Конкретный смысл действия умножения конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Умножение - математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –
7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10
Всего на рисунке 10 свечей.
Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.
Всего таких слагаемых два: 5 + 5
Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.
Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)
Точка – это знак умножения.
Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.
Второе число - 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.
Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.
Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.
Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.
Рассмотрим следующий рисунок.
И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.
Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
- Предметные: познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Дидактические материалы:
- Презентация к уроку
- Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
- Музыка к физминутке.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.
3. Выявление причины затруднения.
Цель: выявить причину из затруднения.
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: определение темы и цели,составление плана.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).
8. Включение в систему знаний.
Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.
9. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
- Какое у вас настроение?
- Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)
2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
3. Устный счёт
- Вычисли суммы удобным способом.
- Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых).
4. Пробное действие.
- Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?
(Не знаем) (Проблема!)
3. Выявление причины затруднения.
- Так в чём затруднение?
- Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)
- Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
- Попробуем выполнить ещё одно задание.
Ученики работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)
1. …что в математике 10цифр? (ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)
3. …что 5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)
5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
- Что вызвало у вас затруднение?
- Какая тема урока?
- Чему будем учится на уроке?
- Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.
Для надо продолжить мысль:
- Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
- Я узнаю, как оно……………(обозначается)
- Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)
План выхода из затруднения.
- Провести исследование
- Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
- Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
- Попробуем выполнить задание.
У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)
- Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
- Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.
- Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)
- Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? (По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
- При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.
- Какое выражение получается?
(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)
- Удобно ли так записывать? (Нет)
- Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
- Откройте учебники. Прочитайте правило.
- Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? (Можно записать умножением.)
- Как обозначается знак умножение на письме? (На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)
- Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.
- Посмотрите на свои листочки и запись на них.
- Запишем иначе. Какое число запишем сначала? (Слагаемое 5)
- Какой знак поставим вместо знака + ? (Знак умножения)
- Какое число запишем потом? (8)
- Почему? (Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.
- Что показывает первое число при умножении?
- Что показывает второе число?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
- А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.
Решение задач (фронтальная работа)
1. На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?
2. В одном стручке - 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?
3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
- 2 х 7 = 14 (л.)
4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?
Работа в парах в печатных листах. (задание №4)
Соедините выражение слева с выражением справа.
– Какие выражения составили пары?
Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)
1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.)
2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)
- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием.
8. Включение в систему знаний.
- С каким новым действием вы сегодня познакомились?
- Что обозначает действие умножения?
- Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?
- Какую сумму можно заменить действием умножением?
9. Рефлексия.
– Какое задание вам показалось особенно интересным?
– Умножение – это математическое действие?
– Разность можно заменить умножением?
– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?
– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).
– Встаньте те кто выполнил это задание так же.
На доске дан образец: +, –, –, –,+.
Лесенка успеха.
- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, были ошибки в с.р.
- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р.
-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные
- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные
– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение темы и задач урока.
Цель: Определение способа действий, составление плана.
4. Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Проверка усвоения материала.
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организационно- мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Всё готово? Всё в порядке?
Книжки , ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись
И друг другу улыбнулись
Всем удачи вам сейчас
За работу! В добрый час!
- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.
Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.
- А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.
Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.
- Мудрая сова хочет узнать у вас:
- Какие математические действия вы уже знаете?
- Какой знак используется для обозначения сложения?
- А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)
- Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.
2 человека работают у доски
- для нахождения неизвестного уменьшаемого
- для нахождения неизвестного вычитаемого
- для нахождения неизвестного слагаемого
- для нахождения периметра многоугольника
- какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого
Проверка заданий на доске – девочки, мальчики
- Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?
- Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.
Сколько хвостов у пяти котов?
- Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)
Сколько лап у трёх медвежат?
- Сколько лап у одного медвежонка?
- А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)
- Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)
- А теперь ещё задача.
Сколько ушей у ста мышей?
- Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)
- Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)
- Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?
- Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?
Определение темы и задач урока.
- Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.
46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)
- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)
- Назовите тему нашего урока
- А теперь определите цели урока, продолжив мысль.
На уроке я узнаю- что такое …
- для чего оно мне …
Я буду учиться…
Открытие нового знания.
- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?
- Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?
- А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?
- А может вы знаете – как записать выражения по- другому?
- Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.
- Откройте учебник стр. 48
- Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.
- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?
-Как обозначается знак умножения на письме?
- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?
- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?
- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-
Я- знак умножения
Для облегчения сложения
- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.
- Какое слагаемое брали? Сколько раз?
- Как записать с помощью умножения?
- Прочитаем получившееся выражение по- разному
( аналогично записываем остальные выражения)
- Что показывает первое число в записи? – Второе число?
- Видите, как быстро и легко.
- А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)
- Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.
- Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.
- Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.
Зацепина Наталья Викторовна
Тема: Конкретный смысл действия умножения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные
- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные
– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение задач урока, составление плана действий
Цель: Определение способа действий, составление плана.
Цель: Построение проекта выхода из затруднения.
5. Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
8. Проверка усвоения материала
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
9. Рефлексия
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
- Какое у вас настроение?
Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
2. Активизация познавательной деятельности
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
1. Арифметический диктант.
- Приготовьтесь писать арифметический диктант.
-Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?
-Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?
-Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?
-Какое число больше 9 на 7?
-Увеличьте 33 на 8.
-Найдите сумму чисел 16 и 5.
-Найдите разность чисел 82 и 5.
-Кто хочет поделиться своим результатом?
(Проверка по образцу: 9,17.55,16,41.21,77)
2. Вычислительные навыки.
-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.
-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?
-Так в чём затруднение?
(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)
Читайте также: