Сложение и вычитание однозначных чисел конспект

Обновлено: 29.04.2024

Автор: Дичко Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи.
Описание материала: данный конспект могут использовать учителя начальных классов на уроке математики в 1 классе при завершении изучения темы "Сложение и вычитание чисел первого десятка". На уроке используется самостоятельная и групповая работа, а так же задания на развитие логического мышления.

Педагогическая цель: создать условия для закрепления состава чисел первого десятка; умения сравнивать числа и числовые выражения; развития навыков счёта; наблюдательности, логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; уметь сравнивать числа и числовые выражения; решать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: делают выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.

Например:
7 = 3 + 4 8 – 2 5 + 2
7 + 3 > 8 9 = 5 + 4 и т. д.
Физкультминутка
В ладоши хлопни столько раз, сколько лампочек у нас. (8)
Мы присядем столько раз, сколько окон у нас. (3)
И подпрыгнем столько раз, сколько досок у нас. (2)

Самостоятельная работа.
задание 3 (с. 22 тетради).
Фронтальная проверка.
IV. Работа над задачами.
С использованием сигнальных карточек учащиеся выполняют задание 8 (с. 38 учебника).
Учитель читает по очереди задачи из задания, а ученики сигнальной карточкой показывают, каким действием будут решать ту или иную задачу. (1. + 2. – 3. – 4. + .)
– Прочитайте задачи 6, 7 (с. 39 учебника) и сравните их.
– Чем похожи задачи? (Эти задачи одного вида.)
– Каким действием следует решать задачи? (Вычитанием.)
– Запишите решение каждой задачи самостоятельно.
(7 – 5 = 2 (щ.); 8 – 6 = 2 (т.).)
– Проверьте работу друг друга.
Физкультминутка
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Ходьба на месте. Хлопки в ладоши.
Прыжки на месте. Ходьба на месте.
V. Развитие навыков счёта
1. Выполняют задание на полях учебника, с. 39 и задание 1, с. 22 тетради.
Вычислите выражения, данные в учебнике.
9 – 5 4 + 5
5 + 4 8 + 2
2 + 8 9 – 4
10 – 2 10 – 8
– Что хотите сказать?
– На какие 2 группы можно распределить данные выражения? (Суммы и разности.)
– Запишите в первый столбик суммы, во второй – разности, и решите примеры.
Самостоятельная работа. По мере выполнения работы в тетради учащиеся записывают полученные группы на доске.
(5 + 4 = 9 9 – 5 = 4
2 + 8 = 10 10 – 2 = 8
4 + 5 = 9 9 – 4 = 5
8 + 2 = 10 10 – 8 = 2.)
– Проверьте свою работу. Что заметили? Какие суммы и разности связаны между собой?
(5 + 4 = 9 2 + 8 = 10
4 + 5 = 9 8 + 2 = 10
9 – 5 = 4 10 – 2 = 8
9 – 4 = 5 10 – 8 = 2.)
– Подчеркните связанные между собой выражения карандашом одного цвета.
2. Задание 1 (с. 22 тетради) учащиеся выполняют самостоятельно.
– Какая закономерность прослеживается в выражениях 1 и 2-го столбиков? (Первые слагаемые увеличиваются на один, вторые слагаемые одинаковы, значения сумм увеличиваются на один.)
– Какое выражение в третьем столбике нарушает эту закономерность? (2 + 8 = 10.)
3.Работа в парах.
Рассмотрите выражения в каждом столбике. Решите, добавив в каждый столбик ещё один пример.
3 + 4 – 2 9 – 3 + 1 8 + 2 – 1
4 + 3 – 3 8 – 2 + 2 7 + 3 – 2
5 + 2 – 4 7 – 1 + 3 6 + 4 – 3
(6 + 1 – 5) (6 – 0 + 4) (5 + 5 – 4)
Взаимопроверка: ребята рассказывают, какой ответ получился в данных примерах, и какой пример они добавили и почему.
4. Дополнительное задание.
На подоконнике лежали 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? (8 – 8 = 0.) Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке? (5.)

VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Что особенно запомнилось? Какое задание оказалось для вас самым трудным? Какое самым простым?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества.

1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел.

1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений

Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Большинство учащихся смогут:

выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел

называть пример на сложение. составлять к нему два примера на вычитание

Некоторые учащиеся смогут:

Использовать в речи названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений

Языковая цель

Трёхъязычие: Салеметсiз бе! Здравствуйте! Good afternoon!

Ключевые слова и фразы:

Слагаемое,сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности

Стиль языка, подходящий для диалога /письма в классе:

Вопросы для обсуждения:

Как называются числа при сложении?

Как называются числа при вычитании?

Предыдущее обучение

Количественный счёт предметов, счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, числовой луч, число и цифра 0, число и цифра 10.

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

(К) Создание положительного эмоционального настроя.

- Салеметсiз бе! Здравствуйте! good afternoom !
Долгожданный дан звонок

Тут задачи и примеры

Игры, шутки, всё для вас

Пожелайте всем удачи

За работу, в добрый час

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

Назовите, какое сегодня число, месяц.

Как называется наше государство?Кто стои во главе нашего государства?

Назовите главный город нашей страны.

Назовите дни недели, название времён года, месяце.

Сколько пальцев на двух ногах?

Которой по счёту тянула репку мышка?

Сколько звуков в слове гном?

Устный счёт

-Счёт прямой и обратный, через один

-Повторение состава чисел

Сколько треугольников, квадратов?








Вводное занятие

(К) –Дети в лес пошли гулять

И грибочки собирать

Повезло сначала Саше -

1 грибок нашёл он сразу.

Даша тоже не отстала-

3 грибочка увидала,

И в картинку поклала

Сразу дети посчитали :1,2,3,4

-Как получили 4? Сложили (соединили,объединили) число Дашиных и Сашиных грибов.

Это выражение читается по-разному:

-первое слагаемое 1, второе слагаемое-3, значение суммы =4

-один увеличит на три

к 1прибавить 3

Далее: 2 из 4 грибов оказались ядовитые. Сколько съедобных? Как узнали?

Числовой луч, веера либо карточки с цифрами

уменьшаемое-4, вычитаемое-2, зн.разности=2

4 уменьшить на 2

от 4 отнять 2

Вижу можете ребятки вы грибочки сосчитать.

Ну а кто же мне подскажет как грибочки собирать?

(К) Работа по учебнику стр 40

Сложи.Составление по картинкам примеры на сложение.Решить их.

Кого вы видите?Сколько желтых цыплят?Сколько черных? Какой пример на сложение можно составить?(аналочично с другими рисунками)

Учебник Стр 41

Решение примеров на вычитание

-Какой пример подходит к картинке?Объясните.

(П) Работа с карандашами

один ученик берёт 4 карандаша, другой-2 карандаша.Соедините их вместе на парте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила поведения на уроке, посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки.

планирование

Планируемые мероприятия

Создание положительного эмоционального настроя.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

В путешествие пойдем, в раздел новый попадем.

Музыкальный

Актуализация

-звуки бывают? Гласные и согласные

Гласные какие бывают? Ударные и безударные

Каким цветом обозначаются? красным

Согласные какие бывают? (Звонкие и глухие)

(Мягкие и твёрдые )

Каким цветом обозначаем мягкие?твёрдые?

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на нашем уроке? Правильно, наш урок будет посвящен школе. Звуко- буквенный анализ слова школа

pages/191/19166.

Работа над новой темой.

Работа с учебником.

(К) Задание № 1. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и составить предложения по схемам в учебнике:

Подумайте и расскажите, что вы знаете о школе?

Объясните, чему учат в школе. Что вы делаете в школе?

Сегодня мы перенесемся в прошлое и узнаем, как появились первые школы и какие они были.

Первые школы появились очень давно в Китае, Индии и Вавилоне. В них дети изучали письмо, чтение и счет. Учиться в школе могли только дети богатых родителей, а бедняки оставались неграмотными.

Сегодня все дети имеют одинаковое право на обучение. Как только им исполняется (6-7) лет,они приходят учиться в школу.

Задание № 2. Проведи исследование. Чем современная школа отличается от древней?

Презентация

Работа в прописи.

Задание № 2.Вы тоже 1 сентября пришли учиться в школу.

(П) Пройдите по следам к школе и расскажите о своей школе. Раскрасьте себя и школу.

Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика. Пальчики

Беленькое облако (Округленные руки перед собой, пальцы в замок.) Поднялось над крышей. (Не расцепляя рук, поднять их над головой.) Устремилось облако (Выпрямить руки.)

Выше, выше, выше. (Потянуться руками вверх.)

Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой изстороны в сторону.)

Зацепил за кручу. (Сцепить руки кончиками пальцев над головой.) Превратилось облако (Руками описать через стороны вниз В дождевую тучу. (большой круг и опустить. Присесть.)

Работа с учебником.

Задание № 3. Учитель предлагает описать свою школу по схемам предложений в учебнике.

Учитель предлагает детям отгадать загадки об устройстве школьной жизни.

Шел урок, а он молчал - Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел. (звонок)

Для чего в школе звенят звонки? Что вы делаете на переменах?

Мы за парты дружно сели,

Рты закрыли на замок:

В перемену мы галдели,

А теперь у нас . (урок)

Что вы делаете во время урока?

Что дети делают на перемене?

(И) Что ты делаешь на уроке?

На перемене ты разговариваешь. громко

На уроке ты отвечаешь. тихо

Ты здороваешься с учителем. громко

На уроке ты попросишь ручку у соседа. тихо

(К) Подумай и скажи, что делает на уроке учитель. (Учитель учит детей.)

Пальчиковая гимнастика.

Мы сгибаем средний палец. Ах, какой чудесный танец!

Раз-два, раз-два, раз-два-три - как он пляшет, посмотри.

(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают средний палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № 1. Сегодня мы с вами научимся писать новый элемент. Учитель предлагает посмотреть на муравьишку.

Какой элемент он принес нам на урок? Что скажете о форме и размере овалов? В каких буквах встречается этот элемент?

Анализ и письмо овалов.

Для чего на образце стрелки и точки? (Стрелки показывают направление движения руки, а точки - место начала и окончания движения.)

Учимся писать маленькие овалы.

Задание № 3. Раскрасить сову.

Итог урока. Рефлексия. Самооценивание. Легко-трудно.

Что понравилось на уроке?

Что было трудным?

Встаньте кто много раз отвечал и поднимал руку?

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке.

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить в новом разделе?

Правильно, наши уроки будут посвящены школе.

Дополнительная информация

Дифференциация

Межпредметные связи

Педагог проводит беседу, задает вопросы, более сложные - ученикам с высоким уровнем мотивации.

Оказывает необходимую помощь в процессе индивидуальной работы.

Учитель организовывает оценивание по своему усмотрению.

самопознание

казахский язык

английский язык

изобразительное искусство

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы по уроку:

Комментарии по проведенному уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель урока: закреплять знания детей о составе однозначных чисел.

Задачи:
1.Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, прививать интерес к урокам математики.
3. Упражнять в увеличении и уменьшении числа в пределах 10.
4. Упражнять в умении читать математические выражения разными способами: увеличить на. уменьшить на…, слагаемые сумма, уменьшаемое вычитаемое разность, найти сумму чисел, найти разность чисел.
4. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
5. Воспитывать толерантное отношение друг другу, умение слушать и принимать точку зрения детей, высказывать свою точку зрения.

Структура урока
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2. Работа по теме урока.
-Урок математики. Скажите чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения )

- Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Заяц может съесть его.
Задания Зайца:
-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
-Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько, нуль)
-Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)
-У кого больше лап: у утки или утенка? (Одинаково, по две)
-Сколько хвостов у трех котов? (3)
-Сколько ушей у двух мышей? (4)

Оборудование: учебник М.И. Моро. "Математика" 1 класс (2 часть), линейка, карточки для работы в парах, сигнальный светофор, презентация, конверт с заданиями, плакат.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
- Настроение каково? (Во!)
- Все такого мнения? (Все без исключения!)

- Может вы уже устали? (Мы с собой таких не брали!)
- Может, ляжем, отдохнем? (Лучше мы урок начнем!)

Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели!

- Покажите правильной посадкой, что вы готовы к работе.
- У вас на партах лежат яблочки (карточки). Поднимите яблочко, которое характеризует ваше настроение в начале урока. (На доске)
- Я смотрю, что у вас у всех прекрасное настроение, это значит, что наш урок пройдет замечательно.

Актуализация знаний

Устный счет

- Начинаем наш урок с разминки для ума. Считаем от 1 до 10. (1 ряд)
- Обратный счет от 10 до 1. (2 ряд)
- Числа от 1 до 10 через один, начиная с единицы. (3 ряд)

- А сейчас готовим пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Открываем тетради, записываем цифры.
- Посмотрите на свои циферки, какая из них получилась самая красивая? (ответы детей)
- Закрашьте ее красным карандашом.

Игра "Молчанка"

С помощью сигнальных карточек.
- Ребята, а сколько букв в слове "Мама"? (4)
- Покажите мне число 4.

- Какое число следует за числом 4? (5)
- Какое число предшествует числу 4? (3)
- Из числа 9 вычли число 5. Какое число получилось? (4)

- Число 10 уменьшили на 6. (4)
- Первое слагаемое - 4, второе слагаемое - 5. Найдите значение суммы. (9)
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Чему равно разность? (4)

Игра "Карусель" или " Цветок"

Учитель: Поставьте на карусели числа так, чтобы их сумма была равна числу в центре. (называет 1 слагаемое, дети с помощью карточек показывают 2 слагаемое)
- Молодцы! С заданием вы справились.

"Отдыхалочка" для глаз

Самоопределение к деятельности

Загадка:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.

Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит.
Кто скажите так шалит? (Маша)

Учитель: Да, это Маша! А как называется мультфильм? ("Маша и медведь")
- Маша принесла конверт. Давайте его откроем!
- Этот конверт поможет нам определить, чем мы будем заниматься на уроке. (Действия с числами от 1 до 10; равенство и неравенство; ромашка (состав чисел); краткая запись задачи - все помещает на доску)

- Как вы думаете, зачем нам надо хорошо уметь считать и решать примеры? (учащиеся подходят к тому, что без знания … (варианты)
- Задания к сегодняшнему уроку кто же нам приготовил? (Маша)
- Да, это строгая учительница Маша. Она хочет проверить, что вы узнали, чему научились?

Работа по теме урока

Учитель: Открываем учебник на стр. 39, читаем тему урока, находим задание № 1, выполняем.
- Перейдем к заданию от Маши. Вспомним "Состав чисел" "Заселяем домики". (На доске нарисованы "домики")

  • состав числа 8
  • состав числа 9;
  • состав числа 10

Домики

Домики "Состав числа"

3 ученика выполняют задание у доски: по 1 ученику с каждого ряда.
- Здорово, ребята, все жильцы нашли своих соседей!

Игра "Кто быстрее?"

Учитель: А теперь Маша хочет проверить наши вычислительные навыки. Проверка пройдет в виде эстафеты.
Каждый ряд получает карточку с примерами. Дети по цепочке решают примеры и передают карточку следующему. Ученик, решивший последний пример, передает карточку учителю. Выигрывает ряд, который быстрее и правильно решит все примеры.

- Давайте вспомним правила совместной работы, которые нужно соблюдать, чтобы работа получилась успешной.
- Работать должны вместе.
- Один говорит, другой слушает

- Уважай мнение другого.
- Умей слушать.
- Обсуждаем все варианты.

Ученик читает выражения с ответами, дети поднимают "светофор" или учитель сама делает итог.
- Каким действием решили примеры? (Сложением и вычитанием)
- Молодцы, все команды справились с заданием!

Упражнение в решении задач

Учитель: Сейчас, находим задание № 6 (стр. 39), порешаем задачу.
- Ребята, скажите, а что такое задача? (это рассказ)
Учитель предлагает учащимся прочитать задачу. Вспомним, из скольких частей состоит задача? (4 части - 4 шага)

  • Условие - что нам известно?
  • Вопрос - что надо узнать?
  • Решение. (Каким действием следует решать задачу? вычитанием)
  • Ответ.

- Ребята, кто желает нарисовать задачу написать решение. (1 ученик у доски)
– Запишите решение задачи самостоятельно.
7 – 5 = 2 (щ.)

Физкультминутка

- Давайте немножко отдохнем. Маша принесла нам веселую гимнастику. (Мишкина гимнастика - музыкальная)

Продолжение темы урока

Сравнение чисел и выражения

Учитель: Перейдем к следующему заданию на стр. 39 № 4.
- Ребята, вспомните правило сравнения числа и выражения, поставьте вместо кружочков нужные знаки сравнения: = (работаем самостоятельно)
- Отложите тетради, я их проверю позже и оценю вашу работу. (или взаимопроверка)

Соедини точки "Звездочка"

- На доске и вашем рабочем столе есть карточки с заданием, возьмите их.
- Какое задание вы могли бы предложить, глядя на это изображение? (Соединить точки в нужном порядке)
- Выполняйте. (дети выполняют задание)

- Что у вас получилось? (звезда)
- С помощью чего вы соединяли точки? (отрезков)
- Что такое отрезок? (часть прямой линии, заключенная между двумя точками)

- Как еще можно назвать эту фигуру? (ломаная линия)
- Какая ломаная? (замкнутая)
- Из чего состоит ломаная линия? (из звеньев и вершин)

- Сколько звеньев у этой ломаной? (10)
- Сколько всего вершин у этой ломаной? (10)
- Как обозначены вершины этой ломаной? (обозначены числами)

- Сколько кончиков у звезды? (5)
- Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Сегодня за урок всем я ставлю именно эту оценку - 5.

Рефлексия. Подведение итога урока

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
- Ребята, мы сегодня вспомнили все, что изучали на предыдущих уроках. Спасибо Маше за интересные задания.
- У Маши в лесу живет друг - ежик. (плакат на доску)

- Ежик собирает плоды урожая на зиму. А наши плоды - это наши знания!
- Давайте угостим ежика яблочками.
- Кто доволен своей работой – подарите ежику спелое яблочко - красное.

- Кто чувствовал себя неуверенно - желтое.
- Кто не все задания смог выполнить - зеленое. (дети по рядам выходят к доске и прикрепляют яблочки)

- Молодцы, ребята, ежик очень доволен, что у него все красные яблочки!
- Всем огромное спасибо!

Читайте также: