Образование национальных государств в европе 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В России появился особенный жанр русского народного творчества - частушки. Они будоражат душу, веселят весь народ, радуют слух, позволяют вздохнуть полной грудью. Но не только положительные эмоции несут частушки, но и с ними легко грустить и печалиться, легче переносить трудности, невзгоды, несчастья.

Так данный жанр народного искусства помогал русскому народу пройти всю войну и пережить утраты любимых и родных людей. До сих пор наша культура хранит частушки о Великой Отечественной войне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпоха империй в Европе и Азии закончилась, и на их руинах возникли новые неза­висимые национальные государства. В конце Первой мировой вой­ны стала распадаться габсбургская Австро-Венгрия, значительную часть населения которой составляли славянские народы. В октябре 1918 г. образовалась Чехословацкая Республика, оказавшаяся в числе держав-победительниц (чехи и словаки, дезертировавшие из австро-венгерских частей, воевали на стороне Антанты). Первым президен­том Чехословакии стал Томаш Масарик. Большинством её населе­ния были чехи и словаки, однако на севере и северо-западе страны в Судетах значительную часть составляло немецкое население (более 3 млн человек). В Чехословакии также проживали украинское и вен­герское национальные меньшинства.

Земли южных славян (хорватов, сербов, словенцев), входившие в состав Австро-Венгрии, в конце 1918 г. объединились с Сербским королевством и Черногорией в государство, получившее название Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). Доминирующей силой в новом государстве стали сербы, получившие таким образом компенсацию от Антанты. Однако сербская велико­державная политика в многонациональном государстве встречала противодействие со стороны других народов. Особенно сильным бы­ло оппозиционное движение в Хорватии. Немецкоязычная Австрия провозгласила себя республикой в ноябре 1918 г.


Манифестация в Праге в поддержку независимости Чехословакии. Октябрь 1918 г.

Распад Российской империи привёл к образованию независи­мых государств Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии, а также Финляндии.

Отсутствие чётких национальных границ в Европе, постоянное перекраивание государственных границ, часто происходившее в ре­зультате войн, приводили к постоянным межнациональным конф­ликтам и подвергали угрозе стабильность на континенте. Народы, создавшие независимые государства, сами нередко начинали при­теснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, венграми в Румынии, немцами в Чехословакии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Котикова Алена Владимировна.

Конспект урока по истории Всеобщей для проведения в 11 классах.

Тема: Образование национальных государств в Европе.

Тип урока: комбинированный урок.

образовательная: совместно с обучаемыми выяснить события, происходившие после распада трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Германской;

развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, логически мыслить, сравнивать события, происходившие в новообразованных государствах;

воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на фоне того, что именно после революции в России – модель построения советского общества стала актуальной во многих молодых государствах послевоенной Европы.

Методы: фронтальный опрос, анализа происходящих событий, синхронизации и хронологии фактов, логического мышления, наглядность, работа с картой, с текстом учебника и отрывками из исторических источников, метод инновационных технологий.

Оборудование: учебник История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с; рабочие тетради, раздаточный материал; мультимедийная доска.

Опрос Домашнего задания (по п. 1-2). Количество вопросов взято из расчета 15 чел. учащихся:

1. Предпосылкой к Первой мировой войне послужило: (образование 2-х блоков Тройственного союза и Антанты).

2. Австро-Венгрия, Германия, Италия … - (государства, входившие в Тройственный союз)

3. Россия, Великобритания и … - государства… (Франция, входившие в Антанту)

4. 28 июня 1914 г…. (убийство эрцгерцога Франца Фердинанда)

5. Франц Фердинанд – наследник престола… (Австро-Венгрии)

6. Гаврило Принцип – представитель какого государства? (Сербии)

7. Первая мировая война началась… (28 июля 1918 г.)

8. Австро-Венгрия объявила войну Сербии… (28 июля 1918 г.)

9. Какое государство и когда объявило войну России в ходе Первой мировой? (Германия, 1 августа 1918 г.)

10. Какие государства заявили о своем суверенитете до 1917 г.? (США, Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и др.)

12. В сентябре 1914 г. – битва… (на р. Марна)

13. На стороне какого блока выступила Япония? (Антанта)

14. Во время какой битвы впервые использовались новинки огневой техники: огнеметы, аэропланы, танки (р. Сомма)

15. Во время какой битвы впервые использовались отравляющие газы? (р. Ипр)

16. Количество жертв с обеих сторон по итогам битвы у Вердена… (ок. 1 млн.)

17. Одно из самых крупных морских сражений войны, происходившее с 31 мая по 1 июня 1916 г. …(Ютландское)

18. Количество государств, принимавших участие в Первой мировой войне … (38)

19. Главный итог Первой мировой войны: (распад 4 империй)

20. Как на начальном этапе войны реагировало население на начавшуюся Первую мировую войну? (поддерживало национальную идею, подъём патриотического духа)

21. Почему уже в первые недели войны ограничивались демократические свободы в государствах? (в условиях войны невозможно)

22. От чего страдали и от чего выигрывали государства, объявившие нейтралитет? (от потока беженцев от спроса продовольствия, обмундирования и пр. нужд войны)

23. Как профсоюзы содействовали идеологии войны? (сдерживали стачки рабочих, пользуясь своим авторитетом)

24. Какие 2 организации оказывали основную массу помощи беженцам? (МКК и АРА)

25. В каких условиях содержались пленные солдатские низы? (борьба за выживание: антисанитария, отсутствие надобного питания, эпидемии)

26. Почему пленные офицеры содержались в лучших условиях, чем пленные солдатские низы? (были информированы; возможен выкуп)

27. На территории какого государства социал-демократы проводили конференции? (Швейцария)

28. Назовите основных членов социал-демократической конференции в Швейцарии. (В.Ленин, Карл Либкнехт и Роза Люксембург)

29. С какого периода начинается массовый антивоенный общественный подъем? (Весна 1916 г.)

30. Назовите годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

Новый материал:

1. Крушение империй

2. Образование Чехословакии

3. Образование Югославии

4. Воссоздание польского государства

5. Образование Австрийской республики

6. Создание Венгерского независимого государства

7. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи

8. Образование Латвии, Литвы, Эстонии

9. Установление Веймарской республики в Германии.

Актуализация темы. На экране изображение некоторых почтовых марок государств, которые будут изучены на уроке. Учащиеся должны внимательно рассматривать каждое изображение, вглядываясь и допрашивая его. На основании этого приходят к выводу, что сегодня мы будем на уроке изучать новые послевоенные государства, образовавшиеся в ходе распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империи.

1. Крушение империй

Слово учителя.

В след за революцией в России, революции охватили и другие страны Европы.

Распад империи на территории Австрии отличался от России и Германии. Еще летом 1918 г. страны Антанты создали национальные организации чехов, словаков, поляков, украинцев и южнославянских народов. Они выступали за независимость своих административно-территориальных образований.

В Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии – гражданская война, - отклик на события в революционной России.

В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны, об устройстве единой Германии. Сложным был вопрос о том, под чьей эгидой состоится объединение Австрии или Пруссии.

Однако, военные и политические успехи Пруссии пугали Францию. Правительство Наполеона III сочло своевременным в 1870 г. начать против Пруссии войну. Пруссия оказалась более подготовленной к войне, чем Франция. На первом этапе Франко-прусская война являлась для немцев исторически прогрессивной, так как они стремились завершить национальное объединение Германии. Франция же ставила целью задержать объединение германских государств в единое государство и сохранить за собой преобладающее влияние в Европе.

Страх перед революционными выступлениями рабочих вынудил французское правительство на скорейшее заключение мира (10 мая 1871 г.). Победа Пруссии над Францией довершила дело объединения Германии в единое государство – Германскую империю. Франция потеряла Эльзас и Лотарингию, а также обязалась выплатить контрибуцию в размере 5 млрд франков.

Политическая раздробленность Италии, произвол чиновников, полиции, монополия дворянства на власть, феодальная зависимость крестьян от помещиков служили тормозом дальнейшего развития капитализма и вызывали общее недовольство буржуазии, широких народных масс и толкали их на революционную борьбу.

Читайте также: