Конспект урока зимующие птицы

Обновлено: 08.07.2024

Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, работающих с детьми, имеющими ОНР.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид используемых на уроках средств ИКТ : универсальная презентация.

  • картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка, презентация.
  • уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
  • Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга.
  • Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.
  • Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
  • Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.
  • Повышать уровень заинтересованности.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценка.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, отвечайте поскорей,
Какое время года стоит у дверей? (зима)

- Кому из вас нравится зима? Чем?

- Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу.

- Отвечая на вопрос — 3има какая?

(Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная)

- Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем!

(Конверт с птицами, собрать пазлы птички)

- Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц).

- Как назвать их одним словом? (Птицы)

- Каких еще вы знаете птиц?

- Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)

- А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)

- Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы.

- Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.

3. Изучение нового материала.

- Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых. Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.

б) Отгадывание загадок.

1. Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший (воробей).

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)

3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.(Сова)

5. Птица на суку сидит.
Птица дерево долбит. (Дятел)

6. По стволу вниз головой
Ищет корм свой под корой.(поползень)

7. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё!
Поёт со свистом.(клест)

8. Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый (голубь сизый)

- Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.

Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

4. Закрепление изученного материала.

- Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)

- Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.

- Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.

- Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.

- Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова.

- Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест.

- Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.

- Что делает клест ? (клёкает или свистит)

- Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)

- Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)

Гимнастика для глаз.

  • красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь);
  • грудка желтая, а головки и крылья черные (синица);
  • маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей);
  • эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел);
  • птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом (клест);
  • эта птица хороший охотник (сова);
  • эта птичка лазает по стволу снизу вверх и сверху вниз, при лазанье на хвост не опирается (поползень);
  • это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).

- Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем? Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.

- Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?

- Сделать кормушку и положить в нее корм.

Чтение учителем стихотворения.

- Давайте птичек тоже покормим, посадим их на нашу кормушку.

5. Подведение итогов урока.

- О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?

- Какие задания вам понравились больше всего?

6. Рефлексия деятельности.

- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря.

- Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку.

- Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.

- Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.

7. Домашнее задание.

Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.

Паутова Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

-Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте как пошло тепло.

Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Воспитатель: Что вы видите за окном?

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это кричат вороны.

Воспитатель: Вороны – это какие птицы?

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети: Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

В группе появляются птицы. ( нарисованные на картоне, вытягиваются по леске, протянутой по потолку. Появляется ощущение, что они прилетают в группу)

Воспитатель: Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

Дети читают стихи о птицах.

Воробей сам не велик

И не очень длинный

2. Посмотрите на вороне

Платье серое воронье

На хвосте и горлышке

3. На стволе уселся дятел

В черно-белом пестром платье

В красной шапке на головке

Дятел долбит елку ловко

4. Птица синица летает проворно

В желтенькой кофточке,

В шапочке черной.

Плащик зелененький носит синица

Черненький галстук на грудке у птицы.

5. Прилетела к нам сорока

У нее два белых бока

Черный хвостик и спина

Голова и та черна.

6. На асфальте «Гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того чтоб мне хватило

И подружке сизокрылой.

С ней воркую про любовь,

Защищаю от врагов

Птицей мира я зовусь,

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда Встаем в круг!

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

- Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Птичка на большой сосне

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

- Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

- Вороны – всеядные птицы .

- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

- Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? ( Зимующие .)

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа –интернат

Конспект урока по живому миру

в 3 « б классе

hello_html_m1f94fbcb.jpg

учитель начальных классов

Радионенко Ольга Анатольевна

Конспект на тему " Зимующие птицы".

Познакомить детей с зимующими птицами ,учить их различать.

Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим птицам зимой.

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.

Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Оборудование:

Фонограмма с голосами птиц.

Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки.

Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.

Костюмы птиц и зверей.

Предварительная деятельность учащихся:

1. Раскрашивание картинок с изображением птиц.

2. Изготовление кормушки учителем и детьми.

3. Изготовление кормушки родителями и детьми.

4. Разучивание сценок и стихов.

5. Чтение книг о птицах.

I. Организационный момент (вступление в тему).

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Давайте улыбнёмся друг другу, пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения. Сегодня на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

- Ребята, а какое сейчас время года?

Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.

Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – . (птицы)

Изучение нового материала.

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Каких птиц вы знаете?

-Ребята, птицы бывают перелётные и зимующие. Как вы думаете почему птиц называют перелётными ( улетают на юг в тёплые страны). Каких перелётных птиц вы знаете? Мы поговорим с вами о зимующих птицах, которые остаются с нами зимовать. Каких зимующих птиц вы знаете?

А как вы думаете: зимой, можно услышать птичье пение? (Услышать птичье пение зимой можно).

Когда поют птицы? (Когда им тепло и они сыты).

Постановка проблемы

Какие трудности испытывают птицы зимой? (Голодно птицам и холодно).

Как же птицам перезимовать?

2. "Как птице перезимовать?" К. Мухаммади

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

3.Беседа о птицах.

Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей. (Птицам страшнее - голод)

Конечно же, голод.

Голодно зимой птицам. Особенно когда наступают морозы: кустарники и деревья, остатки сухой травы покрываются ледяной коркой, под которой прячутся личинки насекомых. Птицам туго приходится. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду птицам прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Сейчас мы познакомимся с жизнью нескольких зимующих птиц. Вы наверняка многих из них знаете и легко назовёте, отгадав загадки.

Выносливая птица

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном.

Кто видел голубей? Какой окраски они бывают? Голуби бывают домашние и дикие. Голуби не умеют быстро бегать, не могут взять что-то в красную лапу, зато хорошо летают. Голуби всегда возвращаются домой, могут выполнять роль почтальонов. Белый голубь считается символом мира и добра.

Как же приходится зимой диким голубям и чем они питаются вы узнаете из видео фрагмента.

Чем же питаются голуби зимой?

Птица мира и добра

Птица счастья и тепла!

Эта птица – почтальон,

Не собьётся с курса он.

Он живёт на площадях,

На деревьях и ветвях.

Он воркует , не поёт

Бодро семечки клюёт.

Мне едою служат крошки

Я хитёр и шаловлив

Суетлив, чив- чив.(воробей)

Воробьи спокойно переносят холод. Чаще всего они сидят , прижавшись друг к другу . Воробьи очень чистоплотны , охотно купаются зимой в снегу, летом в лужах. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие – значит тепло на дворе.

А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Воробьи питаются различными семенами, но своих птенцов выкармливают насекомыми.

Держаться они стайками, ближе к жилью человека, так легче пережить зиму.

Как это они делают посмотрите в видеофрагменте.

Окуни и воробьи.

Загадка о дятле

Кто в берете ярко- красном

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.

Чаще всего у нас встречается пёстрый дятел. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов. Спит дятел в своём дупле - зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Подробнее о дятле вы узнаете из фрагмента.

Птички прыгают, летают

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют

И на место сели.

Загадка про ворону

Окраской – сероватая,

Повадкой –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

hello_html_a291b71.jpg

Кто она? (ворона)

Запомните: ворон – чёрный, а ворона – серая.

Ворона крупная с большими крупными ногами, голова и крылья чёрные ,а остальное тело –серое. Зимой ворона держится ближе к жилью человека, здесь она питается остатками пищи и отбросами.

Посмотрите видеофрагмент о вороне.

Загадка о синице

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Давайте закроем глаза и представим себе, что мы пришли на лесную полянку.

И вот однажды на лесной поляне был такой разговор.

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется ворона. Она в страхе оглядываясь назад.

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох, и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Кар, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…

Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все - таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Кто же может, и чем мы можем помочь птицам зимой? Птицам зимой помогают люди. Нужно делать кормушки.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.

Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.

Где Вы предлагаете повесить кормушки?

-На деревьях у школы, чтобы самим птиц кормить. Во дворе дома, где живём.

Прекрасно, если Вы сможете поместить кормушку для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.

После занятия мы все оденемся и пойдём на улицу. Там мы повесим кормушки, насыплем корм.

А Вы знаете, какой корм надо давать птицам?

Составим памятки “Чем кормить птиц зимой?”.

Пшеном, просом, овсом, пшеницей.

Семенами подсолнечника (нежареными!).

Салом, мясом (нежареным и несолёным!).

Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд.

Семенами клена и ясеня.

Шишками. Жёлудями. Орехами.

Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:

Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.

Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Кормление птиц - дело не только важное, но и ответственное.

Нужно регулярно заботиться о том, чтобы в кормушке была птичья еда.

Запомните: весь корм должен быть свежим.

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна работать до середины весны.

III. Закрепление изученного материала

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Вот и песенке конец.

На каждом столе лежит конверт. В нём две разрезанных картинки зимующих птиц. Соберите птиц, помогая друг другу. Какие птицы у вас получились?

3. Игра "Узнай птицу"

Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы к нам прилетали на занятие.

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Звучит аудиозапись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?

Дети. Голоса птиц.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети. Зимующие.

Воспитатель (читает письмо).

Воспитатель. Какую птицу вы сложили?

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Птичка на большой сосне

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны).

Погулять они хотят

Снова в гнездышке сидят (дети приседают).

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.

- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

- Вороны – всеядные птицы.

- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)


Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель: Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)




4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).




Читайте также: