Конспект урока буква м планета знаний

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить детей со звуками [м], [м'] и буквами, обозначающими эти звуки.

- познакомить со звуками [м], [м'] и буквами М и м;

- умение определять, в каких словах есть мягкий согласный звук [м'] и твердый [м];

- умение строить звуковые схемы для предложенных слов, соотносить слово и звуковую схему слова;

- умение читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

- обогащение словарного запаса,

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно,

- развивать коммуникативные навыки ( корректно излагать свое мнение, уважать мнение партнера),

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу,

- формирование позитивной самооценки.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, буквы М и м (печатные и прописные), алфавитная лента, иллюстрации, карточки для звуковой схемы и рефлексии.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Все готовы к работе? Проверьте, у всех ли на столе лежат учебники, тетради и письменные принадлежности.

Готовятся к уроку.

- умение настраивать себя на работу.

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии?

- Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

- На какую букву начинается каждое из этих слов?

Медведь, мельница, муха, мыши, мойдодыр.

-умение высказывать свою точку зрения.

- С какой буквой мы с вами сегодня познакомимся и будем работать?

- умение самостоятельно ставить цель урока.

4. Знакомство со звуком и буквой.

- Посмотрите внимательно, на что похожа буква М?

- Какой звук обозначает буква М?

- Буква М бывает прописная и заглавная, прописная и печатная.

На качели, на машину с кузовом, на ребят, которые держатся за руки

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.

5. Звуковой анализ

- Давайте все вместе произнесем звук [м]. При произношении, наш голос встречает преграды на своем пути? Да, губы. Значит, какой это звук, согласный или гласный? А если бы был гласный, то как бы он произносился?

- Согласные бывают звонкими и глухими. Некоторые согласные имеют свою пару. Например, [к] и [г]. Произнесите звук [к], как мы его слышим? Плохо, глухо. А теперь произнесите звук [г]. Отличается по звонкости произношение? Какое звонче звучит?

- Звук [м] любит быть один, поэтому у него нет пары по глухости-звонкости. Но у него есть пара по мягкости.

- умения извлекать информацию из прослушанного

- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Дети выполняют упражнения.

7. Работа с учебником.

- Открываем учебник на стр.28. Читаем вместе. Кто может прочитать один вслух? Найдите слоги, слова, предложения.

- Посмотрите на картинки ниже, кого мы видим.

- Давайте проверим, в каком из слов есть мягкий [м]. Для этого нам нужно четко произнести каждое слово.

- На столе у вас лежат карточки в конвертах, достаньте их. Каких они цветов? Красный – это гласный звук. Какие звуки гласные вы знаете? А синий и зеленый – это согласные. Синий – твердый звук, а зеленый – мягкий. Давайте поиграем. Я вам буду говорить звук, а вы мне показывайте карточку.

О – что за звук? Какого цвета карточка?

М – что за звук? Какого цвета карточка?

Какие цвета у нас получились?

Произнесем это слово. Сколько в нем букв? Сколько в нем звуков? Произнесем каждый звук. М – какой? Какого цвета карточка?

У – что за звук? Какого цвета карточка?

Х – что за звук? Какого цвета карточка?

А – что за звук? Какие цвета у нас получились?

Ау, уа, ам, ум – слоги.

Медведь, муравей, земляника, мыши, мельница.

Синий, красный, синий.

- умения извлекать информацию из прослушанного

- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: Умение высказывать свою точку зрения.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, с какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова на букву М вы знаете? Каким бывает звук М? Перед вами лежат смайлики. Покажите тот, что соответствует вашему настроению сейчас.

Дети делятся впечатлениями от урока.

умение давать оценку своей деятельности.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_pisma.docx 36.04 КБ
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx 2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Кейм Светлана Викторовна

ГБОУ гимназия № 426

Учитель начальных классов

Русский язык (обучение грамоте)

Номер и тема урока

Дата проведения урока

- познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы м;

- научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи;

- получить возможность научиться записывать слова с недостающими элементами букв.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. - развивать способность к самоконтролю

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах.

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

Открытие новых знаний

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа, работа в парах

- тетрадь на печатной основе,

- демонстрационный и раздаточный материал,

Компьютер, мультимедийный проектор,

План – конспект урока

Формируемые УУД и предметные действия

- Проверьте, всё ли необходимое лежит на партах. Поздоровайтесь с гостями.

Проверяют готовность к уроку

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок.

2. Формулировка темы урока

- Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задания. - Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю: АОМУИ (СЛАЙД 2)

- Что ещё узнали про эту букву на уроке чтения? (СЛАЙД 3)

- Попробуйте сформулировать тему урока письма. (СЛАЙД 4)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: умение видеть проблему, формулировать цель, тему урока

3. Составление плана работы

- Как мы будем учиться писать строчную букву м? Организует работу в парах - У вас на партах лежат конверты Работая в парах, разложите по порядку полоски с пунктами плана. (СЛАЙД 5)

Работая в парах, составляют план

План 1. Анализ элементов буквы м. 2. Письмо буквы м.

3. Письмо буквы м в соединениях с другими буквами.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

4. Работа по плану

А) Работа по 1 пункту плана

Теперь наши пальцы готовы к работе.

Откройте прописи на с. 36 и расскажите, из каких элементов состоит строчная буква м. (СЛАЙД 7)

2) Повторим правила правильной посадки за партой

Анализируют первый звук в слове

Звук [м] – твёрдый согласный звук. (Поднимают синие квадратики)

Делают зарядку для пальцев

Проверяют свою посадку за партой

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Предметные УУД: понятие: элементы буквы

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы м

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Б) Работа по 2 пункту плана

- Обвести букву по точкам, проговаривая вслух (СЛАЙД 10)

- Письмо буквы м. - Как будете себя проверять?

(Организует самоконтроль учащихся)

- Найдите в рамке букву, которая написана правильно.

- Почему вы выбрали именно эту букву? - Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, подчеркнув её.

- Чему мы научились?

Пишут букву м по точкам, проговаривая алгоритм её написания Пишут букву м самостоятельно

Проверяем ширину, высоту и наклон буквы

Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву

Сравнивают самостоятельно написанные буквы с эталоном

Предметные УУД: умение применять знания на практике

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Регулятивные УУД: самоконтроль

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, устанавливать их причины

Регулятивные УУД: анализировать написание буквы в соответствии с эталоном Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки

+ упражнения для глаз.

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Г) Работа по 3 пункту плана

1) Письмо слогов с буквой м

- Для чего мы учились писать букву м? Показывает на доске правильное соединение буквы м с буквами а, у (СЛАЙД 11)

- До каких слов можно дополнить эти слоги?

- Чему мы научились?

- Чтобы писать с ней слоги и слова

Придумывают слова с данными слогами

Подводят итог данного этапа урока

Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

2) Упражнения для пальцев с мячиком

Показывает упражнения для пальцев с мячиком

Делают зарядку для пальцев с мячиками

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

3) Письмо слов с буквой м

Как догадались, что это мама? - Сколько раз встретился звук [м] в этом слове? Дайте его характеристику

- Как называется домик муравьёв? (СЛАЙД 17) - Почему его надо охранять?

- Чему учились на этом этапе урока?

Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах.

Озвучивают лучшие предложения для класса Отгадывают загадку

Отвечают на поставленный вопрос

Подводят итог данного этапа урока

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций при написании слова

Коммуникативные: владение диалоговой формой речи.

Предметные УУД: понятия: элементы буквы

Регулятивные УУД: анализировать написание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины Познавательные УУД: добывать новые знания, поиск информации

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

- Соедините по порядку элементы буквы м. (СЛАЙД 18) Организует взаимопроверку (в парах) Что получилось?

Чем печатная буква отличается от письменной?

Самостоятельно выполняют задание, проверяют его выполнение в парах

Печатная буква м

Отвечают на поставленный вопрос

Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки

6. Подведение итогов урока

- Назовите тему нашего урока.

- Справились ли с поставленной задачей?

Подводят итог урока

Те, кто считает, что справился, поднимает зелёный квадратик, кто затруднился – синий квадратик

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М А О У И Какая буква лишняя ?

Тема урока: Письмо строчной буквы м

План 1 . Анализ элементов буквы 2 . Написание буквы 3 . Письмо буквы в соединениях с другими буквами

Я прописи открою, уголочком положу… Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я – вот так держу… Сяду прямо, Не склонюсь… За работу я возьмусь!

[ м ` ] – мягкий согласный звук

Спасибо за урок !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".


Учебно-методический комплекс к уроку письма, 1 класс. Тема: "Строчная буква ю"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ю", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематический слух; закрепить графически написание.


Урок письма 1 класс "Перспектива". Написание буквы Ээ

Технологическая карта урока.

Конспект урока письма (1 класс). Тема: Строчная буква ж. УМК "Школа России"

-Предметные: различать звуки[м '],.[ м] и буквы М, м; соотносить звуковые модели слов с названиями предметов; различать слоги и слова, слова и предложения.

- Регулятивные: контролировать свою работу.

-Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

-Познавательные: применять схемы для получения информации и решения учебных задач; определять в звучащем слове твёрдого и мягкого звука[ м], анализировать загадки, соотносить слова-отгадки с их звуковыми моделями.

Планируемые результаты

Знать буквы М, м.Уметь делать звуковой анализ слов, различать на слух звуки [м],[ м'] и обозначать их буквами..

Основные понятия

Звук, буква, слог, слово, предложение.

- дополнительные

Учебники, рабочие тетради, касса букв.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

I.Организационный момент

- У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Обеспечивает рабочий настрой

Самоорганизация и самоконтроль готовности к уроку.

II. Постановка учебной задачи

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова). Слайд 2

- Как мычит корова? (Му-у?

- Какой первый звук мы слышим? (Звук [ м]).

- Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

- Какой звук мы произносим первым?

- Можно ли его спеть? А потянуть?

- Можно ли этот звук обозначить красным цветом?

- Каким цветом будем обозначать?

Проверяет и поощряет активность в выполнении задания.

Мотивирует на работу, организует подключение учащихся к постановке задач урока.

Демонстрируют познавательную активность(Л, П).Выражают своё мнение, предъявляют ранее полученные знания (К).

Высказывают предположения. (К, Р).

Ставят задачи (Р).

III. Работа по теме урока

1. Работа с алфавитной лентой.

2. Работа с рисунками.

3. Чтение в столбиках слогов, слов и предложений.

4. Выделение мягкого согласного звука

IV.Физкультминутка.

V. Работа с вариативной частью букваря.

1. Чтение загадок.

2. Работа с рисунками.

3. Работа со схемами.

4. Работа с пословицей.

VI.Работа в тетради.

VI1 Рефлексия

VI11. Итог урока

- Рассмотрите букву М. На что похожа буква М?

- Взялись за руки друзья

Получилась буква М! Слайд 3

- Составьте букву М из палочек.

- Найдите букву М в кассе.

- Какие слова начинаются на букву М? (Дети приводят примеры слов). Слайд 4.

- В каких сказках присутствует героиня Машенька?

- В каких сказках есть медведь?

- Знакома вам эта сказка? Слайд 5.

- 1 ряд читает слоги.

2 ряд читает слова.

3 ряд читает предложения

- Как мы отличаем предложения от слов?

- Рассмотрите рисунки. В названиях каких предметов есть мягкий согласный звук [м]? Слайд 6.

- Отгадайте загадки. (Читают дети).

- Найдите отгадки на рисунках.

- Соотнесите отгадки и звуковые схемы слов.

- Какой звук мягкий в слове малина?

- Какие звуки мягкие в слове земляника?

- Прочитайте предложение. Слайд 7.

- Как по-другому можно назвать это предложение?

- С какой буквы начинается пословица?

- Сколько таких букв?

- Объясните смысл пословицы.

- Откройте тетради на с.15.

Выполните задания 1 и 2.

- В чём была сложность?

- Что нового узнали на уроке?

- Как можно использовать знания, полученные на уроке?

Мотивирует учащихся на ответ, опираясь на жизненный опыт детей.

Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке.

Обсуждают, защищают мнение (К).

Обсуждают информацию и делают выводы. (П)

Различают слоги и слова, слова и предложения.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Контролируют свою работу по отгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.

Осмысливают и формулируют, в чём состоит личный результат каждого. (Л, К).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Звуки[м],[м'].ppt

Звуки[м],[м’]. Буквы М, м. Подготовила Архипова Н.Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Звуки[м],[м’]. Буквы М, м. Подготовила Архипова Н.Н.

Звуки[м],[м’]. Буквы М, м. Подготовила Архипова Н.Н.






Мало хотеть, надо уметь.

Мало хотеть, надо уметь.


Выбранный для просмотра документ Урок по чтению..doc

Ф.И.О. Архипова Н.Н.

Предмет: литературное чтение

Дата: 30.09.15г.

Тип урока: открытие новых знаний

Технологическая карта урока

Звуки [м’], [м]. Буквы М, м.

Создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твёрдости – мягкости) согласными звуками[ м’],[ м] и буквами М и м , обозначающими эти звуки на письме.

Познакомить учащихся с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звукам и[м ‘],.[ м] и буквами М, м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова.

Формировать УУД:

- Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

-Предметные: различать звуки[м ‘],.[ м] и буквы М, м; соотносить звуковые модели слов с названиями предметов; различать слоги и слова, слова и предложения.

Метапредметные:

- Регулятивные: контролировать свою работу .

-Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

-Познавательные: применять схемы для получения информации и решения учебных задач; определять в звучащем слове твёрдого и мягкого звука[ м], анализировать загадки, соотносить слова-отгадки с их звуковыми моделями.

Планируемые результаты

Знать буквы М, м.Уметь делать звуковой анализ слов, различать на слух звуки [м],[ м’] и обозначать их буквами..

Основные понятия

Звук, буква, слог, слово, предложение.

- дополнительные

Учебники, рабочие тетради, касса букв.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

I. Организационный момент

- У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Обеспечивает рабочий настрой

Самоорганизация и самоконтроль готовности к уроку.

II . Постановка учебной задачи

III . Усвоение новых знаний и способов действий.

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова). Слайд 2

- Как мычит корова? (Му-у?

- Какой первый звук мы слышим? (Звук [ м]).

- Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

- Какой звук мы произносим первым?

- Можно ли его спеть? А потянуть?

- Можно ли этот звук обозначить красным цветом?

- Каким цветом будем обозначать?

Проверяет и поощряет активность в выполнении задания.

Мотивирует на работу, организует подключение учащихся к постановке задач урока.

Демонстрируют познавательную активность(Л, П).Выражают своё мнение, предъявляют ранее полученные знания (К).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока: знакомство с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и, ы, э), знать их отличие от согласных звуков; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звуки [м], [м'] в словах, обозначать их соответствующей буквой;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

- формирование умения высказывать самые простые правила;

- формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы контроля:

Методы обучения: деятельностный метод обучения; создание проблемной ситуации; поисковый;

I. Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках я сижу

Не шумлю, и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Актуализация знаний. (Повторение пройденного)

- Ребята, давайте вспомним, какие звуки мы закрепляли на прошлом занятии? (а, о, у, и, ы, э)

- Какие это звуки? (гласные)

- А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные)

- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются)

- Давайте гласные звуки пропоём ещё раз.

- Начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете схему первого звука.

шапка, ослик, акула, пилот, экран, игрушка, ананас, мишка

III. Создание проблемной ситуации.

1. На экране слова, где первые буквы отсутствуют:

…оре, …ука, …алина, …ыло

- Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая буква подойдет, чтобы получились слова? Какой же буквы не хватает? (м)

IV. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

- Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М)

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой на уроке? (познакомимся с этой буквой, научимся читать слоги,

слова и предложения с этой буквой, исследуем её, поиграем)

- Как он произносится?

- Произнесите первый звук в слове море, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука.

(Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос)

- Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся)

- Сделайте вывод. (При произношении звука [м] воздух встречает преграду, значит звук этот согласный)

- А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите этот звук ещё раз.

- Вы хорошо услышали этот звук. Значит, какой это звук звонкий или глухой? (звонкий)

- Парный или нет? (непарный)

- Найдём на ленте данную букву. Назовите соседа справа, соседа слева. М Н)

- На что похожа буква М?

- Послушайте как про эту букву написал поэт: Палочка и палочка,

Между ними галочка.


И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали.

Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М.


В от качели - Буква М!
Здесь качаться можно всем!

- Назовите слова которые начинаются на букву М (ЭМ).

- А есть ли у нас в классе имена детей, которые начинаются на эту букву.

- Назовите продукты, которые начинаются на М. (молоко, мед, мороженое, масло, мясо, майонез, макароны, морошка, мандарин…)

- Если услышите в словах звук [м] – топните один раз, а если услышите звук [м'] – хлопните в ладоши один раз, нет звука – молчим:

м ишка, маска, булка, мел, милашка, кот, море, морс, труба, метла, мальчик, картина, музыка.

На экране рассматриваем картинки: мак, сумка, альбом.

- Определите, где в этих словах вы слышите звук М, на каком месте он стоит?

Мак - в начале слова, сумка - в середине, альбом - в конце слова.

- А сейчас вы сами придумайте слова со звуком М и определите, где находится этот звук в слове.

Предложить детям составить звуковую схему слова "сумка" (один ребенок выполняет задание у доски, остальные - на местах.

Физминутка для глаз.

V. Применение нового знания

- Где можно встретить такой замок?

- А что ещё называем этим словом? (природное явление)

- Кто изображен на рисунке?

- Чем занимается мама и дочка?

- Найдите предметы, в названии которых есть звук [м], есть звук [м'].

Скороговорка (на экране) Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

Скороговорку читает учитель. Дети хором и по отдельности стараются быстро повторить ее.

Проводится звукобуквенный анализ.

- Найдите в скороговорке слова, где есть буква М. (Мила, мыло)

- Разделим слово Мила на слоги. (сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Какой первый звук? (мягкий[м’])

Аналогично проводится работа со словом мыло ([м])

Работа со схемой с.78 :

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.

Чтение слогов и слов (на экране написаны слоги и слова)

Чтение идет по заданиям:

Все слоги хором

Слоги с мягким звуком

Слоги с твердым звуком

Чтение по строчкам

- Составьте слова с данными слогами.

Чистоговорка (на экране)

Ма –ма –ма – дома я сама.

Му –му –му – молоко кому?

Мо –мо- мо – едим эскимо.

Мы –мы –мы – прочитали мы.

Ми –ми –ми – поём ноту ми.

- Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова).

- Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у)

- А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль)

Р аботаем в паре. - Давайте составим предложение и схему к этому предложению. Когда будете готовы, просигнализируйте. (у доски 1 ученик)


- Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М.

- Какой первый звук в слове мама. Произнесите. У мамы мимоза.

- Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите.

- Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м , ].

- А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)

- Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

- Соедините звуковые схемы слов с картинками их обозначающими. Подчеркните место звука М в словах. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать.

- Ребята, сверьте свою работу с экраном.

- Оцените свою работу в парах.

Сделаем вывод: звук М - согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.

VII Рефлексия

- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.

- Добились ли вы своих целей? Что поняли? Что узнали?

- С чем мы познакомились… (с буквой М)

- Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах)

Читайте также: