Конспект урока уход за глазами 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Формирование знаний по охране зрения, привитие навыков гигиены глаз.

Задачи:

• Учить детей соблюдать правила по охране зрения.

• Коррекция и развитие устной речи посредством диалогической речи.

• Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: яблоко, картинки глаза, радуги, совы, орла, спокойная музыка.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о важном органе человека. Каком? Отгадайте!

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.

Дети. Это глаза.

Воспитатель. Верно. Благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Посмотрите на картинку и постарайтесь описать глаз.

Дети описывают глаз.

Воспитатель. Молодцы! ребята, наш глаз лежит в ямочке, как в норке, которая называется глазницей. Форма глаза круглая, как яблоко, поэтому и говорят глазное яблоко. Черный кружок в центре глаза – зрачок. Зрачок черного цвета. Цветное колечко вокруг зрачка называется радужкой (радужной оболочкой). Как вы думаете почему радужной?

Дети. Наверное, от слова радуга.

Воспитатель. От радужки зависит цвет наших глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Покажите, где у вас левый глаз, а где правый? Какого цвета у вас глаза? У тебя Женя, у тебя Данил? Скажи, Таня, какого цвета глаза у Кати? У всех людей одинаковые глаза?

Дети. Нет. У людей разные глаза.

Воспитатель. Правильно. А для чего нужны человеку глаза?

Дети. Человеку нужны глаза для того, чтобы видеть, что его окружает.

Дети. Они отображают состояние человека. Глаза бывают грустные, весёлые и т. д.

Воспитатель. А когда нам очень больно, обидно или, когда мы режем лук, что происходит с глазами?

Дети. Из глаз текут слезы.

Воспитатель. Хорошо. А вы знаете для чего человеку слёзы?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Слезы нужны для того, чтобы наши глаза работали нормально, оболочка у глаза была чистой и влажной. Попробуйте, не мигая, долго смотреть в глаза друг другу. Трудно?

Дети. Да.

Воспитатель. Мы мигаем каждые шесть секунд. И каждый раз при этом глаз омывается слезой. Получается, что в течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.

Воспитатель. Наши глаза защищают веки, брови, ресницы. Но есть немало опасностей для глаз – травмы и микробы. Глаза любят чистоту. Умываясь, нужно тщательно промывать их, но тереть сильно нельзя. Каждому из вас, когда-нибудь в глаз попадала соринка или ресничка. Что при этом происходило?

Дети. Было неприятно. Текли слезы.

Воспитатель. Правильно. Слезы текут, чтобы вымыть соринку из глаза. А если в глаза попадет соринка или ресничка, как нужно поступить?

Дети. Надо быстро вытащить.

Воспитатель. Оболочка глаза очень нежная, а соринка или ресничка могут натереть глаз, он воспалиться, покраснеет, будет болеть. Чтобы вытащить соринку или ресничку из глаза нужно попробовать промыть глаз чистой водой. Если не поможет, взрослые осторожно вытащат соринку мокрой марлей. Если и это не поможет, то нужно обратиться в больницу.

- читать лежа; - смотреть на яркий свет; - играть долго в компьютер; - делать гимнастику для глаз; - смотреть близко телевизор; - оберегать глаза от ушибов; - при письме низко не наклоняться; - тереть глаза грязными руками; - читать при хорошем освещении; - промывать глаза по утрам; - читать в темноте;

- носить темные очки; - играть с колющими предметами.

Воспитатель. Молодцы. А если зрение стало ухудшаться, что необходимо сделать?

Дети. Нужно будет обратиться к врачу, чтобы он прописал очки.

Воспитатель. Правильно, обязательно нужно показываться окулисту, так называется глазной врач, чтобы узнать состояние своего зрения. Сейчас за вашим здоровьем следят школьные медики и два раза год осматривают врачи, в том числе и окулист.

Дети читают по одному правилу.

1. Умываться по утрам и вечерам.

2. Смотреть телевизор в хорошо

3. Не садиться близко к телевизору.

4. Носить очки, если прописал врач.

5. Давать глазам отдых.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто из птиц самый зоркий?

Воспитатель. Самое зоркое зрение у орла. Он парит в небе на большой высоте и из облаков высматривает добычу. А ещё, ребята, ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет добычу в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, да и в темноте видит плохо. Поэтому для профилактики и коррекции нарушения зрения, следует использовать упражнения и соблюдать гигиену. Я вам сегодня предлагаю выполнить упражнения для глаз (под музыку).

- Зажмурить и открыть глаза (5раз).

- Круговые движения глазами, головой не вращать (5-7 раз).

- Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. Тоже самое вправо. (Повторить 2-3 раза).

- Смотреть в окно в даль в течение минуты.

- Поморгать 10 – 15 секунд. Отдохнуть закрыть глаза.

Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Скажите мне, что нового вы узнали?

Дети. Чтобы были глаза здоровыми нельзя долго играть в компьютер, смотреть на яркий свет. Нельзя близко смотреть телевизор. Нужно носить очки, которые прописал врач, нужно обязательно умываться и давать глазам отдых.

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на занятии. Я желаю, чтобы ваше зрение ещё долгие годы было в норме.

Источники:

Коррекционно–логопедическая работа в средней группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) Средняя группа (дети от 4 до 5лет). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)/.

Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения. ) Для того, чтобы быть здоровыми вы должны знать свое тело и любит его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Глаза являются главными помощниками человека. Почему? Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, размер, форму.

ВложениеРазмер
stsenariy_uroka.docx 18.19 КБ

Предварительный просмотр:

- Как правильно мыть руки и лицо?

II. Беседа по теме:

- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания -5 органов чувств. )

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Для того чтобы быть здоровыми вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

- Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Почему? ( Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину )

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д .)

- Каким бывает цвет глаз?

- Какие по размеру бывают глаза?

- Как глаза расположены? ( Можно показать рисунок- строение глаза )

- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

- Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

III. Заучивание слов:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

IV. Опыт (дети наблюдают):

Яркий свет-зрачок сужается, слабый-расширяется.

- Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза очень хорошо защищены.

- Как защищены глаза? ( Веки, ресницы защищают их.)

- Что еще защищает глаза?

- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

- А зачем человеку слёзы? ( Тоже защищают глаза от пыли .)

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2.Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз.

3.Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4.Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно (демонстрация рисунков)

2. Смотреть на яркий свет.

3. Смотреть близко телевизор.

4.Оберегать глаз от ударов.

5. Промывать по утрам глаза.

6. Тереть глаза грязными руками.

7.Читать при хорошем освещении.

VII. Правила бережного отношения к зрению:

- Умываться по утрам;

- Смотреть телевизор не более 1-1,5 часа в день.

- Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

- Не читать в транспорте.

- Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

- Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук. петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

- Делать гимнастику для глаз.

- Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

VIII. Если вы носите очки:

- Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

- Храните их в футляре.

- Не кладите стеклами вниз.

- Регулярно мойте теплой водой с мылом.

- Снимайте во время занятий спортом.

- Что для глаз полезно, а что вредно? (Можно дать задание нарисовать, что вредно для глаз.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "забота о глазах"

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов с успехом может применяться для реализации программы сохранения здоровья детей начальной школы.


Урок по теме "Забота о глазах"

Данный урок разработан для детей 3-го года обучения, имеющих сложные и множественные нарушения здоровья с использованием материалов "Новые 135 уроков здоровья (1-4 классы)", Обухова Л.А., Лемяск.

Урок здоровья на тему "Забота о глазах"

Урок здоровья на тему "Забота о глазах".


"Забота о глазах"

Цель: Воспитывать бережное отношение глазам.1. Как правильно мыть руки и лицо2. Вспомните советы Доктора воды.3. Плакат 5 органов.-Зрение – .


Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Почему необходимо заботиться о глазах

Презентация к занятию по теме Почему необходимо заботиться о глазах.


"Забота о глазах".

Обобщить знания учащихся об органах чувств человека.

Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека.

Как человек общается с окружающей средой? ( С помощью зрения, слуха, обаяния, вкуса, осязания - пити органов чувств. Сегодня, дети, вы познакомитесь со строением глаза, его функциями, способами защиты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного занятия для 1-ого класса "Глаза. Гигиена зрения".

Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесет удачу,

И здоровье и радость нам всем.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы. А о чем конкретно мы будем говорить, вы сейчас поймете, отгадав загадки.

У нас – ниже глаз

В этих норах воздух бродит.

То заходит, то выходит.

Выпущу стадо белых овец

Какого органа не хватает?

Зачем нужны человеку глаза?

Закройте глазки, может ли человек обойтись без глаз?

Глаза – самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке.

Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

Что можно узнать, рассматривая глаз?

Цветное колечко- радужная оболочка глаза. В центре глаза виден черный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Глаза очень нежные, поэтому нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови) Они защищают глаз от пыли, ветра, пота. Есть еще один страж – слезы.

Вам много приходится писать, читать, как в школе, так и дома. Поэтому большая нагрузка ложится на глаза.

А сейчас я расскажу вам сказку про одну девочку, с которой произошла не очень приятная история. Положите голову на парту и закройте глазки. Слушайте.

Придя домой, она первым делом включила телевизор и лежа на полу у самого экрана, не отрываясь, смотрела передачи до самого прихода мамы.

-Ты выучила уроки? – спросила мама.

- Сейчас, - ответила Ксюша и, взяв учебник, пошла ужинать.

За ужином она успела прочитать заданные уроки и пошла учить другие. Удобно расположившись за письменным столом, Ксюша, не включая настольной лампы, приготовила домашние задания по всем предметам. Мама велела ложиться спать. Ксения решила почитать перед сном любимую книжку. Лежа на софе, не включая светильника, она читала, пока ее не сморил сон.

Так и жила Ксюша день за днем.

Однажды весь класс, в котором училась девочка, осматривал окулист.

- А ты, девочка, похоже, совсем не заботишься о своих глазках. Я вынуждена прописать тебе очки, = строго сказал врач.

Цель: познакомить детей со строением глаза; расширить знания детей о правилах гигиены зрения; разучить гимнастику для глаз.

1. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Оно несет тепло всем – всем. ( Руки в стороны перед собой.)

- Какие советы вы получили от доктора Воды?

3. Беседа по теме.

- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств.)

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: “Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят”. (Глаза).

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из- за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг друга. Какие красивые у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т. д.)

- Каким бывает цвет глаз?

- Какие по размеру бывают глаза?

- Как глаза расположены? (Рисунок - строение глаз.)

- Что можно увидеть в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

4. Заучивание слов.

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

  • “Жираф” - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
  • “Осьминог” - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить.
  • “Птица” - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения руками назад вперед.
  • “Обезьяна” - наклон вперед, круговые движения туловищем.
  • “Лошадь” - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

6. Опыт (дети наблюдают).

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется.

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Как защищены наши глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

- Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку: “Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались” (Брови и глаза)

- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: учить беречь свои глаза; ознакомить с элементарным строением глаза.

Оборудование : рисунок-таблица строения глаза, иллюстрации животных, таблички на темном и зеленом фоне (вред и польза для глаз).

Ход занятия.

Тему занятия узнаете, разгадав загадку.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.

Воспитатель. Совершенно верно. Речь у нас пойдет о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?

Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зеленые.

У кого же еще есть глаза? (Ответы детей).

Воспитатель: у птиц, рыб, зверей, насекомых.

Для чего нужны глаза?

Дети. Они помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.

Воспитатель. Все ли глаза одинаково видят?

(Выслушиваются предположения детей.)

(Использовать иллюстрации животных.)

Воспитатель. Оказывается, все животные видят по-разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, ее глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они все видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведет подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа - птицы! Орлы, ястребы, сокола и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.

Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека - его главные помощники.

Знакомство со строением глаза

Воспитатель. Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите черную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. (Воспитатель сопровождает рассказ показом объектов на плакате.)

Практическая работа

Воспитатель. По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?

Дети. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.

Воспитатель. Давайте повторим все, что мы сейчас узнали. Послушайте стихотворение.

Глаз - волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Яркой радужки кружок

В центре радужки - зрачок,

Черный маленький кружок.

Коль светло - зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет - наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Очень хрупок этот дом,

Тонки, нежны стенки в нем.

Воспитатель. А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаза?

Дети. Веки, брови, ресницы.

Воспитатель. Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слезы защищают глаза от пыли.

Гимнастика для глаз

Воспитатель. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз. Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения. (Можно раздать памятки для выполнения упражнений для глаз.)

Упражнение 1. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Потом открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстрое моргание 1-2 минуты. Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 5. Смотреть прямо вдаль 1 минуту.

Работа в группах

Воспитатель. Сейчас вы в группах должны обсудить, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

Идет обсуждение в группах, затем каждая группа высказывается. По ходу высказываний на доске вывешиваются таблички: на темном фоне - отрицательное воздействие на глаза, на зеленом фоне – положительное.

Читать при хорошем освещении

Смотреть близко телевизор.

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Читать в транспорте или за обедом

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Подведение итогов

Воспитатель. Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?

Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

С плохим, ребята, зрением

Жить без очков - мучение.

Ты по улице прямой

Ходишь робко, как чужой.

На глазах - как пелена.

Как в тумане все дома.

Не поймешь - плакат? афиша?

Кто идет - Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать.

Трудно даже в мяч играть.

Ребята, каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее - берегите его.

Читайте также: