Конкретный смысл действия умножения конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Умножение - математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10

Всего на рисунке 10 свечей.

Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.

Всего таких слагаемых два: 5 + 5

Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.

Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)

Точка – это знак умножения.

Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.

Второе число - 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.

Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.

Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.

Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.

Рассмотрим следующий рисунок.




И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.


Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

  • Предметные: познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные:

  • формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
  • высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные:

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Дидактические материалы:

  1. Презентация к уроку
  2. Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
  3. Музыка к физминутке.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.

3. Выявление причины затруднения.

Цель: выявить причину из затруднения.

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение темы и цели,составление плана.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Самостоятельная работа.

Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).

8. Включение в систему знаний.

Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.

9. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!

- Какое у вас настроение?

- Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)

2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.

3. Устный счёт

- Вычисли суммы удобным способом.

- Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых).

4. Пробное действие.

- Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?

(Не знаем) (Проблема!)

3. Выявление причины затруднения.

- Так в чём затруднение?

- Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)

- Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

- Попробуем выполнить ещё одно задание.

Ученики работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)

1. …что в математике 10цифр? (ДА)

2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)

3. …что 5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)

4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)

5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?

6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)

Проверка

- Что вызвало у вас затруднение?

- Какая тема урока?

- Чему будем учится на уроке?

- Что знаете? Что хотели бы узнать?

(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)

- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!

А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.

Для надо продолжить мысль:

  • Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
  • Я узнаю, как оно……………(обозначается)
  • Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)

План выхода из затруднения.

  1. Провести исследование
  2. Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
  3. Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта.

- Попробуем выполнить задание.

У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)

- Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)

- Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.

- Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)

- Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? (По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

- При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.

- Какое выражение получается?

(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)

- Удобно ли так записывать? (Нет)

- Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.

- Откройте учебники. Прочитайте правило.

- Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? (Можно записать умножением.)

- Как обозначается знак умножение на письме? (На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)

- Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.

- Посмотрите на свои листочки и запись на них.

- Запишем иначе. Какое число запишем сначала? (Слагаемое 5)

- Какой знак поставим вместо знака + ? (Знак умножения)

- Какое число запишем потом? (8)

- Почему? (Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)

- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.

- Что показывает первое число при умножении?

- Что показывает второе число?

Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

- А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.

Решение задач (фронтальная работа)

1. На одном кусте - 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?

2. В одном стручке - 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?

3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?

  • 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
  • 2 х 7 = 14 (л.)

4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?

Работа в парах в печатных листах. (задание №4)

Соедините выражение слева с выражением справа.

– Какие выражения составили пары?

Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)

1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?

3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.)

2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)

- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием.

8. Включение в систему знаний.

- С каким новым действием вы сегодня познакомились?

- Что обозначает действие умножения?

- Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?

- Какую сумму можно заменить действием умножением?

9. Рефлексия.

– Какое задание вам показалось особенно интересным?

– Умножение – это математическое действие?

– Разность можно заменить умножением?

– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?

– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?

– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).

– Встаньте те кто выполнил это задание так же.

На доске дан образец: +, –, –, –,+.

Лесенка успеха.

- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.

- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, были ошибки в с.р.

- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р.

-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные

- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные

– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные

- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.

Этапы урока:

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

3. Определение темы и задач урока.

Цель: Определение способа действий, составление плана.

4. Открытие нового знания.

Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Проверка усвоения материала.

Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организационно- мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Всё готово? Всё в порядке?

Книжки , ручки и тетрадки?

Сели прямо, не согнулись

И друг другу улыбнулись

Всем удачи вам сейчас

За работу! В добрый час!

- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.

Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.

- А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.

Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.

- Мудрая сова хочет узнать у вас:

- Какие математические действия вы уже знаете?

- Какой знак используется для обозначения сложения?

- А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)

- Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.

2 человека работают у доски

- для нахождения неизвестного уменьшаемого

- для нахождения неизвестного вычитаемого

- для нахождения неизвестного слагаемого

- для нахождения периметра многоугольника

- какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого

Проверка заданий на доске – девочки, мальчики

- Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?

- Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.

Сколько хвостов у пяти котов?

- Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)

Сколько лап у трёх медвежат?

- Сколько лап у одного медвежонка?

- А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)

- Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)

- А теперь ещё задача.

Сколько ушей у ста мышей?

- Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)

- Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)

- Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?

- Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?

Определение темы и задач урока.

- Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.

46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)

- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)

- Назовите тему нашего урока

- А теперь определите цели урока, продолжив мысль.

На уроке я узнаю- что такое …

- для чего оно мне …

Я буду учиться

Открытие нового знания.

- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?

- Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?

- А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?

- А может вы знаете – как записать выражения по- другому?

- Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.

- Откройте учебник стр. 48

- Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

-Как обозначается знак умножения на письме?

- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?

- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?

- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-

Я- знак умножения

Для облегчения сложения

- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.

- Какое слагаемое брали? Сколько раз?

- Как записать с помощью умножения?

- Прочитаем получившееся выражение по- разному

( аналогично записываем остальные выражения)

- Что показывает первое число в записи? – Второе число?

- Видите, как быстро и легко.

- А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)

- Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.

- Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.

- Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зацепина Наталья Викторовна

Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные

- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные

– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные

- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.

Этапы урока:

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

3. Определение задач урока, составление плана действий

Цель: Определение способа действий, составление плана.

Цель: Построение проекта выхода из затруднения.

5. Открытие нового знания.

Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

6. Физкультминутка

7. Первичное закрепление.

Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

8. Проверка усвоения материала

Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

9. Рефлексия

Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк.

Все готово? Все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Сели прямо, не согнулись,

И друг другу улыбнулись.

Пожелаю вам удачи! –

За работу! В добрый час!

- Какое у вас настроение?

Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

2. Активизация познавательной деятельности

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

1. Арифметический диктант.

- Приготовьтесь писать арифметический диктант.

-Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?

-Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?

-Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?

-Какое число больше 9 на 7?

-Увеличьте 33 на 8.

-Найдите сумму чисел 16 и 5.

-Найдите разность чисел 82 и 5.

-Кто хочет поделиться своим результатом?

(Проверка по образцу: 9,17.55,16,41.21,77)

2. Вычислительные навыки.

-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.

-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?

-Так в чём затруднение?

(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)

Читайте также: