Живые царства растения 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока биологии 5 класс.

Целевая установка : Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

Понятия: растения, хлорофилл, органы растений: корни, стебли, цветки, плоды и семена; Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые(Покрытосеменные)

Предметные : Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие природы;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа;

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем.

Тип урока : комбинированный.

-Отмечаю присутствующих. Проверяю готовность ребят к уроку.

1)Рассказать о строении грибов.

2)Как размножаются грибы?

3)Назвать животных, которые питаются грибами.

4) Какие отделы грибов вы знаете?

-!!Физминутка.

3. Актуализация знаний учащихся.

У доски учащиеся представляют живые царства природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Каждая группа ребят всех 4-х царств рассказывает стихи, пословицы, поговорки, загадки по каждому из царств живой природы.

Все царства живой природы важны и взаимосвязаны.

А сегодня мы будем рассматривать особенности и характерные признаки царства Растения.

4.Изучение новой темы .

На классной доске распределяем систематические единицы царства Растения.


Царство Растения


Отдел Цветковые(Покрытосеменные0


Класс Двудольные


Семейство Бобовые


Род Горох

Вид горох посевной

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Цветковые (Покрытосеменные) растения имеют органы:

а) корень; б)стебель; в) почки; г)листья; д)цветок; е)плод.

Голосеменные отдел (Хвойные):а)корень; б)стебель; в)листья (хвоинки); г) цветков не имеют (сосна, ель, кипарис)

Семена лежат на чешуйках шишек открыто – голосеменные.

Для царства Растений характерен процесс –фотосинтез.

- Ребята, а что находится в хвоинках и зелёных листьях растений? Назовите этот пигмент. (хлорофилл).

- А что образуется в процессе фотосинтеза, необходимо для всего живого на Земле? (кислород и органические вещества)

- Где происходит процесс фотосинтеза.(назвать орган растения. ЛИСТ)

Рисуем дерево, синее небо, солнце, корень в земле.

От солнца показываем стрелкой солнечный свет, из атмосферы углекислый газ, пары воды к зелёному листу.

-Что в процессе фотосинтеза поступает в окружающую среду? (стрелкой от листа показываем органические вещества и кислород)

_ Ребята, а какие процессы протекают в листе? (испарение с нижней стороны листа устьица); дыхание, листопад.

Листья накапливают в себе отработанные вещества – шлаки, а потом удаляются в процессе листопада. Функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

- Ребята, как вы думаете, за счёт чего изменяется цвет листьев?

Хлоропласты разрушаются и становятся видны другие пластиды – хромопласты. Между черенком листа и стеблем образуется особый отделительный слой.

Растения в темноте дышат, то есть поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении организма растения. Важно для растений жаркого и сухого климата. За счёт испарения идёт постоянный приток воды от корней к листьям.

Запасающая функция листа(лук, алоэ, агава, очитки)

- Ребята, сколько видов растений существует на Земле? ( Общее число ныне живущих видов растений – 400- 500 тысяч)

- Куда бы мы ни посмотрели, везде нас окружают растения. Одни живут на суше, другие в воде. Одни микроскопические, другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, в пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в тёплое время покрыта растениями. Большую часть земного шара занимают моря. В них много водных растений – разнообразные виды водорослей.

Роль растений в природе и жизни человека огромна.

- Как вы думаете, какова роль растений в природе?(дети отвечают)_

Растения имеют зелёный цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию Солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для остальных организмов на Земле.

В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ.

Растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом 175 млрд тонн СО2, выделяют кислород , необходимый для дыхания.

Зелёные растения являются:

1) Местообитанием и убежищем для животных;

Основные сферы использования растений человеком:

- Корм для животных;

- Одежда из растительных тканей (хлопок, лён)

- источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности;

5. Закрепление изученного материала .

- 1)Какие науки о растениях вы знаете?(ботаника, цитология, экология, систематика растений, селекция растений)

-2)Представление творческих работ учащихся.

3)Сказка, в которой главным героем являются растения.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Образовательная : сформировать представление о многообразии растений, их отличительных особенностях, о делении царства растений на отделы (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Воспитательная: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы, умение делать выводы, работать с текстом, извлекать необходимую информацию

Планируемые результаты обучения:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений;

-определять место представителей царства Растения среди эукариот;

-называть отделы растений, их отличительные признаки, значение.

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Тип урока: урок исследование, комбинированный .

Действия учащихся/ ответы учащихся

  1. Какое царство живых организмов мы изучали на предыдущем уроке?
  2. В преддверии новогоднего праздника свою работу на разных этапах урока вы будите оценивать – елочками в технологических картах, чем больше вы их заработаете, тем выше будет ваша оценка за работу на уроке. ( Показать рисунок елочки, которую будут рисовать ученики в технологических картах)
  3. Выполним небольшую тестовую работу по теме Бактерии в технологической карте по вариантам. – Этап работы №1. (Индивидуальная работа)

Задание Вариант 1

Какие признаки характерны для царства бактерий?

  1. Бактерии по строению одноклеточные организмы
  2. Бактерии прокариоты
  3. Питаются бактерии только гетеротрофно
  4. Размножаются бактерии делением клетки надвое
  5. Бактерии эукариоты
  6. Бактерий можно увидеть в световой микроскоп

Задание Вариант 2

  1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные термины и понятия,

ответы внесите в таблицу:

Бактерий, живущих на корнях бобовых растений (горох, соя. бобы), называют______(А).

Такое сожительство называют______(Б). Клубеньковые бактерии обогащают почву_____(В)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочное планирование. Биология – 5 класс.Живые организмы

Тема: Разнообразие живых организмов. Среды жини

Тема урока: Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов.

Цель урока : Изучить признаки живых организмов, познакомить с разнообразием живых организмов; изучить царства природы.

Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы с тестовыми заданиями, с биологическими терминами.

Воспитательная : воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Базовые понятия и термины : клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, движение, рост, развитие

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

Организационный этап …………………………… 1—2 мин.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …..… 7 мин.

III . Изучение нового материала ……. … 15 мин.

1. Важнейшие признаки живых организмов.

2.Царство Растения.

3. Царство Животные.

4. Царство Грибы.

5. Царство Бактерии

IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.

Самостоятельная работа учащихся ……………………………. 6 мин.

Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

Подведение итогов урока ………………………… 3 мин.

I . Организационный этап.

П. Актуализация опорных знанийи мотивация учебной деятельности.

Перечислите осенние явления в жизни растений? Приведите примеры влияния живых организмов на неживую природу.

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя по плану:

1. Важнейшие признаки живых организмов.

2.Царство Растения.

3. Царство Животные.

4. Царство Грибы.

5. Царство Бактерии.

Запись в рабочие тетради-

1.Признаки, характерные для живых организмов:

Клеточное строение.

Питание- гетеротрофное, у некоторых смешанное.

Рост и развитие.

Раздражимость.

Размножение.

Сходный химический состав

Обмен веществ и энергии.

• Работа с тетрадью. Запись терминов в биологические словари.

5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

По каким признакам мы отличаем живые организмы от тел неживой природы?

Чем расттенияотличаютсчя от животных?

Почему ботаники длительное время считали, что грибы- это растения?

V . Домашнее задание

По учебнику прочитать § 3, стр14- 15, ответить на вопро сы в конце параграфа на стр 15, выучить термины.

VI Подведение итогов урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая установка: Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

Конспект урока биологии 5 класс.

Целевая установка: Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

Понятия: растения, хлорофилл, органы растений: корни, стебли, цветки, плоды и семена; Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые(Покрытосеменные)

Предметные: Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие природы;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа;

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем.

Тип урока: комбинированный.

-Отмечаю присутствующих. Проверяю готовность ребят к уроку.

1)Рассказать о строении грибов.

2)Как размножаются грибы?

3)Назвать животных, которые питаются грибами.

4) Какие отделы грибов вы знаете?

-!!Физминутка.

3. Актуализация знаний учащихся.

У доски учащиеся представляют живые царства природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Каждая группа ребят всех 4-х царств рассказывает стихи, пословицы, поговорки, загадки по каждому из царств живой природы.

Все царства живой природы важны и взаимосвязаны.

А сегодня мы будем рассматривать особенности и характерные признаки царства Растения.

4.Изучение новой темы.

На классной доске распределяем систематические единицы царства Растения.


Царство Растения


Отдел Цветковые(Покрытосеменные0


Класс Двудольные


Семейство Бобовые


Род Горох

Вид горох посевной

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Цветковые (Покрытосеменные) растения имеют органы:

а) корень; б)стебель; в) почки; г)листья; д)цветок; е)плод.

Голосеменные отдел (Хвойные):а)корень; б)стебель; в)листья (хвоинки); г) цветков не имеют (сосна, ель, кипарис)

Семена лежат на чешуйках шишек открыто – голосеменные.

Для царства Растений характерен процесс –фотосинтез.

- Ребята, а что находится в хвоинках и зелёных листьях растений? Назовите этот пигмент. (хлорофилл).

- А что образуется в процессе фотосинтеза, необходимо для всего живого на Земле? (кислород и органические вещества)

- Где происходит процесс фотосинтеза.(назвать орган растения. ЛИСТ)

Рисуем дерево, синее небо, солнце, корень в земле.

От солнца показываем стрелкой солнечный свет, из атмосферы углекислый газ, пары воды к зелёному листу.

-Что в процессе фотосинтеза поступает в окружающую среду? (стрелкой от листа показываем органические вещества и кислород)

_ Ребята, а какие процессы протекают в листе? (испарение с нижней стороны листа устьица); дыхание, листопад.

Листья накапливают в себе отработанные вещества – шлаки, а потом удаляются в процессе листопада. Функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

- Ребята, как вы думаете, за счёт чего изменяется цвет листьев?

Хлоропласты разрушаются и становятся видны другие пластиды – хромопласты. Между черенком листа и стеблем образуется особый отделительный слой.

Растения в темноте дышат, то есть поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении организма растения. Важно для растений жаркого и сухого климата. За счёт испарения идёт постоянный приток воды от корней к листьям.

Запасающая функция листа(лук, алоэ, агава, очитки)

- Ребята, сколько видов растений существует на Земле? ( Общее число ныне живущих видов растений – 400- 500 тысяч)

- Куда бы мы ни посмотрели, везде нас окружают растения. Одни живут на суше, другие в воде. Одни микроскопические, другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, в пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в тёплое время покрыта растениями. Большую часть земного шара занимают моря. В них много водных растений – разнообразные виды водорослей.

Роль растений в природе и жизни человека огромна.

- Как вы думаете, какова роль растений в природе?(дети отвечают)_

Растения имеют зелёный цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию Солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для остальных организмов на Земле.

В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ.

Растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом 175 млрд тонн СО2, выделяют кислород , необходимый для дыхания.

Зелёные растения являются:

Местообитанием и убежищем для животных;

Основные сферы использования растений человеком:

- Корм для животных;

- Одежда из растительных тканей (хлопок, лён)

- источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности;

5. Закрепление изученного материала.

- 1)Какие науки о растениях вы знаете?(ботаника, цитология, экология, систематика растений, селекция растений)

-2)Представление творческих работ учащихся.

3)Сказка, в которой главным героем являются растения.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Читайте также: