Антуан де сент экзюпери маленький принц конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование урока: книга А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; карточки с заданиями; толковый словарь; компьютерное сопровождение.

Эпиграф урока: Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их нашими. (Жан Жак Руссо)

I. Оргмомент.

Учитель: Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо). (Слайд 2) Приложение

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз. (Звучит песня “Детские сны”).

– Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов поделиться им с остальными. А теперь все, кто поднимал палец, пусть пошлют свои улыбки тем, у кого не очень хорошее настроение.

Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.

II. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3. 4)

Учитель: – Сейчас я вам раздам бланки, на которых записаны различные буквы. Вы должны найти и зачеркнуть “не” и подчеркнуть “о”. Так мы проверим внимание на начало урока. (Сверяют самостоятельно. За каждую ошибку вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60.)

III. Разминка. Актуализация знаний.

Учитель: – Отгадайте: 1. В кого превратилось чудище из сказки С.Аксакова “Аленький цветочек”? (В принца). 2. Прекрасный, душистый цветок. Королева всех цветов. (Роза). 3. Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. (Лис).

Учитель: – Ребята, а какая связь между этими словами? (Это персонажи сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”). (Слайд 5)

– Живет на свете много-много лет удивительная философская сказка “Маленький принц”. Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Мне бы хотелось, что бы вы к концу нашего урока ответили на один из таких вопросов: Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6)

IV. Постановка целей урока. (Слайд 7)

Учитель: – Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку “Маленький принц”, попытаемся осознать и понять ценность красоты человеческих отношений. Автор не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших философских строк, которые должны знать и дети. Сам писатель был удивительнейшим человеком. (Рассказ ученика). (Слайд 8)

V. Проверка д/з. Работа с текстом сказки. Развитие речи.

– Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете.

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Слайд 9)

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

– Как автор познакомился с Маленьким принцем. (Краткий пересказ II главы).

– Почему мальчик показался автору необыкновенным? Выберите ответ и докажите свою точку зрения: “На этот вопрос мне помог ответить:

– портрет Маленького принца;

– то, что Маленький принц понял рисунки автора;

– слова из текста: “Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление, вдалеке от всякого жилья”. (Слайд 10)

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

VI. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Сейчас вы будете работать в группах. Вам предстоит разгадать кроссворд, из которого мы узнаем: кого встретил маленький принц во время своего путешествия по различным планетам. (Слайд 11). (Проверка “экспертами”)

Горизонталь: 2.Маленький принц. 3.Фонарщик. 4.Географ. 5.Честолюбец. 9.Король. 10. Лис. Вертикаль: 1.Деловой. 6.Летчик. 7.Роза. 8. Пьяница.

VII. Физкультминутка.

Мы походим на носках, (Ходьба на месте)
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким. (Останавливаются)
Ждет нас быстрая ракета (Поднимаются на носки, руки вверх)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
По ступенькам поднялись, (Ходьба на месте, имитируют подъем в
Дружно за руки взялись. ракету по ступенькам)

VIII. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Подумайте и скажите, какие пороки олицетворяют люди, встретившиеся Маленькому принцу во время путешествия? (Властолюбие, честолюбие, пьянство, жадность, невежество). Как вы понимаете слово “порок”? (Работа со словарем). (Слайд 12)

– Итак, прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звезд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. Опишите настроение Маленького принца. Почему ему было грустно? (Ответы детей)

– Кого встретил Маленький принц? (Змею, Цветок, Лиса).

– Что принесла ему каждая встреча? (Мудрые советы: Змея: “Среди людей тоже может быть одиноко”; Цветок: “У людей нет корней…”; Лис: “Зорко одно лишь сердце…Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 13)

– О чем говорили Лис и Маленький принц? (Лис просит, чтобы малыш его приручил). (Чтение по ролям – Глава XXI).

– Как вы понимаете слово “приручить”? (Работа со словарем) (Слайд 14)

– Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? (Подтверждение словами из текста).

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

IX. Дифференцированное задание. Тренировка внимания и памяти.

– Я предлагаю вам поработать в паре. Выберите себе то задание, которое вы считаете вам по силам выполнить. (Слайд 15). (Проверка) (Слайды 16, 17)

Х. Упражнения на релаксацию.

1) Работа с таблицей для снятия напряжения с глаз. (Слайд 18)

2) Игра “Дотянись до звезд”. (Слайд 19)

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

XI. Творческое задание. Работа по вариантам.

– Опираясь на материал произведения, составьте характеристику одного из героев сказки. (Слайд 20)

XII. Домашнее задание по выбору учащихся. (Слайд 21)

1-йвариант: Составить характеристику одному из персонажей сказки, используя: словесное, изобразительное, музыкальное или театральное искусство.

2-й вариант: Используя материал урока, и опираясь на произведение, составить свой кроссворд.

XIII. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3, 4)

XIV. Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6) (“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 22)

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”). (Слайд 23)

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям! Ведь человек “без корней” обречен.

“Ты в ответе за тех, кого приручил…”. Обнимите маму и папу, подарите им “свое сердечко” и тихонечко скажите друг другу эти слова: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили”. (Слайд 24)(Звучит песня “Маленький принц”).

XV. Рефлексия. (Слайд 25)

– Дорогие мои друзья! “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. Мне очень хочется подарить вам этот замечательный цветок. “Что в нем особенного?” – спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Первый лепесток – “Я и мой организм”. Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нормально в нашем организме.

Второй лепесток – “Я и мой разум”. Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

Третий лепесток – “Я и мое настроение”. Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру!

Четвертый лепесток – “Я и окружающий мир”. Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомни замечательное правило: “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!”

Пятый лепесток – “Это я сам”. Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, – все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

А вот и шестой лепесток – “Я и моя жизнь”. Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесет Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

- помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

Цели урока, направленные на достижение учащимися предметных результатов:

- развитие умения осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;

- развитие умения находить ключевые слова в тексте;

- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к герою, событиям, языку произведения;

Метапредметных результатов:

1. Регулятивные:

- уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность выполнения действий.

2. Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Помогите зажечь звёзды нашего класса. Напоминаю: каждая звезда определяет ваше настроение, желание участвовать в работе, познавать новое.

- Я очень рада, что многие из вас пришли с хорошим настроением и готовы плодотворно работать.

Приветствуют учителя, определяют с каким настроением пришли на урок.

В течение урока вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группах.

2.Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая. Внимательно.

4. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Вспоминают правила работы в группах.

2.Актуализация опорных знаний

- Вспомните последнее изученное произведение.

-К какому жанру оно относится?

- Назовите признаки данного жанра.

- При помощи какого заклинания Нильс превратился в человека?

- Когда же началось это превращение?

- Прочитайте вопросы в учебнике.

- Какой из них наиболее трудный?

Познакомьтесь с жителем этой планеты.

Знакомство с началом произведения по индивидуальным карточкам.

- Сопоставьте результаты своей работы. (Проверка техники чтения и понимания текста).

Превращения, чудеса, волшебные предметы.

Когда он стал совершать добрые поступки, спасая людей и животных.

Чтение по вариантам начала произведения.

3. Постановка учебной задачи.

- О ком пойдёт речь на нашем уроке?

- К какому жанру относится это произведение? Докажите.

- Назовите фамилию автора, создавшего эту сказку.

- Кто знаком с другими произведениями этого автора?

- Что известно о нём самом?

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи мы ставим перед собой?

-Прочитайте аннотацию к этому произведению.

Постановка проблемных вопросов.

- С какой целью Маленький принц отправился в путешествие?

- Как можно приобрести друга?

- Что сделать для того, чтобы его не потерять?

- Прочитайте текст на стр.70 -71

Подтвердите свою догадку словами текста (жужжащее чтение).

- Решил ли Принц свою проблему?

Работа в группах по вопросам на стр. 73

О Маленьком принце.

Антуан де Сент –Экзюпери.

Познакомимся с произведением, ответим на проблемные вопросы.

Чтение по догадке.

Да, он познакомился с розой.

Учащиеся читают вопросы, отвечают на них.

4.Открытие нового знания.

- Найдите слова на голубом фоне.

Относится ли это описание к одному предмету?

с крохотного ростка

Это описание одного предмета –розы.

- Какое новое слово встретилось в описании?

- Дайте толкование этого слова. Чем для этого можно воспользоваться?

- Сколько значений у этого слова, в каком оно употреблено в тексте?

- Найдите описание того, как бутон готовился стать цветком.

- Какие средства художественной выразительности использовал автор?

Докажите это словами текста.

- Сравните описание с тем, как это происходит в природе.

(Просмотр видеофильма).

- Прочитайте по ролям описание встречи Маленького принца с розой.

- Что можно сказать о характере цветка?

- Как менялось отношение Принца к своему другу? Почему?

- К какому важному выводу пришёл Маленький принц?

Поработайте в парах, расшифруйте предложение, сделайте вывод.

- Соотнесите цифры и буквы. Расположите буквы по порядку.

Работа со словарём Ожегова.

- Олицетворение;

Первичное чтение по ролям.

Работа в парах по таблицам.

- Кого Маленький принц обвинял в своих неудачах?

- Найдите в сказке объяснения самого Принца, прочитайте.

Чтение учащихся по учебнику.

5.Закрепление знаний.

6.Рефлексия деятельности учащихся.

7. Домашнее задание.

Ответьте на главные проблемные вопросы нашего урока.

- Верны ли эти выводы?

Оцените ответы звёздами.

- Сможет ли Принц вернуть дружбу или захочет встретить новых друзей?

- Что же это за секрет?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

- Какую ставили учебную задачу?

-Удалось её решить?

Давайте оценим качество своего успеха. Продолжите знакомство с произведением самостоятельно.

Стать человеком очень трудно, нужно уметь прощать, быть терпимым к ошибкам других, помнить о ближних.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей –то тоненький голосок. Он сказал:

- Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

- Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой –то малыш и серьёзно меня разглядывает.

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, нокогда я спрашивал о чём – нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось.

Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся –то величиной с дом!

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

Каждый день я узнавал что –нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову.

О, Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

Цели урока, направленные на достижение учащимися предметных результатов:

развитие умения осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;

развитие умения находить ключевые слова в тексте;

развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к герою, событиям, языку произведения; Метапредметных результатов:

1. Регулятивные:

- уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность выполнения действий.

2. Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, в группах.


Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность

Помогите зажечь звёзды нашего класса. пришли на урок. Напоминаю: каждая звезда определяет ваше настроение, желание участвовать в работе, познавать новое.

- Я очень рада, что многие из вас пришли с

хорошим настроением и готовы плодотворно работать.

(Слайд 1) Вспоминают правила

В течение урока вы будете работать в работы в группах. группах.

Вспомним правила работы в группах.

2.Уметь выслушать друг друга.

Слушать других, не перебивая. Внимательно.

Уметь договариваться, помогать друг другу.

2.Актуализация - Вспомните последнее изученное «Чудесное

опорных знаний произведение. путешествие Нильса

-К какому жанру оно относится? Это сказка.

Назовите признаки данного жанра. Превращения,


чудеса, волшебные предметы. - При помощи какого заклинания Нильс Когда он стал

превратился в человека? совершать добрые

Когда же началось это превращение? поступки, спасая людей и животных.

Прочитайте вопросы в учебнике.

Какой из них наиболее трудный?(Слайд 3)

« Где – то в Галактике, среди тысячи мерцающих звёзд, существует планета.

Познакомьтесь с жителем этой планеты. Чтение по вариантам Знакомство с началом произведения по начала

индивидуальным карточкам. произведения.

Сопоставьте результаты своей работы. (Проверка техники чтения и понимания текста).





Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей –то тоненький голосок. Он сказал:

Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой –то малыш и серьёзно меня разглядывает.

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, нокогда я спрашивал о чём – нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось.

Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся –то величиной с дом!

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

Каждый день я узнавал что –нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову.

О, Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя жизнь.

содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД:

учить анализировать жанр произведения и давать характеристику героям сказки, делать выводы,

показать взаимосвязь музыки и литературы, взаимопроникновение двух видов искусства.

Коммуникативные УУД

формирование культуры общения (умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к собственным ошибкам; способности тактично оценивать ответы одноклассников);

развивать речь, умение работать в паре, навыки выразительного осмысленного чтения.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока . Слайд 2

- Ребята, а вы наблюдали когда-нибудь за звездами?

-Что вы представляли, когда смотрели на него?

-А задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из бесконечного множества астероидов – планет живет Маленький принц, герой сказки, отрывки из которой мы с вами прочитали на предыдущих уроках? Слайд 3

-Как вы думаете, случайно он появился на нашей планете?

-Для чего он пришел к нам?

Давайте прочитаем вступительное слово авторов учебника к сказке и ответим на этот вопрос (с. 91)

- Маленький принц появился на нашей земле для того, чтобы понять истину.

-Давайте разберемся, что такое истина. Это новое слово, которое обогатит ваш словарный запас. (Учитель вывешивает слово на доске.)

Давайте в словаре найдем лексическое значение этого слова.

-Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)

-Только ли об одной истине мы здесь узнаем? (Нет)

Тема на слайде: «Уроки истины в сказке ? Слайд 4

3.Работа с текстом.

-Но для начала вспомним, откуда появился Маленький принц?

-Как ему жилось на своей планете? Слайд 5

- Долгое время у него было лишь одно развлечение: любоваться закатом. На его маленькой планете ему было надо просто передвинуть стул на несколько шагов, чтобы снова увидеть закат солнца. Однажды ему было так грустно, что он любовался закатом 43 раза!

- Можем мы сказать, что Маленький принц только грустил, ничего не делая на своей планете?

- А чем он там еще занимался? Слайд 6

- Приводил свою планету в порядок.

- Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?

-Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.

-А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? ( Боролся с баобабами)

-Назовите лексическое значение слова баобаб.

БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.

- Чем так грозили его планете баобабы? Слайд 7

Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

4.Погружение в проблему.

- Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы – это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?

Вывод: Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить. Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души)

5.Выборочное чтение .

- Но вдруг на планете Маленького принца появляется прекрасное создание. Как он ждал это чудо? С какими чувствами? Найдите слова в тексте, которые нам об этом говорят. С волнением, предчувствием чего – то необыкновенного, нетерпением.

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? ( Он боялся плохого…)Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот, наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

6. Работа в парах.

И вот цветок появился! Прочитайте диалог между Маленьким принцем и розой, только появившейся на свет. Передайте характер цветка.

И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

— Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…

Маленький принц не мог сдержать восторга:

— Как вы прекрасны!

— Да, правда? — был тихий ответ. — И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!

А она вскоре заметила:

— Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…

7.Составление сравнительной характеристики героев. Работа в группах.

После прочтения вопрос: Какой характер был у Розы? Слайд 9

А какой – у Принца? Давайте составим с вами сравнительную характеристику героев. Работать будем по группам.

Перед вами на столе различные слова. Найдите среди них те, которые относятся к характеру розы и принца. Будьте внимательны! Некоторые слова будут лишними.

На столах слова: кокетлива, привязан, капризна, заботлив, обидчива, терпелив, горда, обижен, нескромная, несчастный, виноватый, храбрый, ВЕСЕЛЫЙ, ЗЛОЙ)

Проверка. Слайд 10

- Прочитайте слова, которые относятся к характеру Розы. Принца. Какие слова оказались лишними? Посмотрите, пожалуйста, на слайд и проверьте себя.

- Чем же закончились отношения Розы и Маленького принца? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.

- Ребята, а почему он почувствовал себя несчастным?

8.Работа с пословицей.

- Как вы думаете, понял ли Маленький принц, что Роза любит его и все ее капризы – лишь уловки для того, чтобы привлечь к себе внимание? Какие слова самого принца говорят об этом?

И еще он признался:

— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.

Можем мы сказать, что это вторая истина, которую открыл нам Маленький принц в сказке?

9. Инсценирование сцены прощания Розы и принца . Слайд 12

Итак, Маленький принц решил покинуть свою красавицу Розу. Давайте посмотрим сцену прощания, которую подготовили нам ребята.

— Прощайте, — сказал он.

Красавица не ответила.

— Прощайте, — повторил Маленький принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

— Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.

— Но звери, насекомые…

— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

- Скажите, зачем он покинул цветок? (он отдавал ей всю свою нежность, а она измучила его своими капризами; чтобы постранствовать и поучиться чему – нибудь, найти друга)

10. Работа с текстом.

Итак, принц попадает на землю и что же там он видит? В чем разочаровывается? ( Он видит там множество таких роз) Слайд 13

Давайте прочитаем вопрос №5 в учебнике и ответим на него. Ответ на вопрос 5, с 107 (Чем огорчила Маленького принца встреча с розами на Земле? Прав ли он был?)

И что же увидел Маленький принц на земле, отчего так разочаровался?

Давайте прочитаем об этом. (с 99 последний абзац)

11. Уроки мудрости Лиса. Слайд 14

Достаю розу. Я принесла на урок вам сегодня подарок. Это цветок. Какой? Правильно, роза. Их много на этой земле. Можем мы сказать, что таких цветов миллионы на нашей земле?

А как можно сделать его единственным для вас? Ухаживать, заботиться, разговаривать с ним, доверять ему все свои мысли, или по – другому – как? Приручить.

Кто открыл эту истину Маленькому принцу ? (Лис)

– Почему в русских сказках героиня – лиса, а у Экзюпери – Лис? Символом чего является Лис? (Лиса в русских сказках – хитрая, коварная. Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.)

12. Чтение отрывка наизусть Слайд 15

(Читает подготовленный ученик)

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

- Итак, ребята, Маленький принц подсказывает вам, что нужно сделать для того, чтобы вот эта роза, которую я вам сейчас принесла в класс, стала единственной в мире!

- Я хочу подарить вам эту розу и хочу, чтобы вы ее полюбили всей душой, и она стала для вас единственной в мире. То есть хочу, чтобы вы ее полюбили и приручили.

Но что мы должны помнить очень важное, когда приручаем кого – нибудь? ( Что мы всегда в ответе за тех, кого приручили)

– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету. ).

– Почему? (Без него они погибнут!)

-А вы за кого в ответе? ( Родителей, друзей, домашних животных и теперь за эту розу)

13. Домашнее задание.

– Итак, какие уроки истины открыл для себя и для нас Маленький принц во время путешествия? Слайд 16

Какие из них показались и вам самыми важными

А домашнее задание будет для вас такое: я предлагаю на нашем звездном небе взять любую звезду, на которой написан афоризм и написать маленькое сочинение – размышление, заголовком которого станет этот афоризм.

– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле? (Любовь, дружба, верность)

Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.

Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.

14. Заключительное слово учителя.

Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:

Читайте также: