повышенной трудности, читают свои слова.

Метапредметные: смысловое чтение.

Логические: подведение под понятие, выведение следствий, доказательство.

Коммуникативные: управление поведением партнёра.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Ребята, кто и когда называет вас ласково? Почему ваши родные называют вас ласково?

Давайте потренируемся в образовании ласковых форм имён. С какой буквы мы будем их писать и почему?

Самостоятельно выполняем упр.4 на стр.87 .

Прочитайте образовавшиеся пары слов.

Отвечают, что ласково их называют родные близкие дома. Они называют их ласково, потому что любят.

Имена пишутся с большой буквы.

Устно образуют уменьшительно-ласкательные формы имён учеников класса, называют суффиксы.

Выполняют упр.4 на стр.87, выделяют суффиксы. Читают пары слов.

Личностные: нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Предметные: повторение и закрепление правила написания собственных имён сущ. закрепление понятия уменьшительно-ласкательный суффикс.

Рефлексия УД

Получают листочки с заданием, где нужно вычеркнуть лишнее слово.

Вычеркни “лишнее слово”:

Хвостище, глазище, усище, носик.

Лесок, садок, мячик, листок.

Коленька, Оленька, Сонечка, Витенька..

Сверка по образцу на доске (заранее записан учителем с обратной стороны доски).

У кого нет ошибок? 1 ошибка? 2 ошибки?

В начале урока мы записывали суффиксы. Выполняют диагностическое задание, осуществляя самопроверку с записью на доске:

Хвостище, глазище, усище, носик.

Лесок, садок, мячик, листок.

Коленька, Оленька, Сонечка, Витенька..

Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Логические: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

Домашнее задание

Слушают объяснение ученика.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Метапредметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Школа № 7 Нижегородского района

Козина Наталья Николаевна

Стаж работы учителем начальных классов 5 лет

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет : Русский язык

Тип урока: введение новых знаний

Цель урока: дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать речевой материал, умение ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии.

Осознание богатства выразительных средств русского языка, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные :целеполагание, контроль, оценка.

Этапы урока и хронометраж:

Приветствуют учителя, показывая готовность к уроку.

Отвечают на вопрос, объясняя слова писателя о языке.

Выражают согласие научиться волшебству языка.

Метапредметные : умение адекватно, осознанно и произвольно строить устное речевое высказывание.

Личностные : самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Сделаем разминку для рук и проведём минутку чистописания: запишем несколько необычных сочетаний букв:

Ик, чик, ник, щик, очк, ечк, оньк, еньк, онок.

Какие орфограммы встретились в этих сочетаниях? Подчеркните их. Будьте внимательны: эти таинственные сочетания нам ещё встретятся на уроке.

Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? Какие слова называются однокоренными?

Выполняют гимнастику для кистей рук, глядя на экран. ( Приложение )

Записывают слова под диктовку, объясняют и подчёркивают орфограммы: сочетания ЧК и мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Предметные : умение находить и решать орфографические задачи; подбирать группы однокоренных слов, выделять корень.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные : оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Постановка учебной задачи

Откуда можно получить необходимые сведения?

С помощью чего можно создавать новые слова?

Значит, задача нашего урока – научиться созданию новых слов с помощью новых частей слов: приставки и суффикса.

Чтобы получить необходимые сведения, можно спросить учителя, родителей, поискать в учебнике или справочнике, в Интернете.

Открывают учебник на стр.86

Формулируют задачу урока с помощью учителя.

Метапредметные : поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные : целеполагание, постановка учебной задачи.

Логические : построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование.

Поможет ли нам в этом упр.2 на стр.86? Прочитайте задание, рассмотрите рисунки.

Обсудите в парах и сделайте вывод:

Что такое суффикс?

Где он находится в слове? Как обозначается?

Для чего служит?

Как самостоятельно можно найти суффикс в слове? (Для данного этапа изучения строения слова).

Это упражнение поможет нам научиться создавать новые слова. Выполняют упр.2 на стр.86 по вариантам: выделяют суффиксы, определяют смысловые оттенки слов, которые создают суффиксы. Эти слова можно назвать новыми по значению: у них разный смысл.

Обсуждают друг с другом и

делают вывод, что суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для того, чтобы образовывать новые слова.

Чтобы самостоятельно найти суффикс в слове, нужно сначала найти корень. Часть слова после корня будет суффиксом.

Метапредметные : знаково-символические действия, структурирование знаний.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество, обучение владению монологической и диалогической формами речи.

Логические : подведение под понятие.

- Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

Выполняют задание физминутки.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

А теперь читаем хором правило в рамочке на стр.86.

Какое новое слово вы заметили? Как вы понимаете его смысл? Сравните: корень – главная, а суффикс – значимая часть.

Выполняем упр.3 на стр.87. Первый столбик выполняют дети со слабым уровнем усвоения, второй столбик – дети с средним уровнем усвоения, третий столбик – дети с высоким уровнем усвоения и получают дополнительное задание придумать 2-3 слова с суффиксами из рамочки. Взаимопроверка работы: выделены ли суффиксы, подчёркнуты ли гласные в корнях слов. Скажите, ребята, можно ли назвать суффиксы этого упражнения волшебными? Почему?

Дифференцированно выполняют упр.3 на стр.87.

Осуществляют взаимопроверку в парах. Дети, работавшие с заданием повышенной трудности, читают свои слова.

Метапредметные : смысловое чтение.

Логические : подведение под понятие, выведение следствий, доказательство.

Коммуникативные : управление поведением партнёра.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Ребята, кто и когда называет вас ласково? Почему ваши родные называют вас ласково?

Давайте потренируемся в образовании ласковых форм имён. С какой буквы мы будем их писать и почему?

Самостоятельно выполняем упр.4 на стр.87 .

Прочитайте образовавшиеся пары слов.

Отвечают, что ласково их называют родные близкие дома. Они называют их ласково, потому что любят.

Имена пишутся с большой буквы.

Устно образуют уменьшительно-ласкательные формы имён учеников класса, называют суффиксы.

Выполняют упр.4 на стр.87, выделяют суффиксы. Читают пары слов.

Личностные : нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Предметные : повторение и закрепление правила написания собственных имён сущ. закрепление понятия уменьшительно-ласкательный суффикс.

Рефлексия УД

Получают листочки с заданием, где нужно вычеркнуть лишнее слово.

Вычеркни “лишнее слово”:

Хвостище, глазище, усище, носик.

Лесок, садок, мячик, листок.

Коленька, Оленька, Сонечка, Витенька..

Сверка по образцу на доске (заранее записан учителем с обратной стороны доски).

У кого нет ошибок? 1 ошибка? 2 ошибки?

В начале урока мы записывали суффиксы. Выполняют диагностическое задание, осуществляя самопроверку с записью на доске:

Хвостище, глазище, усище, носик .

Лесок, садок , мячик , листок.

Коленька, Оленька, Сонечка , Витенька..

Метапредметные : рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Логические : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

Домашнее задание

Слушают объяснение ученика.

Коммуникативные : постановка вопросов.

Метапредметные : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира.

ВложениеРазмер
урок 2 класс 21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Урок: русский язык

Тема : Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Защита природы.


  • ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке,

  • развитие орфографической зоркости, умения выделять приставки и суффиксы в слове,

  • выявить связь значения корня, приставки и суффикса с лексическим значением слова,

  • воспитание аккуратного ученика, привитие интереса к изучению состава слова, к проблемам экологии.

Беседа об экологии

Проверяю готовность к уроку.

Ребята! Сегодня у нас необычный день. Поэтому и урок будет необычным. Мы поговорим о том, как важно заботиться о природе, повторим правила русского языка и немножко поиграем.

Начинаем урок как всегда с минутки чистописания. Смотрим на экран, списываем без ошибок и аккуратно.

Включить другую презентацию

2013 год назван годом экологии. Давайте немного поговорим об этом.

  1. Давайте найдем ошибки в алгоритме похода в лес.
  1. Посмотрите на слайд и расскажите, что недопустимо делать в природе. А что можно?

3.Чтение стихотворения. Как поняли его смысл?

4.Объясните смысл следующих изречений.

5.Какой бы выбрали мир? Обоснуйте свой ответ

6.Стихи на экологическую тему.

Природа ждет моей помощи.

  1. написание частицы не с глаголами (на карточках - в парах)

Не разоряй птичьи гнезда!

Не лови бабочек и жуков!

Работа по теме урока

Итоги урока, рефлексия

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

Правильно, это подснежник.

Почему именно так называют первый весенний цветок?

-А есть ли подснежники в наших краях?

- Почему они занесены в Красную книгу?

-Появляется первым из-под снега.

-В окрестностях нашего города весной можно увидеть подснежники.

-Это редкие растения, нам повезло ,что в наших краях они растут. Поэтому мы должны их беречь и охранять.

Давайте подумаем, как образовалось это слово.

(работа в тетради)

Класс разделить на 3 группы.

1.Составить из частей слова

2. Сколько звуков ш в стихах.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

3.Из каждого слова взять вторые слоги и составить новые слово.

- соловей, мотоцикл _______________________
- пуговица, молоток, лава____________________
- поворот, пороша, канава____________________

Срубить дерево - пять минут, вырастить сто лет.

Одна искра целый лес сжигает.

Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники.

5. Составить клички животных.

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Спасибо за хорошую работу на уроке. При выходе из класса отпустите в ящик смайлик, соответствующий вашему настроению после сегодняшнего дня, урока.

Написать сочинение о весне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий.


Конспект урока русского языка "Упражнения в написании предлогов и приставок" с использованием здоровьесберегающих технологий

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий.

Технологическая карта урока. Русский язык. Как делаются слова с помощью приставки

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока. Русский язык. Как делаются слова с помощью приставки

Конспект урока по русскому языку.Как делаются слова с помощью приставки.


конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".


Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Читайте также: