Конспект занятия россия родина моя в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

чтобы больше узнать о ней, поб ываем на необычных ста нциях.

Мы увидим сте пь без края, тундру, г де звенит весна.

- Ребята, с символами мы встречаемс я пост оянно . Какое вы бы дали определени е

слову символ? (Э то изображение фи гур, предметов, выражающий особый смысл ).

- У н ашей страны, как и у любого г осударства, есть свои символы, по которым наши

друзья за рубежом скажут, что разговор идет о России (белые березки, матреш ки,

- У России есть и оф ициальные символы. Они имеют особое значение. Уважен ие к

ним, знание и стории и происхож дение объединяет жителей страны. (ге рб, флаг, гимн).

- Историческая дисциплина, зан имающаяся изучен ием гербов.

- Давайте вспомн им, как выглядит г ерб Российск ой Федерации? ( двуглавый орел)

- Где мы можем увидеть герб? (мо неты, бумажные купюры, печать).

- Н а гербе Россия изображен золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Над

головой орла мы можем увидеть корону. Право й лапой он сжимает скипетр, а левой

державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр

и держава слу жили знаками царско й власти. Сегодня они напоминают на об

историческом прошлом нашей Родины и показыва ют единство Российской

На г руди о рла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий

Победоносе ц. А святой Гео ргий Победоносе ц поч итался как святой п окровитель

воинов, защит ников Отечества. А ужасный черный змей – это символ зла. И он

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ.

Цель: Воспитание чувства патриотизма через осознание значения государственных символов РФ.

- дать сведения о государственных символах РФ;

- воспитывать уважение к государственным символам РФ : флагу, гербу, гимну;

- воспитывать любовь к Родине;

- развивать коммуникативные качества личности учащегося, умение выделять главное, определять понятия;

- государственные символы РФ : флаг (картинка, герб (картинка, гимн (текст, грамзапись);

- карта России;

- карточки детям с заданиями;

- материалы для изготовления сувенирного российского флажка.

Ход мероприятия.

Внимательно послушайте песню. Подумайте, почему с неё начинается наше занятие, и попробуйте сформулировать его тему.

Дети пытаются сформулировать тему классного часа)

- С чем ассоциируется Россия у авторов песни?

- Что мы вкладываем в слово Россия?

2) Работа в группах.

- Подберите слова на каждую букву слова, которые ассоциируются со словом Россия.

Р – родина, род, родители

О – отечество, отец, осинка

С – сила, слава, символ, страна

С – судьба, семья, солнце, свет

И – история, имена великих людей, изба, исток, идеал, изобилие

Я – семьЯ, я, Ярило, ярмарка, ягоды

Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашей огромной стране, чтобы больше узнать о ней, побываем на необычных станциях.

(Физкультминутка)

Если долго-долго-долго в самолете нам лететь

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.

И поймем тогда какая наша Родина большая.

3) Путешествие по станциям.

К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница.

На светофоре загорелся световой сигнал: зеленый цвет, означает, что путь для пешехода свободен.

Все это – символы.

Работа в группах: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия – остановка автобуса, книжный магазин.

У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России : белые берёзки, река Волга, Храм Василия Блаженного в Москве, и, конечно, наши русские матрёшки.

У России также есть и официальные символы. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории их происхождения объединяет жителей страны.

- Что же относится к официальным символам страны?

Задание: соединить стрелками название государственного символа и его определение.

1. Прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. Герб.

2. Официальная эмблема государства. Гимн.

3. Торжественная песня. Флаг.

с к г у и л ф з ы е к а з у р ы с т д ф л и б т д а

- Где можно увидеть герб России?

История современного российского герба начинается в 15 веке во времена Ивана3. На гербе России золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Над головой орла мы видим корону. Правой лапой орёл сжимает скипетр, а левой – державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и показывают единство Российской Федерации.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Если приглядеться то, можно увидеть, что крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. И это не случайно, т. к. русские люди с древних времён поклонялись солнцу. Почитали солнце, воспевали его в песнях. Золотой орёл напоминал людям солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. А святой Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный чёрный змей – это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.

- Кто знает, что это за песня?

Гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и единство нашей огромной страны. У каждого государства есть своя торжественная песня. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

- Когда исполняется гимн?

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных соревнований. Каждый день гимн звучит по радио: рано утром и в полночь.

- Кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Слова написаны Сергеем Владимировичем Михалковым.

- А сейчас задание для самых внимательных. Для каждого существительного найдите соответствующее ему прилагательное (по гимну РФ).

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Флаг, как герб и гимн, отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

- Где можно увидеть флаг России?

- А как бы вы объяснили цвета российского флага, вспомнив нашу необыкновенную природу? (белый – белые берёзки, белая зима, летние облачка, белые ромашки; синий – синева неба, рек, озёр и морей; красный – цвет заката и рассвета, огонь.)

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации.

4) Изготовление сувенирного российского флажка.

Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем классном часе каждый из вас сделает маленький флаг России.

1. Раскрасьте полоски на российском флаге

(Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.)

5) Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Конспект ООД по познавательному развитию. Тема: Государственные символы России, символы Павловска (герб, флаг). Цели: 1. Расширять представления детей о государственной символике и их историческом происхождении; 2. Воспитывать эмоционально-патриотическое.

Оборудование: герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, плакат с пословицами о Родине, материал для выполнения мозаики с видами Братска, выставка книг о Братске.

Ход мероприятия

Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о нашей стране.

- А как называется страна, в которой мы живём?

- Да, наша страна называется – Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город… Москва.

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

Вед. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

(Одна у человека мать, одна у него и Родина; Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

- Что значит “Родина моя”? –
\Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

Вед. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.

- Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Вед. Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

- Величие нашей Родины и её символов выразил в своём стихотворении В. Крючков.

Россия, я твоя росинка.
Песчинка малая твоя,
Когда метель, то я снежинка,
В ручье – я капелька ручья,
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нём твои черты:
И красный – сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться
И возродимся мы с тобой.

Вед. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Давайте сейчас исполним гимн,стоя по всем правилам. (Звучит гимн России).

Вед. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.

- В какой области России вы живёте?

- Назовите главный город Иркутской области.

- Как называется город, в котором мы живём?

Вед. Наш город молодой, 12 декабря ему исполнится 51 год. Но свою историю он начал давным-давно. Собственно имя Братск наш город получил не случайно. В летописях словосочетание “брацкая землица” упоминается в 1609 году. Именно тогда первые русские землепроходцы встречались у Падунских порогов с местными жителями: бурятами, эвенками и тунгусами. Землепроходцы стали называть их братами, а место -“брацкой землицей”. Летом 1631 г. атаман Максим Перфильев завершил постройку Братского острога. С этого времени и начинается история Братской земли. Указ о присвоении Братску статуса города подписан 12 декабря 1955 года. Хотя город наш и молод тем не менее он славен на всю страну. Пол века назад молодые юноши и девушки приехали на великую стройку, с которой и началась история современного Братска. Что это за стройка, мы узнаем, собрав первую мозайку. (Дети собирают мозайку с видом Братской ГЭС).

Уч. Благодаря электроэнергии, которую вырабатывает Братская ГЭС, в наших домах всегда тепло и светло, построены и работают промышленные предприятия, постоянно растёт и развивается наш город. Начальником строительства был великий гидростроитель Иван Иванович Наймушин. 1 сентября 1973 года он трагически погиб. Но его имя навсегда вошло в историю нашего города. Его именем названа центральная улица п. Энергетик. В самом начале улицы разбит сквер и установлена стела с мемориальной доской. Это место всегда убрано цветами. К этому историческому месту приходят молодые и пожилые братчане, чтобы поклониться этому замечательному человеку и поучиться на его примере служению Отечеству.

Много интересного, познавательного можно узнать из истории нашего города. Писатели и поэты посвящают ему свои песни и стихотворения. Послушайте песню А.Пахмутовой и Н. Добронравова “Я в таёжном смолистом краю”, написанную после посещения ими нашего города.

(Прослушивание песни о Братске)

Люди, которые приехали сюда полвека назад мечтали построить город, которые через многие годы станет “промышленным жемчужиной Сибири”. Их мечта воплотилась в жизнь. Сегодня Братск -крупнейший индустриальный центр Восточной Сибири. Он растет, а вместе с ним растет и молодое поколении, готовое продолжить великие начинания.

Вед. Вот и подошёл к концу наш разговор. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”.

Исполнение песни “Моя Россия” (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты, всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты,моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Вед. Дорогие ребята! Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий для воспитания патриотических чувств и любви к своей стране.

Обучающие: уточнить и расширить представление детей о России; дать детям понятие об истории и героическом наследии нашей страны.

Развивающие: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; обучать формировать фразы.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, Отечеству; воспитывать патриотические чувства.

Форма занятия: беседа с элементами игры.

Возраст детей: 10-13 лет

Ход занятия

Ролик о Родине, открытие темы.

Учитель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это - большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее учитель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Евразия.

У: Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

У: Далее учитель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.

Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Учитель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Волгоградской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (учитель уточняет, что их выбрал народ).

У: Вторая наша станция называется "Знаки и символы". Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы).

Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее.

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Герб России":

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Учитель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел - царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет - это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии, Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла -царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.

У: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

- Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей).

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Флаг России":

Синий - неба цвет.

Далее учитель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).

Станция №3 "Плясовая"

Учитель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские - народные танцы. Все дружно вспоминаем русские - народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский - народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях).

Учитель: Эта станция называется семейная (обращает внимание детей на фотографии).

- Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья).

- Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники).

- Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

Ребята заполняют заранее заготовленные карточки с вопросами и осуществляют взаимопроверку:

Проверил ученик(ца) __________________

1.Как называется страна, в которой мы с вами живем?____________________

2.Как называется наш город?_________________________________________

3.На какой улице ты живешь?_________________________________________

4.Что изображено на российском гербе?________________________________

5.Какие цвета присутствуют на Российском флаге?_______________________

6.На каком материке мы живем?_______________________________________

7.Зачем стране нужен флаг?__________________________________________

8.Кто управляет нашей страной?______________________________________

9.Назови столицу нашего государства?_________________________________

Итог. Рефлексия

- Вот и окончилась наше занятие о нашей малой Родине.

Понравилось ли оно вам? А что понравилось больше всего? (Ребята по очереди наклеивают жетоны (красные – понравилось, синие – заставило задуматься, жёлтые – не знаю) и отвечают на вопрос)

Читайте также: