Русский язык 6 класс 1 урок конспект

Обновлено: 05.07.2024

2. Представление о литературном языке как образце национального языка.

3. Представление о языковой норме.

4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского языка.

Литературный язык — основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Основные виды норм русского литературного языка — орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Орфографические нормы – это правила написания слов.

Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-11, 170, 178; 191.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 4 – 11; 159.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский язык – один из самых развитых языков мира. В русском языке богатейший лексический запас, много синонимов, образных выражений, позволяющих выразить точно мысли и чувства. Например, о добром человеке можно сказать, что он добродушный, благодушный, добросердечный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, добряк (добрячок), душа-человек, человек редкой души.

В русском языке много способов словообразования, он постоянно развивается, пополняется новыми словами, а старые слова выходят из активного употребления.

Литературный язык – это язык повседневного общения, официально-деловых документов, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил, соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Правила закреплены (кодифицированы) в справочниках, школьных учебниках, словарях современного русского языка.

При любом общении важно знать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические нормы литературного языка, который является образцом.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения. В русском языке, например, в безударной позиции гласные ослаблены: гласная о в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как а: с[а]бака. Чётко произносятся только те гласные, которые находятся в сильной позиции (под ударением): дом, сок, стол.

Ударение в русском языке разноместное, поэтому возникают трудности с его постановкой. Например, где поставить ударение в слове кухонный? Обратимся к орфоэпическому словарю. В нём можно узнать, на какой слог падает ударение. Ку́хонный – ударение на первый слог.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к появлению речевых ошибок. Например, словосочетание пернатые птицы содержит лексическую ошибку, так как прилагательное пернатые уже употребляется в значении птицы. Значение слова можно узнать в Толковом словаре.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение. Например, правильно говорить две ученицы (не двое учениц), оплатить (что?) проезд (не оплатить за проезд). При затруднении необходимо обращаться к грамматическим словарям.

Орфографические нормы – это правила написания слов. Какую букву выбрать в слабой позиции в слове ска(з/с)ка? На помощь приходит орфографическое правило: чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое проверочное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Проверяем: сказать – сказка, в корне пишем букву з. Как пишется (при)мне: слитно, раздельно или через дефис? Правило гласит: предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Значит, при мне. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово, в котором ударение поставлено верно.

Правильный ответ: премирова́ть.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте пропущенные слова в текст.

Русский язык – один из развитых языков мира.

В русском языке много способов ______, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются __________ слова, выходят из активного употребления ________.

Пропущенные слова: новые, словообразования, старые.

Правильный ответ. В русском языке много способов словообразования, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются новые слова, выходят из активного употребления старые.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу.

1. Работа с эпиграфом.

Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.

  • Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
  • Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.)

Предложения распределяются между учениками:

- Определите тип предложения по цели высказывания.

  • Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)
  • Перестройте повествовательное предложение: На улице идет дождъ в вопросительное.

- Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?

- Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите.

- Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь.

(Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.)

- Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык - один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику.

Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

  • Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.
  • В упражнении 1 доказательства того, что русский язык - развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

- Что изучает фонетика?

  1. Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?
  2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа - налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.

Морфемика и словообразование

  • Что изучают морфемика и словообразование?
  • Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.

нет не есть доблии

ряхая доблесть неряха

горн сей день гончар

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Первый урок русского языка в 6 классе.

Велик и могуч русский язык

Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка.

Вспомнить изученное в 5 классе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.

Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

Развивать логическое и творческое мышление учащихся.

Расширять словарный запас языка.

Развивать познавательные способности учащихся.

Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.

Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Технологии урока: компьютерные, игровые, групповые.

«Истинная любовь к своей стране

немыслима без любви к своему языку.

I Актуализация полученных знаний

-Записать эпиграф в тетрадь.

-Как вы понимаете слова русского писателя, тончайшего знатока русского слова и мастера русской речи?

-А какие мудрые изречения о русском языке вы помните наизусть?

II Мотивация деятельности учащихся

Чтобы овладеть тайнами русской речи, необходимо упорно тренироваться, углубляя знания. Попробуем вспомнить все, что изучали, чтобы настроиться на работу в течение года.

III Систематизация и обобщение полученных знаний

- Сделать синтаксический разбор предложения.

Языку мы учимся и должны

учиться до последних дней своей жизни.

- Определите, сколько раз встречается звук а в предложении:

Я люблю свою лошадку. (Один раз под ударением)

3. Орфоэпия.

-В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных?

Бомбардировать, премировать, баловать, транспортировать, гравировать. (Транспортировать)

4. Словообразование.

-Выделите основу и окончание в следующих словах:

Какао, наголо, лето, горло, около, разъярено (животное), стемнело, весело. (Разъярено, лето, горло, стемнело)

5. Стилистика. Порядок слов.

-Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

Сдайте тетради учителю, в которых вы работали.

На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики.

6. Морфология. Омонимия частей речи.

-Сколько слов из списка можно понять и как существительное и как глагол?

Бой, вой, пой, стой, лечь, печь. (Волчий вой – не вой на луну; рой яму – пчелиный рой; печь пироги – русская печь)

7. Орфография. Объяснить правописание.

Дело верши, да не спеши.

Рожь кормит сплошь, а пшеничка по выбору.

Честное здравствование сердцу на радость.

Острый язык – дарованье, длинный – наказанье.

За пазухой грош на всякое время хорош.

IV Домашнее задание:

- Выучить наизусть высказывания мастеров слова о русском языке (не менее пяти).

V Рефлексия.

С каким настроением вы начнете учебный год?

Что вам понравилось на уроке?

Кто доволен своими результатами повторения?

Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?

VI Использованная литература и электронные источники:

Краткое описание документа:

Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка.

1. Вспомнить изученное в 5 классе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.

2. Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.

2. Расширять словарный запас языка.

3. Развивать познавательные способности учащихся.

1. Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.

2. Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Технологии урока: компьютерные, игровые, групповые.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 15.07.2015 8615
  • DOCX 21.7 кбайт
  • 212 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Медведева Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Воспитательные : формировать бережное отношение к родному языку как средству общения, обращая внимание на его богатство, образность, выразительность.

Приветствие. Поздравление с началом учебного года

Знакомство с учебником

Авторы учебника договорились с нами об использовании специальных значков( видим, кубик-рубик, значит это задание над которым нужно подумать немного подольше, т.к оно сложнее.

Дальше мы видим наши любимые цифры над словами 1-5, что это значит?

(Вспоминаем виды разборов. Напоминаю ребятам, что выполнять разборы нужно всегда)

Ребята, как вы понимаете это высказывание? Как называют человека, любящего Родину?

2. Давайте откроем с. 4 и посмотрим на словосочетания в рамочке.

Развитый ребенок и развитой язык. Слова похожи, но есть и различия.

Давайте найдем в толковом словаре значение слова развитой.

(Один из учеников находит значение слова с помощью словаря Ожегова)

1. Достигший высокой степени развития. Развитая промышленность . 2. Духовно зрелый, просвещенный и культурный. Развитой юноша.

Развитый ребенок (переходящий от одного уровня к другому)

3. Работа с учебником с. 4 упр. 1

Читаем текст. Устно выполняем задание(если дети устали работать устно, можно записать ответ на вопрос в тетрадь)

Чтение выразительное на оценку.

4. Общение всегда происходит по-разному, в разных ситуациях

Так ли это? Давайте проверим!

Важно ли кто говорит, что говорит, как говорит, кому говорит.

Разберем это на следующих примерах. (У некоторых детей на партах лежат тексты в форме диалогов) Разбираем их вместе с классом

- Мама, помоги мне, пожалуйста, собрать материал для презентации по биологии!

- Я устала, дочь. Давай завтра.

-Мама, мне очень нужна твоя помощь. Завтра я уже должна выступать!

- Хорошо. Я отдохну немного и помогу тебе.

- Эй, ты! Подвинься, дай пройти!

- А где тут кабинет математики, слышь!

(схему разбираем и фиксируем в тетрадях)

5. Вспомним что речь бывает устной и письменной.

С. 11 упр. 12 по заданию

Давайте, поведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили?

(Язык. Язык развитой. Почему? Язык-основное средство общения. Компоненты речевой ситуации. От чего зависит успешность/не успешность общения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок русского языка в 6 классе. Он позволит обучающимся понять, что русский язык богат и разнообразен.

Крячкова Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Петропавловская СОШ Лискинского р-на Воронежской обл.

Этот урок первый в 6 классе. Он поможет обучающимся понять, что русский язык – один из самых богатых и развитых языков мира.

Цели:
Познавательные:

Закрепить полученные обучающимися в предшествующие годы обучения представления о языке;
раскрыть понятие развитой язык.
Практические:
закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
развивать память, логическое мышление, речь;

Демонстрационный материал: толковый словарь, учебники, тексты высказываний, пословицы и поговорки для каждого ученика

Методические приёмы: беседа, работа в парах

К.Паустовский

1.Орг. начало урока.

2.Вступительное слово учителя:

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

3.Работа по новому материалу.

1) работа по учебнику:
- Ребята давайте прочитаем высказывание К. Паустовского о русском языке.
- Как вы поняли высказывание Паустовского?
- Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Прочитайте текст упражнения №1 на стр. 4.

- Прочитайте задание к упражнению 1.
- Как вы думаете, в чём же заключается богатство русского языка? Запишем этот ответ.

2) работа со словосочетаниями, заключёнными в рамочку:

- Прочитаем слова, данные в рамочке.
- Как вы их понимаете? Дайте их лексическое значение.
- Где нам найти ответ, если мы с вами затрудняемся в толковании слова?
- Давайте поработаем с толковым словарём и найдём значение слова РАЗВИТОЙ:
а) Достигший высокой степени развития.
б) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.

- А слово РАЗВИТЫЙ?

Духовно зрелый, просвещённый, культурный.

– В каком значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в словосочетании развитый ребёнок? ( Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
- Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?

3) работа с пословицами и поговорками о русском языке ( работа в парах)
- Поработаем с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь

Без русского языка не сколотишь и сапога

Болтливому молчание в тягость.

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.

Велик и могуч русский язык.

Грудь нараспашку, язык на плечо.

Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.

Жало остро, а язык - острей того.

Когда голова думает, язык отдыхает.

Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Мал язык, да всем телом владеет.

Мимо рта суется, а на язык не попадается.

Мудра голова - короткий язык.

На языке медок, а на сердце ледок.

Не пройми копьем, пройми языком.

Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха.

Острый язык змею из гнезда выманит.

Работа с зубами, а лень с языком.

У языка зубы да губы два замка.

Чего глаз не видит, того и язык не бредит.

Язык враг: прежде ума глаголет.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Раны от меча заживают, а от языка остаются.
Русский язык сила слабого!
Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

4. Закрепление.

1) Упражнение №2 ( запись под диктовку):
- Русский язык необыкновенно богат. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

- Работаем по памятке на стр. 164.

2) Работа с текстом писательницы Н.Надеждиной:

- Посмотрите, ребята, как богат русский язык синонимами. Я буду читать повторно, а вы выпишите 3-4 синонима.

-Запомните: в речи следует подбирать такие слова, которые точнее характеризуют предмет.

5. Подведение итогов урока:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Не вызвала ли у вас затруднений работа со словарём?

6. Домашнее задание:

Упр. 3 (по заданию) на стр.5.

7. Выставление оценок.

Источники для подготовки к уроку:

Читайте также: