Слог игра собери слово перенос слов правила переноса конспект

Обновлено: 02.07.2024

I. Организационный этап.
- Приветствие учащихся.
Ребята , здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Минутка чистописания.
1. На доске напечатаны буквы: Жж
Посмотрите , какую букву мы будем сегодня писать . Дайте характеристику звуку [ж].
Напишите строчку ,чередуя эти буквы.

2. На доске запись: Жизнь дана на добрые дела.
Прочитайте пословицу , запишите её на следующей строчке.
Подумай те ,как понимаете смысл этой пословицы каждый .
А теперь обсудим в группах по кругу .(Сингл раунд робин)Начинаем обсуждение с партнёра №1.Проверяем.Отвечает стол № .. партнёр№…

III. Словарно-орфографическая работа.
1. Игра– Пока Незнайка нес нам слова, он потерял самые важные буквы.
К . рандаш, п . нал, м . шина, д . журный.
Задания.
– Запишите слова в тетради, подчеркните все гласные в словах. Какое “лишнее” слово? (пенал). Подчеркните его..
Проверка:
Обсудим в группах .Каждый называет 1 слово и называет гласные ,которые подчеркнул . Начинаем с партнёра №…
– Почему пенал “лишнее” слово? (2 слога.)
– Сколько гласных, сколько слогов?
Вывод: Сколько гласных, столько и слогов.

2. Работа над развитием речи со словарными словами.
Составление предложения со словарным словом пенал. Запишите своё предложение .Поделитесь сначала с партнёром по лицу, а потом с партнёром по плечу.Выберите самое интересное предложение в вашей группе .Какой стол желает озвучить своё предложение.

IV. Закрепление пройденного материала.
– Незнайка часто спешил, не доводил начатого до конца и очень часто ошибался. Друзья – коротышки над ним смеялись, а, слушая его, говорили, что такого не бывает.
Игра “Так бывает?”
1. – Незнайка написал предложение со словом пенал, допустив ошибку. Найдите ее.
Карандаш положу в пен-ал.
– Какую вы нашли ошибку?
– Как можно перенести слово?
- Чтобы еще лучше закрепить правило, послушай-ка Незнайка стихотворение – игру.
(Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.

– Первую тайну письма мы открыли Незнайке.

Задание.
– Вот вам слова, разделите их для переноса.
Дуб, лист, гриб, куст.
– Слова из 1-го слога не переносятся, одна буква не остается на строке и не переносится.
Задание.
– Измените, слова так, чтобы их можно было перенести.
Образец: Дуб – ду-бы. (по карточкам)Карточки проверяет учитель после урока.

V. Микс пэа шэа
Встали задвинули стульчики. Двигаемся по музыку.Создаём пару. Отвечаем на вопросы поставленные учителем.( 10 секунд)

Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.

Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е

Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай - ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль - шой, подъ - езд.

VI. Работа по учебнику.
Перенос слов. Стр. 8 упр.121 Работа в группах (Континиус Раунд Робин)Записываем слова , деля их на слоги начинает партнёр№ 4. Если кто не согласен со своим партнёром ,обоснуйте почему .

VII. Итог урока.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
3-й уровень 1–2-й уровень
Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.

Ася – яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

2. Вывод.
– Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чем – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

ЦЕЛИ: научить делить слова на слоги и для переноса; развивать связную устную и письменную речь; воспитывать интерес к русскому языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, учебники, таблички с названиями команд, разрезанные карточки с названием команд.

ПРАВИЛА ИГРЫ: класс делится на две команды. В игре четыре конкурса – гейма. В каждом гейме команда получает задание и выполняет его. За каждое правильно выполненное задание команда получает балы. Побеждает команда, набравшая большее количество балов.

- Возьмите на своих партах карточки и соберите слово. Полученное слово будет названием команды, а вы ее игроками.

- Команды готовы? Начинаем.

- Команды по очереди задают вопросы одна одной. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. Если соперники отвечают неверно, то команда, задававшая вопрос отвечает сама.

  1. Как называется язык, на котором мы сейчас говорим?
  2. Назовите вторую букву русского алфавита.
  3. Назовите буквы русского алфавита. Которые обозначают гласные звуки.
  4. Сколько букв в слове ИЮЛЬ?
  5. С какой буквы начинаем писать предложение?
  6. Как перенести слово СОН?
  7. Как определить количество слогов в слове?
  1. С какой буквы пишутся имена людей?
  2. Назовите пятую букву русского алфавита.
  3. Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
  4. Сколько букв в слове ИЮНЬ?
  5. Как перенести слово НОЧЬ?
  6. Назовите буквы русского алфавита, которых нет в белорусском языке.
  7. Сколько слогов в слове ЯМА?

Капитаны выходят к доске и выполняют задание: поделить слова на слоги и для переноса.

Нарисую, имя, прибежать.

Березка, идет, прочитать.

Составить со слов предложения, записать предложения в тетради.

Нина, школы, домой, пришла, со.

Мама, Галя, помогает, ферме, на.

Плывут, по, облака, небу.

Дворе, на, лужицы, замерзли.

Обе команды получают одно задание. Побеждает команда, выполнившая задание первой. Упр. 99, стр. 58. выписать выделенные слова, поделить их для переноса, подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

- Подсчитаем полученные балы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс.

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов.


Урок русского языка в 1 классе на тему: "Слог. Перенос слов"

Знакомство учащихся с правилом переноса слова по слогам. Отработка умения делить слова на слоги. Определение способов переноса.


технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно.

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов.".


Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в 3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.


Конспект урока. Тема :"Деление слов на слоги. Перенос слов".

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме "Деление слов на слоги. Перенос слов".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  • Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
  • Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Методы: частично-поисковый

  • проблемный
  • - репродуктивный- работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: парная работа;

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;- рабочая тетрадь;

  • карточки;
  • - мультимедийный проектор, экран;
  • - компьютер;
  • электронное приложение к учебнику

- I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Дети: Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

  • Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

Январь, яблоко, язык, ягода.

  • Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, - встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

- В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

- Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель: Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

- Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

Вот как я слова перенес:

- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

- Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.

А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.

  • Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.

V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала.

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… - Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Слог. Перенос слова.

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  • Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
  • Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Методы: частично-поисковый

  • проблемный
  • - репродуктивный- работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: парная работа;

Оборудование : учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;- рабочая тетрадь;

  • карточки;
  • - мультимедийный проектор, экран;
  • - компьютер;
  • электронное приложение к учебнику

- I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Дети: Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске : Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

  • Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

Январь, яблоко, язык, ягода.

  • Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, - встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

- В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

- Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель: Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

- Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

Вот как я слова перенес:

- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

- Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.

А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.

  • Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.

V . Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала .

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… - Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

Учитель: Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Конспект урока русского языка "Перенос слова"

  • познакомить учащихся с правилом переноса слов;
  • развивать умение делить слово на слоги и переносить с учетом особенности слогов;
  • ознакомить с правилами переноса слова с мягким знаком, й в середине слова;
  • развивать речь, внимание и память;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

I. Самоопределение.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Чистописание.

- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах

Трава, дрова, сорока, труд

III. Словарная работа

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота!

Работай без лишнего счёта,

Всё счастье земли – за трудом! (В. Бирюков)

- О чем говориться в стихотворении?

- Объясните, как вы понимаете, что такое работа?

* Нахождение в действии

* Занятие, труд, деятельность

* Служба, занятие как источник заработка

* Продукт труда, готовое изделие

- Подберите слово близкое по значению слову работа (труд)

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Работе – время, потехе ч…с.

- Какая буква пропущена? Объясни.

- Спиши, поставь в словах ударение. Раздели слова на слоги.

IV. Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите? (33).

- Что такое буква?

- Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные).

(Ученик читает стихотворение)

Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.

- Какие бываю речевые звуки? (Гласные и согласные).

- Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

- Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!

- Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

V. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

- Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.

VI. Знакомство с новым материалом.

1. – Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам . (Под диктовку с комментированием).

- Разделите каждое слово на слоги. Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (На доске: Бро-дит ста-до по лу-гам).

Как надо переносить слова? (По слогам).

Запомните это правило:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

- Прочитайте правило в учебнике. Что вы ещё узнали?

Не переноси: Переноси правильно:

осёл мо - роз

яма кни - га

мост во – ро - бей

Помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

2. Упражнение 81 ( у доски работает ученик)

VII. Физминутка.

Вы старались, вы писали
И немножечко устали
Вверх поднимем ручки
И дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют).
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!

3. - Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

Переноси правильно:


(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка способствует формированию умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Цель: Раскрыть значимость гласных звуков и их особенности.

1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слова, на которые оно делится при произношении.

2. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. Учиться переносить слова с одной строки на другую.

3. Развивать у ребят логическое мышление, кругозор, внимание и память.

4. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- В алфавите 33 буквы.

- В неделе 8 дней.

- Гласный звук образует слог.

- В радуге 7 цветов.

-В слове конь 3 буквы.

- В слове цветы ударение падает на первый слог.

Объявление темы урока.

Сегодня будем продолжать учиться делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков, учиться списывать слова, произнося их по слогам.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

Откройте свои рабочие тетради и приготовьтесь к письму. Обратите внимание на правила при письме. Записываем число и классную работу. Ребята а какое первое задание мы выполним в тетради?(минутка чистописания). Правильно . а вот какую мы с вами будем прописывать букву подскажет загадка. Слушаем и отгадываем.

Стер с бумаги ластик наш

Все что сделал карандаш

А чернила не сумел

Превратился в букву…(Л)

3.Минутка чистописания.

-Ребята, а какие буквы Л вы знаете?(заглавная и строчная). Молодцы.

-А когда мы пишем заглавную букву?

- Когда пишем строчную букву Л?

- Какие это элементы?

- Какие это элементы?

- Давайте напишем заглавную букву Л соблюдая дистанцию между буквами. Теперь пропишем строчную букву л.

- Отметьте у себя самую красивую заглавную и строчную букву и отметьте букву которая не получилась.

4. Словарно-орфографическая работа.

К рзина, яг да, м рковь, в робей, п суда, м роз, гор д, л пата, ж вёт.

- Какое слово лишнее и почему?

- Какая орфограмма в слове живёт?

- Что общего у остальных слов? (Во всех словах пропущена буква О).

- Какие это слова?

- Почему мы должны их выучить наизусть?

Вам предстоит записать в тетрадь слова в алфавитном порядке.

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Обратите внимание на каллиграфию письма.

- С какими орфограммами мы работали?

Вывод. Мы работали с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Это словарные слова, правописание их надо запомнить.

Проверка по готовому образцу.

Поднимите руки, кто записал слова без ошибок?

5.Усвоение нового материала, построенное как развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

- Какое сейчас время года?

- Чья картина перед вами?

- Как она называется?

Мы с вами знаем, что многие известные художники, писатели и поэты любили это прекрасное время года и посвятили весне свои замечательные произведения.

И мы сегодня на уроке поговорим о весне.

1. Зрительный диктант.

Весной я шёл по лесной тропинке.

Внимательно прочитайте предложение и запомните его.

Закройте глаза и представьте предложение зрительно (запись на доске закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка. (Открывается запись предложения на доске).

- На какие орфограммы мы должны обратить внимание? Проверку будем делать с конца предложения.

(Дети называют орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне).

- В какой части слова пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выделите корень в именах существительных.

6.Формирование цели урока.

Прежде чем выполнить следующее задание скажите, что нужно знать, чтобы переносить слова? ( Уметь делить на слоги ).

На что обращаем внимание, когда делим слова на слоги? ( На гласный ).

Гласные звуки слог перенос слов

- О чём вы должны помнить? (В слове столько слогов, сколько гласных).

- Может ли слог состоять только из одного звука?

- Да может, но только из гласного звука. Любой слог образует только гласный.

- Назовите такие слова . (О-са, и-ва ).

- А теперь скажите, можем ли мы перенести слова с одной строки на другую так, как мы разделили их на слоги? (Нет, не можем).

- Почему? ( Потому что есть определённые правила, как надо переносить слова с одной строки на другую).

-Какие правила переноса мы знаем?

Нельзя оставлять и переносить на другую строку одну букву. Например:………..

Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Букву Ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Если в слове есть удвоенные согласные…

По ходу выполнения упражнений будем закреплять наши знания.

(Открывается запись на доске).

Тра_ка з_ленеет , солнышко бл_стит.

- Какие орфограммы пропущены? (Устный разбор слов с пропущенными орфограммами.

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы.

- Что вы записали? Докажите, что это предложение. Дайте ему характеристику.

-Над какими орфограммами работали?

- Вызвало ли что-то у вас затруднения?

-Как проверяли написание безударной гласной?

Задание. Подчеркните главные члены предложения, сверху напишите, какой частью речи они выражены. (Ученик работает у доски).

- Разделите слова на слоги.

- Ребята, давайте устно добавим несколько предложений к предложению на доске:

(Дети добавляют свои предложения).

- Что у нас получилось? (текст).

- Докажите, что это текст.

- Как можно его озаглавить?

7. Психологическая физминутка.

- Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в весеннем лесу, и послушайте музыку леса.

- Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

8. Развитие умений.

- А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь запомнить их. Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова с чёрточкой для переноса слов.

- Подберите к ним проверочные слова и напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

почта п__сьмо

лейка гр__дка

квартира в__нна

Проверка. Дети по очереди комментируют с места написание орфограмм, учитель на доске записывает слова

- Разделите все слова на слоги вертикальной линией.

- Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (шум, мост)

Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться делить слова на слоги и переносить их с одной стороны на другую).

9.Дифференцированная работа.

Сейчас у нас будет работа по карточкам.

Поставьте на полях знак самооценки:

уверен в своих силах – плюс;

сомневаешься – знак вопроса;

не уверен – минус.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки и вы должны выбрать одну на выбор по своим силам.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

(Дети выполняют работу.)

Проверка работ у всех детей.

- Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!

- Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.

- Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

- Чем мы занимались на уроке?

- Что нужно делать для того, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Читайте также: