Деятельность детской библиотеки конспект

Обновлено: 03.07.2024

Главная Информационные ресурсы Нормативно-правовые акты Официальные и нормативные документы российских общественных организаций РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

ОБНОВЛЁН ПЛАН мероприятий на I квартал 2022 года

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Российская библиотечная ассоциация

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Принято Конференцией
Российской библиотечной ассоциации.
XIV Ежегодная сессия,
21 мая 2009 года, г. Вологда
Санкт-Петербург

Содержание

1. Общие положения
2. Пользователи детских библиотек
3. Сеть детских библиотек России
4. Доступное размещение детских библиотек
5. Библиотечные услуги детских библиотек
6. Показатели деятельности детских библиотек
6.1. Показатели деятельности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек
6.2. Показатели деятельности межпоселенческих детских библиотек
6.3. Показатели деятельности детских библиотек поселений, структурных подразделений (филиалов, отделов), обслуживающих детей, других библиотек и библиотечных систем
7. Ресурсы детских библиотек
7.1. Фонды
7.2 Информатизация и электронные ресурсы
7.3 Материально-техническая база
7.4 Персонал детских библиотек
7.5 Финансовые средства
8. Связи с общественностью
9. Законодательные и нормативные акты и документы, использованные при разработке Руководства

Предисловие

1. Общие положения

Миссия и цели детских библиотек



Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.
Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определённой категории населения – детей. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия доступа к информации всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.
Специфика детских библиотек находит свое выражение в основном контингенте пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

Основные задачи детских библиотек:

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг библиотеки.
Деятельность детских библиотек должна обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами и средствами от приносящей доход деятельности.
Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

2. Пользователи детских библиотек

1. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Дети пользуются правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания.

Пользователями детских библиотек также могут быть родители, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.

2. Библиотечное обслуживание детей строится на дифференцированном подходе в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребёнка. Руководители чтения обслуживаются дифференцировано в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами самостоятельных детских библиотек и положениями библиотек – структурных подразделений публичных библиотек, а также правилами пользования библиотекой. В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп пользователей – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10–11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.

3. Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности: предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

5. Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.

6. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, её формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

7. Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребёнком информацию на всех видах носителей.

8. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме знания по всем отраслям науки и техники, культуры и искусства; историко-краеведческие, экологические, правовые знания, тем самым расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

9. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребёнка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах её носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

10. Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

11. Детская библиотека формирует и изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам пользователей и задачам библиотек.

12. Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребёнка.

13. Детская библиотека может сотрудничать с зарубежными организациями, вступать в отечественные и зарубежные профессиональные объединения, региональные библиотечные общества, ассоциации, партнерства и др.

3. Сеть детских библиотек России

    • государственными библиотеками со статусом юридического лица: республиканские, краевые, областные детские и детско-юношеские библиотеки (далее – центральные региональные библиотеки);
      • муниципальными библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы);
      • структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотек и библиотечных систем, в основном, публичных.

      Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения.

      В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

      Федеральное государственное учреждение культуры – Российская государственная детская библиотека – формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей.

      Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей. Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством Российской Федерации.

      • Уровень субъекта Российской Федерации

      Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи – дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

      Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

      • формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;
      • организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;
      • оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.

      Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы, центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, координирующие деятельность различных учреждений и организаций, занимающиеся проблемами детского чтения; как информационная база для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.

      Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:

      • поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;
      • проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;
      • полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;
      • сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;
      • проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;
      • внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно-информационного обслуживания детей в регионе;
      • укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.

      В целях модернизации и повышения эффективности и качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

      Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка библиотек государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

      Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

      • организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребёнка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;
      • формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;
      • сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

      Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности МДБС с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.
      По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

      Обслуживание детей в муниципальных публичных библиотеках городских и сельских поселений:

      Дети имеют право пользоваться любыми муниципальными публичными библиотеками. В существующих муниципальных библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей:

      Наличие детских библиотек-филиалов, детских отделов в публичных библиотеках обеспечивает право детей на специализированное обслуживание. Эти подразделения размещаются в отдельных помещениях, в них создается специфическая среда для развития личности ребёнка; для них обязательно наличие специально подготовленного персонала.
      В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек – научно-методические центры по детскому чтению и работе с детьми. В ЦБС (МБС) вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми в целях руководства научно-методической, организационной и практической деятельностью библиотеки по приоритетному обслуживанию детей.

      4. Доступное размещение детских библиотек

      В административных центрах субъектов Российской Федерациипредусматривается наличие крупной республиканской, краевой, областной детской или детско-юношеской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра и центра исследований в области детского чтения и библиотечного обслуживания детей.

      Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.

      Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).

      Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.

      Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)

      Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

      Не куст, а с листочками,

      Не рубашка, а сшита,

      Не человек, а рассказывает.

      Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

      С книгой поведешься – ума наберешься.

      Книга твой друг – без неё как без рук.

      Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

      Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

      Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

      Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

      Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.

      Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?

      Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

      Стихотворение про библиотеку :

      Сто чудес для человека

      Сохранит библиотека!

      Стеллажи стоят у стен

      Ждут читателей, конечно.

      Тех, кто любит книжки!

      Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

      В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

      Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)

      Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

      В библиотеке есть два больших зала:

      Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.

      Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)

      Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

      Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

      Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

      НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

      НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

      НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

      НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

      НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг

      Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

      Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

      Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

      Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)

      Унывать друзья, не станем,

      Клей прозрачный мы достанем.

      И починим книгу сами!

      Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!










      № 3665 Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с библиотекой"

      Гайнетдинова Олеся Камилевна
      МА ДОУ детский сад №21 г.Туймазы
      воспитатель

      Цель: формирование у детей представление о библиотеке.

      - рассказать детям о пользе библиотеки, ролью книги в жизни человека;

      - расширить знания о работниках библиотеки,познакомить детей с профессией библиотекарь;

      -активизировать речь детей (библиотека, стеллаж, читальный зал, формуляр);

      - познакомить с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.

      -развивать память, внимание, мышление;

      - развивать интерес и желание посещать библиотеку.

      - воспитывать у детей уважение к труду библиотекаря;

      - воспитывать бережное отношение к книгам;

      - воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

      Оборудование и материалы: ИКТ (телевизор, ноутбук, презентация), книги, книги из библиотеки, формуляр, порванная книга.

      Предварительная работа.

      Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

      Ход организованной образовательной деятельности:

      Воспитатель: ребята, отгадайте загадку

      Не куст, а с листочками,

      Не рубашка, а сшита,

      Не человек, а рассказывает.

      Дети: книга.

      Воспитатель: скажите, а для чего нужны книги?

      Дети: книги нужны, чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового.

      Воспитатель: как называется место, где хранится много книг!

      Дети: библиотека.

      Воспитатель: скажите, а у нас в группе есть библиотека?

      Воспитатель: конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?

      Дети: у нас много книг.

      Воспитатель: а вы знаете, что это тоже библиотека, пусть и маленькая? Для чего нужна библиотека, ведь книг много в магазине?

      Дети: денег много надо.

      Воспитатель: правильно, не каждый человек может купить интересующую его книгу.

      Воспитатель: а знаете ли вы, какие книги бывают в библиотеке?

      Дети: книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.

      Воспитатель: а где хранятся книги?

      Дети: книги хранятся в шкафу.

      Воспитатель: есть специальные полочки, которые называются стеллажами. Повторите, пожалуйста, вместе со мной.

      Дети: стеллаж.

      Индивидуальные ответы.

      Воспитатель: молодцы. Может вы мне, подскажете, какими бывают библиотеки?

      Дети: библиотеки бывают детские.

      Воспитатель: правильно.Если они находятся в школе - школьные; а если для детей- детские. Есть библиотеки для взрослых. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные. А еще есть специально для слепых!

      Воспитатель: вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. С книгой, взятой из библиотеки, как надо обращаться - очень аккуратно. Почему?

      Дети: потому что книгу можно порвать, испачкать и другие не смогут её читать.

      -Книга-самый лучший друг,

      Это знают все вокруг. (да)

      -Книгу можно прочитать, (да)

      Руками грязными листать. (нет)

      -Если нравится картинка-

      Рви её из серединки.(нет)

      -Книгу бережно держи,

      В неё закладку положи.(да)

      -Книгу в воду не бросай,

      Береги и уважай!(да)

      Воспитатель: молодцы! А теперь немного отдохнем и я вам, предлагаю сделать физминутку.

      Физминутка

      Книгу мудрую прочтем

      И гимнастику начнем.

      Книгу к верху поднимаем

      И на полку убираем,

      Книгу новую возьмем

      И соседу отдаем.

      Поменялись раз и два

      Ой, упала со стола.

      Разом дружно приседаем

      С пола книжку поднимаем,

      Чтобы мы могли опять

      Книжку добрую читать.

      Воспитатель: в библиотеке можно не только просто взять книгу. Там проводят интересные встречи и мероприятия с интересными людьми, проводят выставки рисунков. Есть специальная комната с компьютерами, в котором можно поиграть (электронный читальный зал) , найти информацию в интернете, посмотреть видео.

      А редкие экземпляры книг читать можно в читальном зале.

      Воспитатель: а кто же работает в библиотеке и помогает найти нужные книги?

      Дети: библиотекарь.

      Воспитатель: что вы видите на картине? Чем же занимается библиотекарь?

      Дети: библиотекарь дает книгу.

      Воспитатель: библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

      Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

      Воспитатель: а как находит нужную книгу библиотекарь? Вот эту книгу я взяла в настоящей библиотеке. Здесь есть номер, который состоит из цифр и букв – это шифр. По нему библиотекарь и узнает адрес книги. В библиотеке есть каталог, где хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь в такую карточку и найдет нужную книгу.

      Воспитатель: библиотекарь на каждого читателя заводят читательскую книжку- формуляр, где записывают книги и срок, на который они выданы.Повторите вместе со мной- формуляр.

      Дети: формуляр.

      Воспитатель: ребята, сегодня в нашем речевом уголке я нашла вот такую книгу. Что вы о ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать. А в библиотеке кто ремонтирует книги?

      Дети: в библиотеке ремонтирует книги библиотекарь.

      Воспитатель: сегодня мы с вами посмотрим все наши книги, чтобы отремонтировать их. А сейчас я вам предлагаю самим изготовить книжечки для игры в библиотеку.

      Изготовление мини книжек.

      Дети: с профессией библиотекаря!

      Воспитатель: какие бывают библиотеки?

      Дети: детские, школьные, взрослые, научные.

      Воспитатель: как нужно обращаться с книгами?

      Дети: нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы, книги читают за столом, нужно перелистывать за уголки страницы.



      Цель: Уточнение знаний о библиотеке.
      Задачи:
      1. Дать представление детям о библиотеке, правилах ее посещения;
      2. Формировать знания о профессии библиотекарь;
      3. Продолжать воспитывать бережное отношение с книгами.

      Воспитатель: Мы с вами пойдем в детскую библиотеку. Там очень много разных книг. Что вы знаете о книгах? Какие они бывают?

      Ответы детей.

      Воспитатель: В библиотеке есть энциклопедии, сказки, словари, учебники, журналы, газеты, сборники писателей, поэтов, книжки с картинками и без картинок. Книги бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.


      Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны книги?
      Ответы детей.
      Воспитатель: Энциклопедии нужны для того, чтобы узнавать новое, художественная литература нужна для чтения интересных рассказов и стихотворений. Сказки нужны , чтобы успокаивать и радовать детей, воспитывать в них доброту, трудолюбие, уважение к старшим. И не только для этого. Книги очень важны в жизни человека, они во многом ему помогают. А вы любите книги? Какая книга у вас самая любимая?

      Ответы детей.

      Воспитатель: А кто работает в библиотеке?
      Дети: Библиотекарь.
      Воспитатель: Правильно. Библиотекарь – это очень интересная и почетная профессия. Он помогает выбрать или найти нужную книгу. А можно ли книгу взять домой навсегда?

      Ответы детей.


      Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с книгой.
      1. Книгу нельзя рвать;
      2. Книгу нельзя бросать;
      3. В книге нельзя рисовать;
      4. Нельзя брать книгу грязными руками;
      5. Переворачивать страницу нужно аккуратно сверху, не смачивая палец;
      6. Нельзя загибать листы;
      7. Пользоваться закладкой;
      8. Нельзя читать во время еды, чтобы не запачкать книгу;
      9. Книгу нужно оборачивать в обложку.

      Воспитатель: Книги нужно беречь, ведь книга очень важна в жизни человека. О книгах есть много пословиц и поговорок, давайте их вспомним.
      - Книга растит человека;
      - Книга мала, да ума придала;
      - Книга твой друг, без нее как без рук;
      - Кто много читает, тот много знает;
      - Книга – кладовая мудрости;
      - Книга поможет в труде, выручит в беде;
      - Чтение – лучшее учение.

      Воспитатель проводит обсуждение по каждой пословице.

      Воспитатель: Теперь мы с вами можем смело отправляться на экскурсию в библиотеку.

      Читайте также: