Политическая власть конспект урока 10 класс кравченко
Обновлено: 03.07.2024
Цепи: ознакомить с особенностями политической власти; развивать умения выражать и аргументировать свое мнение.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
Желательно, чтобы учащиеся хотя бы раз в день слушали или смотрели выпуски новостей, для того чтобы хорошо ориентироваться в фактах политической жизни современной России.
Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое власть.
2. Легитимность власти. Три типа легитимной власти.
II. Изучение нового материала
1. Что такое власть
Функции политики (или социальное назначение) многообразны. Основными являются следующие:
• выражение значимых интересов всех слоев общества;
• объединение различных слоев населения;
• управление общественными процессами;
• разработка перспективных целей и моделей развития общества. Для подтверждения вышеизложенного следует привести факты
Центральной составляющей политики является власть. Существует четыре основные концепции, объясняющие природу власти:
• позитивистско-социологическая концепция, сформулированная М. Вебером. Власть есть факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта, отношение господства и подчинения;
• системная концепция рассматривает власть как способность субъекта действовать в соответствии со своим политическим статусом;
• бихевиористская (поведенческая) концепция рассматривает власть как особенное свойство отдельной личности, как реализацию воли к власти.
Эти концепции объединяет исходная посылка - власть есть проявление свойств личности или отношений между личностями;
• марксистско-ленинская концепция рассматривает власть как реализацию воли класса, основанной на его экономических потребностях.
Политическая власть является одним из видов власти. К другим видам относятся: экономическая, социальная, культурно-информационная.
Средства осуществления власти - принуждение, насилие, поощрение, традиции, авторитет, право, убеждение, манипуляции.
Источники власти - авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма.
Формы проявления власти - господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.
(Учитель составляет схемы на доске, опираясь на данный материал.)
По мнению российских политологов В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, политическая власть имеет следующие отличительные признаки:
• легальность использования силы в пределах государства;
• верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;
• публичность, т. е. всеобщность и безличность;
2. Легитимность власти. Три типа легитимной власти
- Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 123-126. Составьте тезисы.
(Происходит обсуждение тезисов и комментирование таблицы о трех типах власти.)
III. Закрепление изученного материала
В качестве закрепления материала напишем терминологический диктант.
Понятия: политика, власть, политическая власть, харизма, харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.
- Приведите примеры каждого типа власти.
- Какой тип власти более всего подходит современной России? Ответ обоснуйте.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока.
Тема: Политическая власть (10 класс)
Создать условия для изучения и осмысления нового материала с помощью технологии критического мышления и элементов исследования.
Задачи урока для учителя
Сформировать представление о понятии политическая власть.
Охарактеризовать основные типы политической власти.
Продолжить формирование правовой культуры обучающихся.
Задачи урока для учащихся
Определять с помощью характерных признаков типы политической власти
Сформируют представление о политической власти как о способе подчинения и влияния
Усвоят понятия: легитимность, легализация, харизма.
Продолжат формирование умений работать с текстом
Ожидаемые результаты
Учащиеся получат знания о политической власти и ее типах.
Выполнят задание на закрепление изученной темы.
Необходимое оборудование и материалы
Учебник: Обществознания Кравченко А.И., 10 класс (п. 16, стр. 108 -113). ИКТ презентация с иллюстрациями и схемами, рабочие листы
Подробный конспект урока
Этапы урока
Деятельность
Деятельность
Вводная часть
Организация класса. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы будем говорить о том, с чем сталкиваемся ежедневно в семье, на работе, в школе и обществе в целом. Это проявляется в приказании, повелении, указе, законе…
Побуждение интереса к новой информации
Высказывают свои предположения.
Работают в парах
Актуализация опорных знаний
Активизирует деятельность учащихся на основе имеющихся и раннее изученных знаний
Работают в парах
Основная часть
Постановка проблемы
Учитель: Власть это - право и возможность подчинять, кого то или что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь.
Создание условий для работы с новой информацией.
Закрыв глаза, подняв руки вверх потянуться… После взглянуть через окна вдаль.
Закрепление знаний.
Что бы узнать хорошо ли мы с вами изучили новую тему, выполним задание. (прилож. №2)
Дает задание на основе изученной информации.
Подводит итоги работы.
Соотносят новую информацию с раннее изученной.
Выполняют задание на составление пятистишия по теме.
Что нового вы узнали на уроке о власти?
Что было для вас трудным?
Какое впечатление у вас оставил этот урок?
Регулирует процесс обмена мнениями.
Корректирует результаты оценивания работы учащихся.
Делятся своими впечатлениями.
Оценивают результаты своей деятельности.
Задание: при каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее:
1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем.
2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями.
3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому.
4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти.
6. Служащие получают фиксированное жалованье.
7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой.
8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.
Задачи урока: – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;
- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;
-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.
Применяемая методика:
Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.
План урока:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-дискуссия с элементами лабораторной работы | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
(урок-дискуссия с элементами лабораторной работы)
Место темы в системе учебных занятий
Цель урока : Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.
Задачи урока : – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;
- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;
-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.
Оборудование и литература : классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.
Напоминание учащимся о поставленных к уроку задачах и инструктаж команд по правилам ведения дискуссии
В целях рассмотрения степени участия субъектов в политической деятельности выполнить лабораторную работу по словарям и информацией с сети Интернет.
- в статусно-ролевых элементах;
-в степени влияния субъектов на политику, то есть в определении целей, в применении форм принуждения – они различаются;
-устойчивостью правовой системы, процедурой принятия законов;
-по степени легитимности власти и по объему протестных настроений и т.д.
- Презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов на политическую жизнь современной России
А теперь переходим непосредственно к дискуссии. Итак, презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов на политическую жизнь
Первая команда защищает интересы политических лидеров (президента, глав регионов, глав ветвей власти, партийных лидеров) и элит в их числе экономические, культурные, национальные, религиозные и т.д. (далее показ презентации 1 команды)
Вторая команда защищает интересы социальных слоев, непосредственно народных масс и их организаций: политических партий, общественных движений и организаций, а также групп давления и групп интересов (далее показ презентации 2 команды).
А теперь, попытайтесь оспорить главенство влияния представляемых вами субъектов на развитие событий в стране. (Стороны аргументируют свою позицию)
- Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем политические ситуации
На этом остановимся и попытаемся проанализировать некоторые политические ситуации, которые я (учитель) предложу с т.зр. роли ваших субъектов. Итак, первая ситуация: Насколько изменяется роль и значение субъектов политики в период кризисов (с акцентом на используемые методы и средства)?
Ситуация вторая: Сказывается ли возрастание возможностей информационного пространства на деятельность субъектов политики?
Ситуация пятая: Каким вы видите развитие защищаемых вами российских субъектов политической деятельности в идеале (их роли, используемые средства и методы)?
Подведем итоги: Для современной России важна деятельность всех институтов и субъектов, так как исследуемые нами субъекты составляют противовес друг другу, приводя в равновесие всю политическую систему.
Цель: дать учащимся представление о политической сфере и политических институтах.
Тип урока: изучение нового материала.
Х о д у р о к а
I. Работа по теме урока.
На изучение данной темы отводится два - три учебных занятия.
На первом уроке учитель организует работу с вопросами 1–3 плана.
Урок может быть построен как групповая работа с элементами проектной деятельности и организацией презентации своей работы.
Или можно провести лекцию.
Политика – polis – город, государство, politikos – все то, что связано с государством и наполняющим его сообществом граждан.
К. Маркс и Ф. Энгельс определили, что политика не конъюнктура отдельных деятелей, а наука и политический процесс, обусловленные способом производства материальной жизни.
Политика – это функционирование политической мысли и волеизъявления тех и других классов и социальных групп общества.
Современная политическая наука развивалась на основе эволюции западной политической мысли. Мыслители древней, средневековой и новой эпох по - разному толковали происхождение и сущность политики:
1. Религиозно - мифологическое представление о политике (II–I тысячелетие до н. э. ), когда человек еще не смог создать рациональную картину мира. Правители рабовладельческих государств связывали общественное устройство с непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов, единственного бога.
Политика – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Основные парадигмы объяснения политики
1. Социальная (политика характеризуется через воздействие других сфер – экономической, духовной – общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта).
2. Рационально - критическая (политика объясняется не внешними по отношению к ней факторами, а ее внутренними причинами, свойствами, элементами).
3. Натуралистическая природа вытекает из влияния:
– внешней природной среды (географическая парадигма);
– свойств живой природы (биологическая парадигма);
– качеств самого человека (антропологическая парадигма).
4. Теологическая, сверхъестественная интерпретация политической власти.
Основные направления политики:
1) экономическая политика;
3) научно - техническая;
8) в области культуры и образования.
II. Закрепление изученного.
З а д а н и е. Поразмышляйте над предложенным материалом. Согласитесь или не согласитесь с высказываниями. Дайте свое объяснение.
(См. : Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Г. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарыгин. – М. : Гумнит. ИЦ Владос, 1999. – С. 18–19. )
Свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей.
«Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата.
Влияние на политику групповых ценностей и групповой морали, часто противоречащих общечеловеческим основам нравственности.
Органическая связь политики с насущными интересами больших масс людей. В политике реальные прагматические интересы традиционно стоят на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства.
Обобщенность, безличность, представительность и опосредованность принятия и осуществления политических решений. Политические решения обычно принимаются от имени партии, класса, народа. Коллективная ответственность превращается в коллективную безответственность.
«Законы принимать – такое благо,
Я ни за что не отвечаю, все решая.
Судьбу страны решаю на бумаге,
Свою решил, но одного не знаю:
Как правильно мне в микрофон сказать:
Законы принять, или же принять?
Законы утвердим назло врагам,
В. Курбатов. Магия власти
Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) – врагов (соперников), повышающих эмоциональную враждебность или напряженность между субъектами.
Читайте также: