Великая российская революция октябрь 1917 г конспект

Обновлено: 06.07.2024

формирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных в истории России.

Задачи урока

1. Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме.

2.Создать условия для формирования умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_uroka.docx 32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

События октября 1917 года и их последствия.

Урок изучения нового материала

формирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, как о переломных в истории России.

1. Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме.

2 .Создать условия для формирования умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

  1. 1. Россия осенью 1917 года.
  2. 2.Вооруженное восстание в столице.
  3. 3. Первые декреты советской власти.
  4. 4.Новый этап политики большевиков.

М етоды и формы обучения

Методы: поисковый, проблемное изучение, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Вихри враждебные веют над нами,

Темные силы нас злобно гнетут.

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас ещё судьбы безвестные ждут.

Но мы поднимем гордо и смело

Знамя борьбы за рабочее дело,

Знамя борьбы всех народов на свете

За лучший мир, за святую свободу.

Наш урок я начала строками революционного гимна того периода времени, о котором мы сегодня будем говорить.

Вам предстоит быть не просто учениками, а исследователями данной проблемы. Скажите, что нам необходимо выяснить

Контроль знаний обучающихся, выполняют тест

Ответы учащихся (выводят цель, задачи урока, определяют план работы):

- положение в стране накануне Октября;

- большевики в канун Октября;

- причины Октябрьской революции;

- ход революции и её политические итоги;

- Октябрь глазами современников и историков.

Вступительное слово учителя:

Октябрьскую революцию нельзя рассматривать как изолированное от собственной истории, не имеющее корней в прошлом событие. Октябрь – это тоже часть русской истории. Это драма народа. Существует множество точек зрения на октябрьские события. Вот некоторые из них.

Проблемное задание: чья позиция вам кажется наиболее убедительной? Почему?

Ответы учащихся и их мнения.

. А теперь необходимо проанализировать те события, которые породили события октября 1917 года.

.1. Причины революции:

а) углубление экономического кризиса: валовая продукция за 1917 г. снизилась на 36%, добыча угля – на 24%, транспорт парализован, в сельском хозяйстве – сокращение посевных площадей, сбора зерна на 1/3 по сравнению с 1914 г.;

б) продовольственная проблема. В Москве выдавали по 50-100 гр. хлеба на человека;

в) расстройство финансов: военные расходы составляли 86% бюджета, инфляция;

г) усиление социальной напряжённости: в сентябре – октябре 1917 г. число бастовавших составило 2,4 млн. человек, крестьянские волнения охватили 90% европейской России, рост волнений в армии, развал фронта;

д) маргинализация общества;

е) падение авторитета Временного правительства;

ж) затягивание созыва Учредительного Собрания.

Таким образом, в этих условиях массовое сознание поворачивалось в сторону социалистов.

-А теперь давайте выясним: перед каким выбором стояла Россия в 1917 г.?

- власть Временного Правительства, демократическая альтернатива,

- анархия и распад государства.

Вопросы к схеме:

а) Почему попытка Л.Г Корнилова установить свою власть в Петрограде закончилась неудачей?

б) Используя высказывания членов Временного Правительства, ответьте на предлагаемые вопросы к ним. Рабочий лист №1 (II).

в) Можно ли говорить о том, что осенью 1917 г. Временное Правительство было обречено? Почему? (ответы учащихся дополняет учитель, приводя факты характеризующие ситуацию в стране и на фронте осенью 1917 г.)

В итоге обсуждения очевидно, что осенью 1917 г. страна оказалась перед выбором: либо анархия и распад государства либо диктатура левых.

II. При рассмотрении данного вопроса учитель предлагает учащимся заполнить таблицу по ходу изучения материала.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

III. При рассмотрении данного вопроса учитель предлагает учащимся работу с документами и ответить на вопросы.

- Кому отдаётся власть?

- Какова судьба Временного правительства?

- Каковы предложения Советской власти воюющим державам?

- Какие мероприятия предлагалось провести внутри страны?

- Кому переходит власть на местах?

Октябрьская революция – одна из дискуссионных проблем российской истории. Диапазон оценок очень велик. Чем это можно объяснить? Какие из позиций, изложенных ниже, вы поддержали бы и почему?

а) Не будь Октябрьской революции, наша страна скатилась бы на положение третьеразрядной державы, утратила бы свою экономическую и, возможно, политическую независимость.

б) Октябрь был исторически неизбежен в силу тех глубоких противоречий, которые раздирали Российскую империю.

в) Революция была во многом случайным делом: и без неё развитие России шло на подъём, она быстро двигалась вперёд, обгоняя все другие страны; одновременно улучшалось и положение её жителей.

г) Не будь тогда мировой войны, голода, общего озлобления, люди не поднялись бы против существующего строя, т.к. многим жилось не так уж и плохо.

д) Судить о том, была ли или нет неизбежна революция,- дело напрасное, ибо революция – исторический факт, и его надо признать как реальность.

Организуется работа с документом по вопросам.

- Что предлагает воюющим странам новое правительство?

- Что означает демократический мир?

- Каковы должны быть мероприятия правительства?

- Какое значение имело принятие Декрета о мире?

Работа с документом по вопросам.

- Что изменилось в программе большевиков? Почему?

Читают, отвечают на вопросы.

V. Итоги урока. Рефлексия

На листах попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

- узнал ли больше

получил глубокие знания – 9-10 баллов

усвоил материал частично – 7-8 баллов

мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

б) - как я работал?

  • где допустил ошибки
  • удовлетворен ли своей работой?

везде справился самостоятельно – 9-10 баллов

допустил ошибки – 7-8 баллов

работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5

было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?

с какими трудностями столкнулся?

какие пожелания могу дать?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

параграф 10, вопросы к параграфу.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Тестирование по теме:

1. Первый глава временного правительства:

а) А. Керенский; в) М. Родзянко;

б) Г. Львов; г) А. Гучков.

2. Временное правительство не сделало:

а) провозглашение России республикой;

б) упразднение репрессивных органов и институтов царского режима – жандармерии, полиции, каторги, ссылки;

в) объявление политической амнистии;

г) ликвидация помещичьего землевладения.

3. Причины апрельского кризиса Временного правительства в 1917 г.;

а) нехватка продовольствия в стране;

б) наличие политических противоречий буржуазных партий;

в) нота министра иностранных дел о верности союзническому долгу;

г) антиправительственная деятельность революционных партий.

4. После Февральской революции 1917 г. решение всех наиболее значимых для страны вопросов:

а) взяло на себя Временное правительство;

б) было отложено до созыва Учредительного Собрания;

в) проходило через Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

г) откладывалось до окончания Первой мировой войны.

5. Русский генерал, претендовавший на роль диктатора летом 1917 г.:

а) А. Брусилов; в) А. Колчак;

б) Л Корнилов; г) А. Деникин.

6. Кто был председателем Петроградского Совета в марте – августе 1917 г.:

а) И.Г. Церетели; б) Л.Д. Троцкий; в) Н.С. Чхеидзе.

7. Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса:

а) потому что в его составе были крупные землевладельцы;

б) потому что боялось массового дезертирства солдат с фронта;

в) потому что этому препятствовали страны Антанты.

8. Каковы были политические последствия апрельского кризиса Временного правительства:

а) установлено единовластие Советов;

б) сформировано коалиционное правительство;

в) установлена военная диктатура.

9. При отречении Николая 2 присутствовали члены Временного комитета Государственной Думы:

а) А.И. Гучков и В.В. Шульгин;

б) П.Н. Милюков и А.Ф. Керенский;

в) М.В. Родзянко и Д.Н. Набоков.

10. Назовите основную причину Февральской революции:

а) падение престижа императорской власти;

б) дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;

в) революционная агитация большевиков.

11. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) отречение Николая 2;

б) Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов;

в) провозглашение России республикой;

г) выступление генерала Л.Г. Корнилова;

д) переход 4-й роты Павловского полка на сторону рабочих;

е) образование Временного правительства;

ж) образование первого коалиционного правительства;

з) первый Всероссийский съезд Советов.

I.Выдержки из документов, газет разных направлении, высказывания политических деятелей осенью 1917 г.:

1. Из декларации Временного правительства (3 марта 1917 г.):

« 1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным …

2) Свобода слова, печати, союзов собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих…

3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…

2. Генерал А.И. Деникин: «Я считал, что имя Корнилова должно стать знаменем, вокруг которого можно собрать общественные силы… Была принята… программа:

1.Установление правительственной власти, совершенно независимой от всяких безответственных организаций, впредь до Учредительного собрания .

2.Установление на местах органов власти, независимых от самочинных организаций.

Перед каким выбором путей развития стояла Россия в 1917 г.?

II.Высказывания членов Временного правительства , современников событий:

Как вы можете охарактеризовать положение Временного правительства осенью 1917 г.?

Почему можно говорить о том, что Временное правительство окончательно потерялоавторитет?

III.День переворота. Марк Алданов (писатель русского зарубежья):

Почему солдаты Петроградского гарнизона поддержали большевиков осенью 1917 г.?

I.Декрет о мире Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов 26 октября 1917 г.

«Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,-миром, которого требовали … русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,-таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и контрибуций…

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия … этой народности…

Вопросы к документу :

3. Почему в первую очередь на съезде принимается Декрет о мире? Ответьте , используя текст документа.

II.Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов от 26 октября 1917 г.:

«1.Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2.Помещичьи имения. Равно как все земли удельные. Монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

3.Какая бы тони была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне народу, объявляется тяжким преступлением и карается революционным судом…

Из крестьянского наказа о земле (наказ 242-х):

«1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог…Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…

2) Право пользования получают все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом… Наемный труд не допускается…

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме…

Вопросы к документам:

1. Как решался в декрете о земле и крестьянском наказе вопрос о помещичьем землевладении и частной собственности на землю?

2. В чью собственность передавалась земля?

3. Как решался вопрос об аренде земли и использовании наемного труда? Интересы какой категории крестьянства затрагивал этот вариант решения вопроса?

4. По какому принципу распределялась земля между крестьянами?

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]


Октябрьская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков.

Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю.

Октябрьская революция 1917 года:

  • Положила начало советской власти;
  • Начала ликвидацию капитализма;
  • Стала стартом перехода к социализму.

Сейчас сложно судить о том, могла ли страна пойти по другому пути, или революция была неизбежна, но само событие перевернуло ход отечественной истории.

Причины Октябрьской революции

Историки по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести:

  • Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне;
  • Человеческие потери, которые также отразились на психологическом состоянии населения;
  • Сложности крестьянского вопроса;
  • Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей.

Значительную роль сыграли харизматичный лидер (В.И. Ленин) и четкая организации у партии большевиков.

Цели Октябрьской революции

Цели октябрьской революции выдвигались, как благородные и справедливые. К сожалению, итоги революции говорят о том, что люди пошли неверным путем и во многом стали жертвами манипуляций.

Разумеется, это не полный список, но идеологи революции обещали людям новый уровень жизни, возможность получения образование и устранения экономического разрыва.

События Октябрьской революции

События Октябрьской революции 1917 года развивались стремительно:

Октябрьская революция 1917 - Зимний дворец

Итоги Октябрьской революции

Итоги Октябрьской революции показали, что цели не были достигнуты, а вооруженное восстание привело лишь к новым трагедиям.

  • В полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками была расстреляна Царская семья, а вместе с ней — новомученики, члены царского дома.

Октябрьская революция 1917 года. Итоги

  • Установилось время богоборчества, так как своим инструментом лидеры революции избрали линию воинственного атеизма. Были арестованы и расстреляны священнослужители, члены их семей и простые верующие.
  • В России сменилась правящая элита, а идеология православия заменилась коммунистической идеологией, которая боролась с православием кровавыми методами.

Основные вопросы изучаемого материала:

  • подготовка революции;
  • ход революции;
  • итоги;
  • оценка событий.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока:

Основные понятия и термины: ВРК, характер революции, декрет, государственный переворот, закономерность, случайность.

Основные даты: 24–26 октября 1917 года.

Персоналии: В. И. Ленин (Ульянов), Л. Д. Троцкий (Бронштейн).

Модули урока

Учебные задачи для организации учебного процесса

Основные виды деятельности ученика

Оценка результата

Мотивационно-целевой

Выявить причины, ход, итоги Октября 1917, определить причины победы большевиков

Развивать умения анализа и сравнения,обобщения,навыки дискуссии

Побудить учащихся задуматься над историческим значением Октября

Слушать и понять то, что будет рассматриваться на уроке

Ориентационный, актуализация, повторение

Проблема: Октябрь 1917 – случайность или закономерность?

Попробовать ответить на поставленный вопрос, используя то, что увидели и услышали на уроке

Содержательно- операционный

Запись в тетрадь

Контрольно-оценочный

Ответы на вопросы, тест

1. Вступительное слово учителя

  • 100-летие Октября.
  • Неоднозначность оценок событий 1917 года.
  • Необходимость знаний.

2. Основная часть

Главная проблема: Октябрь 1917 года: закономерность или случайность?

Октябрь 1917 года: государственный переворот или социалистическая революция?

Цель урока: что же такое Октябрь 1917 года в истории- дать оценку событиям

Эпиграф урока:

Подготовка революции

Ход событий

Причины

(об этом спросить можно учащихся)

  • углубление общенационального кризиса: нерешенность аграрного вопроса, продолжение войны, обострение национального и рабочего вопросов
  • катастрофическое падение популярности Временного правительства
Повод
Вопросы

(об этом спросить можно учащихся)

  • о власти
  • о земле
  • о национальностях
  • о войне
Движущие силы
Характер

24 октября – министры Временного правительства в зимнем дворце, их цель – организовать войска, окружить Смольный

25 октября

26 октября

Итоги
  • революция победила
  • началось шествие советской власти по России
  • началось создание нового государства рабочих и крестьян
  • оказала огромное влияние на весь мир: произошли революции в Германии и Венгрии, началось национально- освободительное движение в странах Азии

Почему же одержали победу большевики?

(вопрос к учащимся)

  • народ поддержал идеи большевиков
  • отсутствие твердой государственной власти
  • личные качества большевиков ( Ленин, Троцкий, Свердлов)

Так что же такое Октябрь? Закономерность или случайность?

Революция или государственный переворот?

Революция

Государственный переворот

- это переворот в жизни людей, осуществляющий переход от капиталистической общественно-экономической формации венно-экономической формации к коммунистической Вдаль идут державным шагом

- Кто в сугробе, выходи?
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу
(А.Блок)

- это захват правительственной власти, учиненный насильственно, посредством заговора или открытого вооруженного восстания

И февраль, и Октябрь – случайность Итог совпадений

Октябрь 1917 – закономерен, т.к. февраль не был завершен и требовалось решить, поставленные задачи


1917 – это год потрясений и революций в России и его финал наступил в ночь на 25 октября, когда вся власть перешла к Советам. Каковы причины, ход, итоги Великой Октябрьской Социалистической революции – эти и другие вопросы истории сегодня в центре нашего внимания.


Причины

Многие историки утверждают, что события, произошедшие в октябре 1917 года, были неизбежными и в то же время неожиданными. Почему? Неизбежными, потому что к этому времени в Российской империи сложилась определенная ситуация, которая предопределила дальнейший ход истории. Это было обусловлено рядом причин:


Рис. 1. Массовые забастовки в 1917 году

Этапы восстания

Прежде чем говорить кратко о революции 1917 года в России, необходимо ответить на вопрос о внезапности самого восстания. Дело в том, фактически сложившееся двоевластие в стране – Временное правительство и большевики, должно было закончиться неким взрывом и в дальнейшем победой одной из сторон. Поэтому Советы начали подготовку к захвату власти ещё в августе, а правительство в это время готовилось и предпринимало меры по его предотвращению. Но события, случившиеся в ночь на 25 октября 1917 года, явились полной неожиданностью для последних. Непредсказуемыми стали и последствия установления Советской власти.

Ещё 16 октября 1917 года Центральный комитет большевистской партии принял судьбоносное решение – готовиться к вооруженному восстанию.

18 октября Петроградский гарнизон отказался подчиниться Временному правительству, а уже 21 октября представители гарнизона заявили о своём подчинении Петроградскому совету, как единственному представителю законной власти в стране. Начиная с 24 октября ключевые точки Петрограда – мосты, вокзалы, телеграфы, банки, электростанции и типографии, были захвачены Военно-революционным комитетом. Утром 25 октября Временное правительство удерживало лишь один объект – Зимний дворец. Несмотря на это, в 10 часов утра того же дня было выпущено воззвание, которое сообщало, что отныне Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов является единственным органом государственной власти в России.


Рис. 2. Улицы Петрограда накануне восстания

Итоги

Как известно, история не любит сослагательного наклонения. Невозможно сказать, что случилось бы, если бы не было того или иного события и наоборот. Всё что происходит, случается вследствие ни одной причины, а множества, которые в один момент пересеклись в одной точке и явили миру событие со всеми его положительными и отрицательными моментами: гражданская война, огромное количество погибших, миллионы навсегда покинувших страну, террор, построение индустриальной державы, ликвидация безграмотности, бесплатное образование, медицинское обслуживание, построение первого в мире социалистического государства и многое другое. Но, но говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно – она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.

Читайте также: