Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок 65. буква Ь В КОНЦЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

День – … (дни), пень – … (пни), медведь … (медведи), лебедь – … (лебеди), голубь – … (голуби), олень – … (олени).

Бук… (-варь); тет… (-радь); сло… (-варь); мед… (-ведь);

ян… (-варь); фев… (-раль) и т. д.

▲ Чтение текста на с. 138.

– Кто был на лугу?

– Правильно ли поступил Петя?

– Как наказал его гусь?

Физкультминутка

▲ Чтение и заучивание считалки, с. 138.

Подчеркнуть слова, в которых на конце буква ь. Определить, мягкость каких согласных обозначена буквой ь. Назвать их.

● Загадка-игра, с. 138.

– Как спрятать ь в середину слова?

пень – … (пеньки) день – … (деньки)

окунь – … (окуньки) уголь – … (угольки)

зверь – … (зверьки) огонь – … огоньки

Делаетс я выво д, что буква ь для обозначения мягкости употребляется не только в конце слова, но и в середине.

1. Образование новых слов.

На магнитной доске выложены слова: угол, мел, ел, брат, стал, кон.

Учитель просит учеников добавить к этим словам букву ь, чтобы получить новые слова: уголь, мель, ель, брать, сталь, конь.

Физкультминутка

▲ Чтение текста на с. 139.

Обратить внимание учащихся на вопросительные предложения, умение правильно читать эти предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока письма и развития речи для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова." В ходе урока реализуются следующие задачи:

Муниципальное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 92

ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по письму и развитию речи:

ТЕМА: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.

учитель Ворожейкина Валентина Степановна

Подвести детей, к необходимости нахождения нового способа, обозначения мягкости согласного звука на письме.

Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения.

Умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

Прививать интерес к учению, через игровые моменты.

Изучение нового материала.

б) Гимнастика для рук.

в) Минутка чистописания.

г) Словарная работа.

д) Чтение таблицы.

4.Закрепление изученного материала.

а) Работа со словами.

б) Запись предложений.

б) Домашнее задание.

в) Оценки учащимся.

Долгожданный дан звонок,

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Ребята, у нас сегодня на уроке гость. А кто он догадайтесь из загадки.

Я волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель опасную на море

Кто волшебник отгадай,

Выше руку поднимай,

Мягкий голос, мягкий шаг

Это буква-…… (мягкий знак).

Правильно, вы отгадали. Он очень рад, что вы его узнали. Посмотрите, как он вам улыбается.

-А вы хотите услышать сказку о мягком знаке?

Жили-были в Азбуке буквы разные- согласные и гласные. Ходили друг к другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий знак сидел в стороне -звука не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то взялись буквы составлять слово. Встали буквы ЛОС, но не читается слово. Встали буквы ГУС, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встали в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались.

-Так для чего нам нужен мягкий знак, в конце слова? (Для обозначения мягкости согласного).

Сегодня у нас будет не простой урок, а урок путешествие. А куда мы отправимся путешествовать, внимательно послушайте стихотворение:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

Цель : учить учащихся обозначать мягкость согласного звука на конце слова буквой Ь.

Образовательные: формировать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова буквой Ь.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, речь, внимание; расширять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, интерес к родному языку.

I. Организационный момент

1. Психологический настрой на урок
- Посмотрите в окошко. Какая сегодня погода?

- Светит солнце и дарит нам свои лучики тепла, добра, здоровья. Давайте мы улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

Ровно встали, тихо сели,

Теперь легонечко вздохнём

И урок скорей начнём!

2. Минутка чистописания

- Прежде чем приступить выполнять задания, давайте разомнём наши пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

(Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки)

- На минутке чистописания будем писать строчные гласные буквы. Я произношу слово, вы называете гласную и записываете.

Мёд, ряд, литр, лес, люк

- Какие буквы написали? (ё, я, и, е, ю)

3. Самоопределение к деятельности
- После каких согласных пишутся эти гласные?

- А есть ли ещё буква, которая обозначает мягкость согласных?

- Что вы можете сказать о мягком знаке? ( Он не обозначает звука)

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится

4. Постановка темы урока

- Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать мягкость согласного звука на конце слова буквой Ь.

- Прочитайте слова на доске, рассмотрите картинки

- Как произносится конечный согласный в каждом слове: твердо или мягко?

- Почему в словах первого столбика на конце слов нет мягкого знака, а на конце слов второго столбика – есть.

- Какая буква помогает на письме мягким согласным в конце слова?

- Запишите слова второго столбика, подчеркните согласные вместе с ь двумя чертами.

- Что обозначает мягкий знак на письме? Сформулируйте правило.

- Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 84.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Зашумел листвою клен.

5. Закрепление пройденного материала

Работа по карточкам

- Прочитайте слова на карточке. Запишите только слова с мягким знаком, подчеркните согласные вместе с ь двумя чертами.

Узел, окунь, якорь, зонт, камень, торт, голубь, мебель, лошадь, кот, кость.

6. Самостоятельная работа

Упражнение 2, с.85

- Прочитайте слова в рамке.

- Как произносятся согласные на конце слов? Как они пишутся?

- Прочитайте предложение и вставьте слова из рамки в предложение. Запишите предложение. Подчеркните в словах согласные вместе с ь двумя чертами.

7. Итог урока

- Чему учились сегодня на уроке?

- После каких согласных нужно писать мягкий знак?

- Что больше всего понравилось на уроке?

8. Домашнее задание

с. 85, упр.3, прав. на с.84

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 887 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.01.2018 1059
  • DOCX 16.3 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хализова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Дети знакомятся с использованием мягкого знака на конце и середине слова.

Содержимое разработки

Урок русского языка

Тема : Мягкий знак в конце

и в середине слова

Дубовцева Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Воткинск, 2013 г.


Мягкость согласных звуков обозначают гласными:

Мягкость согласных звуков обозначают гласными:

Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. ь

Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

Тема урока: Мягкий знак в середине и в конце слова. Цель урока: Научиться писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Научиться писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова.

Мы напишем мягкий знак Нежно, капелькой – вот так: Букву капелька смягчит – слово мягко прозвучит. (А.Шибаев)

Мы напишем мягкий знак

Нежно, капелькой –

Букву капелька смягчит –

слово мягко прозвучит.

Минутка чистописания … октября . Классная работа. ььь ььь ььь ья яе яё яи яю

Минутка чистописания

Словарная работа П а л ь то скат е рт ь т е тра д ь я нтар ь

Словарная работа

П а л ь то

скат е рт ь

т е тра д ь

я нтар ь

гвозд гвозд и гвозд я гвозд ь

гвозд и

гвозд я

гвозд ь

ь - не обозначает звука показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уго л ь

- не обозначает звука

перед ним произносится мягко:

уго л ь


сол ь мел ь пен ь ден ь лен ь тен ь

мел ь

РАБОТА В ПАРАХ Бельчата, ветки, с, прыгали, ветку, на. Бел ь чата прыгали с ветки на ветку. Мать, ними, внимательно, наблюдала, за. Мат ь внимател ь но наблюдала за ними.

РАБОТА В ПАРАХ

Бельчата, ветки, с, прыгали, ветку, на.

Бел ь чата прыгали с ветки на ветку.

Мать, ними, внимательно, наблюдала, за.

Мат ь внимател ь но наблюдала за ними.

Физкультминутка

Физкультминутка

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 65, упр. № 119 пал ь то апрел ь пал ь цы июн ь прос ь ба июл ь

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

стр. 65, упр. № 119

пал ь то апрел ь

пал ь цы июн ь

прос ь ба июл ь

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Вес ь , июн ь , ден ь ки, ел ь ник, Ол ь га, васил ь ки, пен ь ке, лос ь .

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Вес ь , июн ь , ден ь ки, ел ь ник, Ол ь га, васил ь ки, пен ь ке, лос ь .

Оцени себя: справился сомневаюсь не справился

не справился

Домашнее задание стр. 65, упр. №

Домашнее задание

стр. 65, упр. №

Молодцы!

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


-75%

Читайте также: