Растения и животные леса 4 класс окружающий мир школа россии конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2 и 3 классах.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

(Дети выбирают на экране ячейку, в которой спрятано задание.)

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Основное свойство почвы?

-В каких случаях почвы разрушаются?

-Какие меры принимают люди для охраны почв?

3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

«Летом рад я свежей

А сушёная в запас

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот рад поклониться.

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

1 ученик.. Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем . В народной медицине применялся водный настой корневищ папоротника при ревматизме.

2 ученик. Голубика.

Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца .

3 ученик. Белена черная

Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосеменная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

4 ученик.Чистотел большой.

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

Чистотел лечит: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанку, опухоли кожи, полипы в носу, золотуху.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Молодцы, спасибо за урок!


Слайд 1

Окружающий мир 4 класс Берестова Татьяна Николаевна Учитель начальных классов ГОУ СОШ №163 города Москвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

-Углубить знания детей о растениях и животных леса.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

II. Актуализация опорных знаний. Работа с картой

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- Каким цветом она обозначена на карте?

- Какая у зоны лесов земная поверхность?

- Какая она в сравнении с другими природными зонами?

III. Самоопределение к деятельности (слайд № 2)

- А бывали ли вы в лесу?

- Как вы понимаете, что такое лес? (Слайд №3.)

- Сейчас я вам раздам листочки, а вы составите кластер, напишите какие у вас возникают ассоциации со словом лес.

- Что вы написали в своих листочках? (зачитывают ответы)

- Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения)

- Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие новых знаний

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

1. Работа в группах.

- Перед вами гербарий. Рассмотрите и ответьте на вопрос.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №6)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №7)

- Рассмотрите какие еще в этих лесах деревья. (слайд №8)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №9)

- А какие в хвойном лесу? (слайд №10,11)

2. Практическая работа.

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

«Летом рад я свежей

А сушёная в запас

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот рад поклониться.

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

Тип урока: формирование новых знаний, (широкое применение межпредметных связей: история + литература + биология + география + экология).

Форма урока: урок-беседа.

Настенная карта природных зон России, аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон, медиапроектор, компьютер, экран, картины художников и т.п.

Образовательные: рассмотреть типы лесов России их факторы размещение, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; рассмотреть лес с точки зрения литературы, живописи, экологии, биологии и др.

Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.

Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине; экологическую культуру.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опрных знаний

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

Конкурс рисунков: “Какой я представляю себе тундру” с кратким комментированием.

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Выполнение теста “Тундра” (слайд 2)

1. Зона тундры расположена .

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена .

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры .

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ..

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают .

а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, волки, лемминги;
в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).

III. Введение в тему

Учитель: Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Леонова , который сказал:

"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".

Кто же этот милый дед и хранитель урожаев?

Конечно же лес. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне).

А теперь расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.).

Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес – одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи и перевитые лианами дальневосточные дебри – все это лики одного явления, имя которому – лесная ландшафтная зона.

Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России".

Мы посмотрим на лес не только с точки зрения географии, изучив факторы формирования, размещения, особенности растительного и животного мира разных его типов, но и с точки зрения литературы, истории, биологии, живописи, экологии. И попробуем понять, что же значит лес для русского человека.

  1. Кормилец человека и животных (Грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)
  2. Древесина

Сами деревья – мощные фабрики биомассы. На каждом гектаре лесов ее сосредоточено более 250 тонн. Древесина для топлива, строек, поделок, сырье для промышленности – дубильное, лекарственное, красящее:

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из русских лесов!

В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни, оздоравливается.

Учитель обращает внимание на картины художников, говорит о писателях и поэтах, всегда воспевавших лес в своих произведениях (М.Пришвин, К.Паустовский :), о композиторах (М.Глинка, И.Глазунов., П.Чайковский :).

Так как он во многом сформировал черты характера и психологии русского человека.

В лесу укрывались во время смуты, войн, а еще лес защитник полей и урожаев.

Лес – это огромная система, отдельные части которой очень тесно сплетены, взаимосвязаны. И нарушение этих взаимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтому так страшны вырубки лесов, лесные пожары, уничтожающие тысячи гектаров леса. Ежегодно в нашей стране 600 тыс га леса вырубается и примерно столько же сгорает. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий;
  • рациональное использование древесины.

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий. В Томской области действует 16 заказников, решается вопрос о создании заповедника в Тегульдетском районе и национального парка в междуречье. Охраняются памятники природы (Кисловский бор, Большой муравейник.)

Руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад

IV. Работа по теме

Первый раздел нашей страницы "Географический".

В самом начале нашего урока вы называли разный лес. Каждый из них выделить на карте невозможно. Поэтому их объединяют в типы. Посмотрите на карту природных зон России и назовите те леса, которые выделены. (Дети называют: тайга, смешанные и широколиственные леса, муссонные леса Дальнего Востока).

Россия занимает первое место в мире по площади лесов и, конечно, самая большая доля (80%), самая древняя и снежная ландшафтная зона России – приходится на тайгу. Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Таёжные зоны России стали формироваться ещё до наступления ледников.

"Сила и очарование тайги, – писал А.П. Чехов, – не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что одни только перелетные птицы знают, где она кончается:"

Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30. 50°С. По мере продвижения с запада на восток климат тайги становится более континентальным. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима. В Якутии сохраняется довольно мощный слой вечной мерзлоты.

Когда мы произносим или слышим слово "лес", то сразу возникает перед глазами. (деревья).

Тайгу образуют различные хвойные породы деревьев, что и объясняет разный внешний облик тайги. Часто встречаются темнохвойные елово-пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Кроны елей плотно сомкнуты, под ними селятся ковры изо мха, а другие растения в нижних ярусах плохо переносят постоянную тень и поэтому развиты слабо. Так же западносибирская тайга богата сосной, лиственницей, на местах пожарищ растут береза и осина.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны как в Евразии, так и в Северной Америке.

Давайте поиграем в аукцион. Каждый ряд по очереди называет деревья, пока не выйдет из игры. (Дети называют, выявляется рад – победитель).

Как правило называют деревья, которые широко распространены, учитель после этого рассказывает об отдельных породах, растущих на Дальнем Востоке (о пробковом дереве, о железной березе, о лианах, которые обвивают стволы елей, пихт и кедров, лимоннике и др.).

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, закрепление карточек на карте). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины “Смешанный лес”).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (рисунок).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (рисунок).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, закрепление карточек на стенной карте). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина “Широколиственный лес”).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена)

Лес является домом для животных, поэтому четвертый раздел страницы "Зоологический".

Я предлагаю вам назвать животных леса, так же по рядам (аукцион, выявление победителя).

А теперь скажите, все ли перечисленные животные обитают вместе? Среди названных есть те, которые обитают во всех типах лесов России, а есть те, которые характерны только для одного.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Выполняют движения под музыку. Следят глазами за движениями фигур

V. Закрепление

Итак, мы рассмотрели с вами один из самых больших в нашей стране природных комплексов – лес.

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

После этого учащимся предлагается внести в таблицу по пять типичных представителей древесных пород тайги, смешанных и широколиственных лесов и лесов Дальнего Востока

О лесе можно говорить бесконечно, но мы ограничены рамками урока.. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?

Ожидаемые ответы: лесовосстановительные работы; создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий, рациональное использование древесины.

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий. В Томской области действует 16 заказников, решается вопрос о создании заповедника в Тегульдетском районе и национального парка в междуречье. Охраняются памятники природы (Кисловский бор, Большой муравейник.)

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев. В Японии, например, 99% (хвоя, кора, ветки идут на производство кормов и удобрений).

VI. Домашнее задание

Дома: Предлагается написать небольшое сочинение-размышление на тему "Сохраним лес – сохраним жизнь на земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа Плешакова А.А. Составитель – Кудряшова Наталья Петровна, учитель начальных классов.

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зон лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД: познавательные – умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать обосновывать свою точку зрения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Технологии: развивающего обучения, сотрудничества

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

2. Графический диктант.

Утверждение

Знак согласия/несогласия

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

Дикие северные олени обычно живут стадами.

В тундре добывают нефть и природный газ.

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

3. Индивидуальное задание на карточке.

- Запишите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре.

- Перечислите экологические проблемы тундры.

- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

4. Работа в парах.

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2,7 на стр. 43, 45 рабочей тетради.

(Для своего выступления ученики используют записи выполнения задания 8 на стр. 46 рабочей тетради.)

III. Самоопределение к деятельности.

Здравствуй , лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говориться о лесе, значит мы отправимся в лесную зону.)

- Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.

(Учитель фиксирует на доске предположения детей.)

- Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

- Найдите на карте природную зону лесов, что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, ещё одна часть – широколиственные леса – светло-зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

2. Работа в группах.

- На стр. 95-96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будете выполнять. Те, кто выбрал первое задание, садятся за стол №1, второе – стол №2, третье – стол №3.

(Ученики выполняю задание, работая в группах, пользуясь учебником, атласом-определителем, гербарием, энциклопедиями.)

План ответа первой для группы

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План ответа второй для группы

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

План ответа третьей для группы

1. Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).

V. Первичное закрепление.

Рассказ первой группы.

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария или слайдов). У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на земля, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в природе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шише и её семян).

Рассказ второй группы.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи (показ гербария или слайдов). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающаяся семенами (показ рисунка). Осина имеет круглые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки (показ рисунка). Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи имеют острый кончик (показ рисунка).

Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна – крылатые (показ плодов клёна).

Рассказ третьей группы.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок или слайдов). Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Цепи питания, характерные для леса:

растения – заяц-беляк – рысь;

растения – мышь-полёвка – соболь.

VI. Физкультминутка.

VII. Работа по новой теме.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Проработаем в парах и выполним задание 1 на стр.46.

(Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте).

- Выполним задание 2 на стр.47, работая в группах.

- Выполним задание 3 на стр. 48.

(Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)

2. Кроссворд.

(Работа в парах или группах.)

- Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтёте название ещё одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

1. Хвойное дерево – новогодняя гостья. (Ель)

2. Лиственное дерево-медонос (Липа)

3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья. (Сосна)

4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей (Пихта)

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (Берёза)

7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён)

8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (Ясень)

9. Лиственное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина)

11. Лиственное дерево, соцветия (серёжки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья вплоть до опадания остаются зелёными (Ольха).

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница).


VIII. Подведение итогов урока.

- Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?

IX. Рефлексия.

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем надо ещё поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание.

1. Прочитать текст на стр. 95 – 102 учебника.

2. Выполнить задания на стр. 48 – 50 рабочей тетради.


-75%

Читайте также: