Правила поведения в автобусе конспект урока

Обновлено: 24.07.2024

Значительную эмоциональную нагрузку несут ролевые игры, в которых дети на основе собственных впечатлений творчески воспроизводят отношения в мире природы, в мире людей, отношения человека с природными объектами.

В то же время следует помнить, что ролевые игры, как правило, требуют серьезной подготовки и не могут проводиться часто.

Цель урока: закрепить знания о труде водителя и кондуктора, на основе которых воспитанники могут развить творческую игру.

Ход урока

- Ребята, вы любите игры? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами сыграем в ролевую игру, тему которой вы скажите. Для этого прослушайте стихотворение.
- Я вас немного поправлю.

НЕЛЬЗЯ! ОТВЛЕКАТЬ ВОДИТЕЛЯ РАЗГОВОРАМИ!

Ёж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл

Остановки объявлять.
Стали все Ежа ругать:
- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,
От водителя отстань,

Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
Разговоры прекрати,
Не мешай - иль выходи.

- Ребята, о чем было стихотворение? (ответы учащихся)
- Верно. Это правило поведения где? (в автобусе)
- Значит, мы разыграем какую ситуацию? (ситуацию в автобусе)

- Мне нужно 5 человек. (Распределяю роли: женщина преклонного возраста, подросток, водитель, девушка с ребенком. Рассаживаются на стулья)

Подросток залетает первее всех и занимает последнее свободное в автобусе место.
- Ребята, кто первый зашел в автобус?
- Ребята, кто, по вашему мнению, должен входить в автобус первым?

- Первыми входят в автобус: пожилые люди, дети, женщины.
- А еще, согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объемные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.

- Ребята, а правильно ли поступил молодой человек, заняв последнее место в автобусе? Почему?
- По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.

- По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это свое согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть.
- Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.

- Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
- Ребята, а как нужно предложить присесть на свободное место? Какие нужно сказать слова? (присаживайтесь)

- Верно, присаживайтесь .
- Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: "Пожалуйста, присаживайтесь".
- Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.

2 ситуация "Выход из автобуса"

Правила этикета в общественном транспорте

Правила поведения в автобусе

Правила поведения в автобусе

Прошу всех встать со стульев и "выйти" из автобуса.
- Подросток опять вылетает первее всех, за ним все остальные.
- Ребята, что вы заметили в поведении выходящих людей?

- Как, по вашему мнению они все должны выходить?
- По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту.

- Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребенку, помочь вынести сумку старику и т.д.

Вывод: даже в общественном транспорте есть нормы, правила которые следует соблюдать.

• обучающая – Знакомство детей с правилами поведения пассажиров в автобусе.

• развивающая – Развивать кругозор детей и логическое мышление, память, речь и другие психические процессы.

• воспитывающая – воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к водителю и другим пассажирам.

- Ноутбук или телевизор с DVD проигрывателем;

Ход занятия:

I. Организационный момент:

2. Игра на повторение. Дети сидят на стульчиках. Педагог кидает мяч по очереди каждому ребенку, при этом называя его по имени, ребенок возвращает мяч педагогу, называя какой-нибудь транспорт. Названия транспорта повторять нельзя.

3. Повтор темы прошлого занятия.

Педагог: Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Давайте с вами вспомним, кто такие пассажиры?

Какой бывает пассажирский транспорт?

Где нужно ждать транспорт?

Правила поведения на остановке?

II. Изложение нового материала

Педагог: Молодцы, ну вот мы с вами дождались автобус, сели в него, а как мы должны вести себя дальше? Давайте с вами снова посмотрим мультфильм, а потом вы мне расскажете, как нужно, и как нельзя вести себя в автобусе.

Педагог: Ну что ж. а теперь, расскажите мне, что же не так делал Крош в мультфильме, и как он должен был себя вести.

Далее ответы детей обобщаются, и выводятся следующие правила поведения:

1. В автобусе нельзя придерживать двери руками.

2. Нельзя высовываться наружу из дверей и окон.

3. Нельзя ходить, бегать и прыгать во время движения автобуса.

4. Нужно держаться за поручни или спинки сидений.

5. Нельзя отвлекать водителя разговорами.

6. В автобусе нужно сесть на сиденье рядом с мамой или папой.

7. Если нет места сесть, нужно стоять возле мамы (папы) и держаться за сиденье.

8. Нельзя громко разговаривать и капризничать.

9. Нужно при выходе из автобуса заплатить за проезд.

III. Закрепление пройденного материала

Педагог: А теперь давайте с вами вспомним, что нового вы сегодня узнали на занятии.

IV. Подвижные игры и игры на внимание.

1. Педагог: Молодцы, ребята, а вы знаете, как называют пассажиров, которые не платят за проезд? Их называют зайцами!

• обучающая – Знакомство детей с правилами поведения пассажиров в автобусе.

• развивающая – Развивать кругозор детей и логическое мышление, память, речь и другие психические процессы.

• воспитывающая – воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к водителю и другим пассажирам.

- Ноутбук и интерактивная доска;

ВложениеРазмер
my_passazhiry.docx 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил: инструктор по ФИЗО

Шуткина Е.П., воспитатель Лунина Н.А.

• обучающая – Знакомство детей с правилами поведения пассажиров в автобусе.

• развивающая – Развивать кругозор детей и логическое мышление, память, речь и другие психические процессы.

• воспитывающая – воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к водителю и другим пассажирам.

- Ноутбук и интерактивная доска;

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

I. Организационный момент:

Давайте с вами вспомним, кто такие пассажиры?

Какой бывает пассажирский транспорт?

Где нужно ждать транспорт?

Правила поведения на остановке?

Ведущий: А сейчас я вам предлагаю отправится в поездку на автобусе.

II. Изложение нового материала

Педагог: Молодцы, ну вот мы с вами дождались автобус, сели в него, а как мы должны вести себя дальше? Давайте с вами посмотрим мультфильм, а потом вы мне расскажете, как нужно, и как нельзя вести себя в автобусе.

Ведущий: Ну что ж. а теперь, расскажите мне, что же не так делал Крош в мультфильме, и как он должен был себя вести.

Далее ответы детей обобщаются, и выводятся следующие правила поведения:

1. В автобусе нельзя придерживать двери руками.

2. Нельзя высовываться наружу из дверей и окон.

3. Нельзя ходить, бегать и прыгать во время движения автобуса.

4. Нужно держаться за поручни или спинки сидений.

5. Нельзя отвлекать водителя разговорами.

6. В автобусе нужно сесть на сиденье рядом с мамой или папой.

7. Если нет места сесть, нужно стоять возле мамы (папы) и держаться за сиденье.

8. Нельзя громко разговаривать и капризничать.

9. Нужно при выходе из автобуса заплатить за проезд.

III. Закрепление пройденного материала

Педагог: А теперь давайте с вами вспомним, что нового вы сегодня узнали на занятии.

IV. Подвижные игры и игры на внимание.

Дом по улице идет,

на работу всех везет.

На куриных длинных ножках,

Да в резиновых сапожках.

Жду на остановке.

Ведущий: Ничего ни понимаю. Где он нас ждет.

Дети : на остановке.

Ведущий: На какой? Давайте по думаем… В начале отгадаем загадку.

Дом по улице идет,

на работу всех везет.

На куриных длинных ножках,

Да в резиновых сапожках.

Как вы думаете это какой вид транспорта?

А теперь давайте сыграем с вами в игру, которая так и называется

Голос Осторожно, двери закрываются.

Под колеса вылетает Незнайка

-Стойте, стойте. Меня забыли.

Голос Осторожно, двери открываются. -Вбегает незнайка. –А где мое место? А я хочу возле окна.

Незнайка: - а если нет? Если нет свободного места. Что же делать?

Дети: - Можно просто постоять.

Незнайка:- я все понял –Садится

Ведущий : – Незнайка, а почему ты опоздал.

Незнайка: Я перепутал автобус с трамваем. Как? Трамвай движется по рельсам, с автобус по дороге.

Незнайка: теперь я это знаю Я понял все. - Вскакивает- посмотрите там машина, А там велосипед.

Воспитатель: – как нужно вести себя в транспорте?

Незнайка- наша остановка. Ура!

Ведущий: Ребята напомните Незнайке, как нужно выходит, из автобуса .

Ведущий: - Что же делать? На пути стоит автобус и мне нечего не видно. ….

Дети: -Нам нужно на ту сторону дороги.

Незнайка :- я мигом перебегу.

Ведущий: – стоп. Нам помогут наши ребята. Как правильно переходить улицу?

Незнайка : надо найти светофор, там стоять ждать, это неинтересно.

Ведущий: – Идем все к светофору.

Какой горит свет- красный

Дети- мы стоим и ждем.

Незнайка : - бежит и падает

Ведущий :– вот так всегда бывает.

Ведущий: – Удивительна, роща сказок посмотрите, что здесь кругом.

Ведущий: показывает дорожные знаки.

(пешеходный переход, И др)

Незнайка Отвечает не правильно.

Ведущий: какие молодцы. Отправляемся в д/сад.

Незнайка: находит мяч. Идет и подбрасывает его вверх. Подходят к перекрестку. Он роняет мяч. Собирается бежать за ним.

Ведущий: Незнайка нельзя. Это опасно.

Незнайка: Да нет, я как торпеда пробегу.

Ведущий: Где можно играть в мяч и как его можно нести?

Занимайте места в нашем автобусе .

Незнайка, а ты понял как нужно себя вести в транспорте и на улице.

Незнайка:- да я понял.

Ведущий: Давайте вместе с Незнайкой вспомним.

Ведущий: Вот наш любимый детский сад. Мы с вами можем построить в группе трамвай, или поезд.

1. Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

2. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

3. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

4. Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

5. Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

6. Машины мчатся. Тут же, вскачь,

Летит к проезжей части мяч.

Должны запомнить все, друзья,

7. Надо с правилами ладить –

8. Сам собою, вот сюрприз,

Эскалатор мчит нас вниз.

Будем смирно мы стоять –

9. Кто пешком всегда идет?

10. Заходи смелей в трамвай –

и билетик получай,

и в метро, и в самолете

ты – в особенном почете,

можешь весь объехать мир,

Дети отвечают. Воспитатель раздает билеты с цифрами-номерами.

Воспитатель : А теперь пора занимать места согласно номерам на билетиках. Все подходят к картонному автобусу , находят с внутренней стороны свой номер.

Воспитатель спрашивает, что необходимо сделать, чтобы ехать в автобусе было безопасно ?

Дети : Пристегнуться ремнем безопасности!

Воспитатель хвалит всех за правильный ответ и предлагает пристегнуться символическими ремешками безопасности из ленточек.

Воспитатель : Готовы? Поехали! Счастливого пути!

Далее воспитатель говорит : Стоп!

Загорелся красный свет светофора (показывает красный круг) Что же делать?

(показывает желтый круг)

В.: (показывает зеленый круг) .

Дети отвечают : Поехали!

В. Включает музыку, передвигается вместе с детьми, повторяя логоритмические упражнения.

Далее воспитатель достает изображение знака STOP.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы, включает ту же музыку и движение продолжается с теми же логоритмическими упражнениями.

Ой, я совсем забыла…какой свет должен загореться, чтобы мы могли начать движение? Друзья, помогите!

В.: Правильно! (показывает зеленый круг, включает музыку, и все едут на площадку) Спасибо!

Публикации по теме:

-систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;

-способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;

-содействовать развитию правильного поведения на дорогах;

-- расширять знания детей об общественном транспорте ( автобус , трамвай, троллейбус) .

-воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности :

. совершенствовать и расширять игровые умения детей.

Атрибуты для игры :

Воспитатель : Ребята сегодня в наш д\с пришло письмо. Давайте прочитаем.

«Добрый день!1 приглашаю всех ребят в путешествие на… .

Дом по улице идет,

на работу всех везет.

На куриных длинных ножках,

Да в резиновых сапожках.

Жду на остановке.

Воспитатель : Ничего ни понимаю. Где он нас ждет.

Дети : на остановке.

Воспитатель. На какой? Давайте по думаем… В начале отгадаем загадку.

Дом по улице идет,

на работу всех везет.

На куриных длинных ножках,

Да в резиновых сапожках.

Как вы думаете это какой вид транспорта?

Воспитатель : Давай построим автобус Кто мне поможет (Из стульев строя автобус )

Дети. Все готово.

Кому попался руль-…ты водитель,

Кому билет-….ты кондуктора,

Кому деньги, тот пассажир.

Водитель занимай свое место. Кондуктор свое.

Голос : Осторожно, двери открываются.

Воспитатель Двери открываются, и пассажиры занимают свои места. Кондуктор принимается за работу. Можем отправляться в дорогу, под спокойную музыку.

Голос Осторожно, двери закрываются.

Под колеса вылетает Незнайка

-Стойте, стойте. Меня забыли.

Голос Осторожно, двери открываются. -Вбегает незнайка. –А где мое место? А я хочу возле окна.

Кондуктор :-В начале нужно купить билет.

Дети :- Потом найти спокойно свободное место.

Незнайка :- а если нет? Если нет свободного места. Что же делать?

Дети ::- Можно просто постоять.

Незнайка :- я все понял –Садится

Воспитатель : – Незнайка, а почему ты опоздал.

Незнайка : Я перепутал автобус с трамваем . Как? Трамвай движется по рельсам, с автобус по дороге .

Незнайка : теперь я это знаю Я понял все. - Вскакивает- посмотрите там машина, А там велосипед.

Воспитатель : – как нужно вести себя в транспорте?

Незнайка- наша остановка. Ура!

Воспитатель :- Ребята напомните Незнайке, как нужно выходит, из автобуса .

Воспитатель :- Что же делать? На пути стоит автобус и мне нечего не видно. ….

Дети :-Нам нужно на ту сторону дороги.

Незнайка- я мигом перебегу.

Воспитатель : – стоп. Нам помогут наши ребята. Как правильно переходить улицу?

Незнайка - надо найти светофор, там стоять ждать, это неинтересно.

Воспитатель : – Идем все к светофору.

Какой горит свет- красный

Дети- мы стоим и ждем.

Незнайка - бежит и падает

Воспитатель :– вот так всегда бывает.

Воспитатель : – Удивительна, роща сказок посмотрите, что здесь кругом.

Воспитатель : показывает дорожные знаки.

(пешеходный переход, И др)

Незнайка Отвечает не правильно.

Воспитатель : какие молодцы. Отправляемся в д/сад.

Незнайка : находит мяч. Идет и подбрасывает его вверх. Подходят к перекрестку. Он роняет мяч. Собирается бежать за ним.

Воспитатель : Незнайка нельзя. Это опасно.

Незнайка : Да нет, я как торпеда пробегу.

Воспитатель : Где можно играть в мяч и как его можно нести?

Занимайте места в нашем автобусе .

Незнайка, а ты понял как нужно себя вести в транспорте и на улице.

Незнайка :- да я понял.

Воспитатель : Давайте вместе с Незнайкой вспомним.

Воспитатель :Вот наш любимый детский сад. Мы с вами можем построить в группе трамвай, или поезд. И пригласить гомстей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого тематического занятия в разновозрастной группе "Правила поведения для воспитанных детей"

Работа нацелена на знакомство детей с основами этикета и правилами поведения в детском саду с помощью музыкального материала, стихов, детских иллюстраций.

Тематическое занятие в средней группе "Правила поведения в природе"

Тематическое занятие для детей среднего дошкольного возраста по экологии.


Цель: обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; показать разумность осторожного по.

Буклет "Правила поведения в автобусе"

Буклет предназначен для педагогов, обучающих детей дошкольного возраста правилам поведения в общественном транспорте.

Тематическое занятие по правилам дорожного движения в старшей группе "Правила поведения на тротуаре"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида №244" г.о.Самара.


Подведение дошкольников к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I. Организационный момент:
Вступительная беседа.
Строится в зависимости от условий, окружающих учебное заведение. Если дети часто видят тот или иной транспорт, педагог основное внимание обращает на сходство и различие автобуса, троллейбуса и трамвая. Если учебное заведение (дошкольное учреждение) расположено далеко от транспортных магистралей, нужно обратиться к рассказам детей, которым приходилось ездить с родителями по городу. Педагог обобщает ответы детей, отмечая, что троллейбус и трамвай движутся с помощью электричества (для этого у них на крыше установлены длинные штанги), а автобус нужно заправлять бензином

http://school38.of.by/photo2012/obchtransp2.jpg


Педагог:
Ребята, у каждого из вас есть родные - тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.
Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом.
В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы. Они всегда едут по строго определенным маршрутам. По номерам трамваев, автобусов, троллейбусов мы узнаем, по каким маршрутам они курсируют. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки. В том случае, если к остановке приближается трамвай, а вы стоите на посадочной площадке, то осуществлять посадку (высадку) вы должны только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия - с тротуара или обочины.

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит.
Что это и откуда? (Троллейбус в городе)
Беседа о правилах поведения в городском (маршрутном) транспорте и рядом с ним.
Педагог:
Смотрите, как много замечательных машин придумали люди. А зачем нужны в городе трамваи, троллейбусы, автобусы, метро?
Дети:
Они перевозят людей на далекие расстояния. Помогают людям добраться до работы, домой, в гости, в театр.
Педагог:
А если нужно поехать очень далеко, в другой город или в другую страну? Туда тоже можно ехать на трамвае или троллейбусе?
Дети:
Нет, не везде есть электрические провода и рельсы. Можно ехать на большом автобусе, на поезде, на самолете или на пароходе.
Педагог:
Покажите их на картине.
Дети показывают.
Педагог:
Все эти сложные машины подчиняются людям, которые много учатся, чтобы ими управлять, — водителям, летчикам, машинистам, капитанам. Они все обязательно изучают много правил, чтобы не столкнуться с другими машинами и на земле, и в воздухе, и на воде.
Но мы тоже должны с вами выполнять важные правила, чтобы не мешать водителям автобусов, троллейбусов и трамваев хорошо работать, вовремя подъезжать к остановке и отъезжать от нее. Давайте посмотрим на картину и расскажем, какие правила выполняют люди, находясь рядом с транспортом.
Дети:
Они не выходят на проезжую часть.
Педагог:
А если нужно подойти к трамваю, у которого остановка расположена посередине дороги?
Дети:
Люди ждут, когда остановятся автомобили, и пропустят тех, кто хочет сесть в трамвай.
Педагог:
Да, для автомобилей это очень важное правило — они должны остановиться перед трамвайной остановкой.
Рядом с транспортом нужно быть очень внимательным. Не мешать водителям. Тогда у всех будет хорошее настроение, все благополучно доедут по своим делам. Расскажите, как нужно себя вести, если вы вышли из троллейбуса или автобуса и вам надо перейти на другую сторону дороги?
Дети:
Нужно выйти на тротуар, дойти до пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть.
Педагог:
Правильно, ни в коем случае нельзя переходить проезжую часть из-за автобуса или троллейбуса ни спереди, ни сзади. Это опасно, потому что за ними быстро едут другие автомобили, их может быть не видно. А как называют людей, которые идут пешком? А тех, которые едут в транспорте?
Дети:
Пешком идут пешеходы, а в транспорте едут пассажиры.

III. Заключение
Что нового вы сегодня узнали?
О каких правилах вы сегодня сможете рассказать родителям?
Кто будет выполнять эти правила?
Учащиеся запоминают следующие правила:
— воспользовавшись любым видом транспорта, ты становишься пассажиром и, следовательно, должен знать обязанности пассажира;
— посадку и высадку из транспорта производи со стороны тротуара;
— не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются;
— крепко держись за поручни;
— не высовывай руки и голову из окна;
— не отвлекай водителя от управления во время движения;
— если едешь в транспорте в позднее время, выбери место поближе к водителю;
— заботься об удобствах других пассажиров. Уступай место пожилым людям, инвалидам, женщинам с маленькими детьми.

Вопросы для закрепления:

1. Назовите основные сходства и различия в общественном транспорте.
2. Как называется транспорт, который перевозит людей?
3. Где должны ожидать общественный транспорт пассажиры? 4. Когда мы можем осуществлять посадку, высадку из общественного транспорта? 5. Расскажите, как нужно себя вести, если вы вышли из троллейбуса или автобуса и вам надо перейти на другую сторону дороги.

Восп. : Дети, мы живём с вами в селе Унароково, с широкими улицами, большими и маленькими домами. По дорогам движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Восп: а какие бывают знаки?

Дети: Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационные.

Восп: Предупреждающие знаки имеют треугольную форму - предупреждают участников дорожного движения об опасностях.

Запрещающие и ограничивающие знаки- запрещают определённые действия (например, разворот) ; запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)

Предписывающие знаки - предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.

Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, километровые знаки, знаки с указанием названий городов и рек. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях, гостиницах.

Восп: А теперь разгадаем загадки.

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан каждый школьник:

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле,

Не проедете никак.

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там где строится район,

Школа, дом иль стадион.

(Движение пешеходов запрещено)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как

Остудить пора бы шины,

Остановимся, где сквер!

Только я могу решить,

Где стоянку разрешить!

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю.

Есть три сигнала у меня.

Как зовут меня друзья?

Восп: А сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы внимательно послушайте и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл себя на дороге и почему?

Что такое? Что случилось?

Отчего всё кругом

И как будто спать легло?

Это просто мальчик Миша

В садик медленно идёт.

Еле-еле он шагает,

Не глядит по сторонам,

На ходу он засыпает-

Так вести себя нельзя!

Почему, скажите, нужно

Мишу тоже научить

Как проезжую дорогу

Дети: на дороге нужно быть внимательным; нужно смотреть, когда переходишь дорогу налево и направо; переходить, когда рядом нет машины

Ребенок загадывает любое транспортное средство. Он должен его изобразить без слов, используя только движения тела. Отгадываем, какое транспортное средство он будет изображать (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолёт) .

Итог: Молодцы, ребята. Сегодня вы показали себя, как хорошие пешеходы, примерные водители и знатоки правил дорожного движения.

Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Не искать, чтоб виноватых,
Не открыть ворот беде,
Учат правила ребята
На уроках ОБЖ.

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на уроках ОБЖ. В этом нам поможет кроссворд.

- А тему нашего урока вы узнаете отгадав загадки.

Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)

Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит. (Троллейбус)

II. Работа над темой урока

а) Какой транспорт мы называем городским?

- Как можно назвать автобус, трамвай, троллейбус одним словом?

- Правильно. Общественный или городской транспорт.

- А почему он так называется? (Потому что в нем едет много людей)

- Ребята, а зачем нам нужен общественный транспорт?

У каждого из вас есть родные-тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.


Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом.

В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы.

- Какого вида общественного транспорта у нас нет?

- Кто скажет, в чем отличие троллейбуса от другого транспорта?

- Правильно, так как он работает от электричества. Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.

- Ребята, но и у трамвая есть на крыше штанга, она соединяется с электрическими проводами, почему же мы называем его иначе?

- Совершенно верно, трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам, а троллейбус идет по асфальту, у него резиновые колеса.


- А знаете ли вы, что трамвай и троллейбус называют экологически чистыми видами транспорта. Как вы думаете почему?

(Не загрязняет воздух выхлопными газами.)

- Молодцы. А что мы расскажем про автобус?

Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. И он может ездить по любому маршруту.

А для чего на автобусах, троллейбусах и трамваях указаны разные цифры? Например, автобус номер 22?

Дети. Разные автобусы, трамваи и троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.

- Правильно, все они едут по разным направлениям, которые называются “маршрутами”, поэтому все автобусы, троллейбусы и трамваи можно назвать маршрутным транспортом. У каждого маршрутного транспорта есть свой номер. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.


А сейчас давайте поиграем в игру “Загадки-близнецы”. У каждой группы одинаковый комплект карточек. Надо собрать карточки-загадки попарно, по принципу: загадка звучит по-разному, но ответ на них одинаковый.

Что за чудо- этот дом?
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(Автобус)
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу едем?
(Трамвай)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда,
Что это?
(Троллейбус)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками!
(Троллейбус)

Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.

б) Знакомство со знаками: “Место остановки автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место остановки троллейбуса”.

- Ребята, отгадайте загадку.

Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино,
Подружится с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете,
Ни в автобус,
Ни в трамвай,
Значит, вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай! (Знак “Остановка”)

- Как можно узнать, что это остановка общественного транспорта?

- Правильно, по знакам. Давайте посмотрим на знаки и скажем, какие остановки обозначают данные знаки.

Трамвайная остановка отличаемся от автобусной. Приподнятая посадочная площадка делается для удобства и безопасности человека, но она все равно остается довольно опасным местом. С одной стороны рельсы, по которым движется трамвай, а с другой- проезжая часть, по которой идут машины. Обычно площадка имеет пешеходное ограждение. Тогда надо находится ближе к нему и подальше от рельсов. При это нельзя прислоняться к ограждению, садится на него и высовываться за его пределы в сторону проезжей части.


Итак, ребята, если мы хотим воспользоваться общественным транспортом, мы должны поити на остановку.

в) Правил поведения на остановке.

- А есть ли правила поведения на остановке? На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от его края. Случается, что при подъезде к остановке автобус заносит, и он может задеть или даже сбить вас.

Помните! Остановка - не место для игр, всяких затей, возни и беготни. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус!

Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно - без суеты и толкотни. Подходить к двери только при полной остановке автобуса!

Ребята, а если на остановке стоят бабушка, дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с детьми, престарелых, инвалидов)


- Детям нельзя стоять в первом ряду, так как при посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под колесо.

- Итак, когда мы сели в общественный транспорт, мы стали с вами кем? (Пассажирами)

г) Обязанности пассажиров.

- Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?

- Давайте вспомним их. Вы меня внимательно слушаете, а затем говорите о каком правиле идет речь.

У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!

Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.

Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Войди в салон, купи билет и пройди вперед.

Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.

Уступать место старшим.

Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
- Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.

Не шуми и не отвлекай водителя разговорами.

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.

Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

Не высовывайся из окна в целях безопасности.

Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!

Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:

- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.

Не мусори в транспорте.

Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И, гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!

Не толкай других пассажиров.

- Вот мы и вспомнили правила поведения пассажиров.

- А сейчас давайте отдохнем.

“Это я, это я, это все мои друзья!”

Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” и шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите “Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону.

А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы -
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Чтоб проветрится в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(“Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону)

Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? Это я, это я, это все мои друзья!)

Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
Кто в толпу полез без промедленья? (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!”)

Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
Предпочитает не торопится и не рисковать? Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто, чтоб не загромождать проход,
В транспорте старается пройти вперед? Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто же, правила не зная,
Едет “зайцем” на трамвае? (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!”)

1. Кого называют пассажиром?

а) человека, который идёт по дороге;

б) человека, которого перевозят на любом транспортном средстве;

в) человека, который едет на велосипеде.

2. Как называется место для ожидания общественного транспорта?

3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?

а) высовываться из окна;

б) уступить бабушке место;

в) заплатить за проезд.

4. Как обойти стоящий автобус?

Взаимопроверка. Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.

IV. Правила перехода улиц после выхода из транспорта.

- Ребята, я прочитала статью, как мальчик, ученик 2-го класса, опрокинул грузовик.

Скажите, пожалуйста, это возможно? (Ответы детей)

- А я вам скажу, что это возможно, что мальчик этот был не волшебник, а ученик 2-го класса, Хотя сделал он это не дотрагиваясь до автомашины руками.

Произошло это так. Мальчик вышел на остановке из трамвая. Ему надо было перейти на другую сторону улицы. Вместо того чтобы идти к пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу и оказался на пути автомобиля.

Водитель, спасая мальчика, круто повернул машину в сторону и одновременно нажал на тормоз. От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он встретился со многими неприятностями.

- А что могло произойти с ребенком?

Если вышел из трамвая,
Ты на тротуар иди,
И ни спереди, ни сзади
Ты его не обходи!

- Как нужно поступить выйдя из общественного транспорта?

Надо помнить: стоящий трамвай, троллейбус, автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. При выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или обочину и переходить на другую сторону улицы по пешеходному переходу.

Самостоятельная работа
“Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом”

Стадия осмысления: игра “Исчезнувшее не”.

Ребята, исчезло коротенькое слово “не”. С пассажирами может случится беда. Верните НЕ на свое место.

1. Если на остановке много народа, становитесь в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

2. Во время движения транспорта стой на ступеньках и прислоняйся к дверям.

3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые окна.

4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

5. При выходе из автобуса обходи его сзади, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

Молодцы! Спасибо ребята за работу на уроке.

- У вас на партах лежат памятки для пассажиров, чтобы вы не забывали эти правила.

Я хочу пожелать всем нам:
Пусть всегда сияет солнце,
Пусть всегда мы слышим смех.
В нашем городе дороги
Станут безопасней всех.

Памятка для пассажиров

1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не бегай.

2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под колеса.

3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятерками.

5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки

1. Пропусти входящих пассажиров.

2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери.

2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.

3. Нельзя высовываться в окно.

4. Не отвлекайте водителя разговорами.

5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

6. Не мусори в транспорте.

7. Не толкай других пассажиров.

8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.

После высадки:

На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.

Читайте также: