Сказка о царе салтане сравнение народной и литературной сказок конспект

Обновлено: 03.07.2024

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(В классе организована выставка книг — детских изданий сказок А.С. Пушкина, висит его портрет.)

— Что вы помните из биографии поэта?

— Какие сказки А.С. Пушкина вы помните?

— Какие чудеса в них встречаются?

(Учитель рассказывает о Пушкине-сказочнике.)

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прошло больше ста семидесяти лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется.

— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки А.С. Пушкина!

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

— Подумайте, какова цель нашего урока.

— Что мы должны сделать при изучении этой сказки? (/. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

IV. Работа по теме урока

(Учитель начинает читать сказку А.С. Пушкина или включает ее аудиозапись или видео экранизации.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает сказку целиком. Ученики следят по тексту по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?

- Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

— Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь, или, наоборот, вы злились? Почему?

— Есть ли у вас любимые герои? Кто? Почему?

— Какой пункт плана к уроку мы выполнили?

Домашнее задание

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо.

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Какие сказки вам особенно нравятся?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте тему урока. Какова цель нашего урока?

— Вспомните, на какие вопросы мы должны ответить при изучении этой сказки. (7. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

— Определите задачи сегодняшнего урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с народной сказкой

— Вы знаете, что сюжеты для своих сказок Александр Сергеевич брал из русских народных, которые рассказывали ему его бабушка и няня Арина Родионовна. Послушайте русскую народную сказку в обработке А. Афанасьева.

(Сказку читает учитель. См. материал для учителя.)

— Что вы чувствуете после прослушивания сказки?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Сравнение сказок

— Вспомните и перечислите основные элементы сюжета народной сказки. (Исходная ситуация. Уход героя из дома. Запрет и нарушение запрета. Испытание героя. Вознаграждение героя.)

— Какие элементы народной сказки нашли отражение в авторской сказке А.С. Пушкина?

(Работа в паре или группе. Заполняют таблицу, затем проводится проверка.)

Событие

Русская народная сказка

Отлучка героя в связи со смертью родителей

Отлучка героя на войну

Запрет и нарушение запретов

Уход героя из дома

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Встреча с героем-дарителем

Два раза рассказывают нищие царю о чуде

Три раза рассказывают корабельщики царю о чудесах

Торжество настоящего героя

Воссоединение главных героев

Воссоединение главных героев

— Сделайте вывод: совпадает ли сюжетная линия русской народной и литературной сказок?

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились на уроке?

— Какой пункт плана выполнили?

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

Домашнее задание

Материал для учителя

По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре

Баба-яга пошла во дворец и взяла с собой на обмен шесть поганых щенят: царевна Марфа Прекрасная, как скоро увидела, что Баба-яга идет, схватила одного сына и спрятала в рукав. Яга положила к ней на постель поганых щенят, а пять малых деточек унесла в темный лес; шестого искала-искала, так и не доискалась.

Поехал царевич в новое царство; долго ли, коротко ли — увидал град великий; остановился у палат белокаменных. Марфа Прекрасная и девять сыновей вышли навстречу; обнималися-целовалися, много сладких слез пролили, пошли в палаты и сделали пир на весь крещеный мир. Я там был, пиво и вино пил, по усу текло, а в рот не попало.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила маленького Сашу с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что вы узнали из этих строк?

— Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Прочитайте медленно (с ускорением; шепотом; громко; выразительно).

III. Работа по теме урока

(Сказку читают по частям. Чтение первой части сказки учащимися в учебнике на с. 12—20.)

— Как можно разделить прочитанную нами часть? (Составление плана первой части сказки.)

План

1. Выбор невесты.

3. Чудесное спасение.

4. Встреча с Царевной Лебедью.

5. Корабельщики на острове.

— Есть ли в сказке зачин? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (О том, что все происходит здесь, рядом, на русской земле.)

— С чего же начинается сказка? (С торгов.)

— Найдите и прочитайте третью часть.

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— Каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.) — Как спаслись герои? Прочитайте.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Где оказались мать и сын? (. на воле; Видят холм в широком поле, / Море синее кругом. )

— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Об ужине.)

— Что значит добрый ужин? (Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все, как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди: «Ты не лебедь ведь избавил, /Девицу в живых оставил; /Тыне коршуна убил, / Чародея подстрелил.) ЗЫБЕЙ — зыбь — легкая волна.

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

КОЛЫМАГА — большая старинная карета.

ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения гостей? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях сегодня узнали?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 20—27). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворные строки.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Ребята, вы догадались чье это стихотворение? (Л. С. Пушкина.)

— Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько частей вы его разделили? (На 5 частей. 1. Первая встреча с отцом. 2. Первое чудо. 3. Гости у князя Гвидона. 4. Вторая встреча с отцом. 5. Второе чудо.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

(Чтение части, которую читали дома.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.

(Учащиеся читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему Гвидону так захотелось завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (В облике мухи.)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Богатыри оказались братьями Царевны Лебеди.)

— Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

— О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Ученики вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям, начитают рисовать. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Чем вы занимались на уроке?

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части. 1. Женитьба Гвидона. 2. Встреча гостей. 3. В гостях у Салтана. 4. Счастливая встреча.)

(Выставка детских рисунков.)

III. Работа по теме урока

(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.)

— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)

— Обрадовался ли, когда увидел ее?

— Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе Царевну Лебедь?

— Какое чудо вам запомнилось? Почему?

— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам? (Да напомните ему, / Государю своему: / К нам он в гости обещался, /А доселе не собрался — / Шлю ему я свой поклон.)

— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро. (побеждает зло).

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Простил ли их автор? (Да, он их простил.)

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Характеристика героев

— Назовите главных действующих лиц сказки. (Сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, Гвидон, Царевна Лебедь, царь Салтан, царица-мать.)

— Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Завитаева Ольга Владимировна.

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок

Цели: Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Планируемы результаты:

определять отличительные особенности литературной сказки;

совершенствовать навыки чтения;

развивать умение анализировать художественное произведение;

содействовать воспитанию любви к поэтическому слову;

воспитания милосердия, ответственности, доброты, правдивости;

развивать чувства прекрасного посредством художественного слова;

развивать умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.

Мотивация к деятельности

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

II. Актуализация знаний

- Д ля начала проведём речевую разминку:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?

- О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка .

- Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

- Давайте вспомним сюжет сказки. ( Торг. ( Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)

Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

Спасение матери с младенцем.

Спасение Лебеди от злого коршуна.

Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

Князь Гвидон узнал о втором чуде.

Третье чудо князя Гвидона.

Царевна Лебедь – четвертое чудо.

Встреча с отцом.)

- Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

III. Принятие учебной задачи учащимися

- А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

- Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

IV. Совместное открытие знаний учащимися

- Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

- В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

- Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

- Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

- Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

- Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

- Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? ( Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы - заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, - волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, - тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь - тройное чудо).

- В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

- В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

- Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

V . Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

- Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

- Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: "Кабы я была царица.."; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:"Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?" - Корабельщики в ответ. ";"Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости. Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?"..Корабельщики в ответ:"Мы объехали весь свет". В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах". Повторы обычно достигают магического числа "три": три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:" дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: "могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

- В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

- В течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость, зло будет наказано в литературной сказке. В сказке А.С. Пушкина князь Гвидон ранит коршуна в шею, превратившись в комара, муху, шмеля, укусил и ужалил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной. Но интересно то, что царь Салтан помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху. Он не стал их наказывать, как бы не хотелось этого читателю, переживающему вместе с Гвидоном.

Работая над этой темой, мы сделали открытие. Русская народная сказка учит нас что, хорошо и что плохо, что человеку воздастся за его доброту, героизм, милосердие, прощение, а зло будет наказано.

Первичное закрепление знаний.

- Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.

Тип урока: обобщение

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

карточки с заданием

презентация к уроку;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

- Вспомните, какое полное название этой сказки?

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

Познавательные УУД: Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

2.Актуализация знаний учащихся.

Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев.

3. Физкультминутка

- Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.

1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

- Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)

Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты нашу душу:

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Планируемые результаты. Предметные: учащиеся научатся выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; объяснять значение некоторых слов с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки. Личностные: Способность к самооценке.

Метапредметные. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя, сборник русских народных сказок,

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим.)

- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность.) Желаю вам успехов.

Работа с выставкой книг.

- Рассмотрите выставку книг, организованную в классе. Что объединяет все представленные издания? (Это сказки).

-На какие группы их можно разделить? ( Народные и авторские или литературные).

- Кто является автором литературных сказок? (А.С. Пушкин).

- Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине.

1) В каком городе родился Пушкин?( А.С. Пушкин родился в Москве)

2) К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

3) На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

4) Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

- Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые замечательно она рассказывала .

- Сегодня я приглашаю вас в гости к А. Пушкину, путешествие наше будет необычным, а сказочным.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа группы экспертов.

- На уроке работает группа экспертов: это…Ребята приготовили для вас интересную информацию о создании сказки и готовы с вами ею поделиться.

Вывод: сказка написана в стихах, Пушкин взял за основу русские народные сказки, но изменил и дополнил сюжет сказки.

- Данный отрывок рассказал нам зачин сказки. Похож ли зачин Пушкина на народные сказки?

- А сейчас продолжим работу над сказкой по учебнику. Откройте стр. 93.

- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

- Как они называются? (Устаревшие).

- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари. Эксперты работают с толковым словарём Ожегова, а вы, ребята, со словариком в конце учебника.

Кабы - если бы Аршин -

Молвила - сказала. Зыби(зыбь) -

Светлица - светлая комната. Клёв -

Сени - помещение между крыльцом и Град -

жилой частью дома в деревенских избах. Колымаги -

Понесла - стала беременной. Двор -

Срок родин - время родов.

Грамота - письмо, записка.

Приплод - здесь: новорожденный.

Маковки церквей - купола церковного здания.

5. Первичная проверка понимания.

Чтение учащимися отрывков сказки. Проверка понимания прочитанного.

Определение темы сказки.

- Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, чтобы ты ответил?

- Назовите главных действующих лиц.

- Какие чудеса происходят в сказке? Можно ли её назвать волшебной?

6. Первичное закрепление.

1. Почему царь выбрал третью сестрицу?

2. Почему царю пришлось проститься с женой?

3. Кого родила царица? Какой текст письма послали с гонцом царю?

4. Какое указание дал гонцу царь?

5. На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?

6. О чём просило дитя волну?

7. Что обещала лебедь царевичу?

8. Как стали величать Гвидона в новом городе?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Подготовить выразительное чтение одного из прочитанных отрывков (с.92 - 100).

Читайте также: