Конспект по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе тема осень

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Закрепление знаний об осенних явлениях природы.

Задачи:

-формировать умение выделять характерные признаки осени;

-формировать умение отражать в рисунке осенние впечатления;

-познакомить с новой техникой рисования – оттиск (печать листьями);

-воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : альбомные листы для детей, картинки, фото с изображением природы осенью, мольберт, акварельные краски, кисти № 6, влажные салфетки, вода, аудиозапись музыки П. Чайковского, листочки разных деревьев.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев, чтение произведений об осени.

Ход занятия :

Воспитатель : - Ребята, послушайте загадку.

Солнцу теплому не верьте -

В золотистой круговерти

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Ответ детей: (Осень)

Воспитатель: -Сейчас послушаем стихотворные строки А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель: -О чём стихотворение?

Воспитатель: -Какая она осень?

Д.: -Яркая, волшебная, золотистая.

Воспитатель: -За что мы любим это время года?

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какие произошли изменения в природе с приходом осени?

Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.

Воспитатель: - Правильно, ребята. С наступлением осени птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, листочки на деревьях пожелтели, опадают и шуршат под ногами. Только сосны и елки по-прежнему стоят зеленые.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети: - Это листопад.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ"

Дует легкий ветерок –

И качает так листок –

Дует сильный ветерок –

И качает так листок –

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки детям говорят –

Воспитатель: Молодцы. А сейчас посмотрите иллюстрации, каких деревьев я вам приготовила. Они такие разные. Как называются эти деревья?

Далее воспитатель демонстрирует детям листочки разных деревьев (дуб, клен, береза, рябина). И просит назвать к какому дереву принадлежит этот листок. Дети выполняют задание, называют цвет листа, его форму.

Пока подсыхает фон, разомнем наши пальчики:

Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показывают

И вторая прибежала – кап! (движения капель и прослеживают ее

Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)

Капельки кап-кап запели, (Подняв руки вверх, быстро перебирают

Намочились лица, (Вытирают лицо руками)

Туфли – посмотрите – (Показывают руками вниз и смотрят на

Плечами дружно поведем (Движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим. (Приседают)

Воспитатель: -Теперь мы готовы приступить к работе. Возьмите листик за черешок, и нанесите на него краску со стороны прожилок, затем аккуратно приложите его краской к листу бумаги и прижмите его, после убираем листочек, а на его месте остается отпечаток. Затем можно взять несколько листочков других деревьев и проделать с ними тоже самое.

Самостоятельная работа детей.

В ходе выполнения детьми работы, воспитатель оказывает помощь.

Итог.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые осенние деревья у нас получились. Чем мы сегодня занимались? Как называется техника рисования, в которой мы сегодня работали? Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?

Цель: развитие художественного восприятия образных представлений и художественно – творческих способностей.

Задачи: развивать художественный вкус у детей через умение передавать красоту пейзажа сочетанием разных красок в рисунке (светлые, темные, закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные приемы работы кистью (всем ворсом, концом, совершенствовать умение отражать свои впечатления об осени в рисунках через расположение изображения на всем листе.

Средства: тонированная бумага, краски, палитра, пробники, баночки с водой, две кисти.

Способы: художественное слово (стихи, сюрприз- письмо, физкультминутка, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Рефлексия: Чем нам нравится осень? Как можно рассказать об осени в рисунке? К какому рисунку подходят строки из стихотворения? Расскажите стихотворение к этому рисунку?

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Сегодня я получила письмо от нашего друга Буратино, хотите узнать что он пишет?

Кто нам его прочтет?

Воспитатель: Поможем Буратино?

Давайте вспомним. Что такое пейзаж? (пейзаж – это картина о природе)

Какие картины – пейзажи мы рассматривали?

Какую еще картину вы помните? Какие краски художник использовал здесь?

Воспитатель: А сейчас, подумайте над содержанием своих рисунков.

Алиса, какой денек ты хочешь изобразить, почему? С чего ты начнешь? Что будешь рисовать дальше? Где будут высокие деревья, где – низкие? Что для этого необходимо?

Катя, какой денек ты нарисуешь?.

Женя, какой у тебя любимый денек?.

Мы листочки осенние на ветках мы сидим.

Ветер дунул, полетели, полетели, понеслись и на землю улеглись.

Ветер снова набежал и листочки вновь поднял,

Полетели, закружились, полетели, понеслись и на землю улеглись.

Дети садятся за столы и приступают к НОД.

Воспитатель включает музыку и оказывает помощь тем, у кого есть затруднения…

Воспитатель: Какие красивые рисунки. Чем вам нравится осень? Как можно рассказать об осени?

Мы знаем много стихов об осени. Я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы найдите рисунок, который подходит к этим строкам:

-…Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса…

Ребенок:…Туча небо кроет. Солнце не блестит.

Ветер в поле воет. Дождик моросит….

Воспитатель: Расскажите стихи, которые подходят к этому рисунку? (2-3 ребенка)

Ребенок: …Улетают птицы разные, Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует. Бусы красные надев. (О. Высоцкая).

Ребенок: …Осень начинается, Листья осыпаются,

Их веселый хоровод Осень кружит и несет.

Все засыпано листвой желтой, красной, золотой. (З. Федоровская).

Ребенок:…Все деревья облетели. Зеленеют только ели.

Стали голыми леса. Днем и ночью дождик льет, грязь и лужи у ворот.

Воспитатель: Какой красивый парк, так и хочется здесь прогуляться…

Я думаю, что Буратино будет очень доволен и его папа пойдет на поправку когда получит наши рисунки.

Дети кладут рисунки в конверты и отправляют Буратино.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План – конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми

подготовительной к школе группы.

Подготовила: старший воспитатель Куленкова Р.М-А.

Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение, что в рисунке есть передний и задний план.

Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи.

Создать условия для развития речевой активности , развивать речь детей.

Развивать интерес и бережное отношение к родной природе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Способствовать развитию двигательной активности. Развивать общую и мелкую моторику.

Материал: иллюстрации с изображением ранней и поздней осени, карандаши, альбомные листы бумаги, листья с деревьев, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, палитры, клеёнки.

1 часть. Вводная.

- Ребята, каждое время года красиво по-своему. Послушайте, я прочитаю вам стихотворение:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Посмотрите – роща - золотом одета.

2 часть. Основная.

2.1. Загадывание загадок.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
3. Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

Самый хмурый месяц года,

– Скоро сонная природа

Встретится с зимой. (Ноябрь)

2.2.Рассматривание иллюстраций.

- Ребята, посмотрите, какую картину про осень написал знаменитый русский художник И. Левитан. Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?

- Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина? Почему вы так думаете?

- Какое состояние природы отразил художник? Какое чувство вызывает у вас эта картина?

- Какие краски использовал художник для написания картины?

- Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? ( У нее много оттенков.)

- Как бы вы назвали картину? (Золотая Осень)

- Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

Рассматривание иллюстрации с поздней осенью.

Обратить внимание детей на проблемную ситуацию – почему осень такая разная? (Разные периоды осени.) В начале сентября солнце еще греет землю, к концу месяца на деревьях постепенно появляются разноцветные листья, в октябре начинается листопад, а в ноябре деревья уже стоят голые, начинаются заморозки, выпадает снег.

Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям подумать, к какой картине можно отнести это стихотворение и почему:

Тихо. Все застыло в свете сентября.

Где же ты, художник? Как зовут тебя?

Кто раскрасил листья

Все деревья леса в золотом огне.

- Верно, в стихотворении описывается период ранней (золотой) осени.

- Какие краски есть у ранней осени? (Зеленая, желтая, оранжевая, красная.)

- Осень в этот период можно назвать радостной, золотой. Обратите внимание, ребята, как художник передает предметы, деревья, которые находятся близко и далеко. (То, что близко, рисуется крупно, а задний план – мельче и не так детально, передний план загораживает задний.)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (Легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (Присесть)

2.5. Объяснение воспитателем метода рисования. Выполнение работы детьми.

- Сегодня, ребята, мы будем с вами художниками, и будем рисовать золотую, радостную осень. Только рисовать, ребята, мы с вами будем необычным способом. А помогут нам в этом листочки с деревьев.

- Если внимательно посмотреть на листок, на что он похож?

- Действительно, контур листа – это крона, прожилки похожи на веточки, а черешок – это ствол. А если хорошо присмотреться лист с обеих сторон одинаковый?

- Посмотрите, как листочки помогут нам нарисовать деревья. Я возьму листок, положу на клеенку, с помощью кисти, методом – тычка, на листок наношу краску. Затем беру листок за черешок (чтобы не испачкаться), переворачиваю его, прикладываю на белый лист бумаги и салфеткой прижимаю. Далее я убираю салфетку и аккуратно (чтобы не смазать отпечаток) убираю листок. На белом листе остался отпечаток, похожий на дерево. Таким образом, вы рисуете несколько разных деревьев, используя разные краски. Какой краски будет больше всего на вашем рисунке?

- Конечно, ведь осень у нас золотая! Далее вы берете кисточку и прорисовываете стволы деревьев. Каким образом вы будете рисовать стволы?

- И на последнем этапе вы добавляете к вашему рисунку детали на ваше усмотрение. Это может быть трава, небо, река, грибы, стая птиц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом).

Программное содержание:

• Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

• Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом).

• Учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

• Развивать творческое воображение, зрительное внимание;

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Материалы: акварельная краска, гуашь, акварельная бумага формат А 4, кисти, подставки под кисти, салфетки бумажные, баночки с водой.



Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет

И деревья раздевает,

Устилая всё кругом

Пышным сказочным ковром!

Рассматривание осенних листьев.

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот кленовый, Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки, Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинки.

Многие художники любят рисовать осеннюю природу из-за её разноцветья. Небо бывает голубым, по нему плывут белые облака.

Показ приёмов рисования.

И мы с вами превратимся в настоящих художников и нарисуем нашу осень. Небо мы будем рисовать акварельной краской. Смешаем достаточное количество синей акварельной краски и нанесем ее на лист быстрыми движениями. Пока краска не высохла, удалим с неба немного краски бумажной салфеткой так, чтобы получилось изображение облака. Пока бумага сохнет, по нижнему краю облаков нанесем немного синей краски - получатся тени. Затем нарисуем стволы деревьев. Когда краска высохнет, нарисуем листочки кистью методом примакивания. Цвет листьев выбирайте сами. Приступаем к рисованию.

В конце проводится анализ рисунков, дети пытаются охарактеризовать и оценить свои рисунки и рисунки других детей.

Читайте также: