Уровни научного познания фундаментальные и прикладные исследования графический конспект

Обновлено: 05.07.2024

В прошлой статье " Что такое научное познание " речь шла о задачах, признаках и характерных чертах научного познания. Теперь поговорим об его уровнях.

Уровни научного познания и их признаки

Главные отличительные черты я собрала на рисунке 1.

Необходимо запомнить, что эмпирический уровень научного познания основан на чувственном опыте и наблюдении за объектом. Полученные таким путём данные фиксируются и становятся научными фактами.

На уроках я часто сталкиваюсь с тем, что ребятам трудно понять разницу между эмпирическим законом и законами науки. Чтобы разобраться с этим вопросом предлагаю внимательно рассмотреть рисунок 2:

Главная задача эмпирического закона – точно зафиксировать полученные в процессе наблюдения или эксперимента данные .

Всеобщий научный закон на основе этих данных выводит универсальную формулу , которую можно применить многократно при соблюдении определённых условий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уровни научного познания, их взаимосвязь.

Научное познание принято разделять на два уровня: эмпирический (опытный) и теоретический. Это различение имеет своим основанием: 1) методы познавательной активности; 2) характер достигаемых результатов.

На этом же основании ученых делят на экспериментаторов и теоретиков.

Эмпирическое познание в самом общем виде – это процесс сбора, проверки, накопления, систематизации и классификации научных опытных фактов. Эти факты требуют проверки, и ученый создает методы их проверки. Затем происходит накопление некоторого минимума фактов. Затем необходимо систематизировать разнородные факты. В результате возникают те или иные классификации. Конечным результатом эмпирического познания является совокупность научных фактов, подтвержденных опытом. Уже на этом уровне удается определить зависимость между некоторыми фактами. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.

В структуру эмпирического познания входят такие элементы, как наблюдения и эмпирические факты (результат достаточно сложной познавательной деятельности).

Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущностных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным или опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, если оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть неоднократно повторено при варьировании условий.

С помощью эксперимента объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс. Эксперимент двусторонен, позволяя, с одной стороны, подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой – содержит возможность выявления новых неожиданных данных. Эксперимент принадлежит одновременно и к познавательной, и к практической деятельности. Виды эксперимента – исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий, а также мысленный.

Если наблюдения могут строиться на основе естественного языка, то эмпирические факты требуют своего изложения на достаточно сложной научной категориальной основе. Рассмотрение этого явления ставит вопрос о демаркации научного и ненаучного знания, о критерии научности.

Однако только собрать факты для науки недостаточно. О науке можно говорить только тогда, когда этим фактам дается объяснение. Это осуществляется с помощью теории, т. е. теоретического уровня познания.

Познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.

Конечным продуктом теоретического познания является теория. Научное знание и существует в виде совокупности научных теорий.

Структура теоретического знания также содержит в себе два элемента – частные теоретические модели и развитые теории. Теория – это определенная модель действительности, которая имеет ту или иную степень приближения. Теоретические модели могут быть более или менее адекватными действительности, т. к. каждая из них может фиксировать только некоторые ее стороны. Процесс научного познания усложняет эти модели, вводя все большее число переменных.

Каждая теория формулирует законы. Без законов знание не может рассматриваться как теоретическое, поскольку закон обладает максимальной объяснительной силой.

Наука имеет дело с законами двоякого рода – с динамическими и статистическими. Динамические законы фиксируют однозначную связь явлений (закон – существенная необходимая связь явлений). Многие законы физики, например, носят динамический характер. Статистические законы, или статистические зависимости, – это зависимости, обнаруживаемые для определенной совокупности явлений как тенденция. Другими словами, статистические законы не носят столь обязательного характера, как динамические. Также существует проблема соотношения этих законов.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями есть интересное соотношение. Иногда одна и та же совокупность фактов допускает различные теоретические интерпретации. В принципе, это возможно в любой науке. Это происходит, если исследуемый феномен слишком сложен, обладает слишком разнообразными свойствами, чтобы это могло быть объяснено с помощью одной теории В данном случае теории связаны по принципу дополнительности. В общественных науках также существует возможность по - разному связывать факты между собой, что позволяет выстраивать разные теории, освещающие одну из граней явления. Необходимо рассматривать все теории, содержащие информацию об отдельных аспектах.

Еще один важный момент: классический, или традиционный, путь познания – это переход от эмпирического к теоретическому познанию. Но в современной науке, особенно в некоторых областях естествознания, имеет место обратное движение. В этом случае процесс научного познания начинается с гипотезы, которая имеет форму теории. Требуется обнаружить факты, подтверждающие или опровергающие теорию, т. е. начинается поиск фактов на базе выдвинутой гипотетической теории. Для фиксации этих фактов создается специальное оборудование. Если удается найти подтверждающие факты, теория становится истинной и принимается научным сообществом. В противном случае теория отбрасывается, и выдвигается другая. Как правило, это распространено в фундаментальных исследованиях.

Т. е. эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.

Презентация на тему: " Лекция 5. Уровни научного исследования. План лекции Эмпирическое познание. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки," — Транскрипт:

1 Лекция 5. Уровни научного исследования

2 План лекции Эмпирическое познание. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Теоретический уровень познания. Познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Теория как форма научного знания

3 Литература к лекции Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направление развития // Полис С Егорова В.С. Проблема объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987; Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

4 Литература к лекции Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., Санцевич А.В. Эмпирический и теоретический уровни познания в историческом исследовании // Методологические проблемы общественных наук. - Киев, С Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в исторических исследованиях // Вопросы философии

6 Эмпирический уровень научного исследования Цель: Поиск и выявление научных фактов Поиск и выявление научных фактов Накопление конкретного материала, относящегося к изучаемому процессу Завершается всегда описанием научного факта

7 Эмпирический уровень научного исследования Эмпирические факты могут быть систематизированы, классифицированы, обобщены, сравнимы, т.е. для их поиска, выявления и описания используются соответствующие методы исследования: Наблюдение, эксперимент, текстологический анализ, анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение и т.п.

8 Эмпирический уровень научного исследования Система научных фактов, выявленных на эмпирическом уровне, представляет собой научное описание изучаемой политической реальности в пределах поставленной исследовательской задачи

9 Формы описания научных фактов Формы научных описаний Естественно- языковая графическаяколичественная

11 Пример графического описания. Рис 2. Динамика дневной зарплаты рабочих-строителей Санкт-Петербурга (столяры и чернорабочие), коп. в день гг.

12 Пример количественного описания. Таблица 1. Средние годичные цены на муку и печеный хлеб и средние годичные поденные платы рабочим, выведенные из ежемесячных данных ведомостей справочных цен в Санкт-Петербурге с 1853 по 1910 гг., абсолютные цифры в копейках* Год Цена муки Цена пшеничного хлеба Плата рабочим за один день пшеничная за мешок в 5 пуд ржаная за куль 9 пуд. ситный из перв ача за фун т ржаной обы кнов., за фун т каменщикмаляр плотни к слесар ь столярчернорабочий штукату р

13 Типы описаний 1. Полные, целостные - в них можно различить все элементы, свойства, отношения того или иного объекта ( в той мере, в какой описание фиксирует основные стадии в биографии политического деятеля, этапы его становления и т.п.)

14 Типы исторических описаний 2. Частичные описания – описание отдельных фрагментов явления ( например, один из этапов в жизни политического деятеля)

15 Типы описаний 3. единичные описания – фиксируют единичные, индивидуальные признаки явления (например, описание портрета Б.Н. Ельцина в определенный момент времени)

16 Черты описаний в социальных науках 1. обязательная фиксация временного момента 2. природные описания попадают в них только в той мере, в какой они повлияли на деятельность людей 3. Главное внимание – деятельность человека 4. В описании фиксируются детали и закрепляется информация, необходимые для объяснения деятельности человека

17 Теоретический уровень научного познания Является проявлением рациональной формы человеческого познания Осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений

18 Теоретический уровень научного познания Цель – объяснение научных фактов через раскрытие внутренних, существенных признаков явления. Часть исследователей предполагает выявление законов Часть исследователей предполагает выявление законов Используются методы: анализ, синтез, сравнение, типология, моделирование, реконструкция, системный, структурный, функциональный и т.п.

20 Понятие объяснения Объяснение –это раскрытие сущности объекта посредством выявления наиболее существенных черт и связей, тенденций генезиса, функционирования и развития объекта

21 Виды объяснений Через закон Причинно-следственныеГенетическиеСтруктурныеФункциональные Посредством определения

22 Теория как форма научного знания Суха, теория, мой друг, Но древо жизни зеленеет (И.Гете)

23 Понятие научной теории. Разные смыслы Теория – как совокупность идей и взглядов, объясняющих явления материального и духовного мира (например, марксистская теория исторического процесса)

24 Понятие научной теории. Разные смыслы Теория как раздел наук, специализирующихся на решении общих проблем (например, теоретическое источниковедение)

25 Понятие научной теории. Разные смыслы В отличие от гипотез - теория - подтвержденные научными фактами и проверенные практикой определенные положения и заключения

26 Понятие научной теории. Разные смыслы То есть – все эти три смысла понятия теория рассматривают ее как знание Но теория - не просто знание!

27 Понятие научной теории Теория - это конкретное сущностно- содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предметно- практической и познавательной деятельности. Теория является обобщенным объясняющим знанием.

29 Основные элементы теории Эмпирическая основа теории (конкретные факты) – это те политические явления, которые необходимо объяснить (например, причина возникновения государства; политическая культура конкретного социального слоя)

30 Основные ее элементы теории Научные понятия – в теории факты фигурируют не сами по себе, а в виде совокупности основных понятий, отражающих существенные отличительные свойства, связи явлений действительности

31 Основные ее элементы теории Категории – предельно широкие понятия

32 Основные ее элементы теории Закон – раскрывает существенные устойчивые, повторяющиеся, необходимые свойства, связи, отношения, связи между явлениями, охватываемыми теорий. НО: Наличие законов признается не во всех научных подходах

33 Основные ее элементы теории НО: ни факты, ни понятия, ни категории, ни законы еще не создают теории. Нужен их синтез.

34 Основные ее элементы теории ИДЕЯ- исходный момент, лежащий в основе объяснения, на ее основе объединяются все остальные компоненты научной теории

35 Идея как основа гипотезы Идея присутствует первоначально как гипотеза –т.е. предположение Она должна быть обоснована с определенной степенью вероятности Она не должна противоречить известным и проверенным фактам Должна объяснять совокупность фактов Должна быть проверяема методами данной науки Должна быть логически непротиворечивой

36 Развитие гипотезы Частично доказанная, подтвержденная гипотеза -это концепция Полностью доказанная и подтвержденная гипотеза – это теория

37 Развитие гипотезы Развитие идеи гипотезаконцепциятеория

38 Основные ее элементы теории Теория Эмпирическая основа теории (конкретные факты, подлежащие объяснению) Научные понятияКатегорииидея законы

39 Основные черты теоретического знания Теория - это объясняющее знание, т.е. раскрывающее внутреннюю сущность явления Теория объясняет факты на основе фундаментальных идей, принципов, законов и сводит их в единую систему Научная теория внутренне замкнута, непротиворечива

40 Классификация научных теорий По степени общности Всеобщие (теория общественно- экономической формации) Общие (теория модернизации) Специфические (норманнская теория)

41 Функции научных теорий ОбъяснительнаяМировоззренческаяПрогностическаявоспитательная

w29

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Читайте также: