Вес тела 7 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

  1. При любом виде деформации возникает … (сила упругости). (Слайд 2)
  2. Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации). (Слайд 3)
  3. Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)
  4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).
  5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины. (Слайд 6)
  6. Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую) силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см, что соответствует нашим представлениям о жесткости тела. (Слайд 7).
    А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:
  7. Жесткость тела определяется:
  • учеником;
  • материалом, цветом, вкусом;
  • длиной, материалом, диаметром. (Слайд 8).
  1. Для резиновых жгутов, металлических проволок и стержней закон Гука справедлив при (больших) или (малых) удлинениях ?l. (Слайд 9).
  2. Запиши формулы, используя буквенные обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 10).
  • закон Гука;
  • жесткость пружины;
  • удлинение пружины.
  1. Нарисуй силы упругости, действующие со стороны стержня на шарик. (Слайд 11)
  2. Подпиши силы, изображенные на рисунке. (Слайд 12).

Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть все.

Изучение нового материала.

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд 13).

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

  1. Определение.
  2. Вектор или скаляр.
  3. Буквенное обозначение.
  4. Формула.
  5. Прибор для измерения.
  6. Единица величины.

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина,

а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения. (Слайд 15).

Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. (Слайд 16)

Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол.

Вопрос: С какой силой тело действует на стол? (Слайд 17)

Эта сила называется - весом тела.

Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (Слайд 18)

А каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 19)

3.Буквенное обозначение: Р

4.Формула. Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно. (Слайд 20).

5. [ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ] (Слайд 21)

6. Динамометр – прибор для измерения веса тела. (Слайд 22)

Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.

Направление и точку приложения покажем на рисунке. (Слайд 23)

Закрепление и первичная проверка знаний.

А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. (Слайд 24) Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины. Определение дадим устно, а все остальное запишем письменно в тетрадь. Три учащихся выходят к доске и выполняют задание на доске.

  1. Определение (устно).
  2. Вектор, вертикально вниз.
  3. Р.
  4. Р = F тяж .
  5. [ P] = [ 1 H ]
  6. Динамометр
  1. Определение (устно).
  2. Скаляр.
  3. m
  4. m = p v
  5. [m] = [ 1 кг ]
  6. Весы.
  1. Что общего между силой тяжести и весом тела?
  2. В чем различие между этими силами?
  3. Что общего между силой тяжести и массой?
  4. Что общего между весом тела и массой?

Итог урока.

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд25)

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.

В 7 классе очень важно применять наглядные материалы для изучения нового материала, особенно актуально в настоящее время использование ИКТ в форме презентаций. Это активизирует познавательную деятельность учащихся. Я подготовила презентацию, используя учебник, методическое пособие, интернет.

ВложениеРазмер
урок физики в 7 классе "Вес тела" 52 КБ
презентация к уроку "Вес тела" 7 класс 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7-м классе по теме

  1. Организационный момент. Мы продолжаем с вами путешествие по островам в физическом океане знаний: это остров Тяготения и остров Упругости. Сегодня познакомимся с достопримечательностями острова Веса.
  2. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним основные моменты пройденного материала.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова. Кроме этого, мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.

  1. При любом виде деформации возникает … (сила упругости). (Слайд 2)
  2. Сила упругости направлена …(противоположно деформации). (Слайд 3)
  3. Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)
  4. Соотношение между силой упругости F упр пружины и ее удлинением k: … (формула) называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).
  5. Коэффициент пропорциональности k в законе Гука называется…(жесткостью) пружины. (Слайд 6)

6. Жесткость тела зависит от:

  • Формы тела;
  • Размеров тела;
  • Материала, из которого изготовлено тело. (Слайд 7).

7. Составьте формулы, используя буквенные обозначения: F упр , k, ∆l. (Слайд 8).

  • закон Гука … ;
  • жесткость пружины … ;
  • удлинение пружины … .

8. Назовите силы, изображенные на рисунке. (Слайд 9).

9. Формула силы тяжести: … (Слайд 10)

III. Актуализация знаний.

Вопрос к (Слайду 11)

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

А теперь те, кто считает, что говорим неправильно.

Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет.

Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим? Но это не совсем верно.

Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.

IV. Изучение нового материала. ( Слайд 13)

Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.

То есть возникает деформация тела, которое давит на опору (подвес) с некоторой силой.

Эта сила называется весом тела.

Итак, Весом тела в физике называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес, вследствие земного притяжения. (Слайд 14)

Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?

Существует план изучения физических величин: (Слайд 15).

  1. Определение.
  2. Вектор (направление и точка приложения) или скаляр.
  3. Буквенное обозначение.
  4. Формула.
  5. Единица величины.
  6. Прибор для измерения.

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина,

а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения.

Эти пункты плана мы и рассмотрим, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

1. Определение. Итак, определение весу тела мы дали.

Если Вес – это сила, значит это какая величина: векторная или скалярная? Правильно!

каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 16)

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то Р = F тяж .=mg (Слайд 21)

Однако эта формула верна не всегда.

Мы с вами уже знакомы с прибором для измерения силы – динамометром. Так как вес-это сила, значит, мы можем измерить её с помощью данного прибора, и измеряется вес тела тоже в ньютонах.

Возьмём динамометр и гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, динамометр показывает, что вес гири равен 4 Н. (Слайд 22)

5 . Единица измерения.

[ P ] = [ Ньютон ] = [ H ] (Слайд 23)

  1. Динамометр – прибор для измерения веса тела. (Слайд 24)

Итак, вернёмся к нашему спорному вопросу:

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 20 кг? (Слайд25)

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 20 кг - это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.

Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся весами и прибором для измерения силы – динамометром.

Тело и динамометр (подвес) неподвижны, поэтому вес тела по числовому значению должен быть равен силе тяжести. Проверим это.

Инструкция по выполнению работы у вас на столе. Работаем в парах. Не забываем о правилах взвешивания – стр. 162 в учебнике.

Оборудование: штатив, динамометр, тело, весы.

  1. Определяем массу тела: m=…. г. Переведём в кг.
  2. Определяем по формуле силу тяжести: F тяж= m g=….Н
  1. Проверяем экспериментально, с помощью динамометра, значение силы тяжести: F тяж=……. Н
  2. Сравниваем значение силы тяжести экспериментальное и теоретическое.
  3. Р= F тяж=. Н
  4. Изображаем графически силу тяжести и вес тела.

Итак, работу завершили. Определитесь, кто от пары будет озвучивать результат. Слушаем.

Что было сложного при изучении нового материала?

Что было непонятно?

Что было интересно?

Дополнительно, если осталось время:

1.Работа в группах: завершим восхождение на самую высокую вершину острова Веса.

2. Задача. (Слайд 26)

Определите вес груши.

Домашнее задание: Слайд (27)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Физический океан о.Тяготения о.Упругости о.Веса

1. При любом виде деформации возникает сила упругости

2. Сила упругости направлена противоположно деформации

3. Точка приложения силы упругости - это точка соединения тела и пружины F упр

4. Соотношение между силой упругости пружины и ее удлинением: называют законом по имени его первооткрывателя . Гука

жесткостью тела 5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется

6. Жесткость тела зависит от формы тела размеров тела материала, из которого изготовлено тело

7. Составьте формулы, используя Удлинение пружины: Закон Гука: Жесткость пружины:

8. Назовите силы, изображенные на рисунке F тяж F упр

9. Формула силы тяжести: F тяж = gm

В быту… Взвесьте 0,5 кг ягод… Спортсмен поднял штангу весом 100 кг Борец полусреднего веса

Вес тела Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.

Определение Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

План изучения физической величины Определение; Вектор или скаляр; Буквенное обозначение; Формула; Единица величины. Прибор для измерения; Направление и точка приложения силы.

Направление Вектор вертикально вниз

Буквенное обозначение Р

Направление и точка приложения Р Р

Формула P= F тяж = mg

Единица величины [ Р ] = [ Н ]

Правильно ли мы говорим, что вес тела составляет 20 кг?

Задача Определите вес груши

Домашнее задание § 26. Упр. 9 (2,4) (3,5)-по желанию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по немецкому языку для 7 класса "В здоровом теле- здоровый дух"

Урок с использованием раличных методов работы на уроке, работа с неологизмами.


Конспект урока и презентация к нему по теме "Места обитания животных" для 5 класса

Работа содержит конспект урока и презентацию по теме "Места обитания животных" для 5 класса.


Урок и презентация к нему для 7 класса по теме "Рождество"

Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Я и мой мир. Рождество".


Конспект урока и презентация к нему для 5 класса по теме "Искусство и декор"

Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Искусство и декор" для 5 класса.


Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.

Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс.


Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс

Разработка урока и презентация на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса. В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос.

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ вес тела.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:



6. Жесткость тела определяется: А . учеником; Б. материалом, цветом, вкусом;.

6. Жесткость тела определяется: А . учеником; Б. материалом, цветом, вкусом; В. длиной, материалом, диаметром. 7. Для какого вида деформации справедлив закон Гука? А. Упругой Б. Неупругой В. Вязкой 8. Под действием какой силы пружина, жесткостью 100Н\м удлинилась на 5 см? А. 5 Н Б. 20Н; В. 500 Н.

Вопрос Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 50 кг?

Вопрос Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 50 кг?


План изучения физической величины Дать определение Определить причины её возн.

План изучения физической величины Дать определение Определить причины её возникновения. Определить природу данной силы. Выяснить направление действия. Определить точку приложения. Ввести обозначение веса тела и его значение.


Определение Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле.

Определение Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Природа веса тела Так как вес вызывает деформацию тела и появляется вследстви.

Природа веса тела Так как вес вызывает деформацию тела и появляется вследствие деформации, следовательно, вес- это частный случай силы упругости.

Р Р Вектор, вертикально вниз.

Р Р Вектор, вертикально вниз.

Буквенное обозначение Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся р.

Буквенное обозначение Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.

Блочное тестирование 1 блок заданий А. Сила тяжести относится к гравитационны.

Блочное тестирование 2 блок заданий А. Вес измеряется в килограммах. Б. Вес т.

Домашнее задание 1. § 26. 2. Упр. 9. 1 уровень (1,2,4), 2 уровень (3, 4,5).

Домашнее задание 1. § 26. 2. Упр. 9. 1 уровень (1,2,4), 2 уровень (3, 4,5).

Выбранный для просмотра документ урок по теме Вес тела.doc

Тема урока: Вес тела.

образовательные : сформировать понятие веса тела, экспериментально установить природу веса тела, направление действия и точку приложения данной силы;
развивающие:
продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
воспитательные : воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.

Оборудование, ТСО, литература: раздаточный материал, шарики с крахмалом, линейки, пружины, грузики, мультимедийная презентация.

1. Организационный момент (1 минута)

2. Проверка домашнего задания.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова, тем самым вы повторите пройденный материал, а я проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.

При любом виде деформации возникает … (сила упругости).

Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации).

Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины).

Соотношение между силой упругости F упр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя.

Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины.

А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:

Жесткость тела определяется:

материалом, цветом, вкусом;

длиной, материалом, диаметром.

Для какого вида деформации справедлив закон Гука?

Под действием какой силы пружина, жесткостью 100Н\м удлинилась на 5 см?

Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть все.

3. Актуализация знаний.

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

Определить причины её возникновения.

Определить природу данной силы.

Выяснить направление действия.

Определить точку приложения.

Ввести обозначение веса тела и его значение.

Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос, правильно ли говорить, что вес тела 50 кг.

4. Исследовательская работа.

1. Определение.

Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

2. Природа веса тела.

Так как вес вызывает деформацию тела и появляется вследствие деформации, следовательно вес- это частный случай силы упругости.

3. Направление веса тела.

А каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле.

4.Точка приложения.

Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.

Формула. Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.

5. Самостоятельная работа учащихся - блочное тестирование.

1 блок заданий

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон

7. Рефлексия.

Что было сложного при изучении нового материала?

Что было непонятно?

Что было интересно?

Домашнее задание:

§ 26, вес тела - наизусть (по плану).

Решить обязательно задачи № 1,2,4;

Задачи № 3,5 – по желанию.


Описание разработки

Цель урока:

развивающая: развить познавательный интерес, логическое и образное мышление, умение применять полученные теоретические знания на практике для решения задач;

воспитывающая: воспитать самостоятельность при поиске решения задачи, формирование учебного сотрудничества, воспитать самостоятельность в подготовке к уроку и умение выступать перед классом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Ребята, в каких странах мы с вами уже побывали? С какими силами познакомились?

Что такое сила тяжести? Куда она направлена? К чему приложена?

А сила упругости? А когда возникает сила упругости?

Что такое деформация?

Каких двух видов она бывает?

Сегодня мы отправимся в путь дальше. Нам предстоит побывать в космосе. Вы знаете, что в космос берут не всех? А кого берут в Космос?

Правильно, того, кто готов выдержать сложный путь. Итак, сейчас мы проверим, готовы ли вы к дальнейшему пути – напишем физический диктант.

3. Проверка усвоения материала.

Физический диктант для 7 класса.

1. Что такое сила?

2. В чём измеряется сила?

3. Какой буквой обозначается и чему равно ускорение свободного падения?

4. Что такое сила тяжести? Чему равна величина силы тяжести?

5. Что такое деформация?

Молодцы. Вы прошли предварительный отбор, теперь пристегнули ремни: мы с вами отправляемся в страну Вес.

Презентация по физике Вес тела. невесомость

4. Изучение нового материала.

Запишите тему урока:

Вес тела. Невесомость.

Вспомните, мы с вами говорили, что действие всегда взаимно: Земля притягивает к себе тело, и тело притягивает к себе Землю. Как это называется?

Тогда если опора действует на нас (какой силой?) силой упругости, то и мы действуем на опору. Какая же сила действует на опору?

Сила тяжести действует на тело со стороны Земли, а на опору со стороны тела действует другая сила, которая называется вес.

Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Груз, вследствие притяжения к Земле растягивает пружину силой, которая называется вес.

Итак, вес – это сила, а вовсе не масса, как мы привыкли говорить. Это сила, с которой тело действует, давит на опору или подвес.

Интересно узнать, что такое вес? Тогда заглянем к нему в паспорт.

Точка приложения: опора или подвес.

Вес действует на опору в точке соприкосновения тела и опоры или подвеса.

Направление: перпендикулярно опоре или подвесу.

Мы стоим на Земле, и наш вес направлен вниз, перпендикулярно Земле. А какая сила сопротивляется нашему весу?

Груз растягивает пружину, (демонстрация груза, подвешенного к динамометру) его вес направлен вниз, под действием силы тяжести, перпендикулярно подвесу.

Вес – это сила. А в чём измеряется сила?

Не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит, что в килограммах измеряется только одна физическая величина (какая?) – масса, а вес измеряется в ньютонах.

Итак, если опора неподвижна, то вес тела численно равен силе тяжести:

Весь материал - в архиве.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывающая: воспитать самостоятельность при поиске решения задачи, формирование учебного сотрудничества, воспитать самостоятельность в подготовке к уроку и умение выступать перед классом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальные работы, диалоговое общение, фронтальный эксперимент.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, динамометр с грузами, учебники.

Повторение пройденного материала

Понятия силы, силы тяжести, силы упругости, деформации, единицы измерения силы.

Постановка цели урока.

Проверка усвоения материала

Изучение нового материала

Понятие веса тела.

Связь между силой тяжести, весом и массой тела

Закрепление изученного материала

Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент.

Каждый урок для вас – это новые знания и радость победы над неизвестным.

Есть такая легенда о греческом философе, который гулял в саду и разговаривал со своим учеником.

- Скажи мне, - спросил ученик, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт. Так почему же для тебя осталось много неизвестного и вопросов без ответа?

Подумав, философ нарисовал на земле два шара: большой и маленький.

- Твои знания – это маленький шар, а мои – большой. Чем больше шар, тем больше он касается неизвестного. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с тем, чего ты не знаешь. И дальше: чем больше ты будешь узнавать, тем больше будет возникать вопросов.

Сегодня мы попробуем расширить круг ваших знаний, чтобы в ваших головах рождались новые вопросы и появлялось желание находить на них ответы.

Повторение пройденного материала

Учитель предлагает ученикам выполнить задания различного уровня сложности на интерактивной доске:

ответить на вопросы,

Работают ученики по цепочке, маркер доски служит эстафетной палочкой.

Итак, сегодня мы отправимся с вами в путь. Нам предстоит побывать в космосе. Вы знаете, что в космос берут не всех? А кого берут в Космос?

Правильно, того, кто готов выдержать сложный путь. Итак, сейчас мы проверим, готовы ли вы к дальнейшему пути – напишем физический диктант.

Проверка усвоения материала.

Физический диктант для 7 класса.

Что такое сила тяжести? Куда она направлена?

Формула силы тяжести?

Что такое сила упругости? Куда она направлена?

Что такое деформация? Причины деформации?

Всемирное тяготение – это…?

Молодцы. Вы прошли предварительный отбор: и мы с вами отправляемся в страну Вес.

Изучение нового материала

Запишите тему урока: Вес тела. Невесомость.

Вспомните, мы с вами говорили, что действие всегда взаимно: Земля притягивает к себе тело, и тело притягивает к себе Землю. Как это называется? (закон всемирного тяготения)

Тогда если опора действует на нас (какой силой?) силой упругости, то и мы действуем на опору. Какая же сила действует на опору?

Сила тяжести действует на тело со стороны Земли, а на опору со стороны тела действует другая сила, которая называется вес.

Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Груз, вследствие притяжения к Земле растягивает пружину силой, которая называется вес.

Итак, вес – это сила, а вовсе не масса, как мы привыкли говорить. Это сила, с которой тело действует, давит на опору или подвес.

Интересно узнать, что такое вес? Тогда заглянем к нему в паспорт.

Точка приложения: опора или подвес.

Вес действует на опору в точке соприкосновения тела и опоры или подвеса.

Направление: перпендикулярно опоре или подвесу.

Мы стоим на Земле, и наш вес направлен вниз, перпендикулярно Земле. А какая сила сопротивляется нашему весу?

Груз растягивает пружину, (демонстрация груза, подвешенного к динамометру) его вес направлен вниз, под действием силы тяжести, перпендикулярно подвесу.

Вес – это сила. А в чём измеряется сила?

Не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит, что в килограммах измеряется только одна физическая величина (какая?) – масса.

Итак, если опора неподвижна, то вес тела численно равен силе тяжести:

И фотография:



Тело действует на опору или подвес в точке соприкосновения, направлен под действием силы тяжести перпендикулярно опоре.

А что происходит, если тело не давит на опору? Оно не действует на опору или подвес, а значит, его вес равен 0. Это состояние называется невесомость. Где возникает невесомость? В космосе притяжение к Земле ослабевает с увеличением расстояния, вес уменьшается, тело взмывает вверх и уже не действует на опору. Его вес равен 0.

Сейчас каждому из вас предоставляется уникальная возможность почувствовать себя космонавтом. Подпрыгните. Когда вы находились в воздухе, вы не давили на опору, а, следовательно, ваш вес был равен 0.

Невесомость – это состояние, когда тело не действует на опору или подвес.

Итак, мы с вами сейчас на короткое время почувствовали себя космонавтами – практически побывали в космосе.

Закрепление изученного материала

Далее учитель ставит перед учениками задачу: при помощи приборов, находящихся на вашем столе определите вес тела. У каждой пары учеников тела различны. На столах: весы с разновесами, тело. При помощи весов ученики находят массу тела и рассчитывают его вес. Результаты расчетов нескольких пар выносятся на доску.

№1. На маленького мальчика, который стоит на стуле и читает стихи гостям, действует сила тяжести 200 Н. Чему равен вес этого мальчика? (200Н)

№2. Во сколько раз отличается вес, действующий на тела массой m1=2кг и m2=4 кг?

№ 3. Вес, действующий на две чугунные детали, отличается в 4 раза. Во сколько раз отличаются их объемы? Массы?

Задание на дом.

§10. Творческая домашняя работа:

Вариант 1. Придумать сказку о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести.

Подведение итогов урока.

Завершить наш урок я бы хотела словами Конфуция:

Оцените сегодняшний урок: 0- нет, 1 – да.

Вам было интересно на уроке?_________

Вы узнали что-нибудь новое на уроке?____

Был ли доступен изучавшийся материал?____

Вы его поняли?_________

Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках? ________________

Читайте также: