Сказки пушкина и ершова конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

«Знакомство с П. П. Ершовым и его творчеством.

Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

Задачи: Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, это писатель, который писал сказки. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно.

Родился в 1815 году в сибирской деревне. Его папа был военным, а мама не работала - она всегда находилась дома со своими детьми. В детстве Петр Павлович слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Петр Павлович Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". «Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Петр Павлович Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений: стихов и сказок.

А теперь будем слушать сказку и смотреть на экран. Чтение сказки с просмотром слайдов презентации).

Воспитатель: Понравилась сказка?

Воспитатель: Как называется эта сказка?

Дети: Конёк-Горбунок.

Воспитатель: Кто ее написал?

Дети: Петр Павлович Ершов

Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.

Дети: Иван, братья, Конёк, царь.

Воспитатель: Какими были братья?

Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т. д.

Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?

Дети: Ему подарила кобылица.

Воспитатель: Она ему подарила только конька?

Дети: Нет, ещё трёх коней.

Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони (Ответы детей.)

- Чем закончилась сказка?

- А с чего всё началось в этой сказке?

-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?

(Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.)

Прикреплённые файлы:

Цели: ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы. Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.

Быль за сказкой не угонится.

Кашку кушай, а сказку слушай:

Умом разумом смекай да на ус мотай.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Его последователем и продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Что же это был за человек – П.П. Ершов?

Работа с группой литературоведов.

Сейчас самое время предоставить слово литературоведам.

Рассказ ученика о П.П.Ершове.

Следующий вопрос литературоведам:

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

1. Автор- конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Работа с группой переводчиков.

Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин

бабка - игральная кость

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

шабалки – шабаш, конец

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Работа со всеми группами.

Перед нами семейная сказка? Докажите ( прочитайте).

Началом сказки является конфликт между младшим братом-дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить.

- Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором

Только на третью ночь, когда подошёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто.

Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников.

-Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка).

Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке.

-Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник).

Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.

Работа с группой актёров.

Инсценирование отрывка из сказки.

Работа с группой знатоков.

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мои вопросы.

-Какое отчество у Ивана?

-За сколько братья продали царю коней?

-Сколько лет было царю?

-Сколько лет было царь-девице?

-Сколько жар-птиц прилетало на поле?

-Кто мать царице?

-Кто брат царице?

-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?

-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)

-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).

-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность)

-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

Обратимся к пояснениям в словаре Даля.

Простодушие – это прямодушие, бесхитростность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.

Добродушному человеку свойственны добросердечность, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.

Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

-Нельзя не сказать о концовке. Прочитайте.

Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.

Организационный момент.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На дом было дано самостоятельно прочитать сказку П.П.Ершова.

Вступительная беседа.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Его последователем и продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Работа над новой темой.

Что же это был за человек – П.П. Ершов?

Интересные факты из жизни П.П. Ершова.

Рассказ ученицы о П.П.Ершове (Головина А.)

Дополнения учителем о П.П.Ершове.

Мальчик родился очень - очень слабеньким и даже казалось, что он вскоре умрет. Поэтому родители тут же завернули его в пеленки и повезли в церковь крестит ь , потому что боялись, что он умрет некрещеным. Мальчик постоянно кричал и был очень слаб. Так прошел целый год. Родители молились и что только ни делали, но ничего не помогало, они очень переживали за своего малыша. А малыш никак не выздоравливал.

Это делалось так.

К открытому окошку подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

Задание для детей:

- А что такое грош? (Правильно, это монетка, как копейка сейчас — самой- самой низкой цены)

(Примечание для взрослых: в этой семье: родителей Петра Ершова родилось 12 детей, и только двое из них выжили – это Петр Ершов и его брат. Его брат умер молодым и род продолжил только Петр Ершов. Именно поэтому родители были готовы идти на всё лишь бы ребенок выжил).

Конечно, не старинный заговор, а любовь родителей и их истинная вера в спасение сына помогла маленькому Пете выздороветь, и набраться сил и стать здоровым умным сильным талантливым мальчиком, а после этого и знаменитым писателем — сказочником.

Обычно дети в дошкольном детстве, такого же возраста, как и ты, живут с родителями на одном месте. Но не таким было детство маленького Пети Ершова. Это было детство — путешествие, в котором он вместе с родителями и братом постоянно переезжал из одного места в другое и многое повидал по дороге странствий. Такая была у его отца работа, что он часто должен был переезжать. По пути он видел и интересные города, и народности севера с их странными обычаями, и красивейшую природу.

Задание для детей:


А долгими зимними вечерами забирался маленький Петр в избу, полную стариков и слушал, как они друг другу сказывают сказки, были да небылицы.

Когда пришло время учиться, любящие своих двух детей мама и папа даже не думали оставаться ли в деревне и решили, что надо всей семьей из деревни ехать в город, где есть гимназия! Чтобы у детей была возможность учиться в настоящей школе! И они едут в Тобольск. Там Петя стал гимназистом.

Но не только учеба составляет школьные годы, это еще и отношения со сверстниками и интересными людьми. И юному Петру Ершову в этом плане опять очень везло!

Ершов подружился с А. Алябьевым и ходил с ним на все репетиции оркестра. Они были лучшими друзьями. Именно Алябьев познакомил Ершова с творчеством А. С. Пушкина более глубоко, ведь композитор писал музыку на его стихи.

Впоследствии он вспоминал смешную проделку, связанную с их дружбой:

Так прошли школьные годы. Когда мальчики Петр и Николай Ершовы закончили обучение в гимназии, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет.

После успешного окончания гимназии в 16 лет Петр Ершов с родителями приехал в Петербург. Для этого возраста он был очень ребячливым – совсем мальчишка! И очень задумчивым! На всех занятиях в университете Петр писал и писал и со стороны казалось, что он старательно всё записывает за преподавателем. А на самом деле он сочинял стихи!

И вот в один день в 1833 году юный студент Петр Ершов закончил стихотворное сочинение и передал его своему преподавателю университета Петру Александровичу Плетневу, другу А.С. Пушкина.

Что же было на следующий день? Догадайся? Что сказал Петру его преподаватель?

Как же удивились студенты, которые слушали сказку вместо обычной лекции! Ведь до этого дня их преподаватель Плетнев читал им только произведения именитых писателей и поэтов — Баратынского, Вяземского, Дельвига, Карамзина, Жуковского! Удивились все и литературным достоинствам сказки! Удивились и тому, что автор ее неизвестен.

Довольный произведенным эффектом, преподаватель назвал имя автора -им оказался сидящий рядом Петр Ершов 19 лет из Тобольска! Так к Петру Ершову пришла слава сказочника в его юные годы.

После этого сказка Ершова про Конька — горбунка много раз переиздавалась и теперь известна всем-всем — всем детям!

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Литературная

1. Автор- конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Словарная работа

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин

бабка - игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Работа со всеми группами.

Перед нами семейная сказка? Докажите (прочитайте).

Началом сказки является конфликт между младшим братом - дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить.

- Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором

Только на третью ночь, когда подошёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто.

Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников.

-Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка).

Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке.

-Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник).

Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.

Работа по сказке

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку?

-Какое отчество у Ивана?

-За сколько братья продали царю коней?

-Сколько лет было царю?

-Сколько лет было царь-девице?

-Сколько жар-птиц прилетало на поле?

-Кто мать царице?

-Кто брат царице?

-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?

-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)

VII . Итог урока.

-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).

-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность)

-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

Обратимся к пояснениям в словаре Даля.

Простодушие – это прямодушие, бесхитростность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.

Добродушному человеку свойственны добросердечность, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.

Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

-Нельзя не сказать о концовке.

Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: формирование умений воспринимать данную сказку, ее оценка.

Работа над темой урока

Подготовка к первичному восприятию сказки

А кто уже читал эту сказку?

Но сначала давайте поговорим о человеке, кто эту сказку написал.

Вам нам была задана статья про автора.

Молодцы. Я хочу немного дополнить ваш рассказ информацией, которой в учебнике нет.

Физкультминутка

Работа с новым материалом.

Ребята, а теперь давайте послушаем саму сказку.

Понравилась вам сказка?

Оправдались ли ваши предположения?

О чем говориться в сказке?

Кто является главным героем сказки?

Чем занималась семья старика?

Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

Какое горе произошло?

Что придумали братья?

Какие устаревшие слова требуют объяснения?

Итоги урока

Ребята, какую сказку мы сегодня слушали?

Все ли поняли, о чем сказка?

учить сравнивать сказки народные и литературные;

развивать речь и мышление учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование умения работать со сказкой;

Регулятивные: формирование умения воспринимать поставленные учителем задачи, выполнять их и оценивать свои действия;

Коммуникативные: формирование умений участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем;

Личностные: восприятие данного произведения, его оценка.

Оборудование: иллюстрация к сказке, предметные картинки с изображение героев, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 часть

Актуализация знаний.

- С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора.

-К какому жанру относится это литературное произведение?

-Можно ли назвать эту сказку волшебной? Докажите.

-А еще эта сказка какая? (авторская). Почему? Назовите авторские сказки

Сравнение сказки Ершова с русскими народными сказками.

Мы отметили, что сказка авторская, а похожа ли она на народную. Чем?

Что у них общего?

традиционная сказочная концовка;

борьба добра и зла.

Работа над произведением

Назовите главного героя сказки.

Какие чудеса происходили с Иваном? (выборочное чтение)

Найдите в тексте описание Конька - горбунка.

Ребята вершок – старая русская мера длины, которая равна 44 мм, а 3 вершка сколько это? (3х44=132 мм, 13 см 2 мм)

А аршин сколько это? (71см)

Как называются слова, которые мы не используем уже в своей речи? (устаревшие). Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов или толковом словаре Даля.

Физкультминутка

Подготовка к определению главной мысли сказки.

Каким мы видим главного героя – Иванушку-дурачка в начале? (в малахае – название длиннополой широкой одежды без пояса, а также в меховой шапке с ушами, в лаптях)

А теперь каким? И кем он стал?

Можно ли Ивана назвать глупым? Докажите!

А ленивым? Почему?

Действительно, он не крадет, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь девицы), бескорыстен (когда его возвышают у царя, он относится иронически).

А как звали его братьев? (Данила и Гаврила)

Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? Найдите в тексте.

Какую первую помощь оказал Конек-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у него коней)

Какую первую чудесную вещь нашел Иван? (перо жар-птицы)

Кто и почем купил златогривых коней у Ивана? (Царь, за 10 шапок серебра)

Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (потому что кони никого больше не слушались)

Какое первое задание царь дал Ивану? (поймать жар-птицу)

Какое второе задание было? (найти и привезти царь-девицу)

Чем Иван заманил Царь девицу? (золотым шаром с угощением)

Какое третье было задание? (достать перстень со дна океана)

Кто ему в этом помог? (чудо-юдо рыба-кит и Ерш)

За что и как был наказал чудо-юдо рыба-кит? (за то, что проглотил три десятка кораблей, бог поселил на его спине людей)

Что должен был сделать рыба-кит ля своего прощения? (дать свободу кораблям)

Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему конек-горбунок? (Иван искупался в трех котлах, после того как Конек-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

Что стало с царем и с Иваном? (царь сварился, а Иван красавцем стал)

Чем заканчивается сказка? (прочитайте)

Итоги урока

Какую сказку мы с вами сегодня обсуждали? Назовите автора

Какой герой вам понравился и почему?

Домашнее задание: выучить отрывок наизусть.

Формирование УУД:

Личностные: восприятие данного произведения, его оценка;

Регулятивные: владение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге;

Коммуникативные: формирование умений участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем.

Актуализация опорных знаний

Ребята, сегодня заключительный урок по сказке «Конек-Горбунок. Сегодня мы продолжим нашу работу. В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль

Кто автор сказки? (сказка построена как и русские народные сказки. У нее есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка).

Для чего автор использует зачин? (вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад).

Проверка д/з

Ребята, на прошлом уроке мы сказали с вами, что Иван честный, добрый, смелый, храбрый.

Вспомните русские народные сказки, где у главных героев были помощники (гуси-лебеди: печка, речка, яблоня)

Вспомните описание Сивки-бурки (пересказ одного ученика)

Прочитайте описание Конька-Горбунка

Сравните образы этих коней

Скажите, взят ли образ Конька из народа?

Но за что кобылица просит ценить Конька?

Ребята, образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек - горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках).

Итак, мы убедились в том, что поэт, опираясь при создании сказки на традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

Физкультминутка

Продолжение сравнительного анализа

А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает трудно? (противники)

Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (братья, царь).

Охарактеризуйте каждого из героев.

Работа в тетрадях

Итоги урока

Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (он обладает качествами, которые ценятся в народе).

И мы видим, что концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок.

Читайте также: