Хармс веселый старичок конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока : помочь детям повторить и обобщить материал раздела; развивать внимание и творческие возможности детей с помощью игр со словами; развивать навыки работы в группе.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

II. Постановка цели урока

- Сегодня мы поиграем со словами, как это любили делать

поэты, с творчеством которых мы знакомились на послед-

них уроках.

III. Закрепление и обобщение

1. Обобщающая беседа.

- Что такое ОБЭРИУ (ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и др. писатели.) Слайд 2

- Какие и чьи произведения в этом разделе вы выучили наизусть?

- Какими языками владел А. Введенский? (Немецким и английским).

- Для чего он их использовал? (Он переводил сказки Ш. Пер-ро и Братьев Гримм.)

По очереди одна команда задает рифму другой, используя прием чистоговорок (ко-ко-ко-ко. ра-ра-ра-ра.).

Учитель должен держать наготове карточки со слогами, чтобы помочь детям, если они затрудняются. Стихотворные строки учитель записывает на доску. Выигрывает та команда, у которой смешнее и быстрее получаются стихи.

3. Назови быстро слово, к которому подходят все опреде

- Круглое, красное, спелое. (Яблоко.)

- Круглая, желтая, спелая. (Дыня.)

- Круглый, легкий,воздушный. (Шар.)

- Круглое,золотое,жаркое. (Солнце.)

- Жаркое, урожайное, дождливое. (Лето.)

- Дождливый, серый, хмурый. (Вечер.)

- Холодная, морозная, снежная. (Зима.)

- Белый, холодный, растаявший. (Снег.)

- Белый,пушистый,ушастый. (Заяц.)

- Белый, пушистый, вязаный. (Шарф.)

Игра проходит по командам. За каждый правильный ответ команда получает очки.

Обе команды ищут слова внутри слов. Можно использовать буквы двух слов сразу и в любом порядке. Потом по очереди называют по одному. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

Детей необходимо учить играть в эту игру, используя систему. Например, сначала все слова на букву А, потом на Б и т. д.

( Слова: ар, арба, араб, бар, баба, банщик, бак, башка, барак, брат, банка, барс, брак, икра, ишак, карта, краб, кий, май, мир, март, маска, мастак, марка, мишка, матрас, рама, раб, рак, риск, рис, шарм, шар, шик; Шарме, Маршак.)

IV. Физкультминутка Слайд 6

Знайте, не бывает лодки без реки. Праздника без песни, хлеба без. (муки). Дождика без тучи, розы без шипов, Сказок без начала, леса без. (грибов). Знайте, не бывает моря без волны, Шутки - без улыбки, марта - без. (весны). Летчиков - без неба, армий - без полков, Школ - без переменок, драк - без. (синяков). Знайте, не бывает дружбы без друзей, Лестниц — без. (ступенек, дома — без. (две-рей).

Утра - без рассвета, дыма - без. (огня). В общем продолжайте дальше без меня. (М. Пляцковский)

-Какие бы вы вопросы придумали к этим произведениям?

VII. Работа над пословицами. Задание 6, с. 186

Взаимопроверка. Слайд 8, 9

IX. Итог урока

- Понравилось ли вам играть со словами? Награждение победителей конкурсов и игр.

Домашнее задание: Задание 6, с. 186 выучить пословицы. Слайд 10

Прикреплённые файлы:

Цели: знакомство с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора, развитие интереса к русской культуре, воспитание любви к своему народу, формирование навыков работы в группе, в паре.

Ресурсы и оборудование:

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • расширение и обогащение словаря читателя;
  • осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
  • развитие навыка соотношения элементов произведения с иллюстрациями;
  • развитие навыка выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • использование речевых средств, ИКТ.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • привитие любви к русской литературе;
  • развитие навыков самостоятельности, доброжелательности, сотрудничества со сверстниками;
  • развитие умения работать в паре и группе, не создавая конфликтов, находить выход из спорных ситуаций;
  • использование речевых средств для представления результата деятельности;
  • развитие творческого потенциала.

Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная;
  • Работа в парах, в группе.

Сценарий урока:

1. Организационный момент

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.

2. Актуализация знаний

– Чтобы узнать сегодня на уроке что-то новое, интересное, нам необходим очень важный предмет. Но, что, же нам поможет? Попробуйте отгадать!

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

3. Подготовка к основному восприятию учебного материала

Работа в паре.
Собрать пословицы.
У детей задание на листке, дано в таблице.
Остальные пословицы о чтении, а не про книгу.

4. Проверка домашнего задания

5. Определение темы и цели урока

6. Введение в тему. Знакомство с авторскими произведениями

7. Включение в систему знаний и повторение

8. Рефлексия учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

развить широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Учащиеся получать возможность:

1. осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения:поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

2. формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учащиеся получать возможность:

1. познакомиться с творчеством А. Введенского;

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь,

Материалы для учителя: учебник, презентация.

Ход работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Коррекционная работа

Этап мотивации(самоопределение к учебной деятельности).

Приветствует учащихся . Создает эмоциональный настрой на уроке. Здравствуйте., сегодня урок литературного чтения проведу у вас я – Екатерина Юрьевна.

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на урок

принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Формирование правильной осанки

Этап актуализации пробного действия.

На уроках литературного чтения вы знакомились с самыми разными детскими журналами.

-Ребята, перед началом нашего урока, я вам предлагаю вспомнить авторов, с которыми вы уже знакомы. Это А. Введенский и Д. Хармс.

-Какие их стихи вам запомнились?

Речевая разминка.

-Сейчас с вами проведём речевую разминку.

Читаем все вместе.

Воспринимают информацию на слух.

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения,

Развитие основных мыслительных операций;

Развитие слухового внимания и памяти.

Этап построения проекта.

-Но чтобы хорошо читать, надо уметь читать правильно.

-Вот вы уже умеете читать, скажите, вы сможете прочитать это стихотворение?

-Можно ли по названию узнать о чем это стихотворение?

-Кто такая лошадка?

-Я предлагаю вам вместе рассмотреть иллюстрацию на стр. 183. Какая здесь лошадка?

-Попробуем проговорить это слово с разной интонацией.

-Какая интонация подойдет?

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

Формирование монологической речи.

Этап реализации построенного проекта.

-Ну а теперь, перейдем к чтению.

-Вам понравился стих? Мне тоже он очень понравился. Каждый раз, когда перечитывала его, удивлялась, какая умная лошадка.

Организует работу над новым словосочетанием-закладывали дрожки.

Дрожки- легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

Организует физминутку.

-Вернемся к нашим героям.

-Что вам понравилось в этом стихотворении? А что удивило?

-А кто управляет лошадкой? Прям как в сказке.

-Как вы думаете, старушки в праве были рассердиться на лошадку?

-А вас не удивило, что лошадка ничего не говорит, а молча действует?

- Скажите, какая лошадка по характеру?

-Да ребята, в нашей литературе вы еще не раз встретите умных лошадок.

-Ребята, подумайте, почему лошадке подарили тетрадку и букварь.

-А сейчас, я вам предлагаю выполнить работу в парах. Подумайте, а если бы она не умела читать, что было бы с нашими героями?

Изданные сочинения для детей:

Произведение для детского музыкального театра

Сборники песен для детей

Грампластинки для детей

И вот мы попадаем в другую комнату, по нынешним понятиям несколько старомодную. Большой дубовый комод. Массивные кресла. Стол, покрытый скатертью с бахромой. На стене черная раковина репродуктора, над дверью - оленьи рога. Очень много книг. На антресолях - библиотека.

В этой обстановке и проходит действие пьесы. Бабушке, которую мы только что видели на сцене, столько же лет, сколько теперь ее внуку. И зовут ее все в доме ласково - Аленушка. Сегодня - воскресенье. Теплый летний день 22 июня. Все готовятся к большому семейному торжеству. У няни день рождения, и главный подарок - спектакль, в котором участвуют все любящие ее люди: мама и папа, две сестрички - Аленушка и Маша, тетя и дядя, сосед - военный врач. Такие спектакли не впервые в этом доме. На этот раз решено поставить пьесу по сказкам Андерсена. Из библиотечного шкафа вынимают старенькие зачитанные книжки. Распределяют роли. Героев получается больше, чем артистов. Поэтому каждый будет играть несколько ролей. В ход идут разные сказки. Мама будет феей печали и фрейлиной, тетя - феей радости, доктор - злой тролль и сам Андерсен, дядя - император и попугай, папа - поэт и соловей, Машенька - принцесса, а Аленушка - принц. Срочно сооружаются костюмы. Все, что есть в доме, идет в ход: мочалка - борода тролля, поварёжка - скипетр императора. Из куска картона вырезают корону, раскрашивают ее золотой краской, кусок материи становится романтическим плащом, наброшенным на плечи поэта. В комнату приглашают няню. Заботливо усаживают в кресло.

Композитор с энтузиазмом принялся за работу. Написал больше половины номеров - шесть из предполагавшихся десяти. Сыграл Норе Райхштейн, которая уже проводила репетиции с артистами Ленинградского молодежного театра. Песенки получились очень милые сами по себе. Их прекрасно могли бы исполнить артисты театра, на сцене которого идет немало музыкальных спектаклей, даже рок-опера. Но возникал вопрос: а могли бы их петь герои спектакля, которые ставят любительскую пьесу-импровизацию? Не трудно ли им будет?

Доктор торопливо уходит. Папа завешивает окно черным плащом, мама плачет, дети растерянно смотрят на взрослых. И только слышен одинокий голос концертино, поющий тему ушедшего детства.

Человеком, который написал текст для данного произведения является

В жанровом отношении лимерик (если не совсем по форме, то по духу), нелепица, рифмовка тавтологическая и перекрестная, 3 строфы.

Жил на свете старичок

И смеялся старичок

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука,

Но схватившись за бока,

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль!

Ги-ги-ги да га-га-га,

Го-го-го да буль-буль!

А, увидя стрекозу,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу!

Го-го-го да бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах, ах!

II. Основная часть

Песня написана в куплетной форме (три куплета) , куплет представлен в виде квадратного, однотонального периода, состоящего из двух предложений (8+8).

3т. вступление а + в

Период замкнутый, завершается полной каденцией в основной тональности. Период не повторного строения, 2е предложение не повторяет музыкальный материал, а вводит новый. По характеру музыки и особенностям музыкального материала можно предположить, что первое предложение - это запев, а второе припев.

2.2. Особенности музыкального языка.

t1612507359aa.jpg

Во втором предложении опорные басовые звуки дублируют вокальную партию, тем самым более ярко подчеркивают смену настроения и одновременно являются дополнительной поддержкой в нисходящем альтерированном движении мелодии.

t1612507359ab.jpg

Вторая фраза второго предложения аккомпанемент полностью дублирует вокальную партию, образуя подвижный фон, основанный на гармонической фигурации основных аккордов тональности приводя к полной заключительной каденцией.

t1612507359ac.jpg

 53 VI 53 D 7 T 53

4х тактовая лейттема:

t1612507359ad.jpg
t1612507359ae.jpg

Данная фраза состоит из двух мотивов, где первый мотив задаёт эмоциональный тонус своим скачкообразным нисходящем движением по квартам который сменяется восходящем волнообразным подъемом мелодической линии во втором мотиве. Первое предложение строится двух одинаковых фразах в основе которых лежит данный четырёх тактовый лейтмотив повествовательного характера.

В основе второго предложения лежит нисходящее движение по альтерированным ступеням с последующим волнообразным подъёмом по звукам аккордов. Благодаря такой выразительной мелодике композитор создаёт обобщенный образ всего произведения.

Диапазон вокальной партии: d1-c2. Тесситура вокальной партии достаточно удобна, используется средний регистр. Объём диапазона не превышает октаву.

t1612507359af.jpg

Метроритмическая организация музыкального языка в данном произведении основан на рациональном чередование одинаково повторяющихся ритмических фигур в размере 2/4. Основная метрическая единица – восьмая. Она определяет пульсацию и постоянное ритмическое движение. Восьмые создают эффект иронии и сорказма. Развитие построено по принципу многократного повторения одной и той же ритмической формулы

Динамика очень связана с содержанием музыкального и поэтического текста. Произведение начинается на mf, рисуя образ весёлого старичка (1-8такты), россыпь звукоподражаний (собственно, смех) исполняется на f  mf  p  mf  f (9-16 такты). Второе предложение является кульминационной где смех неунывающего старичка стал его оружием и спасением от неприветливости мира. Стоит так же обратить внимание на то, что Г. Партнов использует внутри фразовые динамические волны ( crescendo, diminuendo ), добавляя большей выразительности музыкального языка.

Ладотональный и гармонический язык. Основная тональность анализируемого произведения - C - dur , подчёркивающий весёлый озорной светлый образ. Произведение однотональное, композитор не применяет сложных тональных сдвигов, отклонения внутри формы осуществляются только в тональность субдоминанты ( F dur ).

t1612507359ag.jpg
t1612507359ah.jpg

Т 5 3 D 7  IV 7 (S) VI 6  6 -5  ( C-dur)  5 3

Каждое построение завершается плагально на тонической функции, что придаёт форме лаконичность и завершённость. Композитор использует трезвучия главных ступеней и их обращения: Т 5 3 , Т 6 , S 5 3 , D 5 3 . Из диссонирующих аккордов вводит D 7 и  6 -5.

2.3. Выразительные средства исполнения.

В этом сочинении Портнова уживается доступность и простота с изобразительными, остроумными композиторскими находками, расчет на быструю и легкую запоминаемость - со строгим вкусом.

В свою очередь говоря о фразировке, не стоит забывать о других выразительных средствах, которые синтезируют её – динамику, агогику, штрихи.

Анализирую форму, четко определяются границы фраз их мотивное сходство и различие. Данный период квадратного строения, состоящего из двух предложения, из чего следует что структура каждого предложения строиться на двух фразах по четыре такта. Первые две фразы построены на одинаковом мотиве, когда как последующие фразы абсолютно различны. Окончание фразы, переход от фразы к фразе, а также начало новой фразы совершается при помощи цезур, не обозначающихся в нотах.

Особенности исполнительского дыхание . Дыхание в произведении бесшумное, берется по фразам каждые четыре такта учитывая особенности детского певческого голоса. Смена дыхания должно происходить по возможности в момент цензуры.

t1612507359ag.jpg
t1612507359ah.jpg

Можно сказать, что одним из факторов, влияющих на фразировку, составляет освоение артикуляции и дикции в процессе работы над данным произведением. Артикуляция способствует формированию музыкальной мысли, а характер певческой дикции зависит от характера весёлого неунывающего человека, который воссоздаётся на протяжении всей песенки. Слова произносятся легко, активно и близко, этому способствует подвижный темп и неназойливая простая мелодия. В фрагменте где звучит имитация человеческого смеха слова должны быть подчеркнуто весомыми.

2.4. Методико-педагогический анализ исполнения произведения

Исполнитель должен проанализировать три основных составляющих: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, которую он должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Трудность художественного пения, то есть пения, где главной задачей является создание музыкально-вокально-словесного образа, заключается в том, что певцу нужно на время представить себя в главной роли, полностью ощутить и пережить любые волнения и перепады настроения главного образа. Научить совмещать в себе как бы два лица: одно – действующее, другое – наблюдающее за своими действиями. Он одновременно должен быть и певцом, и режиссером. Справится с этой задачей поможет воображение, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения.

К интонационным трудностям в произведении относятся:

- квартовые нисходящие скачки при движении мелодии:

t1612507359ai.jpg

t1612507359aj.jpg

- чередование больших и малых секунд, полутоновые повторы

t1612507359aj.jpg
t1612507359ak.jpg

В помощь исполнителю, педагог может предложить прослушать, как фраза звучит на инструменте, а также сам ее продемонстрировать, прибегая к методу мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.

Нужно прорабатывать каждый сложный фрагмент в медленном темпе, выстраивая точную мелодическую горизонталь, не забывая, что тоническое мажорное трезвучие выстраивается с ориентацией на устойчивое интонирование I и V ступени и завышение III ступени, придающей трезвучию мажорную окраску. При интонировании необходимо иметь чёткое слуховое ощущение тональности и опорных звуков в ней.

Музыкальные фразы анализируемого произведения начинается с мелодической вершины с последующим нисходящем движении, исполнитель, опасаясь слишком яркого начала, может извлекать слабый, тусклый и невыразительный звук. Оптимальным решением здесь может быть ориентировка на силу звучности последнего тона предыдущей фразы: как правило, новая фраза начинается либо на той же звучности, либо тише, чем конец предыдущей фразы.

Работа над темпом и метроритмом чрезвычайно обширна. Основным средством сохранения единства темпа в данном произведении служит ощущение счетной единицы (восьмая длительность при быстром темпе). Здесь очень важен самоконтроль, когда не педагог и не метроном будет указывать на изменение темпа, а собственный мозг, собственное чувство ритма ученика. Если не уверен - вернись к метроному. Произведение необходимо выровнять полностью, добиться темпового единства. При подвижном темпе с постоянным движением коротких длительностей, исполнитель может загнать темп, и укоротить счетную единицу. В данном случае можно темп взять чуть - чуть сдержаннее, но так, чтобы не терялась легкость, игривость и выразительный смысл произведения.

Также при разучивании произведения можно прибегнуть к использованию ритмических рисунков, которые проговариваются характерными ритмослогами с тактированием или показом пульса. Длительности и ритмические группы произносятся следующими слогами по системе В.Б. Брайнина.

Яркий непосредственный образ произведения, требует различных штриховых приёмов звуковедения. В работе над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает особого внимания выравнивание гласных. Сложность исполнения нон легато во втором предложении, заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным. Здесь может помочь хорошая артикуляция и четкая дикция.

Использование твёрдой атаки при выражении прямой речи, нужно помнить о том, что при твёрдой атаке идёт дополнительная нагрузка на связки, и, поэтому, её нельзя применять постоянно.

Читайте также: