Конспект по python учитель информатики батракова л в

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Тема: Знакомство с Python и средами программирования.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока: знакомство учащихся с языком программирования Python и его особенностями; знакомство с написанием программы на языке Python и созданием скриптов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся языком программирования, с особенностями языка; сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.

Воспитательные: развивать информационную культуру учащихся; способность к самостоятельной и коллективной деятельности.

Развивающие: совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: сформированность навыков сотрудничества со сверстниками; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Метапредметные: умение контролировать и корректировать учебную деятельность.

Форма обучения: лекция.

Этапы урока:

Проверка домашнего задания.

Усвоение нового материала.

Организационный этап.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Приветствие класса, проверка готовности. Фиксация отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации .

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием .

Регулятивные УУД: оценка − выделение и осознание обучающимся того, что он узнал о технике безопасности; о тличать верно выполненное задание от неверного.

Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса.

1.Как можно представить программу?Программу можно представить как набор последовательных команд (алгоритм) для объекта (исполнителя), который должен их выполнить для достижения определенной цели.

2.Чем характеризуются языки программирования. Языки программирования характеризуются синтаксической однозначностью (например, в них нельзя менять местами определенные слова) и ограниченностью (строго определенный набор слов и символов).

3.Этапы развития языков программирования. Машинный язык; ассемблер; рассвет языков высокого уровня; объектно-ориентированные языки программирования.

4.Что такое трансляторы? Трансляторы — специальные программы, преобразующие программный код с языка программирования в машинный код.

5.Что происходит при компиляции? При компиляции весь исходный программный код (тот, который пишет программист) сразу переводится в машинный. Создается так называемый отдельный исполняемый файл , который никак не связан с исходным кодом.

5.Что происходит при интерпретации? При интерпретации выполнение кода происходит последовательно (можно сказать, строка за строкой). Операционная система взаимодействует с интерпретатором, а не исходным кодом.

Усвоение нового материала.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; подведение под понятие.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Язык программирования Python был создан примерно в 1991 году голландцем Гвидо ван Россумом.

Свое имя - Пайтон (или Питон) - получил от названия телесериала, а не пресмыкающегося.

Особенности

Python – это интерпретируемый язык программирования: исходный код частями преобразуется в машинный в процессе выполнения специальной программой — интерпретатором.

Python характеризуется ясным синтаксисом. Читать код на этом языке программирования достаточно легко, т.к. в нем мало вспомогательных элементов, а правила языка заставляют программистов делать отступы. Понятно, что хорошо оформленный текст с малым количеством отвлекающих элементов читать и понимать легче.

Python – это полноценный, можно сказать универсальный, язык программирования. Он поддерживает объектно-ориентированное программирование (на самом деле он и разрабатывался как объектно-ориентированный язык).

Также Python распространяется свободно на основании лицензии подобной GNU General Public License.

Как писать программы

Интерактивный режим

В основном интерпретатор выполняет команды построчно: пишешь строку, нажимаешь Enter, интерпретатор выполняет ее, наблюдаешь результат.

Это очень удобно, когда человек только изучает программирование или тестирует какую-нибудь небольшую часть кода. Ведь если работать на компилируемом языке, то пришлось бы сначала написать код на исходном языке программирования, затем скомпилировать и уж потом запустить исполняемый файл на выполнение.

Работать в интерактивном режиме можно в консоли. Для этого следует выполнить команду python. Запустится интерпретатор, где сначала выведется информация об интерпретаторе. Далее, последует приглашение к вводу (>>>).

Запустите интерпретатор Питона.

Поскольку никаких команд мы пока не знаем, то будем использовать Питон как калькулятор (возможности языка это позволяют).

Наберите подобные примеры в интерактивном режиме (в конце каждого нажимайте Enter).

Ответ выдается сразу после нажатия Enter (завершения ввода команды).
Бывает, что в процессе ввода была допущена ошибка или требуется повторить ранее используемую команду. Чтобы не писать строку сначала, в консоли можно прокручивать список команд, используя для этого стрелки на клавиатуре.

Другой вариант работы в интерактивном режиме — это работа в среде разработки IDLE, у которой есть интерактивный режим работы. В отличие от консольного варианта здесь можно наблюдать подсветку синтаксиса (в зависимости от значения синтаксической единицы она выделяется определенным цветом). Прокручивать список ранее введенных команд можно с помощью комбинаций Alt+N, Alt+P.

Запустите IDLE. Попробуйте решать математические примеры здесь.

Создание скриптов

Несмотря на удобства интерактивного режима работы при написании программ на Питоне, обычно требуется сохранять исходный программный код для последующего использования. В таком случае подготавливаются файлы, которые передаются затем интерпретатору на исполнение. По отношению к интерпретируемым языкам программирования часто исходный код называют скриптом. Файлы с кодом на Python обычно имеют расширение py .

Подготовить скрипты можно в той же среде IDLE. Для этого, после запуска программы в меню следует выбрать команду File ? New Window (Crtl + N), откроется новое окно. Затем желательно сразу сохранить файл (не забываем про расширение py ). После того как код будет подготовлен, снова сохраните файл (чтобы обновить сохранение). Ну и наконец, можно запустить скрипт, выполнив команду меню Run ? Run Module (F5). После этого в первом окне появится результат выполнения кода. (Примечание: если набирать код, не сохранив файл в начале, то подсветка синтаксиса будет отсутствовать.)

Подготовьте скрипт (с примерами). Запустите его на выполнение.

На самом деле скрипты можно готовить в любом текстовом редакторе (желательно, чтобы он поддерживал подсветку синтаксиса языка Python). Кроме того, существуют специальные программы для разработки.

Запускать подготовленные файлы можно не только в IDLE, но и в консоли с помощью команды python адрес/имя_файла.

В консоли передайте интерпретатору Питона на выполнение подготовленный файл.

Кроме того, существует возможность настроить выполнение скриптов с помощью двойного клика по файлу (в Windows данная возможность присутствует изначально).

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.

Изучить материал лекции.

Личностные УУД: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.

Предлагаю подвести итоги сегодняшнего урока. Если у кого-то есть вопросы по теме, то можете задать.


Подробнее про ежегодную конференцию для школьников: документы, программа, результаты

Тестирующая система (на данный момент адрес работает как изнутри ФМЛ, так и извне)

Рекомендуемая литература для подготовки к ЕГЭ по информатике:

С. С. Крылов, Д. М. Ушаков. ЕГЭ. Информатика. Тренажер, 2019 год. М. Экзамен. (Пример)

Д. М. Ушаков. ЕГЭ. Информатика. Сборник заданий с решениями и ответами. М.Астрель. 2018. (Пример)

Д. М. Ушаков: ЕГЭ-2019. Информатика. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. (Пример)

В. Р. Лещинер, С. С. Крылов, Д. М. Ушаков. Я сдам ЕГЭ! Информатика и ИКТ. Практикум и диагностика. М. Просвещение

5 A[1][1] == 5, A[1][2] == 6. Для обработки и вывода списка, как правило, используется два вложенных цикла. Первый цикл по номеру строки, второй цикл по элементам внутри строки. Например, вывести двумерный числовой список на экран построчно, разделяя числа пробелами внутри одной строки, можно так: for i in range(len(a)): for j in range(len(a[i]): print(a[i][j], end = ' ') print() Вывод: То же самое, но циклы не по индексу, а по значениям списка: for row in A: for elem in row: print(elem, end = ' ') print() Ввод двумерного списка: A = [] for i in range(3): row = input().split() for i in range(len(row)): row[i] = int(row[i]) A.append(row) print(a) Ввод значений: Вывод списка: [[1, 2, 3], [4, 5, 6], [7, 8, 9]] lambda-функция Лямбда-функция это небольшая анонимная функция. Она может принимать любое количество аргументов, но в то же время иметь только одно выражение. Синтаксис: lambda аргументы : выражение После выполнения выражения возвращается результат. Лямбда-функции могут принимать любое количество аргументов. Пример1: lambda умножает аргумент a на аргумент b и выводит результат: x = lambda a, b: a * b print(x(5, 6)) Вывод: 30 Пример2: Функция суммирует аргументы a, b и c и выводит результат: x = lambda a, b, c: a + b + c print(x(5, 6, 2)) 5

6 Вывод: 13 Используйте lambda-функцию, когда анонимная функция нужна в определенной части кода, но не по всем скрипте. Задание: Наберите текст программы, запустите. Определите правильно ли она работает. Если нет, то исправьте ошибки. Желательно ее доработать, например, поменять размер игрового поля, выводить информацию о выигрыше в окне show_massage. Постарайтесь создать интересную игру. За это В конце урока все сохраняют свои программы на GooglDiske. Желаю удачи. Используемая информация:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) обучающий аспект: познакомить с языком программирования Python, научить пользоваться функциями ввода и вывода, ввести понятие переменной и оператора присваивания, ознакомить с математическими операциями.

2) развивающий аспект: развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.

3) воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.

Ресурсы: компьютеры, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.

Межпредметные связи: математика.

Основные понятия: программирование, язык программирования, функция, переменная, оператор присваивания.

Ход урока (дидактическая структура урока)

1. Организационный этап (2 мин)

Приветствие, перекличка. Объявление, чем мы будем заниматься сегодня на уроке:?

2. Вводная часть (5 мин)

Сегодня мы начнём большую новую тему. Программирование на языке Python. Ответьте на вопрос, что такое программирование?

Программирование – это создание компьютерных программ. Все программы: игры, антивирусы, текстовые редакторы на компьютере были написаны программистами. Мы с вами, конечно, не сможем создать такую большую программу как антивирус или редактор Microsoft Office Word, но маленькие игры сделать попытаемся.

Компьютерные программы пишут на специальных языках программирования. Язык программирования – это язык, понятный компьютеру. В настоящее время языков программирования очень много. Кто может назвать какие-либо языки программирования?



Мы будем изучать программирование на языке Python. Это современный язык, он постоянно развивается, дорабатывается. Этот язык используется в таких проектах, как Google, YouTube, Instagram, Яндекс, Facebook и других. Он легок и прост в использовании.


3. Практическая работа на компьютерах (20 мин)

Программы пишутся в специальных средах программирования. Откроем среду программирования Питона:

Пуск – Python 3.4 – IDLE (Python GUI) – File – New File


Для этого достаточно набрать следующий код:

print(“Hello, World!”)

print – функция (команда) вывода.

Запись в тетрадь:


Второе, что мы изучим – это переменную и оператор присваивания. (Пишем новую программу).

message = ‘Hello, World!’

print(message)

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В программе мы создали переменную с именем message, присвоили ей значение-строку ‘Hello, World!’, и, следовательно, эта переменная приняла строковый тип.


Имена переменных могут состоять из:

Латинские буквы (строчные и заглавные буквы различаются!)

Русские буквы (не рекомендуется)

Цифры (имя не может начинаться с цифры и состоять только из цифр)

Знак подчеркивания _

Нельзя использовать в именах переменных:

Ключевые слова языка Python


Нельзя использовать как имена переменных ключевые слова языка Python.


Перейдём к знакомству с математическими операциями. (Создаём новый файл).

Создадим две целочисленные переменные и попросим компьютер их сложить.

a = 78001457

b = 2546880

c = a + b

print(c)


Переменной с можно присвоить целое математическое выражение:

с = (a-b)*(a+b)/27

Читайте также: