Зима конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

Обновлено: 09.07.2024

-учить находить слова для описания красоты природы, время действия.

2. Развивающая:

- развивать умение удачно располагать изображение на листе, рисовать гуашью, восковыми мелками;

- развивать творческое воображение;

3. Воспитательная:

-воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к творчеству через изобразительное искусство, музыку, поэзию;

-воспитывать аккуратность при работе с красками.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная

Методы: беседа, показ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мольберт, репродукции картин с изображением зимы, мячик-снежок

Раздаточный: гуашь белого цвета, гуашь синего и сиреневого цвета (разведенная с водой); листы бумаги А4, губка, ватные палочки.

Технические средства обучения: проигрыватель.

Техника: Рисование восковыми мелками, гуашью и ватной палочкой.

Предварительная работа:

Обогащение и активизация словаря:

Характеристика зимы: Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая, суровая, морозная, серебристая, студёная, сказочная, непредсказуемая, неожиданная.

Ход занятия:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель:

Крепче за руки возьмёмся,

И друг к другу повернемся,

Улыбнемся, шире круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей на занятие, давайте с ними поздороваемся.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года описано в стихотворении?

Воспитатель: Да вы правы, но зима, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель:

У каждого времени года есть 3 месяца. Назовите зимние месяцы

Детей: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: В какие игры больше всего любят играть дети зимой?

Дети: в снежки

Ответы детей:

Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая, суровая, морозная, серебристая, студёная, сказочная, непредсказуемая, неожиданная.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная со снегом хрустящим, и с оттепелью, с метелями и с капелью. Пожалуйста, садитесь на стулья.

Воспитатель: Вы любите зиму?

Дети: Много голубого цвета, белого, холодных тонов.

Воспитатель: Как думаете, какой здесь изображен день?

Дети: солнечный, морозный

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: потому что небо голубое, оно бывает зимой только в мороз

Воспитатель: Правильно. Морозное солнечное утро. Небо, березы, снег все так и дышит холодной свежестью. Огромное лазурное небо. Кругом белым-бело. На снег падают тени от берез. От этого он кажется голубым.

Дети:Грустную, печальную и т.д.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Воспитатель: Зима как-то непривычно изображена здесь – холодно, невзрачно. Какое-то все серое и неуютное.

Воспитатель: Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Попробуем?

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам необычной техникой рисования. Мы будем рисовать восковыми мелками и красками, а так же ватными палочками. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.

(на первом этапе рисования мы будем изображать пейзаж. Обратите внимания на те деревья, которые ближе к вам они большие, а те которые далеко, они маленькие. Давайте вспомним как правильно рисовать деревья. У деревьев ветки направлены вверх и немного в стороны, есть толстые ветви и тонкие веточки. А как расположены ветки у ели. У ели ветки расположены вниз и немного в стороны . А еще можно нарисовать кустарники. Так как мы рисуем зимний пейзаж то должны отобразить сугробы и снег на деревьях.

На втором этапе мы будем тонировать лист бумаги губкой используя голубую и сиреневую краску. С начало затонируем голубой краской верх и низ листа, а потом сиреневой середину листа.

На третьем этапе мы будем рисовать падающий снег, для этого мы используем ватные палочки ).

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к рисованию давайте разомнемся:

Физкультминутка Зима

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

Я предлагаю вам пройти за свои рабочие места (Дети берут стульчики и проходят за столы)

6.ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:

Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель следит за выполнением работы.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята сколько замечательных картин с изображением зимы у нас получилось. Варя я предлагаю тебе выйти и выбрать ту картину, какая тебе понравилась и рассказать о ней. ( Вызвать двух детей)

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

Ход ОД.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Как вы думаете почему?

Во время чтения звучит музыкальная пьеса, на интерактивной доске зимние пейзажи.

Слайд № 1, 2, 3, 4 (зимние пейзажи)

Вот север, тучи нагоняя,

дохнул, завыл — и вот сама

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихах? (Зима)

В. Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?

Предполагаемые ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. Давайте отправимся в зимний лес.

Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой)

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками (делают движения, словно ловят снежинки)

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть, чтобы в поле, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Поднимаем выше ноги!

И идём, идём (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)

Воспитатель: Зима удивительно красивое, сказочное время года. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом.

Композиторы рассказывают о зиме звуками.

Поэт – восхваляет зиму стихами

А как могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте на них посмотрим.

Дети рассматривают картины

В. Что вы видите на картинах?

Дети: Деревья, кусты, снег и т. д.

В. Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах?

В. А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?

Если видишь на картине

Нарисована река, или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется

В. Чтобы изобразить солнечный, морозный день, какие цвета используют художники? (Тё плые: жёлтый, розовый, оранжевый). А если захочется нарисовать пасмурный зимний день, какие цвета возьмёте? ( Холодные: голубой, серый, сиреневый, синий).

В. Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое настроение у вас возникает?

Дети: Печальное, радостное, тихое, спокойное.

В. Обратите внимание на зимние деревья. Какие они красивые. Очень красив зимний лес в своем белоснежном убранстве.

Чем деревья похожи между собой?

Предполагаемые ответы детей: У всех деревьев есть ствол, корень, ветки

В. Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики.

А чем деревья отличаются друг от друга?

Одни деревья сбросили листья и спят. Другие вечнозелёные - на них иголочки, а ещё они отличаются по цвету коры (береза)

Деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие. Деревья, которые расположены на картине подальше – маленькие, нечеткие. Всё вокруг покрылось белой, пушистой шапкой – снегом.

А как мы нарисуем дорогу на картине?

Дети: На переднем плане широкую, а на дальнем плане она сужается.

В. А как можно изобразить снег?

В. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку — зимний пейзаж.

Если вы будете рисовать солнечный морозный день, какие краски вам понадобятся?

Дети: (Тё плые: жёлтый, розовый, оранжевый)

В. Какими красками нарисуем пасмурный зимний день?

Дети: Холодные: голубой, серый, сиреневый, синий.

В. Ваша задача подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

Воспитатель включает музыку

Дети проходят за рабочие места и изображают свои впечатления о зимнем времени года.

В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования; помогает советом детям, которые испытывают затруднения; поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).

Во время рисования, воспитатель обращаю внимание на осанку детей.

После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.

В. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.

Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом.

В. А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:

. Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Какие красивые пейзажи у вас получились, нарядные, праздничные.

Что вам больше всего понравилось?

Какие вы молодцы! Удачно подобрана композиция: на ней хорошо нарисован сюжет : речка, лес, снег.

Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж, краски подобраны правильно. Аккуратная работа. Соизмерение предметов правильное – впереди большие, а вдалеке – маленькие, нечёткие.

Дети рассматривают рисунки и называют, какие им больше всего понравились и почему.

Мы разместим эти пейзажи на выставке, для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели.

Итог занятия

В. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева :

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.


Вводный этап.
Цель: создание положительного настроя, мотивирование детей на творческую деятельность, способствование развитию движений в процессе игры.

- Ребята сегодня мы с вами будем рисовать. а что, узнаете, отгадав загадку:
Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт .
(снегопад)
Кто мне скажет что такое "Снегопад"? (ответы)
Скажите, какой становится природа после снегопада? (Деревья, кусты, поля и поляны - все покрыто снегом.) В какие игры можно играть на улице? (. в снежки)

- Игра "Снежки" под музыку Железновых

Основной этап
Цель: планирование деятельности детей; напоминание навыков и умений, необходимых для создания творческих работ; практическая деятельность детей.

- Беседа по репродукции картины Ю. Беляева "Снегопад" в конце которой вместе с детьми составляем короткий рассказ: "На картине изображены заснеженные поляны, деревья, кусты и стога сена. На втором плане виднеются санные повозки и дальний лес под густыми хлопьями снега. Вся природа как бы замерла, уснула. В движении только снег, даже сани, кажется, движутся еле-еле, как бы засыпая под снегопадом."

- Повторение способов и приемов рисования, составление алгоритма работы:
- Сегодня мы как настоящие художники будем рисовать разными кистями настоящую большую картину под названием "Снегопад".
Но сначала, давайте вспомним, для чего нужна кисть № 10 (рисование фона), № 3 (рисование основных предметов), № 1 (прорисовка мелких деталей).
- С чего начинаем рисовать? (с фона). Что нарисуем в последнюю очередь? (снежные хлопья).
- Откуда начинаем рисовать? (сверху, слева направо).
- При работе с гуашью надо ли ждать высыхания слоев краски? (да).
- Для чего нам нужны тряпочки? (промакивать кисть, вытирать руки).
- Давайте вспомним как мы рисуем дерево (ствол внизу толще, чем наверху; ветви, чем выше, тем тоньше), как рисуем маленькую пушистую елочку (начинаем снизу, рисуем способом примакивания в виде пирамидки, по краю веточек прорисовываем белой гуашью каемочку).
- Итак, мы:
1. Рисуем фон (небо и землю)
2. Рисуем деревья и кусты.
3. Рисуем снежные хлопья.

- Физкультминутка "Вот помощники мои" (дети с ней знакомы)
Вот помощники мои, их как хочешь поверни (вращаем кисти рук)
И вот эдак, и вот так - не обидятся никак (потираем руки)
1,2,3,4,5 (хлопаем) - не сидится им опять (встряхиваем кисти)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели (вертим кисти)
И работать захотели (потираем руки).

- Практическая деятельность детей под музыку Г. Свиридова и А. Вивальди

Заключительный этап
Цель: способствование снятия эмоционального и умственного напряжения и повышения эмоционального настроения воспитанников. Получение детьми положительной оценки своей деятельности.
- Подвижная игра "Мороз" (Железновы)
- Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому воспитаннику. Все работы вывешиваются на доску

Приложение:
Этапы выполнения работы "Снегопад" гуашью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение д/с №21 Город Новочеркасск Автор: Долмат Екатерина Владимировна

Оборудование и материалы : иллюстрации зимней природы; листы бумаги синие, бледно-голубые, серые; акварель, гуашь-белила, кисти, стаканчик с водой, салфетка на каждого ребёнка

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Как вы думаете почему?

Во время чтения звучит музыкальная пьеса, воспитатель показывает зимние пейзажи .

Вот север, тучи нагоняя,

дохнул, завыл — и вот сама

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихах? (Зима)

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?

Предполагаемые ответы детей : белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель : Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. Давайте отправимся в зимний лес .

Физкультминутка :

Мы пришли в зимний лес . (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой)

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками (делают движения, словно ловят снежинки)

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть, чтобы в поле, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Поднимаем выше ноги!

И идём, идём (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)

Воспитатель : Зима удивительно красивое, сказочное время года. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом.

Композиторы рассказывают о зиме звуками.

Поэт – восхваляет зиму стихами

А как могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте на них посмотрим.

Дети рассматривают картины

Воспитатель: Что вы видите на картинах?

Дети : Деревья, кусты, снег и т. д.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах ?

Воспитатель: А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?

Если видишь на картине

Нарисована река , или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется

Воспитатель: чтобы изобразить солнечный, морозный день, какие цвета используют художники? (Тё плые : жёлтый, розовый, оранжевый) . А если захочется нарисовать пасмурный зимний день , какие цвета возьмёте? ( Холодные : голубой, серый, сиреневый, синий) .

Воспитатель: Что за прелесть, эти пейзажи ! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое настроение у вас возникает?

Дети : Печальное, радостное, тихое, спокойное.

Воспитатель : Обратите внимание на зимние деревья . Какие они красивые. Очень красив зимний лес в своем белоснежном убранстве.

Чем деревья похожи между собой?

Предполагаемые ответы детей : У всех деревьев есть ствол, корень, ветки

Воспитатель: Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики. А чем деревья отличаются друг от друга?

Одни деревья сбросили листья и спят. Другие вечнозелёные - на них иголочки, а ещё они отличаются по цвету коры (береза)

Деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие. Деревья, которые расположены на картине подальше – маленькие, нечеткие. Всё вокруг покрылось белой, пушистой шапкой – снегом.

А как мы нарисуем дорогу на картине?

Дети : На переднем плане широкую, а на дальнем плане она сужается.

Воспитатель : А как можно изобразить снег?

Воспитатель : Сегодня мы с вами нарисуем зиму .

Если вы будете рисовать солнечный морозный день, какие краски вам понадобятся?

Дети : (Тё плые : жёлтый, розовый, оранжевый)

Воспитатель: Какими красками нарисуем пасмурный зимний день ?

Дети : Холодные : голубой, серый, сиреневый, синий.

Воспитатель : Ваша задача подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу , как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

Воспитатель включает музыку

Дети проходят за рабочие места и изображают свои впечатления о зимнем времени года .

В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования ; помогает советом детям, которые испытывают затруднения; поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках) .

Во время рисования , воспитатель обращаю внимание на осанку детей.

После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж , мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.

Дети : Деревья зимой должны быть покрыты снегом.

Воспитатель: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:

. Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Какие красивые пейзажи у вас получились , нарядные, праздничные.

Что вам больше всего понравилось?

Какие вы молодцы! Удачно подобрана композиция : на ней хорошо нарисован сюжет : речка, лес, снег.

Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж , краски подобраны правильно. Аккуратная работа. Соизмерение предметов правильное – впереди большие, а вдалеке – маленькие, нечёткие.

Дети рассматривают рисунки и называют, какие им больше всего понравились и почему.

Мы разместим эти пейзажи на выставке , для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели.

Итог занятия

В. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи . Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали .

Читайте также: