Конспект платон каратаев и тихон щербатый

Обновлено: 05.07.2024

Цели : расширить и углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе главных героев (по т. IV).

I. Вступительное слово учителя.

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в т. IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

Вопросы и задани я:

1. Что пишет Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812 г.?

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.)

Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина.

Домашнее задание.

1. Дочитать т. IV.

2. Выписать цитаты к образам Кутузова и Наполеона.

4. Ответить н а вопрос ы:

2) Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.

Учитель: Тип какого представителя русского народа воплощен в образе Тихона Щербатого?

В образе Тихонова воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, кото­рый с то­пором в руках идет на врага не потому, что кто-то его понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздейст­вием патриоти­ческого чувства гнева и ненависти к непро­шеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Ти­хон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги, и только враги.

Учитель: Что вы можете рассказать о Платоне Каратаеве? В чем его отличие от Тихона Щербатого?

Толстой не выдумал Платона Каратаева, а обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие рус­ские писа­тели, видел в жизни. И отношение Толстого к Платону Каратаеву не одно­значно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер дости­гает верши­ны духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений сво­его героя и филосо­фии Ка­ратаева. На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.

Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу — внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой

истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.

величественный и глубокий характер простого русского человека - крестьянина и солдата.

Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.

Нравственно-философские итоги романа.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны— разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

В Толстом-писателе шло постоянное единоборство человека и художника. Острый конфликт между этими двумя планами сознания - личным и творческим - конфликт, отмеченный еще Пушкиным, у Толстого сказывался не в остром разрыве между обыденным, житейским и сферой искусства, как у поэтов предшествующего поколения, а проникал в сферу самого творчества. В самую писательскую работу Толстой уходил с тяжелым грузом личных настроений и взглядов и в длительном процессе творческой работы сбрасывал с себя путы обыденных мыслей, вычеркивал целые эпизоды, полемические отступления, в которых субъективно-житейское не поставлено на место и образ не прокален, где осталось случайное, где изображение не подчиняется художественной правде, не обусловлено самой действительностью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

воспитание активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.;

создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Прогнозируемый результат:

знать художественный текст ; страницы истории по теме занятия;

уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Почему жители покидали Москву?

В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

Когда был учрежден первый партизанский отряд?

22 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова.

Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

Зачитайте описание внешности героя.

Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

С кем Толстой сравнивает Тихона?

Как называют Тихона партизаны?

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

Что же так подействовало на Пьера?

Какова манера речи Каратаева?

Зачитайте описание внешности Каратаева.

Как он попал в солдаты?

Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Как относился Платон Каратаев к людям?

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- Петя Ростов в партизанском отряде.

Мягкий облик Платона

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, для успешного её завершения требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Большой урон отступающим французам наносили партизанские отряды. Это были крестьяне, вооружённые вилами и дубинами, небольшие отряды русской армии. Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов.

Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.

Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Он не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступления русских в Париж. Такое композиционное решение оттеняет идею книги: справедливой является только освободительная война, а всё, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось только для славы.

Читайте также: