Склонений три а спряжений 4 класс гармония конспект

Обновлено: 04.07.2024

а) помочь ученикам “открыть” новое знание – наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, закрепить знания о склонении имен существительных.
б) развивать умение выделять главное, наблюдательность, мышление, память.
в) формировать потребность писать грамотно.

  • глагольные окончания
  • таблица спряжений
  • таблица подсказок ЕдУТ И спЯТ
  • таблица для подведения итогов - рефлексии
  • карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики приветствуют гостей, готовят тетради к работе.

- Давайте вспомним правила работы на уроке русского языка.

1. Пишу чисто, аккуратно и грамотно.

2. Предложение пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку.

3. Помню о красной строке: при записи заданий и частей текста.

4. Использую перенос слова с одной строки на другую.

5. При письме слова диктую по слогам.

II. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте слова: дерево, ель, ёлка, мост, дядя

- Какими признаками как часть речи они похожи? (сущ. в ед. ч. обозн. предмет.)

- Какими признаками различаются? (род, склонение)

- Назовите род и склонение каждого имени существительного.

- Что называется склонением существительных? (изменение по падежам в ед. и во мн. числе)

- Какая часть слова меняется при склонении? (окончание)

- Почему ученые выделили три склонения? (из-за трёх наборов окончаний)

Склонений три. А спряжений?

- Сегодня на уроке Вам предстоит открыть новый секрет глагола. Итак, имена склоняются, а глаголы… спрягаются.

(Открыть на доске тему).)

Давайте проведем исследование

III. Изучение нового материала.

- Откройте ТПО стр. 27 № 391

- Для ответа на вопрос устно проспрягай четыре глагола, а запиши только их окончания.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будете получать задание: проспрягай. Что это значит? (Изменение по лицам и числам называется спряжением).

- Какая часть речи поможет проспрягать? (местоимение)

Запись на доске.

Идти, говорить, нести, замолчать.

- В формы какого времени ты поставил(а) глагол с приставкой? (будущего времени) А остальные глаголы? (настоящего времени)

ед. ч. мн. ч.
1-е у ю ем им
2-е ешь ишь ете ите
3-е ет ит ут ят

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.

- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).

У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.

Открыть таблицу спряжений на доске, разъяснить римское обозначение спряжений.

- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения, II спряжения. (Ученики рассматривают таблицу и делают вывод, что в окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная Е, а в окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная И).

- Личные окончания глаголов каждого спряжения нужно хорошо знать. Ребята одной школы придумали подсказку для запоминания. Как вы её понимаете?

(Ученики рассматривают таблицу в учебнике, делают вывод, на доске вывешивают таблицу спряжений и таблицу подсказок.)

I спряжение – Е… или ут (ют) ЕдУТ
II спряжение – И… или ат (ят) И спЯТ

IV. Физкультминутка

- Вспомните, что обозначает глагол (действие)

- Какую физкультминутку может предложить глагол? (выполнять действия)

Итак: встаньте с мест, присядьте, поднимитесь, попрыгайте, улыбнитесь друг другу, похлопайте, натяните шапку для размышлений, стройте глазки друг другу, напишите носом “Спряжение”.

V. Закрепление. Работа в тетради (ученики выполняют упражнение № 393).

Запиши глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения. Над глаголом указывай их лицо и число; ставь ударение и отмечай все орфограммы.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.

(Ученики выполняют задания).

- При каком условии на месте гласных в личных окончаниях глаголов обязательно будут орфограммы? (На месте безударных гласных).

- Какие еще орфограммы есть в окончаниях глаголов?.

(Учитель выслушивает ответы.)

1. В личных окончаниях глаголов часты орфограммы безударных гласных, где приходится выбирать буквы.

2. Орфограммами являются буквы -т и -ш в окончаниях ет, ит, ут … , ешь, ишь. Но на этом месте в глаголах никогда не бывает других букв, поэтому -т и -ш можно смело писать.

3. В окончаниях 2-го лица единственного числа есть еще одна орфограмма – здесь всегда пишется ь:

ешь (ёшь), ишь.

4. Есть дополнительная орфограмма и в окончаниях 2-го лица множественного числа ете ите – на месте безударного гласного звука. Но здесь букву е можно писать, не боясь ошибки, - другой буквы не бывает.

- Откройте задание №395, прочитайте его.

Определи спряжение, лицо, число каждого глагола по его окончанию и рядом укажи.

- Какие орфограммы видишь в окончаниях? Подчеркни их.

- Поставь глаголы звонить и бить в формы с этими окончаниями, запиши каждый на свою оставленную строку; буквы, о которых следует помнить, отметь.

1) Прочитайте пословицы и поговорки. (Ученики получают карточки)

- Разделите их на группы по двум признакам одновременно. (Ученики должны догадаться по каким двум признакам можно пословицы разделить на две группы. Это спряжение и по смыслу.)

- Мальчики выписывают пословицы с глаголами II спряжения.

- Девочки выписывают пословицы с глаголами I спряжения.

Укажите спряжение глаголов. Подчеркните орфограммы.

1. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

2. Кто много лежит, у того и бок болит.

3. Белые руки чужие труды любят

4. Друг познается в несчастье.

5. Лень мужика не кормит.

2) Прочитайте текст, дополните его предложением, которое служило бы обобщением всего сказанного о планете.

Укажите спряжение глаголов.

Венера – вторая планета нашей Солнечной системы. Она напоминает серебристый блестящий шар.

Круглый год на этой планете стоит жаркое лето, поэтому на ней полностью отсутствует вода. На Венере не плещутся моря, не шумят водопады, не журчат ручьи. А атмосфера Венеры плохо пропускает свет, поэтому на планете всегда пасмурно.

- организационный момент (самоопределение к деятельности). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приемы работы: пожелания удачи учащимся и друг и другу, девиз урока.

- подведение итогов работы.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения, позволяет не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

7 тусовка зайца.mp3

три белых коня.mp3

Выбранный для просмотра документ 29.01 2015..ppt

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Забол.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Забол.

Проверка домашнего задания Печатная тетрадь, упражнение 384. Запиши глагол не.

Проверка домашнего задания Печатная тетрадь, упражнение 384. Запиши глагол не трону в таблицу. Как изменяли глагол? Знаешь ли, как можно по-другому назвать это изменение?



Задания для групп Найди лишнее слово. 1 группа Защитить, заботиться, смелость.

Задания для групп Найди лишнее слово. 1 группа Защитить, заботиться, смелость, сделать. 2 группа Улыбка, смеяться, радоваться, улыбаться. 3 группа Веселиться, настроение, плакать, грустить.

Задания для групп 1 группа Защитить, заботиться, смелость, сделать. 2 группа.

Задания для групп 1 группа Защитить, заботиться, смелость, сделать. 2 группа Улыбка, смеяться, радоваться, улыбаться. 3 группа Веселиться, настроение, плакать, грустить.



 лицо

Спряжение лицо

Тема урока : Склонений – три. А спряжений? План Вспомним склонения существит.

Тема урока : Склонений – три. А спряжений? План Вспомним склонения существительных. Вспомним, что такое спряжение. Узнаем, сколько спряжений имеет глагол. Будем учиться спрягать глаголы.

учебник стр. 32, упр. 390 Ёлка ель дерево 1- е 2- е 3- е И. ёлка дерево ель.

учебник стр. 32, упр. 390 Ёлка ель дерево 1- е 2- е 3- е И. ёлка дерево ель Д. ёлке дереву ели В. ёлку дерево ель Т. ёлкой деревом елью

Склонений три. А спряжений? исследование СПРЯЖЕНИЕ В грамматике: класс глагол.

Склонений три. А спряжений? исследование СПРЯЖЕНИЕ В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. СПРЯГАТЬ В грамматике: изменять глагол по его грамматическим формам - лицам, числам, временам. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

Проблема Печатная тетрадь стр. 27, упр.391 Идти, говорить, нести, замолчать.

Проблема Печатная тетрадь стр. 27, упр.391 Идти, говорить, нести, замолчать. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Идти, говорить, нести, замолчать. У глаголов настоящего и будущего времени пр.

Идти, говорить, нести, замолчать. У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два. Ед.числоМн.число 1-е лицо я -у -ю мы -ём -им 2-е лицо ты -ёшь -ишь вы -ёте -ите 3-е лицо он, она, оно -ёт -ит они -ут - ат

I спряжение IIспряжение Единственное число 1-е лицо -у -ю -у -ю 2-е лицо -.

I спряжение IIспряжение Единственное число 1-е лицо-у-ю-у-ю 2-е лицо-ешь-ёшь-ишь 3-е лицо -ет-ёт-ит Множественное число 1-е лицо -ем-ём-им 2-е лицо -ете-ёте-ите 3-е лицо -ут-ют-ат-ят

подсказка I спряжение – Е… или ут (ют) ЕдУТ II спряжение – И… или ат (ят) И с.

подсказка I спряжение – Е… или ут (ют) ЕдУТ II спряжение – И… или ат (ят) И спЯТ

Какое основное отличие глаголов I и II спряжений? В большинстве окончаний гла.

Физкульминутка

Стр. 33-34, упражнение 393 I спряжение II спряжение Спишешь 2л. ед.ч. спешишь.

Стр. 33-34, упражнение 393 I спряжение II спряжение Спишешь 2л. ед.ч. спешишь 2л. ед.ч. прыгнет 3л. ед.ч. кричат 3л. мн.ч. играем 1л.мн.ч. лепят 3л. мн.ч. катают 3л. мн.ч. гонит 3л. ед.ч. включите 2л. ед.ч. Какие орфограммы встретились тебе в личных окончаниях глаголов? Правила стр.34, упр.394.

Домашнее задание -стр.35, упр. 397, знать правила; - составить проверочную ка.

Домашнее задание -стр.35, упр. 397, знать правила; - составить проверочную карточку для одноклассников с заданиями по данной теме.

Работа в парах Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Лень мужика не кор.

Работа в парах Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Лень мужика не кормит. Солнце с запада не всходит. Кто не сажает деревья, тот не отдохнёт в тени. Кто много лежал, у того и бок заболел. Задание: 1 группа – найти глаголы Iспряжения, выделить окончания. 2 группа -найти глаголы II спряжения, выделить окончания. 3 группа – найти пословицу, в которой мы не можем определить спряжение у глаголов? Почему?

Работа в парах Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. 1 гр. Лень мужика.

Работа в парах Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. 1 гр. Лень мужика не кормит. 2 гр. Солнце с запада не всходит. 2 гр. Кто не сажает деревья, тот не отдохнёт в тени. 1 гр. Кто много лежал, у того и бок заболел. 3гр.

Работа в группах Тест: Глаголы: 1.Склоняются 2.Спрягаются У глаголов при спр.

Работа в группах Тест: Глаголы: 1.Склоняются 2.Спрягаются У глаголов при спряжении изменяется: 1. Окончание 2. Основа Лицо глагола определяй: 1.По окончанию 2.По предлогу Что называется спряжением? 1.Изменение глагола по падежам 2. Изменение глагола по лицам и числам 3. Изменение глагола по родам и числам У глаголов спряжений: 1. 1 2. 2 3. 3 У глаголов, какого спряжения в окончаниях пишется е? 1. I спряжения 2. II спряжения

Самооценивание на уроке рефлексия Сегодня на уроке: 1. Я научился….. 2. Я пон.

Самооценивание на уроке рефлексия Сегодня на уроке: 1. Я научился….. 2. Я понял…… 3. Мне было интересно…. 4. Мне было трудно …… 5. Мне еще нужно поработать…

интересный неинтересный лёгкий трудный полезный бесполезный

интересный неинтересный лёгкий трудный полезный бесполезный


Выбранный для просмотра документ Doc1.docx

Выбранный для просмотра документ Doc2.docx

Выбранный для просмотра документ Найди лишнее слово.docx

Найди лишнее слово

1.Защитить, заботиться, смелость, сделать.

Найди лишнее слово

2.Улыбка, смеяться, радоваться, улыбаться.

Найди лишнее слово

3.Веселиться, настроение, плакать, грустить.

Выбранный для просмотра документ Работа в парах.docx

Работа в парах. Прочитайте пословицы и поговорки.

Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Лень мужика не кормит. Солнце с запада не всходит. Кто не сажает деревья, тот не отдохнёт в тени Кто много лежал, у того и бок заболел Задание:

1 группа - найти глаголы I спряжения, выделить окончания.

Работа в парах. Прочитайте пословицы и поговорки.

Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Лень мужика не кормит. Солнце с запада не всходит. Кто не сажает деревья, тот не отдохнёт в тени Кто много лежал, у того и бок заболел Задание:

2 группа - найти глаголы II спряжения, выделить окончания.

Работа в парах. Прочитайте пословицы и поговорки.

Что летом соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Лень мужика не кормит. Солнце с запада не всходит. Кто не сажает деревья, тот не отдохнёт в тени Кто много лежал, у того и бок заболел Задание:

3 группа – найти пословицу, в которой мы не можем определить спряжение у глаголов? Почему?

Выбранный для просмотра документ Тест.docx

У глаголов при спряжении изменяется:

1 . Окончание.

Лицо глагола определяй:

Что называется спряжением?

1.Изменение глагола по падежам

2. Изменение глагола по лицам и числам

3. Изменение глагола по родам и числам

У глаголов спряжений:

У глаголов, какого спряжения в окончаниях пишется е?

У глаголов при спряжении изменяется:

1 . Окончание.

Лицо глагола определяй:

Что называется спряжением?

1.Изменение глагола по падежам

2. Изменение глагола по лицам и числам

3. Изменение глагола по родам и числам

У глаголов спряжений:

У глаголов, какого спряжения в окончаниях пишется е?

Выбранный для просмотра документ урок русск.яз. 29.02.2015..docx

Тема урока: Склонений – три. А спряжений? Тип урока урок ознакомления с новым материалом Форма урока урок-путешествие

Цель урока: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способов спряжения глагола; развитие коммуникативных, организационных, информационных компетенций. Задачи урока: 1.Актуализировать знания об имени существительном и глаголе; 2 . Организовать деятельность по определению способов спряжения глаголов 3.Отрабатывать теоретические знания о спряжении глаголов при выполнении упражнений.

Предметные
1. Узнаем сколько спряжений у глагола. 2.По окончаниям глаголов узнаем о I и II спряжении. 3. Научить определять спряжение.

Метапредметные

Познавательные
1. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.
3. Устанавливать причинно - следственные связи.
Регулятивные
1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи.
3.Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные
1. Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. Формулировать собственное мнение.
3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные
1.Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2. Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Планируемые результаты : 1.Умение определять учащимися темы и цели урока. 2.Выбирать действия по достижению цели. 3. Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. 4. Умение спрягать глагол.

Используемые образовательные технологии: технология критического мышления.

1 . Организационный момент .

Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание! Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться.

-У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас? / дети показывают смайлики Зеленый - хорошее, синий - равнодушны, красный – плохое. / -Замечательно! С таким настроением только вперед…

3слайд 2.Проверим домашнее задание

Печатная тетрадь, упражнение 384. Запиши глагол не трону в таблицу. -Как изменяли глагол? -Знаешь ли, как можно по-другому назвать это изменение?

4 слайд -Какое сейчас время года? /зима/ Давайте отправимся в лес. /песня/

3.Актуализация знаний

5 слайд -Мы, на месте. Посмотрите, как красиво.

Минутка чистописания Лл

- Дайте характеристику букве. / Это буква Эль, звук (л), он согласный, звонкий, непарный. Может быть твердым и мягким./

-Составьте предложение о зимнем лесе и запишите его в тетрадь. Дайте характеристику предложению.

6 слайд Разминка. Найди лишнее слово.

1команда. Защитить, заботиться, смелость, сделать.

2 команда. Улыбка, смеяться, радоваться, улыбаться.

3команда. Веселиться, настроение , плакать, грустить.

Задание:1.Найдите лишнее слово.

2. Объясните, почему вы выбрали это слово ? / Сущ., а остальные глаголы/

3. Что можно у него определить?

7 слайд Проверка. Оцени свою работу.

-Что мы знаем об имени сущ.? Что можем у него определить? / род, число, падеж, склонение ./

8 слайд Заполним таблицу. Взаимопроверка

9 слайд Проверим.

- Что мы знаем о глаголе? / самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Можем определить: время, число, лицо, род в прош. вр./

Заполним таблицу. Взаимопроверка

10слайд Проверим

-Как вы думаете, глядя на тему нашего урока. Все ли мы знаем о глаголе? / нет, спряжение не знаем/

4.Мотивация и постановка учебной задачи

11слайд Тема урока « : Склонений – три. А спряжений?

-Н ужно составить план, по которому мы будем сегодня работать. 11 слайд -Каждая группа составляет свой план. Сигнализирует. Проверим.

-вспомним склонения существительных

- вспомним, что такое спряжение

- узнаем, сколько спряжений имеет глагол

- будем учиться спрягать глаголы

-По этому плану будем работать на уроке.

12 слайд учебник стр. 32 упр. 390 / устно/

- Назовите общие признаки слов ёлка, ель, дерево. /сущ. в ед. ч. обозн. предмет / - Какими признаками различаются? /род, склонение / - Назовите род и склонение каждого имени существительного. – Поставьте существительные в форму заданного падежа.

13 слайд Проверим - Как называется изменение существительных по падежам? / склонен. / - Какая часть слова меняется при склонении? /окончание / -Какие слова еще могут склоняться?/ Имя прилаг., числительное, местоимение/ -Из трех наборов окончаний у существительных выделено три склонения.

Оцени свою работу.

Склонений три. А спряжений?

- Сегодня на уроке Вам предстоит открыть новый секрет глагола.

Итак, имена склоняются, а глаголы… спрягаются.

5. Изучение нового материала

14 слайд Давайте проведем исследование

Вначале посмотрим толкование слова спряжение в словаре С. И. Ожегова

СПРЯГАТЬ В грамматике: изменять глагол по его грамматическим формам - лицам, числам, временам и наклонениям,

СПРЯЖЕНИЕ В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения.

Печатная тетрадь стр. 27 упр. 391 / работа выполняется на доске/ 15 слайд - Для ответа на вопрос проспрягай четыре глагола, а запиши только их окончания. Как будем спрягать?

16 слайд ( Изменение по лицам и числам называется спряжением ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

1. Организационный момент.

– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.

2. Оформление рабочей записи.

3. Минутка чистописания.

– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

(Нижнее, верхнее, нижнее)

– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)

4. Словарная работа.

–Переходим к повторению словарных слов.

4.1. Устная работа.

– Покажите пропущенную букву.

4.2. Письменная работа.

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

– Какой частью речи являются записанные слова?

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице, по площади.

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

6. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.

вода Юра конь окно степь

земля Витя стол море дочь

/__________________________/ /__________________________/ /__________/

1 склонение 2 склонение 3 склонение

– По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

7. Работа с правилом.

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

– Кто попробует рассказать правило наизусть?

8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

4. Закружу, заверчу,

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

7. Много рук, а нога одна.

8. Колюч, да не ёж.

9. Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет.

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

10. Работа с учебником. Упражнение 166.

– Прочитайте задание к упражнению.

– Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

11. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

Читайте также: