Политическая власть конспект урока 10 класс кравченко

Обновлено: 03.07.2024

Цепи: ознакомить с особенностями политической власти; развивать умения выражать и аргументировать свое мнение.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Желательно, чтобы учащиеся хотя бы раз в день слушали или смотрели выпуски новостей, для того чтобы хорошо ориентироваться в фактах политической жизни современной России.

Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое власть.

2. Легитимность власти. Три типа легитимной власти.

II. Изучение нового материала

1. Что такое власть

Функции политики (или социальное назначение) многообразны. Основными являются следующие:

• выражение значимых интересов всех слоев общества;

• объединение различных слоев населения;

• управление общественными процессами;

• разработка перспективных целей и моделей развития общества. Для подтверждения вышеизложенного следует привести факты

Центральной составляющей политики является власть. Существует четыре основные концепции, объясняющие природу власти:

• позитивистско-социологическая концепция, сформулированная М. Вебером. Власть есть факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта, отношение господства и подчинения;

• системная концепция рассматривает власть как способность субъекта действовать в соответствии со своим политическим статусом;

• бихевиористская (поведенческая) концепция рассматривает власть как особенное свойство отдельной личности, как реализацию воли к власти.

Эти концепции объединяет исходная посылка - власть есть проявление свойств личности или отношений между личностями;

• марксистско-ленинская концепция рассматривает власть как реализацию воли класса, основанной на его экономических потребностях.

Политическая власть является одним из видов власти. К другим видам относятся: экономическая, социальная, культурно-информационная.

Средства осуществления власти - принуждение, насилие, поощрение, традиции, авторитет, право, убеждение, манипуляции.

Источники власти - авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма.

Формы проявления власти - господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

(Учитель составляет схемы на доске, опираясь на данный материал.)

По мнению российских политологов В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, политическая власть имеет следующие отличительные признаки:

• легальность использования силы в пределах государства;

• верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;

• публичность, т. е. всеобщность и безличность;

2. Легитимность власти. Три типа легитимной власти

- Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 123-126. Составьте тезисы.

(Происходит обсуждение тезисов и комментирование таблицы о трех типах власти.)

III. Закрепление изученного материала

В качестве закрепления материала напишем терминологический диктант.

Понятия: политика, власть, политическая власть, харизма, харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.

- Приведите примеры каждого типа власти.

- Какой тип власти более всего подходит современной России? Ответ обоснуйте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Тема: Политическая власть (10 класс)

Создать условия для изучения и осмысления нового материала с помощью технологии критического мышления и элементов исследования.

Задачи урока для учителя

Сформировать представление о понятии политическая власть.

Охарактеризовать основные типы политической власти.

Продолжить формирование правовой культуры обучающихся.

Задачи урока для учащихся

Определять с помощью характерных признаков типы политической власти

Сформируют представление о политической власти как о способе подчинения и влияния

Усвоят понятия: легитимность, легализация, харизма.

Продолжат формирование умений работать с текстом

Ожидаемые результаты

Учащиеся получат знания о политической власти и ее типах.

Выполнят задание на закрепление изученной темы.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник: Обществознания Кравченко А.И., 10 класс (п. 16, стр. 108 -113). ИКТ презентация с иллюстрациями и схемами, рабочие листы

Подробный конспект урока

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Вводная часть

Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы будем говорить о том, с чем сталкиваемся ежедневно в семье, на работе, в школе и обществе в целом. Это проявляется в приказании, повелении, указе, законе…

Побуждение интереса к новой информации

Высказывают свои предположения.

Работают в парах

Актуализация опорных знаний

Активизирует деятельность учащихся на основе имеющихся и раннее изученных знаний

Работают в парах

Основная часть

Постановка проблемы

Учитель: Власть это - право и возможность подчинять, кого то или что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь.

Создание условий для работы с новой информацией.

Закрыв глаза, подняв руки вверх потянуться… После взглянуть через окна вдаль.

Закрепление знаний.

Что бы узнать хорошо ли мы с вами изучили новую тему, выполним задание. (прилож. №2)

Дает задание на основе изученной информации.

Подводит итоги работы.

Соотносят новую информацию с раннее изученной.

Выполняют задание на составление пятистишия по теме.

Что нового вы узнали на уроке о власти?

Что было для вас трудным?

Какое впечатление у вас оставил этот урок?

Регулирует процесс обмена мнениями.

Корректирует результаты оценивания работы учащихся.

Делятся своими впечатлениями.

Оценивают результаты своей деятельности.

Задание: при каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее:

1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем.
2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями.
3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому.
4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти.
6. Служащие получают фиксированное жалованье.
7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой.
8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.

Задачи урока: – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;

- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;

-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.

Применяемая методика:

Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.

План урока:

ВложениеРазмер
урок-дискуссия с элементами лабораторной работы 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

(урок-дискуссия с элементами лабораторной работы)

Место темы в системе учебных занятий

Цель урока : Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.

Задачи урока : – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;

- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;

-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.

Оборудование и литература : классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.

Напоминание учащимся о поставленных к уроку задачах и инструктаж команд по правилам ведения дискуссии

В целях рассмотрения степени участия субъектов в политической деятельности выполнить лабораторную работу по словарям и информацией с сети Интернет.

- в статусно-ролевых элементах;

-в степени влияния субъектов на политику, то есть в определении целей, в применении форм принуждения – они различаются;

-устойчивостью правовой системы, процедурой принятия законов;

-по степени легитимности власти и по объему протестных настроений и т.д.

  1. Презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов на политическую жизнь современной России

А теперь переходим непосредственно к дискуссии. Итак, презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов на политическую жизнь

Первая команда защищает интересы политических лидеров (президента, глав регионов, глав ветвей власти, партийных лидеров) и элит в их числе экономические, культурные, национальные, религиозные и т.д. (далее показ презентации 1 команды)

Вторая команда защищает интересы социальных слоев, непосредственно народных масс и их организаций: политических партий, общественных движений и организаций, а также групп давления и групп интересов (далее показ презентации 2 команды).

А теперь, попытайтесь оспорить главенство влияния представляемых вами субъектов на развитие событий в стране. (Стороны аргументируют свою позицию)

  1. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем политические ситуации

На этом остановимся и попытаемся проанализировать некоторые политические ситуации, которые я (учитель) предложу с т.зр. роли ваших субъектов. Итак, первая ситуация: Насколько изменяется роль и значение субъектов политики в период кризисов (с акцентом на используемые методы и средства)?

Ситуация вторая: Сказывается ли возрастание возможностей информационного пространства на деятельность субъектов политики?

Ситуация пятая: Каким вы видите развитие защищаемых вами российских субъектов политической деятельности в идеале (их роли, используемые средства и методы)?

Подведем итоги: Для современной России важна деятельность всех институтов и субъектов, так как исследуемые нами субъекты составляют противовес друг другу, приводя в равновесие всю политическую систему.


Цель: дать учащимся представление о политической сфере и политических институтах.

Тип урока: изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

На изучение данной темы отводится два - три учебных занятия.

На первом уроке учитель организует работу с вопросами 1–3 плана.

Урок может быть построен как групповая работа с элементами проектной деятельности и организацией презентации своей работы.

Или можно провести лекцию.

Политика – polis – город, государство, politikos – все то, что связано с государством и наполняющим его сообществом граждан.

К. Маркс и Ф. Энгельс определили, что политика не конъюнктура отдельных деятелей, а наука и политический процесс, обусловленные способом производства материальной жизни.

Политика – это функционирование политической мысли и волеизъявления тех и других классов и социальных групп общества.

Современная политическая наука развивалась на основе эволюции западной политической мысли. Мыслители древней, средневековой и новой эпох по - разному толковали происхождение и сущность политики:

1. Религиозно - мифологическое представление о политике (II–I тысячелетие до н. э. ), когда человек еще не смог создать рациональную картину мира. Правители рабовладельческих государств связывали общественное устройство с непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов, единственного бога.

Политика – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Основные парадигмы объяснения политики

1. Социальная (политика характеризуется через воздействие других сфер – экономической, духовной – общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта).

2. Рационально - критическая (политика объясняется не внешними по отношению к ней факторами, а ее внутренними причинами, свойствами, элементами).

3. Натуралистическая природа вытекает из влияния:

– внешней природной среды (географическая парадигма);

– свойств живой природы (биологическая парадигма);

– качеств самого человека (антропологическая парадигма).

4. Теологическая, сверхъестественная интерпретация политической власти.

Основные направления политики:

1) экономическая политика;

3) научно - техническая;

8) в области культуры и образования.

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Поразмышляйте над предложенным материалом. Согласитесь или не согласитесь с высказываниями. Дайте свое объяснение.

(См. : Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Г. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарыгин. – М. : Гумнит. ИЦ Владос, 1999. – С. 18–19. )

Свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей.

«Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата.

Влияние на политику групповых ценностей и групповой морали, часто противоречащих общечеловеческим основам нравственности.

Органическая связь политики с насущными интересами больших масс людей. В политике реальные прагматические интересы традиционно стоят на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства.

Обобщенность, безличность, представительность и опосредованность принятия и осуществления политических решений. Политические решения обычно принимаются от имени партии, класса, народа. Коллективная ответственность превращается в коллективную безответственность.

«Законы принимать – такое благо,

Я ни за что не отвечаю, все решая.

Судьбу страны решаю на бумаге,

Свою решил, но одного не знаю:

Как правильно мне в микрофон сказать:

Законы принять, или же принять?

Законы утвердим назло врагам,

В. Курбатов. Магия власти

Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) – врагов (соперников), повышающих эмоциональную враждебность или напряженность между субъектами.

Читайте также: