Емкости для огнетушащих веществ пожарных ац и анр конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цистерны для воды, её устройство. Баки для пенообразователя, их устройство, размещение на пожарном автомобиле. Основные неисправности цистерн и баков для пенообразователя.

Тема 15. Система дополнительного охлаждения двигателя (2 часа)

Назначение системы дополнительного охлаждения. Критерий необходимости установки системы на пожарный автомобиль. Теплообменник: назначение, принцип работы, устройство. Дополнительные системы охлаждения различных механизмов пожарного автомобиля (двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, гидроусилитель руля, бензобак). Дополнительный обогрев цистерны и насосного отсека в зимний период эксплуатации.

Тема 16. Дополнительное электрооборудование (2 часа)

Назначение дополнительного электрооборудования. Неисправности электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.

Расположение дополнительного электрооборудования на пожарном автомобиле.

Тема 17. Кузов пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля (2 часа)

Составные части кузова пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля. Кабина пожарной автоцистерны. Техническое обслуживание кузова пожарной АЦ и АНР.

Тема 18. Диагностирование пожарных автомобилей и их специальных агрегатов (2 часа)

Параметры технического диагностирования пожарных автомобилей. Классификация диагностических параметров. Оценка общего технического состояния пожарного автомобиля. Диагностирование двигателя, электрооборудования, тормозной системы, ходовой части, рулевого оборудования, трансмиссии, специальных агрегатов пожарного автомобиля.

Стенды, приборы и механизмы диагностирования.

Тема 19. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей (4 часа)

Назначение и принципиальные основы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей.

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Место проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Тема 20. Техническая и эксплуатационная документация

пожарного автомобиля (2 часа)

Перечень технической и эксплуатационной документации, отражающей работу пожарных автомобилей. Лица ответственные за ведение документации.

Тема 21. Нормы расхода горюче-смазочных материалов (2 часа)

Нормы расхода горюче смазочных материалов. Зависимость базовой нормы расхода топлива от условий эксплуатации автомобиля и его технического состояния. Пути повышения топливной экономичности. Нормы расхода горюче смазочных материалов.

Тема 22. Организация связи пожарной охраны.

Радиосвязь пожарной охраны. Переговорные устройства (2 часа)

Назначение и организация связи в пожарной охране. Организация связи извещения, информации, управления. Диспетчерская связь. Организация связи на пожаре.

Назначение и основные задачи пунктов связи пожарной охраны. Общие сведения об аппаратуре диспетчерской связи.

Принцип работы радиостанций. Основные типы радиостанций, применяемых в пожарной охране. Правила эксплуатации радиостанций. Организация радиосвязи пожарной охраны. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.

Назначение, общее устройство и принцип работы переговорных устройств, порядок использования в условиях пожара.

Тема 23. Работа на специальных агрегатах

пожарных автомобилей (14 часов)

Порядок подготовки пожарного автомобиля и его специальных агрегатов к работе.

Схемы забора воды. Характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных автомобилях.

Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей.

Раздел 3

Пожарные насосы (14 часов)

Тема 24. Основы гидравлики (4 часа)

Основные физические свойства жидкости. Гидростатика. Основное уравнение гидростатики. Пьезометрический и гидростатический напоры. Закон Паскаля.

Гидродинамика. Уравнение неразрывности потока. Виды движения жидкости. Уравнение Бернулли.

Тема 25. Насосно-рукавные системы (2 часа)

Определение напора у насоса. Расчет расхода воды из стволов. Определение предельной длины рукавных линий по расчетному расходу воды и напору насоса. Последовательное соединение рукавов и параллельное соединение рукавных линий.

Тема 26. Общие сведения о насосах (2 часа)

Объемные и динамические насосы.

Определение, классификация, общее устройство, принцип действия, применение в пожарной охране. Факторы, влияющие на работу насосов.

Тема 27. Центробежные пожарные насосы (4 часа)

Конструкция, принцип действия и основные неисправности центробежных насосов. Факторы, влияющие на работу насосов.

Выполнение забора и подачи воды.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных насосах.

Тема 28.Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР (2 часа)

Классификация и применение вакуумных систем. Газоструйные вакуумные системы пожарных автомобилей с карбюраторным двигателем. Двухступенчатый вакуумный насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем. Автономные вакуумные системы.

Эксплуатация вакуумных систем. Техническое обслуживание вакуумных систем. Неисправности вакуумных систем и причины их возникновения.

Раздел 4

(2 часа)

Цистерны для воды, её устройство. Баки для пенообразователя, их устройство, размещение на пожарном автомобиле. Основные неисправности цистерн и баков для пенообразователя.

Тема 15. Система дополнительного охлаждения двигателя (2 часа)

Назначение системы дополнительного охлаждения. Критерий необходимости установки системы на пожарный автомобиль. Теплообменник: назначение, принцип работы, устройство. Дополнительные системы охлаждения различных механизмов пожарного автомобиля (двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, гидроусилитель руля, бензобак). Дополнительный обогрев цистерны и насосного отсека в зимний период эксплуатации.

Тема 16. Дополнительное электрооборудование (2 часа)

Назначение дополнительного электрооборудования. Неисправности электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.

Расположение дополнительного электрооборудования на пожарном автомобиле.

Тема 17. Кузов пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля (2 часа)

Составные части кузова пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля. Кабина пожарной автоцистерны. Техническое обслуживание кузова пожарной АЦ и АНР.

Тема 18. Диагностирование пожарных автомобилей и их специальных агрегатов (2 часа)

Параметры технического диагностирования пожарных автомобилей. Классификация диагностических параметров. Оценка общего технического состояния пожарного автомобиля. Диагностирование двигателя, электрооборудования, тормозной системы, ходовой части, рулевого оборудования, трансмиссии, специальных агрегатов пожарного автомобиля.

Стенды, приборы и механизмы диагностирования.

Тема 19. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей (4 часа)

Назначение и принципиальные основы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей.

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Место проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Тема 20. Техническая и эксплуатационная документация

пожарного автомобиля (2 часа)

Перечень технической и эксплуатационной документации, отражающей работу пожарных автомобилей. Лица ответственные за ведение документации.

Тема 21. Нормы расхода горюче-смазочных материалов (2 часа)

Нормы расхода горюче смазочных материалов. Зависимость базовой нормы расхода топлива от условий эксплуатации автомобиля и его технического состояния. Пути повышения топливной экономичности. Нормы расхода горюче смазочных материалов.

Тема 22. Организация связи пожарной охраны.

Радиосвязь пожарной охраны. Переговорные устройства (2 часа)

Назначение и организация связи в пожарной охране. Организация связи извещения, информации, управления. Диспетчерская связь. Организация связи на пожаре.

Назначение и основные задачи пунктов связи пожарной охраны. Общие сведения об аппаратуре диспетчерской связи.

Принцип работы радиостанций. Основные типы радиостанций, применяемых в пожарной охране. Правила эксплуатации радиостанций. Организация радиосвязи пожарной охраны. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.

Назначение, общее устройство и принцип работы переговорных устройств, порядок использования в условиях пожара.

Тема 23. Работа на специальных агрегатах

пожарных автомобилей (14 часов)

Порядок подготовки пожарного автомобиля и его специальных агрегатов к работе.

Схемы забора воды. Характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных автомобилях.

Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей.

Раздел 3

Пожарные насосы (14 часов)

Тема 24. Основы гидравлики (4 часа)

Основные физические свойства жидкости. Гидростатика. Основное уравнение гидростатики. Пьезометрический и гидростатический напоры. Закон Паскаля.

Гидродинамика. Уравнение неразрывности потока. Виды движения жидкости. Уравнение Бернулли.

Тема 25. Насосно-рукавные системы (2 часа)

Определение напора у насоса. Расчет расхода воды из стволов. Определение предельной длины рукавных линий по расчетному расходу воды и напору насоса. Последовательное соединение рукавов и параллельное соединение рукавных линий.

Тема 26. Общие сведения о насосах (2 часа)

Объемные и динамические насосы.

Определение, классификация, общее устройство, принцип действия, применение в пожарной охране. Факторы, влияющие на работу насосов.

Тема 27. Центробежные пожарные насосы (4 часа)

Конструкция, принцип действия и основные неисправности центробежных насосов. Факторы, влияющие на работу насосов.

Выполнение забора и подачи воды.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных насосах.

Тема 28.Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР (2 часа)

Классификация и применение вакуумных систем. Газоструйные вакуумные системы пожарных автомобилей с карбюраторным двигателем. Двухступенчатый вакуумный насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем. Автономные вакуумные системы.

Эксплуатация вакуумных систем. Техническое обслуживание вакуумных систем. Неисправности вакуумных систем и причины их возникновения.

Раздел 4

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

На пожарных автоцистернах для хранения и перевозки огнетушащих веществ (воды, пенообразователя и др.) используются цистерны и баки. Форма поперечного сечения и размеры емко­стей во многом зависят от компоновки и назначения пожарного автомобиля. В основном применяются цистерны четырех форм: цилиндрической, эллиптической, параллелепипедной, параллелепипедной с закругленным днищем (рис. 9.12).


Рис. 9.12. Формы поперечных сечений цистерн, применяемых на пожарных автомобилях

Независимо от формы и размеров цистерны имеют общие элементы и узлы. На рис. 9.13 в качестве примера показано уст­ройство цистерны АЦ-40( 130)63Б.


Рис. 9.13. Устройство цистерны АЦ-40(130)63Б:

Баки для пенообразователя пожарных автоцистерн - эллип­тические (рис. 9.14). Их изготавливают из нержавеющей стали.


Рис.9.14. Бак пенообразователя: 1 - днище; 2 - обечайка; 3 - горловина; 4 - крышка; 5 - волнолом; 6 - отстойник; 7 - пробка; 8 - штуцер; 9 – стяжной хомут

Пожарные насосы

Насосы, применяемые в ПАСА, различаются по прин­ципу действия и конструктивному исполнению. Их используют как для подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров, так и для выполнения различных задач при работе пожарной и ава­рийно-спасательной техники (создания разрежения с помощью струйных насосов, дозирования пенообразователя в растворе с водой и др.).

Насосы, устанавливаемые на пожарных автомобилях или применяемые в работе пожарно-технического вооружения, ме­ханизированного аварийно-спасательного оборудования можно разделить на следующие основные группы: лопастные (центро­бежные, вихревые, осевые), объемные (поршневые, роторные) и струйные (газоструйные и водоструйные).

Центробежные пожарные насосы получили широкое рас­пространение для целей пожаротушения.

Конструктивное исполнение всех элементов и узлов показано на примере центробежного пожарного насоса ПН-40УВ с кол­лектором и пеносмесителем (рис. 9.15, 9.16).


Рис. 9.15. Пожарный центробежный насос ПН-40УВ: 1 - подшипники;


2 - масленка смазки сальников;

3 - уплотнительные кольца рабочего колеса;4 - сливной краник; 5 - крышка; 6 - рабочее колесо; 7 - стационарный пеносмеситель; 8 - коллектор напорной полости; 9 - сальники уплотнения вала

Рис. 9.16. Общий вид пожарного насоса ПН-40УВ: 1 - задвижка; 2 - пеносмеситель; 3 - напорный коллектор; 4 - корпус насоса

Пожарный автомобиль во многом определяет его специальный кузов. Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

На большинстве пожарных автоцистерн кабина водителя стандартного шасси остается без изменений, а к ней лишь пристраивают посредством сварки кабину (салон)




пожарного расчета (см. рис. 4.10). При такой компоновке кабина расчета, как правило, цельнометаллическая бескаркасная и сварена из стальных хладнокатаных профилей, панелей и штампованных элементов. Она устанавливается на раме автомобиля и крепится к ней болтами через резиновые подушки. Кабины расчета некоторых типов пожарных автоцистерн изготавливают отдельно от кабины водителя (например, на автомобилях, смонтированных на шасси КамАЗ или МАЗ с откидывающейся кабиной). Кабины пожарного расчета оборудуются двумя дверями, по одной на каждую сторону. Внутри кабины устанавливаются сидения для личного состава, спинки которых в последнее время всё чаще изготавливают в виде транспортного контейнера для дыхательных аппаратов. На стенках кабины и под сидениями личного состава монтируются крепления для пожарно-технического оборудования. Некоторые компоновочные схемы пожарных автомобилей (см. рис. 2.45 "Б") предполагают размещение в кабине и пожарного насоса.

Специальный кузов пожарной автоцистерны предназначен для размещения пожарно-технического вооружения, а также для предохранения от повреждений и загрязнения цистерны, насоса, трубопроводов и механизмов управления.

Крепление цистерны и специального кузова осуществляется за кабиной боевого расчета на раме шасси посредством балок (ложементов), опор и кронштейнов.

На большинстве пожарных автомобилей, находящихся в настоящее время в эксплуатации, специальный кузов выполнен в виде двух тумб расположенных вдоль оси автомобиля, с обеих сторон цистерны. Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. На автоцистернах традиционной компоновки в задней части автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый откидной дверью с замком и фиксатором открытого положения. В средню часть двери врезается стекло для обеспечения возможности визуального контроля параметров работающей насосной установки в холодное время года, когда открытая дверь может спровоцировать замерзание коммуникаций.

На рис. 4.11 показан общий вид левой тумбы автоцистерны АЦ-40(131)137А. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями 3, сзади – подножками 4 и скобами 6 для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики 5.

Тумбы разделены на отсеки 2, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются крылья облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются навешенными на петлях дверями, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.




Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На крыше размещается крупногабаритное пожарно-техническое оборудование. По ней же прокладываются водопенные коммуникации, если автоцистерна оборудована стационарным лафетным стволом.

На рис.4.12 показаны принципиальные схемы взаимного расположения кузова и цистерны на пожарных автомобилях.



жестко крепят на вспомогательном надрамнике (независимо друг от друга), а всю надстройку подвижно соединяют с рамой шасси.

На современных пожарных автомобилях зачастую устанавливают кузов, имеющий единый силовой каркас и лёгкую обшивку. Каркасные кузова обеспечивают более широкие возможности по взаимному расположению цистерны и отсеков (см. рис. 4.13), позволяя реализовывать не только традиционную схему "а", но и более сложные компоновочные решения. Схема "б" применена в конструкции автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 2.5 "б"), схема "в" – на автоцистерне АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.4), а схема "г" – на автомобиле пенного тушения АПТ-40(53215)ПМ-525М (см. рис. 2.15 "в").



Каркасы кузовов представляют собой сложные пространственные конструкции, сваренные из стальных или алюминиевых труб прямоугольного сечения. На рис. 4.14 показан



каркас кузова пожарного автомобиля Magirus LF 16/12, изготовленный по технологии "AluFire" (Алюфайр) из легкосплавных труб и подготовленный к оклейке алюминиевыми листами обшивки.

Специальный кузов пожарной автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 4.15) изготовлен по компоновочной схеме "б" (см. рис. 4.13) на силовом каркасе из прямоугольных стальных труб и обшит тонкостенными стальными листами 4, 7, 9. К каркасу закреплены подкрылки 5 с брызговиками 6. В заднем отсеке кузова по оси автомобиля установлен пожарный насос. Передний (сквозной) и боковые отсеки предназначены для размещения пожарно-технического вооружения. Они имеют шторные двери 2, скользящие по направляющим, закреплённым на боковых стойках 1 каркаса. Рукоятки 3 открывания дверей отсеков изготолены заодно с запирающими замками. На крыше кузова размещены опоры 10 и 11 трёхколенной лестницы, а также элементы крепления другого ПТВ (багра, лестницы-палки, штурмовой лестницы и т.п.). Для съема и укладки оборудования расположенного на крыше кузова, в задней его части имеются две лесенки 8.



Для хранения и транспортирования воды и пенообразователя пожарная автоцистерна имеет цистерну и пенобак.

Цистерна представляет собой, как правило, цельносварную конструкцию из конструкционной стали, которая может после сварки оцинковываться или обрабатываться специальными смолами. В последнее время пожарные автоцистерны начали оснащаться цистернами, изготовленными из армированного стеклопластика марки НПТ (смола ненасыщенная полиэфирная бесстирольная, ткань конструкционная).

Цистерны пожарных автомобилей в поперечном сечении могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадрату с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой достаточно жесткие, поэтому имеют более тонкие стенки и меньшую массу. Они устанавливаются, как правило, на пожарные автомобили, смонтированные на шасси с небольшой грузоподъёмностью (например, ГАЗ-66). На большинстве пожарных автомобилей используются цистерны с поперечным сечением, близким к квадратному. Такая форма более выгодна с точки зрения компоновки и конструкции кузова. Цистерна пожарного автомобиля АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 4.16) представляет собой обечайку, закрытую с обеих сторон приваренными днищами. В верхней части цистерны имеется горловина 3 с откидной крышкой 4 и резиновым уплотнением. Горловина служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны, а при необходимости - для заправки цистерны водой. Под крышкой 1 установлена контрольная трубка 2 с выходом через днище цистерны. При заполнении цистерны водой, лишняя вода будет выливаться по этой трубке из цистерны. В днище цистерны имеется отстойник 9 со сливным краном 17. Управление краном производится рычагом 16. Забор воды из цистерны осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне 5 устанавливают тахометр. К задней торцевой стенке приварены фланец, патрубок 7, труба 6 для подсоединения водо-пенных коммуникаций и (на машинах поздних выпусков) штуцеры 21 для установки датчиков уровня воды в цистерне. При заполненной цистерне вода происходит замыкание электрической цепи через гидроконтакты 20 датчиков уровня, и на щитке приборов загораются соответствующие индикаторы, сигнализирующие об уровне воды в цистерне. Внутри цистерны установлены продольные и поперечные волноломы 19. Они тормозят перемещение жидкости, увеличивая устойчивость пожарного автомобиля




при его движении. Крепление цистерны трехточечное. Спереди цистерна опорами 10 через амортизаторы 11 крепится к шарнирной балке. В задней части опорами 13 через амортизаторы 14 на бруске 15 цистерна устанавливается на раму шасси, к которой крепится стремянками 18.

На пожарных автомобилях северного варианта исполнения цистерны для воды устраивают с подогревом и теплоизоляцией. Для этой цели на некоторых пожарных автоцистернах, в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя, а ее наружная поверхность покрыта теплоизоляционным слоем.

Баки для пенообразователя (пенобаки) изготавливают из нержавеющей стали. На пожарных автоцистернах внутренний объем пенобака составляет не менее 6% объема цистерны для воды. Пенобак на большинстве пожарных автоцистерн установлен в насосном отсеке. На рис. 4.17 показано устройство пенобака автоцистерны АЦ-40(130)63Б.



К обечайке 2 приварены два днища 1. В верхней части бака имеется горловина 3, закрываемая крышкой 4, для заполнения бака пенообразователем. В баке имеется отстойник 5, закрываемый заглушкой 7. Внутри бака установлены волноломы 6. К штуцеру 8 присоединяется трубопровод, идущий к пеносмесителю пожарного насоса.

На некоторых типах современных пожарных автоцистерн, цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока (модуля). Например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое: внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м 3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 литров.

В ходе эксплуатации пожарного автомобиля производится техническое обслуживание специального кузова и емкостей для огнетушащих веществ.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает проверку состояния дверей кабины, кузова, стеклоподъемников, фиксаторов и замков дверей кузова, уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке, отсутствия их подтекания, уборку кабины и отсеков кузова.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ЕТО и дополнительные работы:

- промывку водой бака для пенообразователя;

- проверку состояния и крепления кузова, кабины, всех дверей и замков;

- проверку крепления цистерны к раме автомобиля и пенобака к кронштейнам;

- осмотр поверхности кабины и кузова на предмет коррозии. При необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие;

- смазку моторным или трансмиссионным маслом петель дверей кабины и кузова.

При втором техническом обслуживании выполняются работы ТО-1 и производится осмотр внутренней поверхности цистерны. При необходимости восстанавливается её защитное покрытие.

Пожарные автоцистерны

Пожарные машины

Пожарная автоцистерна (АЦ) – автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих веществ и оборудования для их подачи во время подавления огня и проведения аварийно-спасательных работ. По общепринятой классификации автоцистерны относятся к основным ПА и обязательно выезжают на место тушения пожара в числе остальной спецтехники.

Характеристики

Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

  1. Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
  2. Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
  3. Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

Характеристики пожарных автоцистерн

Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

  • легкие с цистерной до 2 м 3 ;
  • средние вместимостью от 2 м 3 до 4 м 3 ;
  • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м 3 .

Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

Цистерна для воды

Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м 3 . Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

Цистерна для воды

Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

Пенобак

Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м 3 . Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.

Пенобак

Пожарный насос

Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.

Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.

Пожарный насос

Базовые автомобили

Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.

ЗИЛ-131

КамАЗ-43253

УРАЛ-43206

ЗИЛ-131 КамАЗ-43253 УРАЛ-43206
Базовое шасси ЗИЛ-131 6х6 КамАЗ-43253 4х2 УРАЛ-43206 4х4
Мощность двигателя, л.с. 150 180 230
Вместимость цистерны, л 2400 3200 3000
Вместимость пенобака, л 170 240 180
Насосная установка ПН-40УВ ПН-40УВМ НЦПН-40/100
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40 40 40
Напор в номинальном режиме, м 100 100 100
Количество мест боевого расчета 1+6 4+2 6

Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.

Читайте также: