Система российского законодательства конспект урока 9 класс

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

  • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
  • развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
  • воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?

Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

II. Актуализация опорных знаний.

А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2, приложение)

  1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?
  2. Каково государственное устройство нашей страны?
  3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?
  4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?

Принимаются любые ответы детей.

На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.

III. Изучение новой темы .(слайд 3, приложение)

  1. Исторический путь России к демократической Конституции.
  2. Общая характеристика Основного закона страны.

1. Рассказ учителя.

Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5, приложение)

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.

Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.

Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.

Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):

Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.

Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.

2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.

У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.

Задание для 1 группы:

Задание для 2 группы.

  1. Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
  2. Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
  3. Как государство гарантирует равенство прав и свобод?

Задание для 3 группы:

  1. Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
  2. Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
  3. С какого возраста мы приобретаем свои права?
  4. В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?

При наличии времени можно провести тестирование.(слайды 13-18, приложение)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

1. Конституция как Основной закон государства и общества.

Конституция (от лат. Constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого на-род утверждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет право-вой статус человека и гражданина.

Следует отметить, что Конституция как Основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов:

-Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы-основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

- Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение-это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

- Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

- Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная

Естественное право, нормы права, закон, институты права

Подготовка учащихся к уроку

  1. Определение темы, постановка цели, определение задач урока. Актуализация знаний (7мин)

В трамвай на остановке входит молодая женщина. Оглядывается. Все места заняты. В основном сидят мужчины. Тогда женщина подходит к одному из них и говорит:

Мужчина встает. Женщина садится на освободившееся место. Мужчина недоумевает:

- Почему меня с места согнали? Тут же следует ответ:

- Потому что я женщина. Это право женщины. Мужчины обязаны уступать.

Какая тема сегодня на уроке будет рассмотрена? ( Сформулируйте тему урока)

Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем?

( Формулирование цели урока)

Получить представление о значении права в жизни человека, общества, государства.

Работа с высказываниями ученых.

Право должно быть приспособлено к тем случаям, которые происходят часто (древнеримское изречение).

-узнать: что такое право?

-определить основное назначение права в обществе;

-познакомиться с системой законодательства.

Составим кластер. Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО

( Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление)

Работа с учебником

Найти в учебнике 3 смысловых значения понятия право:

  1. Право как единый установленный государством прядок.
  2. Право как мера справедливости.
  3. Естественное право.(Не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни). Позитивное право (Выражено в законах).

Работа с дополнительной литературой

  1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
  2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.
  3. Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
  1. Мера свободы, справедливости и ответственности.
  2. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

  1. Субъективное, то есть право субъекта (имею право владеть, распоряжаться, право на образование и т. п.).

Право - это личная возможность человека, которая гарантируется законом (право на труд, свобода слова).

2) Объективное, право в объективном смысле - это система норм, выраженная в законах (гражданское право, налоговое право, право Франции и т. п.).

Вывод: Право - это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.

  1. Мера свободы, справедливости и ответственности

- Что такое мера? ( количество, размер свободы)

- Что такое свобода? (умение пользоваться своими правами)

- Что такое ответственность? (умение правильно оценивать свои поступки)

Работа с учебником. Выяснить, в чём состоит суть категорического императива И.Канта

Конституция – законы - подзаконные акты.

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В основе российского права лежат основополагающие принципы:

1) Принцип справедливости.

Этот принцип имеет моральное правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.

2) Принцип гуманизма.

Он выражается в том, что закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.

3) Принцип правосудия.

Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права.

4) Принцип равноправия. Зачитать ст. 19 Конституции РФ.

Возврат к ситуации. К какому разряду относятся обязанности мужчин уступать место женщинам?

Это, скорее всего, моральная норма. А если это моральная норма, тогда она, в отличие от юридических прав, не является основанием для обязательных требований. Ведь обеспечиваются моральные правила не государственным принуждением, а исключительно общественным мнением и доброй волей людей.

Групповая работа (найти отличия)

Отличия правовых норм от иных социальных норм

1. Регулируют разные отношения.

2. Адресованы разным людям.

3. По-разному создаются и доводятся до сведения.

4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному.

1. Правовую норму устанавливает государство.

2. Адресована всем членам общества.

3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты.

4. Охраняется и защищается государством.

4. Система законодательства ( запись основных понятий)

Законодательство – единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии).

Отрасль права – совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений

Институт права – небольшая группа взаимосвязанных норм.

Самостоятельная работа ( Назвать отрасли права).

Вывод. Таким образом, право есть то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Оно есть установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

В1: А1-3, А2- 1, А3-3, А4-1, В1-2,3,5

В2:А1-1, А2-3, А3-1, А4-2, В1 – 2,4,5

V. Итоги урока. Рефлексия

У. –Скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

Право - это система обязательных правил поведения, закрепленных в законах и охраняемых государством.

Можем ли мы считать, что мы достигли цели, которую определили для себя в начале урока?

«Расскажу тебе, когда увидимся про ________________________________.

Из этого интереснее всего мне показалось _____________________________.

Нужна твоя помощь в изучении вопроса ______________________________ .

Советую тебе _____________________________________________________.

VI. Домашнее задание

5.Право и закон. П.8, ответить на вопросы , написать эссэ на тему:

Право - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости.

Объяснить значение высказывания:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Право,его роль в жизни общества и государства

конспект урока по обществознанию, 9 класс.


Урок "Право, его роль в жизни общества и государства" 9 класс

Конспект урока по обществознанию 9 класс.


Презентация "Право, его роль в жизни общества и государства" 9 класс

Презентация к уроку обществознания 9 класс.


Открытый урок. Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.


разработка урока обществознания в 9 классе по теме "Конституция РФ" с презентацией и аспектным анализом.

Содержимое разработки

Цели урока были сформулированы учителем. Четко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действие всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребенка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учетом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).

На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент. На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный. Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

На уроке реализованы следующие принципы: принцип адаптивности (каждый учащийся работал на своем уровне сложности, в зоне своего развития – домашнее задание, работа в группах, индивидуальная работа); принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков); принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания); принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

Формированию положительной мотивации учения, развитию интересов к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных заданий, практикума, анализ жизненных ситуаций. Создание ситуации активного влияния в совместной деятельности, внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи; выбор партнера для совместной учебной деятельности.

Учитель применяет проблемно-диалогическую технологию, что способствует творческому усвоению знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Учителем эффективно использованы методы мотивации учебной деятельности: создание проблемной ситуации, проблемный подводящий к теме диалог, создание ситуаций занимательности.

Методы формирования новых умений: оформление наблюдений в виде схем, таблиц, классификаций.

Методы контроля результатов обучения: диалог, практическая работа.

Методы стимулирования учебной деятельности: создание ситуации успеха.

Использованные методы эффективны, так как цель урока достигнута.

Через работу в парах развиваются метапредметные умения: учащиеся высказывают свое предположение (версию) на основе работы с материалом урока, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, работают с источником, договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следуют им, работают в группах, выполняют различные роли.

На уроке применены следующие методы контроля и оценки: устный опрос (в начале урока), целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке, письменная проверка изученного материала в конце урока.

Подборка интересного насыщенного материала урока имела теоретическую, практическую и познавательную значимость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система российского права

Законы, установленные государством, называют позитивным правом. Позитивное право, то есть право, возведённое в закон, имеет системный характер. Это означает, что законодательство РФ, закрепляющее наши права, имеет чёткое внутреннее строение. Система российского права строится на принципах социальной свободы и справедливости, демократизма и гуманизма, равенства всех перед законом, законности и ответственности за вину. Система российского права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права. Отрасль права – наиболее крупное подразделение правовых норм, регулирующих целую сферу (род) общественных отношений. Основные отрасли права: Конституционное (государственное) право регулирует сферу государственного устройства РФ, закрепляет основные права и свободы граждан, принципы избирательного процесса и судоустройства. Административное право регулирует сферу государственного управления и реализации исполнительной власти. Особенностью данной отрасли права является то, что правоотношения строятся по принципу "власть - подчинение". Гражданское право регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений. Уголовное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих на основании совершения преступления и назначения наказания. Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений между работниками и работодателями. Семейное право регулирует сферу отношений, возникающие из брака, кровного родства или принятия ребёнка на воспитание между супругами и между родителями и детьми. Административно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по административным делам и исполнения судебных решений по ним. Гражданско – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по гражданским делам и исполнения судебных решений по ним. Уголовно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения судебных приговоров по ним. Все отрасли права группируются на частное и публичное право, а также на материальное и процессуальное право. Частное – регулирует частные интересы граждан (семейное право, трудовое право, гражданское право и др.). Публичное – регулирует деятельность государства и отношения между гражданами и госорганами (конституционное право, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.). Материальное – закрепляет общественные отношения в нормах права (гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Процессуальное – устанавливают порядок реализации норм материального права (гражданско – процессуальное право, уголовно – процессуальное право, уголовно – исправительное право, административно – процессуальное право и др.). Подотрасль права – совокупность нескольких институтов права, регулирующая определённый вид общественных отношений внутри одной отрасли права. К примеру, отрасль гражданского права включает в себя подотрасли: вещное право – регулирует имущественные отношения; обязательственное право – регулирует отношения, возникающие по поводу обязательства одного лица перед другим; наследственное право – регулирует вопросы наследования имущественных прав и обязанностей. Институт права – узкая группа норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений определённой подотрасли. К примеру, подотрасль гражданского права наследственное право включается в себя институт правовых норм наследования по закону, институт правовых норм наследования по завещанию. А обязательственное право включает институты договорных и внедоговорных обязательств. Норма права – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретное общественное отношение. В структуре нормы права выделяются три структурных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, которым данная норма адресована). Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает варианты их возможного или должного поведения. Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей нормы права.

Читайте также: