Внутренняя политика екатерины 2 конспект урока 8 класс торкунов

Обновлено: 05.07.2024

8. Какие права предоставляла Жалова нная грамота дво рянст ву 1785 г.? В ыберите из списка т ри верных от вета.

1) право составлять жалобы и ходатайс тва губернатор у 2) право избирать в губе рниях и уездах дворя нские собра ния

5) право избирать губернс ких и уездных предвод ителей дворянства 6) право казнить поме щичьих кресть ян

9. В каком году б ыла издана Жалованная г рамота городам? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 177 5 г. 4) 1785 г.

10. Как называлось от крытое в Петербу рге учебное за ведение для деву шек дворянского происхождения?

12. Отметьте название внутренней по литики Екатерины II, связанн ой с преоб разованием по инициативе мона рха от -

дельных сфер жизни общест ва, установлением законов для всех сосло вий и развитием системы образования .

1) развитый абсолют изм 2) просвещённый абсо лютизм 3) самодержавный абсолют изм 4) парламентска я монархия

3. В каком году на чалась работа Уложенной ко миссии, кото рая должна был а, по мнению Екатерин ы II, сост авить

1) дворяне не желали законо дательного о пределения о бъ ёма обязанностей крепост ных крестьян, это нарушило бы

2) дворяне добивались о свобождения крестья н от крепост ного права, но Екатерина I I не могла согласитьс я на это

4) государственные кресть яне стремил ись перейти в час т ные владения д ля защиты со стороны дворян, на что не соглашалось

5. Екатерина II ст ремилась к распро странени ю знаний, наук, переписывалась с извест ным и европейскими

1) научного абсолютизма 2) просвещённого абсо лютизма 3 ) образованного абсолютизма 4) парламентского аб солютизма

6. В каком году б ыла проведена секуляриза ция церковных зе мел ь? 1) 1764 г. 2) 1775 г. 3) 1785 г. 4) 1796 г.

8. Какие т ри положения вводила Жалова нная грамота го ро дам, изданна я в 1785 г.? За пишите цифры, под кото рыми

1) избрание городского головы и городской д умы 2 ) полное освобождение от вс ех налогов жителе й города

3) предоставление избирательного права всем жителям го рода 4 ) передача вопросов благоустройст ва города гор одскому

9. В каком году б ыла издана Жалованная г рамота дворянству? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1775 г. 4) 1785 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс §18. Внутренняя политика Екатерины II

- сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II

- показать его специфику в российских условиях;

- привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;

- дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.

- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

- развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом.

- развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.

Тип урока : изучение нового материала.

I. Оргмомент.

II. Проверка выполнения домашнего задания. По вопросам параграфа.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание проблемной ситуации:

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Екатерина II – правительница России

3. Реформы Екатерины II.

Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?

Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали ее Софья Фредерика Августа. Дома ее называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая.

За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза. Правила 34 года.

Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий.

Привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий.

Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей. Всего 564 представителя.

С.10. п.2, абз.1-5. Комментированное чтение.

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.

Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.

Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян.

Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.

За годы её правления дворянам было роздано более 50 млн га земли и 425 тыс. душ дворцовых и государственных крестьян.

Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чем проявилось это противоречие?

Вывод: С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.

V. Закрепление знаний. Мини – тест

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран Б) демократ на троне В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования Б) для создания нового свода законов

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество Б) дворянство В) окружение императрицы

А) отмена прежних привилегий дворян Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

VI. Домашнее задание.

2)Заполнить таблицу по п.3. Реформы Екатерины II.

VII . Рефлексия. Ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?

Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

1. Каким образом Екатерина II пришла к власти?

1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата

2 . Как назывался журнал, который издавала Екатерина II?

1) Куранты 2) Ведомости 3) Всякая всячина 4) Закон и порядок

3. Как назывался документ, составленный Екатериной II для Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) Указ 2) Наказ 3) Приказ 4) Уложение

4. Какой слой населения не был представлен выборными представителями в Уложенной комиссии ?

1) дворяне 2) горожане 3) казаки 4) помещичьи крестьяне

1) для дворян были введены дополнительные обязанности 2) дворяне снова должны были служить в течение 25 лет
3) срок службы дворян был ограничен десятью годами 4) дворяне получили от государства более 50 млн гектаров земли

6. В годы правления Екатерины II проходило изъятие церковных земель и церковной собственности в пользу государства. Как называется этот процесс?

1) приватизация 2) секуляризация 3) национализация 4) инвентаризация

7. В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства?

1) 1762 г. 2) 1764 г. 3) 1767 г. 4) 1775 г.

8. Какие права предоставляла Жалованная грамота дворянству 1785 г.? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право составлять жалобы и ходатайства губернатору 2) право избирать в губерниях и уездах дворянские собрания
3) право избирать постоянных представителей в Государственную думу
4) право получать мануфактуры от промышленников, если это соответствует интересам дворянина
5) право избирать губернских и уездных предводителей дворянства 6) право казнить помещичьих крестьян

9. В каком году была издана Жалованная грамота городам? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1775 г. 4) 1785 г.

10. Как называлось открытое в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения?

1) Петербургский университет 2) Смольный институт 3) Царскосельский лицей 4) Гатчинский колледж

11. Назовите фамилию издателя книг, который за свою деятельность был отправлен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость. 1) А.Н. Радищев 2) А.В. Суворов 3) Н.И. Новиков 4) Б.П. Шереметев

12. Отметьте название внутренней политики Екатерины II, связанной с преобразованием по инициативе монарха отдельных сфер жизни общества, установлением законов для всех сословий и развитием системы образования.

1) развитый абсолютизм 2) просвещённый абсолютизм 3) самодержавный абсолютизм 4) парламентская монархия

8 класс Тест по истории Внутренняя политика Екатерины II 2 вариант

1. Екатерина II пришла к власти, свергнув: 1) Петра I 2) Петра II 3) Петра III 4) Анну Иоанновну

2. Отличительными качествами характера Екатерины II были

1) любовь к роскоши, нежелание заниматься государственными делами 2) трудолюбие, честолюбие
3) преклонение перед немецкой культурой, нежелание узнавать Россию
4) потворство собственным капризам, нежелание считаться с нуждами подданных

3. В каком году началась работа Уложенной комиссии, которая должна была, по мнению Екатерины II, составить новое Соборное уложение? 1) 1762 г. 2) 1765 г. 3) 1767 г. 4) 1770 г.

4. Почему Уложенная комиссия была распущена Екатериной II?

1) дворяне не желали законодательного определения объёма обязанностей крепостных крестьян, это нарушило бы сложившуюся систему крепостного права
2) дворяне добивались освобождения крестьян от крепостного права, но Екатерина II не могла согласиться на это
3) дворяне требовали развития производства и переселения крестьян в город на заработки
4) государственные крестьяне стремились перейти в частные владения для защиты со стороны дворян, на что не соглашалось правительство

5. Екатерина II стремилась к распространению знаний, наук, переписывалась с известными европейскими философами. Это позволило назвать её правление периодом

1) научного абсолютизма 2) просвещённого абсолютизма 3) образованного абсолютизма 4) парламентского абсолютизма

6. В каком году была проведена секуляризация церковных земель? 1) 1764 г. 2) 1775 г. 3) 1785 г. 4) 1796 г.

7. Документ, согласно которому была проведена губернская реформа 1775 г., назывался

1) Учреждения для управления губерний 2) Наставления губерниям
3) Систематизация управления губерний 4) Введение новых губерний

8. Какие три положения вводила Жалованная грамота городам, изданная в 1785 г.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) избрание городского головы и городской думы 2) полное освобождение от всех налогов жителей города
3) предоставление избирательного права всем жителям города 4) передача вопросов благоустройства города городскому самоуправлению 5) контроль за санитарным состоянием города органами городского самоуправления
6) передача городов под полный контроль помещичьих дворян

9. В каком году была издана Жалованная грамота дворянству? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1775 г. 4) 1785 г.

10. Как назывался закон о полиции, изданный в 1782 г.?

1) Устав приличия 2) Устав благочиния 3) Устав церемоний 4) Устав внутренних дел



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Внутренняя политика Екатерины II"

Во время своего правления Екатерина II умело подбирала себе помощников. Именно поэтому Екатерининская эпоха отмечена появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Некоторые из них представлены в памятнике Екатерине Алексеевне, установленном в Санкт-Петербурге в 1873 году.


Он спроектирован в стиле необарокко русским скульптором Михаилом Микешиным.

Вокруг пьедестала, на котором установлена фигура императрицы, расположены девять фигур видных деятелей Екатерининской эпохи. Они разделены на несколько скульптурных групп.

Так, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова демонстративно игнорируют друг друга, каждый занят своими делами.

Фигуры фельдмаршала Петра Румянцева, государственного деятеля Григория Потёмкина и полководца Александра Суворова расположены под вензелем Екатерины Великой.

За спиной Суворова находится следующая композиционная группа: выдающийся дипломат Александр Безбородко и президент Российской академии художеств Иван Бецкой.

В последней скульптурной группе изображён государственный деятель Алексей Орлов, который опирается на подзорную трубу и смотрит на полярного исследователя и флотоводца Василия Чичагова.

Далее вы узнаете о правлении Екатерины Великой, её сподвижниках и внутренней политике.


Вопросы занятия будут следующими:

Екатерина II – правительница России.

Реформы Екатерины II.

Немка по происхождению, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская после крещения в православие стала носить имя Екатерина Алексеевна.

Зимой 1744 года она прибыла в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.

София Августа имела блестящее домашнее образование, а с первых лет пребывания в России она усердно изучала русский язык, культуру и историю государства.

В шестнадцатилетнем возрасте Екатерина Алексеевна стала женой наследника российского престола, а в 33 года – российской императрицей.

Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота 1762 года, свергнув своего мужа Петра III. Российской империей она правила долгих 34 года.

После вступления на престол Екатерина сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам.

Большую часть времени Екатерина посвящала работе с бумагами, приёму чиновников и чтению документов. Оставшееся время проводилось ей за самообразованием, отдыхом и развлечениями.

Екатерина привлекала на государственную службу умных и способных людей, даже если они были ей неприятны. В то же время её правление называют расцветом фаворитизма.

Вспомните, что абсолютизм – это государственный строй, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными органами власти.

Одним из таких безнадёжно устаревших элементов в Российском государстве было Соборное уложение 1649 года. Возникла острая необходимость в новом едином своде законов.

Поэтому Екатерина II в 1767 году созвала Уложенную комиссию. Это собрание, депутатами на котором были представители от разных сословий.

Уложенные комиссии – временный коллегиальный орган в истории России XVIII века, созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 года.

Созванная комиссия состояла из 564 депутатов. Среди них 223 дворянина, 192 выборных от городов, а также представители от казаков и народов Поволжья, Приуралья и Сибири. У черносошных крестьян было только 20 мест, а интересы помещичьих крестьян представляли господа.

Далее пояснялось, что в таком государстве: должны быть законы, гарантирующие права подданных, которые соединялись с самодержавной властью; создаётся гражданское общество, в котором правительство берёт на себя обязательства перед гражданами; признаётся необходимость безопасности каждого гражданина и его собственности; действие одних и тех же законов распространяется на всех граждан.

Однако создать свод новых законов не удалось. Депутаты от каждого сословия пытались добиться для себя исключительных прав и в итоге так и не смогли прийти к согласию. Поэтому в 1769 году Екатерина II распустила собрание.

В начале своего правления императрица высказывалась в пользу смягчения крепостного права. Однако опасаясь дворянского бунта и нового переворота, Екатерина изменила своё отношение к этому вопросу. Наоборот, за время её царствования был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян, что однозначно противоречило идеям Просвещения.

Екатерина Алексеевна хотела создать централизованную монархию с эффективной системой управления и законами, которые определяли бы права сословий.


Для реализации этой идеи ей были проведены реформы. Они были направлены на подъём промышленности и торговли, развитие городов и просвещения. Но при этом должны были сохраниться дворянские привилегии и прежнее общественное устройство.

В 1763 году были утверждены новые штаты государственных учреждений. Их служащим регулярно стали выплачивать жалованье.

В 1764 году была проведена секуляризация церковных земель. По её итогам 910 тысяч церковных и монастырских душ стали государственными. Т. е. церковь потеряла земли, которые обрабатывались подневольным трудом, но при этом сохранила право владеть недвижимостью.

Провинции упразднялись. Уезды с населением в 20–30 тысяч душ объединялись в губернии с населением в 300–400 тысяч душ. Вместо существующих ранее 15 губерний было создано 50.

Несколько губерний, как правило соседних, объединялись в генерал-губернаторства, которые находились под властью наместников императрицы – генерал-губернаторов.

Были упразднены Штатс-, Ревизион-, Камер-, Юстиц-коллегии и Коллегия экономии. Их функции перешли к губернским органам. Финансовыми делами стали заниматься в Казённой палате и Казначействе, судебными – в Палате уголовного и гражданского суда.

Административно-полицейская власть в губерниях теперь принадлежала губернатору, в городах – городничему, в уезде – нижнему земскому суду во главе с капитан-исправником, который избирался дворянством.

Суд отделялся от администрации и становился отдельным органом власти. Однако у разных категорий населения были разные судебные органы.

Для дворян были предусмотрены уездный и верхний земский суды; для горожан – губернский и городовой магистраты; для государственных крестьян – нижняя и верхняя расправы.


Также в губерниях были созданы приказы общественного призрения. Они ведали народными училищами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, аптеками.

В 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству – свод привилегий для этого сословия.

В соответствии с ней было создано дворянское самоуправление. В губерниях и уездах дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства для решения различных вопросов.

Городское самоуправление было введено в 1785 году, исходя из Жалованной грамоты городам.

Собрание городского общества избирало городского голову и городскую думу. Но избирательным правом обладали лишь обыватели, достигшие 25 лет и обладавшие годовым доходом не менее 50 рублей.

В 1786 году была проведена школьная реформа. По её итогам была создана система бессословного среднего образования.

В губернских городах открылись главные (4-годичные), а в уездных — малые (2-годичные) народные училища.

Все ученики в классах были ровесниками, были введены единые программы и учебники. Впервые появились настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и регулярные каникулы.

В Санкт-Петербурге в 1764 году было открыто учебное заведение для дворянских девушек – Смольный институт, а в Москве в 1772 году – Коммерческое училище.


В 1773 году указ Синода провозгласил принцип веротерпимости. В соответствии с ним мусульманам разрешилось строительство мечетей, которое раньше было запрещено.

А в 1788 г. по именному указу Екатерины II была создана первая официальная организация мусульман Российской империи – Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание. Возглавил российских мусульман муфтий, кандидатура которого должна была утверждаться императором.

Позднее указом от 16 сентября 1796 года Екатерина II официально ввела в Российской империи цензуру.

Подведём итоги.

Екатерина II была одной из самых образованных женщин своей эпохи и сумела завоевать популярность у подданных. По итогам проводимых ей реформ: завершилось формирование централизованной системы управления страной; города, дворянство и мусульмане получили самоуправление; была создана система бессословного среднего образования; произошло усиление полицейского надзора, была введена цензура. Однако часть преобразований носила популистский характер, чтобы поднять престиж России в глазах просвещённой Европы.

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.

Годы правления

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Екатерина II

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.

Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.

Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.


1725 – 1727 1727 – 1730 1730 – 1740 1741 – 1761 1761 – 1762 1762 – 1796

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II .

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II ): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II . Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся ( предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II .

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II ?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

способствовать расцвету государства;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?

Депутаты от дворян

Депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири

Депутаты от государственных крестьян

Депутаты от купечества

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Основные мероприятия

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.

Основные мероприятия

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

В) окружение императрицы

Читайте также: