Человек и ландшафт 8 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Эти ресурсы в процессе жизнедеятельности человека постоянно потребляются, изменяются, а нередко и уничтожаются. За исторический период большинство природных территориальных комплексов России в той или иной степени испытали воздействие человека.

Таким образом, в составе ландшафтов появились новые элементы, образование которых полностью связано с хозяйственной деятельностью человека. Соответственно, эти элементы называются антропогенными, а сами ландшафты — природно-антропогенными. Тем самым подчеркивается, что природно-антропогенные ландшафты, хотя и созданы человеком, в своем развитии подчиняются природным закономерностям.

Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных?

Многие виды природно-антропогенных комплексов внешне практически ничем не отличаются от подобных им природных образований. Например, озера в заброшенных карьерах так же начинают зарастать водной растительностью, как и естественные озера, в них водится такая же рыба и т. д. А кто может отличить старые еловые или сосновые лесопосадки от коренных ельников и сосновых боров? Как и в коренных лесах, в них тот же древесный ярус, также идет возобновление молодыми елочками или сосенками, такой же наземный покров, водятся такие же звери и птицы.

Рис. 99. Аграрно-индустриальный ландшафт

Природно-антропогенные ландшафты, которые постоянно используются в хозяйстве, как, например, сельскохозяйственные или лесохозяйственные, приходится непрерывно контролировать, управлять процессами, происходящими в них. Если их полностью предоставить самим себе, то с течением времени они чаще всего разрушаются и превращаются в другие комплексы. Например, многие массивы подмосковных березовых и осиновых лесов возникли на месте старых заброшенных пашен (сельскохозяйственных ландшафтов). Однако встречаются и такие природно-антропогенные комплексы, которые, раз возникнув, продолжают существовать длительное время без каких-либо усилий на то со стороны человека. Примером таких комплексов могут служить пруды и водохранилища.

Мало кто теперь знает, что знаменитое Сенежское озеро в Солнечногорском районе Московской области — это не природный водоем, а водохранилище на реке Сестре, образованное плотиной, построенной в XVIII в. по указанию Петра I.

Какие бывают природно-антропогенные ландшафты?

Наиболее распространенными видами природно-антропогенных ландшафтов в России являются сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные. В сельскохозяйственных ландшафтах естественный растительный покров сменился пашнями с посевами культурных растений или пастбищными лугами. В лесохозяйственных — коренные древесные породы замещены вторичными или лесопосадками. В промышленных ландшафтах глубокие изменения коснулись всего комплекса природных компонентов, включая и горные породы. Среди них выделяются ландшафты, связанные с добычей полезных ископаемых: глубокие карьеры и обширные отвалы горных пород.

Особое место среди ландшафтов, созданных человеком, занимают те, где главной составной частью являются различные сооружения или технические приспособления, изготовленные из искусственных или естественных материалов. К ним относятся городские ландшафты и природные технические комплексы. Несмотря на то что они созданы и существуют благодаря постоянным усилиям человека, развитие их происходит как по экономическим, так и по природным закономерностям.

Рис. 100. Молодой город в тайге

Рис. 101. Беломорско-Балтийский канал

Чем отличается сельскохозяйственный ландшафт от природного?

Практически все сельскохозяйственные угодья — это природные территориальные комплексы, преобразованные в процессе сельскохозяйственного производства в природно-антропогенные. Сельскохозяйственные природно-антропогенные комплексы сами по себе очень недолговечны и без поддержки человека (проведения различных мероприятий: распашки, сенокоса, выпаса скота и т. п.) очень неустойчивы и вообще существовать не могут. Например, в лесной зоне заброшенные поля за какие-то 10—20 лет начинают покрываться лесом и возвращаются в исходное состояние.

А при неумелом использовании земли происходит смыв верхнего плодородного слоя почвы и образование оврагов. Чтобы этого не допустить, сельскохозяйственными ландшафтами необходимо управлять. Важную природоохранную роль в ландшафтах, подверженных эрозии, могут выполнять полезащитные лесополосы. С помощью лесополос люди научились управлять ветром и водой в сельскохозяйственных ландшафтах. Зона влияния лесополосы примерно в 30 раз превосходит ее высоту. Именно на это расстояние меняется микроклимат прилегающих участков, в жаркую погоду снижается температура воздуха. Лесные полосы — надежная преграда иссушающим ветрам. Зимой они преграждают путь метелям и накапливают снег (высота снежных сугробов на их опушках достигает 2—3 м). Весной с их помощью затягивается снеготаяние и почва лучше насыщается влагой. В результате урожайность сельскохозяйственных культур, находящихся под защитой лесных полос, возрастает почти наполовину.

Рис. 102. Сельскохозяйственный ландшафт

Как можно сохранить устойчивость рукотворных лесов?

В настоящее время в России широко распространены такие ландшафты, в которых были созданы искусственные посадки леса (лесные культуры). Устойчивость лесокультурных ландшафтов поддерживается лесохозяйственными мероприятиями: вырубкой ненужных и посадкой необходимых деревьев, их подкормкой удобрениями, защитой от вредителей и т. д. При хорошем уходе такие комплексы могут существовать многие десятки лет и даже не одно столетие.

Почему культурный ландшафт можно считать образцом рукотворного?

Человек с глубокой древности преобразовывал природу. И сейчас мы видим, что нас повсеместно окружают городские, сельскохозяйственные, промышленные, лесокультурные и даже рекреационные ландшафты. Но все ли они благоприятны для человека, животных и растительности?

Культурный ландшафт — это природно-антропогенный комплекс, сознательно созданный для практического использования, постоянно регулируемый (управляемый) и охраняемый от неблагоприятного воздействия. За таким ландшафтом должен вестись надлежащий уход. Культурный ландшафт должен отличаться гармонией природы, человека и хозяйства, высокой культурой природопользования, основанной на научном знании.

Рис. 103. Церковь Покрова на Нерли

Культурных ландшафтов в России создано еще очень мало. Наиболее ярким примером культурных ландшафтов могут быть садово-парковые ландшафты в окрестностях Санкт-Петербурга (Царское Село — ныне в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга, Павловск, Петродворец — ныне часть Петродворцового района Санкт-Петербурга) и Москвы (Архангельское, Кусково).

Рис. 104. Фонтаны Петродворца

Рис. 105. Парк в Архангельском. Пушкинская аллея

ВЫВОДЫ

В природе практически не осталось ландшафтов, не затронутых хозяйственной деятельностью человека. Более того, с каждым годом разнообразная деятельность приводит к формированию новых образований, дотоле не существовавших в природе, — природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафтами будущего станут культурные ландшафты, в основе которых будет полная гармония взаимоотношений всех компонентов природы и деятельности человека.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Географии "Человек в ландшафте" 8 класс

Тема: Человек в ландшафте.

1. Обучающая – формирование представлений о Рельефе России.

2. Воспитательная – воспитание чувства ответственности посредством самостоятельной работы.

3. Развивающая – развитие умений работы с картами и раздаточным материала.

Оборудование: Физическая карта России, Атлас 8 класса, карта природных зон.

Тип –изучение нового материала, вид – урок-лекция

Основные смысловые блоки

I Организационный момент

II Изучение нового материала

2. Человек в ландшафте.

Ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека, следует подразделять на культурные и природно-антропогенные. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) представляют собой комплексы, которые раз возникнув под влиянием человеческой деятельности, в дальнейшем развиваются самостоятельно.

Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека[2]. Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт - это "система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды". Инголд трактует "ландшафт, как мир в том виде, в каком он известен и представляется его обитателям". Ландшафт - это образцы активности, трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности.

Географический ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — одно из фундаментальных понятий географии, 1) характер геопространственной структуры участка земной поверхности; 2) конкретная часть земной поверхности с единой структурой и динамикой.

Иногда ландшафтом именуют основную единицу физико-географического районирования территории; генетически единый район (неделимый по зональным и азональным признакам) с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером поверхностных и подземных вод, закономерным сочетанием почв, растительных и животных сообществ. Такое употребление данного термина следует считать устаревшим, так как отсутствуют четкие критерии однотипности и генетической общности характеристик, используемых при выделении таких единиц.

2. Человек в ландшафте.

Многообразие человеческой деятельности в ландшафтах приводит к их изменению. Измененные ландшафты, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на человека и его хозяйственную деятельность. Последствия взаимодействий для общества могут быть положительными или отрицательными. Проведя объективные измерения показателей, оценивающих состояние ландшафта, определяют направленность последствий и делают анализ. Отрицательным последствиям воздействия человека на ландшафт уделяется основное внимание.

2.1. Воздействие общества на ландшафты.

Воздействие общества на ландшафты можно разделить на группы:

- изъятие из ландшафта энергии или вещества;

- преобразование компонентов ландшафта или его процессов;

- подача в ландшафт энергии или вещества;

- привнесение технических или техногенных объектов в природу. В результате воздействия общества на ландшафт:

- ухудшается качество компонентов ландшафта;

- нарушаются или изменяются межкомпонентные связи в геосистемах;

- уменьшаются природные ресурсы ландшафта;

- ухудшаются экологические условия;

- ухудшаются условия ведения хозяйства и работы техники;

- уменьшается количество и ухудшается качество продукции.

Ухудшение использования ресурсов ландшафта в производственной деятельности из-за внутрихозяйственных и межхозяйственных связей приведет к отраслевым отрицательным последствиям и передастся на опирающиеся другие отрасли, не связанные с ресурсом. Таким образом, воздействие человека на ландшафты через производственные цепные реакции способно вызвать изменения во всем производственном комплексе.

Важно также учитывать зависимость между силой воздействия, степенью изменений и размерами последствий. Воздействие на ландшафт оценивают показателем - нагрузкой на ландшафт. Допустимое воздействие, не приводящее к нарушению свойств и функций ландшафта, определяется понятием - норма нагрузки, при превышении которой ландшафт разрушается, считается критической или предельно допустимой. Обоснова-ние и разработка норм нагрузок относятся к нормированию. Нормирование позволяет определить границы допустимых нагрузок и измерить их с помощью нормативных показателей. Значения нормативных показателей определяются социально-экономическими потребностями общества, способностью ландшафта саморегулироваться, самоочищаться, самовосстанавливаться. Разработанные нормативы направлены на сохранение ресурсов ландшафта и их воспроизводство и выступают одним из способов управления природопользованием и природообустройством.

Результат воздействия хозяйственной деятельности человека на ландшафт можно охарактеризовать:

- изменением его строения, состояния, функционирования;

- изменением текущей динамики;

- нарушением хода природных циклов и тенденций естественного саморазвития;

- различной реакцией на техногенные нагрузки;

- изменением механизмов устойчивости;

- выполнением новых функций;

- надежностью выполнения новых функций и интегральным управлением геосистемами;

- негативными последствиями в ходе выполнения новых функций;

- возможными негативными последствиями на соседние ландшафты;

Изменения в ландшафтах в конечном итоге зависят от естественных факторов, антропогенно-техногенных воздействий и свойств самого ландшафта. Естественные факторы характеризуются зональными условиями, ритмичностью их проявлений (периодом) и размахом колебаний (амплитудой); считают, что геосистемы в таких условиях находятся в устойчивом состоянии.

Активное воздействие выражается в изъятии из ландшафта или привнесении в него вещества или энергии. Например, дождевание изменяет влажность почвы и улучшает условия роста растений, а энергия падающей струи дробит и перемещает почву, т. е. имеет место одновременное поступление вещества и энергии.

Техногенные воздействия на геосистемы разделяют на очаговые и площадные. Очаговое воздействие связано с использованием природных ресурсов, имеющих очаговое распространение. Например, карьер в горнодобывающей промышленности, локальные источники вод и других ресурсов. Площадные воздействия распространены на большие территории: пашни, пастбища, лесные угодья и др.

При воздействии человека на ландшафт наибольшему измене-нию подвергаются почва, биота, водный и тепловой режимы. Их трансформация вызывает обратимые изменения в геосистеме. Необратимые изменения в ландшафте последуют после нарушения твердого фундамента, рельефа, климата, так как эти компоненты - основные входы в геосистему, через которые извне поступает вещество и энергия. Преобразование твердого фундамента и мезорельефа формирует совершенно новые геосистемы - антропогенные, т. е. созданные человеком (отвалы, карьеры, овраги и др.) и оказывает влияние на почву, биоту, водный и тепловой режимы. Антропогенные геосистемы изменяются по законам природы, но скорость их трансформации превосходит темпы изменений, происходящих в естественных условиях, так как воздействие человека изменило условия поступления или расхода вещества и энергии, что повлияло на интенсивность природных процессов. Технические сооружения интенсивно обмениваются веществом и энергией с окружающей их средой. Каналами связей между компонентами геосистемы и техническим сооружением являются контактные поверхности сооружения с геосистемой. Наиболее активные изменения в зоне влияния технических сооружений в геосистемах происходят в первые годы (годы резких изменений исходных состояний) их эксплуатации. Затем идет период изменений наиболее инертных компонентов геосистем. Далее скорость изменений в геосистеме замедляется, трансформация продолжается, но темпы ее постепенно приближаются к естественному фону.

В результате в геосистеме устанавливается новое устойчивое состояние. Временные изменения в структуре геосистем от воздействия различных техносистем и в разных природных условиях изучены недостаточно. Здесь важно время релаксации, т. е. продолжительность периода основных изменений при перестройке геосистемы. Минимальное время перестройки геосистем длится 10. 15лет.

Помимо временных изменений в геосистеме изменяется ее пространственная структура, так как в прилегающих к техническому объекту геосистемах активизируются горизонтальные и вертикальные связи.

Зоны влияния технической системы определяют по ареалам распространения преобразованного компонента геосистемы, например зона агротехнической обработки почвы или любая другая, в которой после воздействия произошли изменения природных условий. Отчетливо эти зоны выделяются в местах размещения водохранилищ, осушительных систем, каналов, перерабатывающих предприятий и т.д. В зоне производственного воздействия сильно преобразуется вертикальная и горизонтальная структура геосистем, разрушается и смывается почвенный покров, геосистемы загрязняются, угнетается, повреждается и уничтожается биота. Поэтому, природные ландшафты при воздействии человека изменяются существенно или коренным образом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по географии 8 класс

РАЙОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ НА КАРТАХ

Цель: формировать у учащихся знания об единицы физико-географического районирования; выяснить научное и практическое значение физико-географического районирования; определить принципы разделения единиц физико-географического районирования на территории Украины; формировать практические навыки работы с картой физико-географического районирования.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся:

- называть единицы физико-географического районирования;

- анализировать карту физико-географического районирования Украины;

- делать выводы относительно проявлений широтной зональности на территории Украины, необходимости применения зональных природоохранных мероприятий.

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Поздравление. Настройка учащихся на успех.

ИИ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Объясните, с какой целью классифицируют ландшафты.

- Выясните, какие выделяют единицы классификации ландшафтов.

- Объясните, по каким факторам осуществляют эту классификацию.

- Выясните, какие классы ландшафтов выделяют в пределах Украины и по каким критериям.

- Назовите типы ландшафтов в пределах современной территории Украины. В осветите, как влияет на ландшафты хозяйственная деятельность человека.

- Назовите, к каким классу, типу, подтипу, виду принадлежат ландшафты нашей местности.

Первые научные работы из природного районирования территории Украины создан в 1922 г. на основе геолого-геоморфологических признаков по П. А. Тутковским.

Заслушивание доклада об исследованиях П. Тутковского и К. Геренчука.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В зависимости от того, какой предполагается ответ, учащиеся должны написать определенную цифру:

2 - широколиственные леса

- Для этого типа ландшафта характерен коэффициент увлажнения меньше чем 0,6.

- Этот тип ландшафта сформировался в условиях умеренно теплого и влажного климата на водно-ледниковых, ледниковых и древних речных суглинистых и песчаных отложениях.

- Этот тип ландшафта сформировался в условиях умеренно теплого климата с близким к оптимальному соотношением тепла и влаги.

- Этот тип ландшафта сформировался под дубравами, буковыми, буково-дубовыми и грабовыми лесами.

- В пределах этого типа ландшафта выделяют три подтипа.

- Этот тип ландшафта сформировался под дубравами и луговыми степями.

Ответы: 4, 1, 2, 2, 4, 3.

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вы уже знаете, что любой крупный природно-территориальный комплекс содержит малые природные комплексы. Среди них есть зональные, те, что обусловлены широтным распределением солнечной радиации по земной поверхности, и азональные, обусловленные геолого-геоморфологическими факторами.

V. изучение НОВОГО материала

Методический прием "Nota bene" (заметка на полях)

Физико-географическое районирование предполагает выделение и описание обширных территорий, для которых характерно определенное единство и неповторимость компонентов природы.

Ведущим фактором, определяющим разнообразие природных комплексов (ПТК), является климатический процесс. Они в частности подчинены закону Широтной зональности.

Другой подход заключается в том, что определяющим фактором формирования ландшафтов считают геолого-геоморфологические условия территории. Этот фактор не связан с Широтной зональностью, его называют азональным. При этом за наибольшую единицу районирования берут физико-географическую страну.

Проработать материал учебника, ознакомиться с тремя основными факторами, которые обусловливают зональные и азональные признаки природы.

Физико-географическая страна представляет собой обширную территорию, выделяемую по положению в пределах крупных геологических структур, принадлежностью к крупным формам рельефа и природных условий. Она характеризуется известным единством геологической структуры, общностью макрорельефа атмосферных процессов, специфическими проявлениями географической зональности или высотной поясности (определенным набором природных зон или высотных поясов). В пределах физико-географической страны преобладает один класс ландшафтов (равнинный или горный). Украина расположена в пределах трех физико-географических стран: Русской равнины, Украинских Карпат и горного Крыма.

Физико-географическая провинция (край) — часть природной зоны (или под зоны), выделяемая по морфоструктурным особенностям рельефа и континентальности климата; в горах-по характеру высотной поясности. В составе провинции (края) выделяют области.

Ниже единица районирования — физико-географический район. В его рамках преобладает один вид ландшафта. На равнинах физико-географический район отличается однородным геологическим строением, преобладанием одного типа рельефа, подобным климатом, однотипным сочетанием гидротермических условий, почв, растительных и фаунистических комплексов.

Ученики работают с материалом учебника и картой физико-географического районирования. Задача. Определить особенности размещения основных единиц физико-географического районирования на территории Украины.

Карта физико-географического районирования

Во время знакомства с картой ландшафтов Украины она кажется несколько сложнее, чем карты отдельных природных компонентов. Это действительно так, потому что во время ее укладки демонстрируют немало указателей каждого из ландшафтов, но у нас есть ключ к карте — ее легенда.

На контурной карте обозначьте границы физико-географических стран и зон на территории Украины.

Задача. С помощью ландшафтной карты Украины установите закономерности распространения равнинных типов ландшафтов.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Объясните, зачем классифицируют ландшафты. Назовите и покажите на карте физико-географические зоны Украины. На какие мелкие природно-территориальные комплексы подразделяются физико-географические зоны? По каким факторам физико-географические зоны делятся на подзоны, зоны и подзоны — на края, края — на области и районы?

VII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Назовите ключевые понятия, которые вы сегодня впервые услышали. Почему нужно изучать свойства ландшафтов? Как вы считаете, понадобятся ли вам знания о физико-географических зонах в повседневной жизни?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проработать § 31 учебника.

Ознакомиться с картой физико-географического районирования Украины, ее содержанием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать влияние человека на ландшафт. Изучается в курсе "Введение в лашдшафтную экологию".

Урок"Человек и ландшафт"

1. Познакомить учащихся с влиянием человека на ландшафты.

2. Выявить особенности природного и антропогенного ландшафта.

3. Определить виды антропогенных ландшафтов, рассмотреть влияние человека на природные ландшафты.

4. Способствовать эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию.

развивать коммуникативные способности,

формировать навыки работы в коллективе,

воспитывать умение слушать друг друга,

учить декларировать полученный результат.

Методы: репродуктивный, исследовательский, наглядный, диалогический, программированный.

Оборудование: физическая карта России, схемы, видео, презентации, доска, конверты с заданиями, фломастеры, листы бумаги.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие классу, объяснение особенностей посадки на этом уроке.

II. этап урока: Изучение нового материала.

Ученики видят видеоряд изображающий разнообразные природные ландшафты и антропогенные. Слышат звук классической музыки.

Вопрос:Как вы думаете что изображено? Как можно назвать одним словом?

Прочитайте у себя на листах определение ландшафта? На каких предметах вы встречались с этим понятием?

Как вы думаете, что изучает ландшафтная экология?


В чем связь этих объектов? А в чем различия?Рисунки1-6.

Ответы учащихся могут быть разнообразны ( ПТК, городские ландшафты, антропогенные ландшафты, красота, гармоничность).

Когда мы с вами говорим о ландшафтах, то указываем, что они подразделяются

Природный (естественный) природно-антропогенный антропогенный.

Чем же они различаются?

“Антропогенное влияние человека на природу”.

Все мы любим природу, но человеку для его жизни, надо осваивать природные территории - ландшафты и он активно вторгается в природу.

Человек постоянно изменяет ландшафт, такие ландшафты называются природно-антропогенными. Существует несколько видов природно-антропогенных ландшафтов - (слайд)

Ландшафты:

1. Природный.

2. Антропогенный.

3. Природно-антропогенный:

ПТК – территория, обладающая определённым единством природы. Закономерное сочетание географических компонентов.

Целостность и устойчивость – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью его компонентов.

Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, полная противоположность природному ландшафту. Ландшафт, изменённый человеком.

Проблемы: загрязнение вод, воздуха, почв; радиоактивное загрязнение.

Примеры ландшафтов Цель создания Положительное воздействие на природу Отрицательное воздействие на природу
Плотины, водохранилища Водоснабжение города, сельского хозяйства Рыбное хозяйство; регулировка уровня воды; микроклимат становится мягче Образуются обрывы, осыпи, оползни. Подъём почвенно-грунтовых вод. Образование болот. Загнивают и погибают леса
Крупные города Для жилья людей, их пользы, для семьи, хороших условий Положительного воздействия нет Загрязнение природы

Вывод: городские ландшафты проявляют больше отрицательного воздействия на ПТК, чем природно-технические ландшафты. У городских ландшафтов нет положительного воздействия на природу.

Читайте также: