Почему медведь спит зимой конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Выборгского района

г. Санкт-Петербурга

Воспитательский час

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Составила и провела

Воспитатель: Аверьянова Н.Ю

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: слушание,

1. Тема занятия.

2. Цель: Формирование знаний учащихся о животных( медведей)

3. Задачи:

– Повторить и закрепить словарь по данной теме

Развивающая:

– Развивать память, логическое мышление, речь.

Воспитательная:

– воспитывать стремление беречь и охранять природу.

4. Тип занятия.

Изучение и закрепление знаний

5. Вид занятия.

6. Оборудование.

Карточки с загадками, маска медведя, мультфильмы о животных( медведях), карандаши.

7. Метод проведения.

8. Подготовила воспитатель:

Ход занятия

Организационно- методические указания

Дети сидят за партами.

Сегодня мы поговорим о животных ( медведях)

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к занятию, сообщить тему (метод организации)

2.Вводная беседа по теме

Медведь – один из самых грозных хищников в дикой природе. На данный момент на планете насчитывается 8 видов. В мире наиболее распространен бурый медведь. Медведь –один из самых интересных и привлекательных представителе царства животных. Ребята! Как вы думаете почему медведь спит зимой?

Какое сейчас время года( лето, весна, осень, зима)

А кто ответит на вопрос : Когда медведи уходят в спячку?

Ребята, а какие животные любят поспать зимой?

-Зимой любят поспать не только медведи, но и другие животные.

Енот осенью съедает много пищи, чтобы остаться сытым всю зиму. Лесной сурок устраивает себе убежище в вырытой им норе. Здесь ему не страшны холода.

Летучая мышь-бурый кожан переселяется в пещеру, когда становится холодно, чтобы проспать до весны вниз головой. Зимой спят даже змеи.

Увлекательное, доступное изложение нового материала с активным привлечением учащихся (обсуждение).

3.Загадка и стихотворение

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.( Медведь)

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежинками не кидался,

Все бы мишеньке храпеть,

Эх ты мишенька –медведь!!

4.Основная часть (Беседа)

На самом деле медведи спят зимой, потому что это защитный режим, который позволяет ему сохранить себе жизнь и не умереть от голода зимой. Зимы в северных краях обычно бывают длинными, холодными и снежными. Косолапые придумали как пережить это суровое время года. До этого, как выпадает снег, они стараются съесть как можно больше пищи, чтобы в их организме отложился толстый слой жира. Затем они устраивают себе берлогу под скалами или сваленными деревьями. Там медведи спят пока не наступит весна. Спячка продолжается 4-6 месяцев, продолжительность зависит от климатических условий того места, где живет косолапый и самого вида медведя.

Понравилось ли вам наше занятие? Что больше всего понравилось? Что было сложно? Почему?

1. Учить эмоционально читать наизусть стихотворение, соблюдая последовательность событий, с опорой на картинки – подсказки.

2. Расширять и уточнять знания детей о диких животных, их образе жизни.

3. Способность развитию чувства ритма.

4. Обогащать активный словарь детей.

1. Развивать зрительное и слуховое внимание.

2. Развивать зрительную и слуховую память.

3. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики посредством согласования речи с движением в физкультминутке и пальчиковой гимнастике.

4. Развивать диалогическую речь посредством заучивания стихотворения.

Воспитательные

1. Воспитывать активность и внимание на занятиях.

2. Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать собеседника, развивать познавательные интересы.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.

2) Просмотр диафильмов о жизни диких животных зимой.

3) Чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных.

Словарная работа: обогащение словаря словами: вперевалку, берлога.

Оборудование: мольберт, картинки – подсказки, елка, берлога, бумажные снежинки, листья, игрушка медведь, ноутбук, платочки, мультимедийный проектор.

Ход занятия

Воспитатель :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! "

Ребята! Давайте поприветствуем наших гостей.

Раздается телефонный звонок:

-Ребята. Извините, я отвечу на звонок, он может быть для меня важным. (ставлю на громкую связь)

- Алле, алле, куда я звоню?

-Ну, во – первых, здравствуйте! Вы позвонили в детский сад и даже не представились, у нас идет занятие, а Вы отвлекаете нас!

Ну, да, здравствуйте! Да сорока, я, сорока, из леса звоню! Здесь такое, такое, звери все рассердились на медведя, говорят, глядите, какой лежебока! Спит, он увалень в берлоге, лапу свою сосет, а мы должны тут все бегать, покой его охранять? Разбудить хотят косолапого! Ой, беда, ой, беда, что ж будет – то?

- Подожди, сорока, не тараторь. Мы с ребятами сейчас подумаем, как вам помочь. И я перезвоню. Не будем терять время!

-Как вы считаете, есть ли в лесу проблема? (Что может быть если медведь проснется, то)

Давайте, подумаем, каким способом, откуда, мы можем узнать, ответ на такой вопрос? (интернет, энциклопедии).

Просмотр фильма о медведе (ноутбук)

Воспитатель : Ребята, о ком мы посмотрели фильм? (О медведе)

- Медведь какое животное дикое или домашнее?

- Как называется дом медведя?

- Что ест медведь?

- А какое сейчас время года? (осень)

- Что медведь делает осенью? (впадает в спячку)

- Посмотрите, мне кажется под елочкой берлога. Как вы думаете, кто там?

Дети: Медведь спит.

Воспитатель : Давайте тихонечко-тихонечко подойдем и посмотрим (Дети идут с воспитателем к елке)

- Правда, Мишка. Спит и тихонечко храпит.

Мишка, мишка, хватит спать.

Давай с ребятами играть.

Мишка, лапки подними,

Мишка, лапки опусти,

Мишка, Мишка, покружись,

А потом земли коснись

И животик свой потри


(Дети делают движения под текст)

Мишка просыпается, зевает

Мишка: Не время с вами мне играть.

Зимой должны медведи спать.

Воспитатель : Мы с ребятами хотим узнать, почему медведи всю зиму спят. Правда, ребята? (Да)


Мишка: В берлоге под подушкой у меня стишок,

Хочу, ребята, вас попросить

Стишок этот разучить.

Чтобы знали все в лесу,

Почему зимой я сплю.

Вы стишок мой разучите,

Всем ребятам в саду расскажите.

Воспитатель : Поможем?

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение, обращая внимание на игрушку – медведя :

Мишка, Мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лёд,

Не малина и не мёд!

Воспитатель : Почему же медведи спят зимой?

Дети: Зимой холодно, вокруг снег, нет еды.

Воспитатель : Хочется мне с вами поиграть.

Стихотворение буду я читать,

А вы картинки – подсказки к нему подбирать.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выставляют картинки – подсказки на наборное полотно.

Мишка, Мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лёд,

Не малина и не мёд!

Мишка: Ох, как интересно. Я тоже хочу поиграть. Я буду стишок начинать, а ребята продолжать.

Мишка, Мишка. (Что с тобой)

Почему ты … (спишь зимой)

Потому что… (снег и лёд)

Не малина и не мёд!

Мишка: Какие молодцы! Стараетесь.

Воспитатель : Мишутка, а ребята тоже хотят с тобой поиграть.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)


Воспитатель : На картинки - подсказки вы смотрите

И стишок мне расскажите.

Дети читают хором.

Воспитатель : А ты) иди и стишок нам расскажи. (один ребенок читает)

Воспитатель : А кто хочет быть мишкой? Вызываем одного ребенка, даем игрушку-медведя.

Я буду спрашивать, а ты отвечать. Воспитатель рассказывает вместе с ребенком.

Воспитатель : Давайте обыграем это стихотворение. У меня есть маска Медведя и косыночка для Машеньки. Воспитатель вызывает девочку и мальчика. Дети обыгрывают стихотворение.


Воспитатель : Мишенька, тебе понравилось?

Мишка: Да! Спасибо вам. Теперь вы расскажите моим друзьям, почему зимою не играю с ними я. С вами интересно, но мне пора ложиться спать. За то, что вы мне помогли, вам подарок. До свидания. До новых встреч.

Воспитатель : До свидания! Приходи к нам в гости весной. Воспитатель отдает игрушку.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Теперь и вы знаете, почему медведи спят зимой. Возьмите карандаши и под веселую песенку раскрасьте медвежонка.

Заучивание стихотворения методом пиктограмм

Заучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой "Дивное царство"и "Бабушкины сказки". В преддверие нового года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель: «Ой, дети, какая красивая собачка к нам пришла.

Она что-то хочет сказать мне на ушко.

-Собачка хочет узнать, какие животные живут в лесу и как они зимуют.

-Она живет дома, о ней заботится человек.

-Ребята, познакомим собачку с жизнью диких животных?

-Кого вы видите на этой картине, и что делают животные?

-Почему не видно медведя?

- А как вы думаете, где ежик? Молодцы, ребята, вы много знаете

Воспитатель: Сейчас я вас превращу в мишек -

и в медвежаток превратитесь.

Мишка топай, мишка хлопай

Приседай со мной братишка

Лапы вверх, лапы вниз

Улыбнись и покружись.

Воспитатель: «Сейчас девочки походкой лисичек пройдут и сядут на стульчики, они пойдут к своим стульчикам красивой легкой походкой.

Мишка, мишка, что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед

Ни малина и не мед.

Воспитатель: «Я прочитаю вам стихотворение еще раз, будьте внимательны, запоминайте, будем учить его наизусть.

(Читаю выразительно еще раз).

Затем повторяем с детьми.

Предлагаю выучить стихотоворение при помощи мнемотаблицы.

Читают, используя мнемотаблицу.

«Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

(На каждое слово соединяем каждый пальчик с большим).

Воспитатель: «Молодцы, дети! Пёсику очень понравилось, как вы учили стихотворение. А еще собачка принесла нам картинки с изображением диких животных.

. Но вот беда, они белые. Давайте раскрасим их шубки в нужный цвет? Берем нужные карандаши и раскрашиваем животных в одном направлении, стараясь не выходить за контур.

(Дети говорят кошечке какой зверь и в шубке какого цвета).

Собачка благодарит детей, говорит, что она много узнала о диких животных и обо всем расскажет своим друзьям собачкам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия составлен для детей старшего дошкольного возраста. Игровая ситуация, направленна на закрепление предствлений о внешнем виде лесного хозяина, об особенностью жизнедеятельности в разные времена года.

(итоговое мероприятие для детей старшего возраста).

Программное содержание:

Продолжать закреплять представления детей о диких животных, среде обитания, питания.

Продолжать формировать представления детей об образе жизни Бурых медведей, о том, что они приспособлены к жизни в природных условиях.

Формировать грамматический строй речи, учить делить слова на слоги, упражнять в умении проговаривать чистоговорки; отвечать на вопросы, высказывать предположения.

Учить создавать образ медведя в технике прастилинографии, передавая строение тела животного, пропорции, характерные детали;

Учить работать с пластилином, формировать умение проводить растяжку разных цветов пластилина, аккуратно соединять части в единое целое путем примазывания и сглаживания

Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, мелкую мускулатуру.

Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам изобразительного искусства, отзывчивость, желание помочь медведю; воспитывать дружеские качества, умение работать вместе и самостоятельно.

Предварительная работа: беседа с деть о диких животных, рассматривание картинок, календарей, фотографий, иллюстраций с изображением медведя; чтение стихов и рассказов В.Бианки, Е. Чарушина.

Ход игровой ситуации. Детей встречает Медведь. сидящий на стуле, крепко держась руками. Педагог обращает внимание, что медведь, чем-то расстроен, задумчивый, сидит и не встает, не приветствует ребят.

Педагог. Здравствуй, Мишка, что случилось?

- Кто нам теперь поможет? Кто все на свои места вернет.

Дети с педагогом рассматривают картину, находят несоответствие реальной жизнедеятельности диких животных (волк- не ест грибы, не лазит по деревьям, не сидит на веточках; Белка- не ест мышей, не охотится на них; медведь- не птица, летать не умеет; лиса- хищница, не любит есть ягоды, листочки; заяц- не строит себе нор в стволах дерева).

Медведь. Какие вы внимательные, ой и правда все ошибки исправили, я теперь уже как птица в небо не взлетаю. А то лапы сами у меня в стороны расходились, как крылья самолета. Слышите, в лесу на полянке звери в пляс пустились.

Дети выполняют движения согласно речитативу пляски.

Медведь. Вот как весело плясали. А меня –то вы узнали? Кто я?

Педагог. Медведь.- это очень крупное, лесное животное, с мохнатой теплой шубой бурого цвета. У него большая голова, на короткой шее, которую практически не видно, глазки маленькие, как бусинки. При ходьбе мишка ставит лапы пятками наружу.

Педагог. А что любит кушать медведь? ( медведь любит есть мед, ягоды, грибы, орехи, желуди, рыбу).

Медведь. А хотите я вам про свою семью расскажу?

Педагог. Кто живет в медвежьей семье? А как вы думаете, какое самое длинное слово.

Дети с педагогом определяют длину слов: медведь, медведица, медвежонок. Герои мультипедии помогают правильно разделить слова на слоги.

Дети выполняют движения согласно речитативу.

Два жадных медвежонка

Сидели на суку,

Один читал газету,

Другой- мешал муку.

Раз ку-ку, два ку-ку.

Оба шлепнулись в муку.

Оказались не в муке,

А у бабки в пироге.

Педагог. Ну как тебе мишка, насмешили? Да у нас ребята веселые, да смышленые. Посмотри-ка, Мишенька, как мы умеем слова придумывать, да чистоговорки говорить.

Педагог читает чистоговорки, дети внимательно слушают, подбирают по смыслу подходящее слово, все вместе повторяют чистоговорку от начало до конца.

Ша-ща-ша – ходит мишка не спеша.

Шу-шу-шу- мишку насмешу.

Ши- ши-ши- для мишки шишки хороши. И т.д.

Медведь. Весело, с вами, вон как здорово вы слова подбираете. А мне спать пора, зима уж на дворе.

Педагог читает стихотворение:

- Мишка, мишка! Что с тобой

Почему ты спишь зимой?

- Потому, что снег и лед,

Не малина и не мед!

Педагог. Мишенька, оставайся с нами, мы тебя малиновым вареньем угостим, чаем с медом напоим. Всю зиму будем вместе гулять, в снежки играть.

Медведь. Ой, да что вы. Я уже один раз остался. Ой, что со мной случилось!? ( медведь хватает себя лапами за голову, качает головой).

Педагог. Мишка, расскажи ребятам.

Медведь. Вот что со мной приключилось. С тех пор мы медведи зимой спим.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, можно ли мишку зимой? Почему? (разбуженный медведь очень опасный).

Продуктивная деятельность.

Медведь. Ребята, а как вы думаете, а где мы спим? (в берлоге). А хотите заглянуть к нам в берлогу, посмотреть на спящего медведя. Об этом нам помогут рассказать иллюстрации художников –анималистов.

Медведь. А чтоб вы меня не забывали, да зимой в лесу громко не кричали, я приготовил вам пластилин. Меня Мишеньку, спящего в берлоге слепить надо. Получится у нас необычная фотография из пластилина.

Туки- туки мишка,

В свой бежит домишка.

Забегает во двор

И калитку на запор!

Туки-туки, мишка

Спрятался в домишко.

На лугу бычок бодался-

Мишка очень испугался! (С.Ермакова)

Педагог рассказывает последовательность изготовления пластилинографии.

Дети гладя на образец педагога, приступают к создании образа медведя.

Заключительная часть. Дети рассматривают готовые работы. Медведь благодарит детей за помощь, дарит в подарок сладкие леденцы.

- Мы медведю всю очень досыта наедаемся, а зимой свою сладкую лапу сосем как леденец.

Читайте также: