Шахматы 1 класс 1 урок конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня мы будем изучить новую тему. Будем играть, решать шахматные задачи, и будет шахматный турнир. Сначала скажите мне:

1. Сколько есть горизонтальных рядов в шахматах и как они называются? (8, горизонтали)

2. Как называются вертикальные ряды в шахматах, и какими буквами они называются? (Вертикали, латинскими буквами)

2. Назовите вертикали своими именами. (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, жэ, аш)

[Учитель показывает буквы на шахматной доске]

Давайте хором скажем считалочку, которая помогла нам запомнить названия вертикалей:

3. Новая тема

Посмотрите на доску. Сегодня мы познакомимся с новой фигурой на шахматной доске. Называется она Ладья. Давайте повторим хором – ЛАДЬЯ.

Но прежде чем мы начнем ее изучать, давайте выучим небольшое стихотворение-подсказку:

Прежде чем начать играть,
Доску нужно проверять,
Слева – клетка черная, справа - клетка белая.
Мы посмотрим еще раз! Так лежит доска у нас?

Ребята, мы с Вами помним, что белые фигуры выстраиваются от первой горизонтали. А от какой горизонтали выстраиваются черные фигуры? (от восьмой)

Далее идут объяснения учителя с пошаговыми действиями на доске:

1. При начальном построении у каждого партнёра по 2 ладьи одного цвета. Положение ладьи на поле а1, h1 – а8, h8, то есть по краям поля.

2. Ладья может ходить на любое количество полей по горизонтали или по вертикали, но не может перепрыгнуть через свои фигуры или фигуры партнёра.

3. Слайд 3. Ладья – единственная фигура в шахматах, которой будет удобно и в центре доски и по краям. Но ладье нужно пространство для хода! Ладья хорошо себя чувствует на открытых вертикалях.

4. Слайд 4. Давайте посмотрим, какую ценность имеет ладья на шахматной доске.

4. Работа с учебником

- Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника.

- Обратите внимание, как происходит взятие фигуры партнёра.

Задание 1.

- Давайте теперь сами попробуем походить ладьёй. Сначала сделаем это с помощью шахматной нотации (отвечают ученики по цепочке):

- А теперь давайте расставим фигуры у себя на досках и попробуем сделать этого с помощью шахмат.

- Откройте страницу 45 учебника. Давайте познакомимся с понятием ход и невозможный ход (читает читающий ученик): Ход – перемещение фигуры на свободное поле, взятие.

Невозможный ход – ход, выполненный с нарушением правил.

(Фронтальная работа с классом).

5. Работа в рабочих тетрадях

- Откройте свои рабочие тетради. Урок 8. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой).

6. Итог урока. Рефлексия

1. С какой фигурой мы сегодня познакомились?

2. Как ходит ладья?

3. Оцени свою работу на уроке с помощью слов: мне понравилось…, я запомнил…, было трудно…

ВложениеРазмер
Презентация 1.13 МБ
Конспект урока 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ладья ходит по вертикали и горизонтали на любое количество полей (из угла) Ладья ходит по вертикали и горизонтали на любое количество полей (из середины)

1 Ладья равна 1 Слон и 2 Пешки или 1 Ладья равна 5 Пешкам

Предварительный просмотр:

Тема: Ладья, 1 класс.

Сегодня мы будем изучить новую тему. Будем играть, решать шахматные задачи, и будет шахматный турнир. Сначала скажите мне:

1. Сколько есть горизонтальных рядов в шахматах и как они называются? (8, горизонтали)

2. Как называются вертикальные ряды в шахматах, и какими буквами они называются? (Вертикали, латинскими буквами)

2. Назовите вертикали своими именами. (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, жэ, аш)

[Учитель показывает буквы на шахматной доске]

Давайте хором скажем считалочку, которая помогла нам запомнить названия вертикалей:

Посмотрите на доску. Сегодня мы познакомимся с новой фигурой на шахматной доске. Называется она Ладья. Давайте повторим хором – ЛАДЬЯ.

Но прежде чем мы начнем ее изучать, давайте выучим небольшое стихотворение-подсказку:

Прежде чем начать играть,
Доску нужно проверять,
Слева – клетка черная, справа - клетка белая.
Мы посмотрим еще раз! Так лежит доска у нас?

Ребята, мы с Вами помним, что белые фигуры выстраиваются от первой горизонтали . А от какой горизонтали выстраиваются черные фигуры? (от восьмой)

Далее идут объяснения учителя с пошаговыми действиями на доске:

  1. При начальном построении у каждого партнёра по 2 ладьи одного цвета. Положение ладьи на поле а1, h1 – а8, h8, то есть по краям поля.
  2. Ладья может ходить на любое количество полей по горизонтали или по вертикали, но не может перепрыгнуть через свои фигуры или фигуры партнёра .
  3. Слайд 3. Ладья – единственная фигура в шахматах, которой будет удобно и в центре доски и по краям. Но ладье нужно пространство для хода! Ладья хорошо себя чувствует на открытых вертикалях.
  4. Слайд 4. Давайте посмотрим, какую ценность имеет ладья на шахматной доске.

4. Работа с учебником

- Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника.

- Обратите внимание, как происходит взятие фигуры партнёра.

- Давайте теперь сами попробуем походить ладьёй. Сначала сделаем это с помощью шахматной нотации (отвечают ученики по цепочке):

- А теперь давайте расставим фигуры у себя на досках и попробуем сделать этого с помощью шахмат.

- Откройте страницу 45 учебника. Давайте познакомимся с понятием ход и невозможный ход (читает читающий ученик): Ход – перемещение фигуры на свободное поле, взятие.

Невозможный ход – ход, выполненный с нарушением правил.

(Фронтальная работа с классом).

5. Работа в рабочих тетрадях

- Откройте свои рабочие тетради . Урок 8. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой).

6. Итог урока. Рефлексия

1. С какой фигурой мы сегодня познакомились?

2. Как ходит ладья?

3. Оцени свою работу на уроке с помощью слов: мне понравилось…, я запомнил…, было трудно…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление детям о шахматной доске.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, раскраски шахматная доска.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, раздаточный материал - рисунки схемы шахматной доски у каждого ученика.

Ход занятия.

І. Знакомство

ІІ. Актуализация знаний

- Что такое шахматы? Верно ребята, шахматы - это спортивная игра!

И как в любом другом виде спорта, в шахматах существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы наши тренировки и занятия приносили пользу. Сегодня я познакомлю вас только с первыми двумя правилами, но усвоив их, вы уже сделаете первый шаг на пути к победе:

Дисциплина. Игра в шахматы учит думать и быть внимательным, развивает изобретательность и логическое мышление. А думается лучше всего в тишине! Поэтому, если вы решили заняться этим видом спорта, помните о дисциплине, иначе придётся вас исключить, чтобы вы не мешали развиваться другим детям.

Взаимоуважение. В спорте главное – это тренировки. Даже у великих спортсменов не всё получается с первого раза, поэтому нужно с уважением относиться, как к победителю, так и к проигравшему.

ІІІ. Мотивация

- Когда и где она появилась? (Чтение сказки из книги стр. 17-19 о мудреце).

-Когда-то очень давно, более 1500 лет назад, в старой Индии было простое королевство и правил в нем обычный король. Было у него 2 сына: один любил наряжаться в белый кафтан, за это его прозвали белый королевич. Другой любил черный, и его прозвали черный королевич.

Однажды старый король умер. Стали королевичи делить королевство, да не смогли договориться и пошли друг на друга войной. Долго воевали, много воинов полегло, но никто не хотел уступать.

Мудрец достал из котомки другие фигурки. Они были точь-в-точь как и белые, но черного цвета. Удивились братья, а мудрец стал учить их этой мудрой и замысловатой игре. Так увлеклись братья, что забыли о войне, и целыми днями напролет проводили за этой волшебной доской. Даже про мудреца забыли. Но однажды вдруг вспомнили и стали его благодарить, да пообещали, что отныне все войны у них будут лишь на этой волшебной доске, а королевство они назовут шахматным, в честь этой игры.

- Хотите и вы научиться играть в эту волшебную игру?

ІV. Целеполагание

- Что это? (на доске открывает большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство).

- О чем мы сегодня будем говорить? Конечно знакомство с шахматами мы начнем с поля сражений, с шахматной доски.

V. Изучение нового материала.

- П очему же Королевство называется Черно-белым? ( Потому что на доске черные и белые клетки.)

Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

- Причем клеточки могут быть разных цветов: белыми и коричневыми, белыми и серыми, желтыми и зелеными, синими и красными, но все равно светлые поля всегда называются белыми, а темные – черными.

Здесь есть один секрет. Угловая клеточка справа от игрока – всегда белая. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

- А черных?

Дети: Тоже 32.

- А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. Вот в такой маленькой стране и разыгрываются тысячи разных сражений.

- В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями. Покажите руками горизонталь.

- Они обозначаются цифрами. Назовите цифры. Сколько горизонталей?

- А те улицы, которые расположены сверху вниз - Вертикалями. Покажите руками вертикаль.

- Они обозначаются буквами. Назовите буквы, кто сможет.

- Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

- Кто сможет показать 1 вертикаль?

- Какого цвета 1-я клетка во второй горизонтали? (белая)

- А последняя? (чёрная)

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

- Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Покажите руками диагональ.

- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Дети тренируются показывать диагонали.

- Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?

Дети: Из четырех.

- Сколько в центре белых полей?

Дети : 2.

- А черных?

Дети: 2.

- Правильно. Ребята, но почему-то в ваших письмах Королевство совершенно пустое может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)

- Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.

- А теперь возьмите красный карандаш и линейку. Начертите любую горизонталь на вашей доске.

- А теперь возьмите синий карандаш и линейку. Начертите любую вертикаль на вашей доске.

- А теперь возьмите зеленый карандаш и линейку. Начертите любую диагональ на вашей доске.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Шахматная доска.

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат: шахматной доской и ее линиями.

Обучающие задачи :

Изучение и усвоение первоначальных понятий шахматной игры – расположение доски между партнерами, горизонтальная линия, количество полей в горизонтали, количество горизонталей на доске; вертикальная линия, количество полей в вертикали, количество вертикалей на доске; чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, память, наблюдательность.

Развивать способность к концентрации внимания, запоминания, самооценке, самоконтролю.

Расширять кругозор, словарный запас.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, настойчивость, выдержку.

Формы, методы и средства :

дидактические и подвижные шахматные игры.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для пары воспитанников, комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски (черные и белые квадратные поля 10*10 см) на каждого ребенка , простые карандаши и схемы горизонталей, вертикалей для раскрашивания.

Учитель: - Здравствуйте ребята!

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

Учитель:

-Ребята, что будем делать?

-Помогать! (ответы детей).

- Я согласна с вами, давайте пройдем до столов. Но обратите внимание, они стоят так, что сесть может только пара.

- А кто такая пара?

Ответы детей: когда двое людей.

- Да, верно, это двое детей.

- Ну вот , мы на местах. Действительно, в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. (Подчеркнуть эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их).

(Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.)

- А теперь посмотрите на доску. Она всегда расположена так, чтобы справа от каждого было белое угловое поле.

- Теперь каждый должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска.

Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым.

- Ну вот ребята, мы разобрались. Давайте посмотрим внимательно на доску (начинаем знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.)

Ответы детей: белые и черные клеточки.

- Правильно, белые и черные клеточки.

-А как они все расположены?

Ответы детей: (друг за другом).

- ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ – это любая черно-белая дорожка которая проходит слева направо. Задаем вопрос, а с право налево это?

- Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали. (4/4)

- А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске. (8)

- Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

- Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой.

- Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий

игра "Горизонталь"

Поиграем в игру "Горизонталь": раздаю на каждого ребенка разрезные квадраты, необходимо сложить горизонтальную линию.

-Правильно, ребята, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии?

игра "Вертикаль"

-Да, есть, эти линии ВЕРТИКАЛЬ или ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. Поиграем в игру "Вертикаль": каждому из вас необходимо сложить вертикальную линию.

-У вас очень хорошо получилось, молодцы ребята.

Учитель:

- Ребята, очень хорошо мы поиграли, присаживайтесь на стульчики. И что я слышу?…

( включается запись голоса книги и она благодарит за правильно разобранные с ее страниц квадраты черного и белого цвета. Прощается до следующего раза.)

- А теперь давайте вспомним, что сегодня мы узнали?

Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

Спасибо ребята за ответы и активную помощь, а сейчас кто хочет может взять раскраски и закрепить о чем мы говорили.

Рефлексия. Предложить детям раскраски шахматного поля.

Загадки о шахматах:

Есть тихий спорта вид —

Спортсмен всегда сидит,

Соперник перед ним

Безмолвный, словно мим.

Слова им не нужны,

Раздумья здесь важны.

Нет хуже для ребят

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)

1.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Конспект урока " Шахматная доска", первый год обучения по программе И.Г.Сухина " Шахматы - школе".

ВложениеРазмер
конспект урока " шахматная доска" 24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

план – конспект урока

Асанова Элиза Орозовна

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №6, г.Югорск

Тема: Шахматная доска

Цель: дать представление детям о шахматной доске.

развитие внимания и логического мышления;
обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

1. Вступительная часть

- Для того, чтобы вы могли лучше понять то, чем мы с вами будем заниматься, предлагаю вам просмотреть волшебную сказку. А когда вы закончите просмотр, то постарайтесь ответить на один вопрос: «Что такое шахматы?

- И так, что же такое шахматы? (Ответы детей)

Верно ребята, шахматы - это спортивная игра! И как в любом другом виде спорта, в шахматах существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы наши тренировки и занятия приносили пользу. Сегодня я познакомлю вас только с первыми двумя правилами, но усвоив их, вы уже сделаете первый шаг на пути к победе:

  1. Дисциплина. Игра в шахматы учит думать и быть внимательным, развивает изобретательность и логическое мышление. А думается лучше всего в тишине! Поэтому, если вы решили заняться этим видом спорта, помните о дисциплине, иначе придётся вас исключить, чтобы вы не мешали развиваться другим детям.

Взаимоуважение. В спорте главное – это тренировки. Даже у великих спортсменов не всё получается с первого раза, поэтому нужно с уважением относиться, как к победителю, так и к проигравшему.

- Мы с вами отправляемся в Волшебную шахматную школу!

2. Основная часть.

- Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.

Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.

- Вот мы его и отыскали, вы узнали, что это за королевство?

Дети: Да, это шахматная доска.

- Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

- Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

- А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

- А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

- А сколько горизонтальных?

- Кто сможет показать 1 вертикаль?

- Какого цвета 1-я клетка во второй горизонтали? (белая)

- А последняя? (чёрная)

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

- Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные.

- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Дети тренируются показывать диагонали.

- Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?

Дети: Из четырех.

- Сколько в центре белых полей?

- Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)

- Но кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.

- Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.


Конспект "Легенда о шахматной игре" (1 класс) является первым уроком позволяющим знакомить учащихся 1 ого класса с шахматами, для полноценного использования материала следует скачать и презентацию "Легенда о шахматной игре"

Содержимое разработки

Дата проведения

Состав учебной группы (1 класс)

Цель учебного занятия – Развитие речи, коммуникативных и познавательных способностей учащихся.

• Знакомство с легендой о возникновении шахмат, шахматными фигурами и начальным расположением фигур на доске;

• Развивать умение внимательно слушать и выполнять задания педагога в парах;

• Воспитывать интерес к шахматам.

Форма учебного занятия (кружок /урок по шахматам)

Форма организации работы (фронтальная, в парах)

Образовательные технологии: игровое обучение.

Материально-техническое оснащение занятия (ПК, мультимедийное оборудование (проектор и экран/ мультимедийная доска), презентация, демонстрационная шахматная доска, мягкий мяч, игровые наборы шахмат для учащихся, смайлики).

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, Меня зовут Константин Васильевич. Мы с вами будем заниматься шахматами. А кто из Вас знает, что такое шахматы? Вижу поднятые руки. Давайте договоримся так, кто хочет ответить поднимает 2 руки, а я брошу этот мяч, поймавший будет отвечать… Готовы?

(Ответы детей) Молодцы, правильно Шахматы – это настольная логическая игра с фигурами на клеточной доске для двух соперников, Я вижу вы уже многое знаете, а те, кто еще не знаком с правилами шахмат на наших занятиях с ними обязательно познакомится. А сегодня я хочу вам рассказать легенду о шахматной игре, как появились шахматы, а вы будете мне помогать, отвечать на вопросы и выполнять разные задания. Готовы?

Было это давным-давно, в далекой Индии (Слайд 2-3) жил старый Раджа (индийский король) и было у него 2 сына (Слайд 4) Баграм и Шехрам, которых он сильно любил. Принц Баграм любил одеваться во все белое, а принц Шехрам, наоборот предпочитал черные одежды, поэтому в народе их так и прозвали Белый и Черный принцы. (Слайд 5) В те времена на севере Индии жили воинственные племена. Индусам часто приходилось защищать свои земли от захватчиков. В одном из походов Старый Раджа был смертельно ранен. Перед смертью он завещал своим сыновьям все поделить поровну, и братья пообещали.

(Слайд 6) Отправились Баграм и Шехрам осматривать свои владения, и добрались до прекрасного лесного озера, как раз посредине своих владений. Баграм решил построить на берегу озера дворец, но Шехрам возразил, он тоже решил поселиться на берегу озера. Слово за слово, спор разгорелся, оба принца разозлились и началась между братьями настоящая война (слайд 7)

В индийском войске были (Слайд 10) простые солдаты – Пехота (пешки) (одновременно демонстрируется фигура из комплекта)

(Слайд 11) Боевые колесницы - (Ладьи) (одновременно демонстрируется фигура из шахматного комплекта)

(Слайд 12) Конница – (кони) (одновременно демонстрируется фигура из шахматного комплекта)

(Слайд 13) Боевые слоны (слоны) (одновременно демонстрируется фигура из шахматного комплекта)

(Слайд 14) Раджа (король) (одновременно демонстрируется фигура из комплекта)

(Слайд 15) Гвардия – телохранители раджи (Ферзь) (одновременно демонстрируется фигура из комплекта)

Вот мы и познакомились со всей шахматной армией, а теперь давайте расставим фигуры на доске. (Слайд 16) Но сначала договоримся, кто будем командовать белой, а кто черной армией. Для этого можно использовать жребий. Берем две пешки. Одна черная, другая белая. Прячем за спиной. Перемешиваем, а теперь пусть ваш сосед выберет руку. Замечательно. Цвет фигур выбран. Посмотрите на шахматную доску. Обратите внимание, что самый левый уголок доски у Вас белого цвета, а самый правый уголок – черный. Запомнили? Теперь берем ладьи. Все нашли? Покажите. Ставим ладьи по углам доски. (Так же ищем коней, которые встают рядом с ладьями. Затем слонов) Теперь посмотрите на короля и ферзя (королеву). Покажите мне Ферзя. Каждый ферзь любит свой цвет. Ставим белого ферзя на белое поле, черного на черное, войско построено, теперь король может занять свое место, а перед сильными фигурами поставим второй ряд из пешек. Все шахматная армия построена. (Обходим всех и проверяем правильность расстановки фигур)

(Слайд 17) Пришел мудрый Сета к Шехраму и показал ему новую игру, пообещав, что эта военная игра сделает принца непобедимым. Шехрам выслушал мудреца, а когда узнал все правила игры, пришел в восторг и пообещал Сете любую награду. Мудрец поклонился.

– Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, – продолжал раджа.– Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

– Не робей, – ободрил его раджа. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.

– Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил раджу беспримерной скромностью своей просьбы.

– Повелитель, – сказал Сета,– прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

– Простое пшеничное зерно? – изумился раджа.

– Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32.

– Довольно, – с раздражением прервал его раджа.– Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.

За обедом раджа вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.

– Повелитель, – был ответ, – приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.

раджа нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.

Вечером, отходя ко сну, раджа еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.

– Повелитель, – ответили ему,– математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

– Почему медлят с этим делом? – гневно воскликнул раджа. – Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю.

Утром радже доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. раджа приказал ввести его.

– Прежде чем скажешь о твоем деле, – объявил Шерам,– я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

– Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час,– ответил старик.– Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико.

– Как бы велико оно ни было, – надменно перебил раджа, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана.

– Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца.

– Назови же мне это чудовищное число, – сказал он в раздумье.

– Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель.

Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. (Но он легко мог бы, будь он силен в математике, освободиться от столь обременительного долга. Для этого нужно было лишь предложить Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу).

(Слайд 18) Пришла пора нам подвести итоги первого занятия

ЧТО УЗНАЛИ? ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ? (Ответы детей)

(Слайд 19) А теперь попробуйте еще раз самостоятельно расставить фигуры на шахматной доске (В случае затруднения помогаю)

(Слайд 20) Вот и закончилось наше первое занятие, а что случилось с братьями Шехрамом и Баграмом, и как закончилась война, вы узнаете в следующий раз.


-80%

Читайте также: