Работа с файловой структурой ос конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 5 6 7
I. Организационный момент Приветствие, проверка оборудования, учитель раздает опорные конспекты и карточки с практическим заданием. Знакомство с темой и целью урока. Приветствие, проверка оборудования, знакомство с темой и целью урока. 2 мин.

II. Повторение, проверка домашнего задания, актуализация знаний ЭОР № 69
Читает вопросы, анализирует ответы учащихся.
Вопросы:
• что такое файл?
• назовите несколько способов переименования файлов и папок;
• что такое логические диски?
• что такое путь к файлу? Отвечают на вопросы учителя, анализируют материал. 5 мин.
III. Закрепление изученного материала ЭОР № 70, ЭОР №71 Демонстрирует ЭОР, способствует закреплению изученного материала Работают с опорным конспектом, заполняют таблицы 11 мин.
IV. Практическая работа ЭОР № 72 Организует и контролирует индивидуальную практическую работы. Выполняют индивидуальную практическую работу. 8 мин.

1. способ_________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
2. способ
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
3. способ
• _________________________________________________________________________
• _________________________________________________________________________
Подпишите названия элементов, указанных стрелочками:

Выводы урока
В ходе выполнения практического задания я научился: Отметка о выполнении. Обвести нужное Рефлексия:
Ответь на вопросы.
1. Сменять устройства (логического диска).
2. Сменять папки.
3. Создавать папки.
4. Копировать файлы и папки.
5. Перемещать файлы и папки.
6. Переименовывать файлы и папки.
7. Удалять файлы и папки.
8. Изменять вида содержимого папки.
9. Сортировать файлы и папки.
10. Использовать корзину для удаления файлов и её очистку. 1. + -
2. + -
3. + -
4. + -
5. + -
6. + -
7. + -
8. + -
9. + -
10. + - 1. Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?
____________________________
2. Понравилась ли вам практическая работа?
____________________________
3. Какие есть пожелания для себя и меня по работе в дальнейшем?
__________________________________
Узнал много нового, интересный урок. Урок интересный, но я все уже знал. Урок сложный. Трудно выполнять задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить умения учащихся работать с файлами и папками.

Содержание урока:

Постановка целей и задач урока

Организационный момент

Постановка целей и задач урока

По ходу урока мы будем заполнять карту урока, по которой в конце урока я оценю Ваши знания и умения.

Карта урока

Оценивание:

а) Единица измерения информации

б) Программа в оперативной памяти

в) Текст, распечатанный на принтере

г) Программа или данные на диске, имеющие имя

2. Выбери правильное имя файла:

в) 9 класс А.doc г) 9 класс А.docum

3. Расширение в имени файла указывает на:

а) размер файла б) тип файла

в) атрибут файла г) параметр файла

4. Укажи полное имя файла:

5. Укажи расширение файла:

6. C:\Ivanov\Petrov\PROGS\prog1.pas. Какая папка является дочерней для папки Ivanov?

7. Файловая система – это:

а) совокупность всех файлов на диске

б) совокупность всех каталогов на диске

в) совокупность всего программного обеспечения на диске

8. Текущий диск – это диск:

а) диск, с которым пользователь работает в данный момент времени

г) диск, на котором установлена ОС

9. С какой файловой системой работает операционная система на компьютерах в вашем классе:

10. Какие из расширений в списке используются для файлов, содержащих графические изображения:

Самостоятельная работа

По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Компьютерные вирусы.doc:


По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Зима.jpg:


Какое из открытых окон является активным? Как вы это определили?


1




Постройте дерево каталогов:

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Море.bmp:


По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Доклад.doc:


Какое из окон является диалоговым? Как вы это определили?


1



Постройте дерево каталогов:

C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Урок.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

В своей папке создать папки Рисунки и Тексты.

Просмотреть папку Примеры, расположенную на Рабочем столе.

Расположить в ней файлы в табличном виде.

Записать в тетради, у какого файла самый большой размер, какой файл создан раньше других.

В папке Рисунки просмотреть содержимое каждого рисунка и переименовать его так, чтобы имя соотносилось с содержанием.

В папке Тексты просмотреть содержимое каждого текста и переименовать его так, чтобы имя соотносилось с содержанием.

Создать в папке Рисунки вложенные папки по темам рисунков: Растения и Животные.

Переместить рисунки в папки в соответствии с тематикой.

Создать в папке Тексты вложенные папки по темам текстов: Литература, Информатика и Математика.

Переместить текстовые файлы в папки в соответствии с тематикой.

Показать задание учителю.

Удалить созданные папки с файлами, кроме папки со своей фамилией (она пригодится в дальнейшем для хранения своих работ).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика 8 класс урок 11 23.11.17

- помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2.Актуализация знаний. Вернемся снова к вопросу о файлах. Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами.

Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы.

На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

3.Теоретическая часть.

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, например: Единицы измерения информации.doc

Файловая система . На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:

Полное имя файла.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Пример полного имени файлов:

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

С файлами и папками можно выполнить ряд стандартных действий.

Вопросы и задания:

1. Запишите полные имена всех файлов

III. Практическая часть.

Сегодня на практической части мы будем работать с папками и файлами. Научимся создавать папки, копировать файлы, перемещать файлы, переименовывать и удалять их.

Цель работы: Научиться создавать в операционной системе Windows папки, выполнять операции над файлами.

Задание 1. Создать на рабочем столе папку ШКОЛА и скопировать в нее файлы Сочинение.doc и Класс.bmp, расположенные в папке вашего класса.

Задание 2.Переименовать данные файлы соответственно в Рассказ.doc и Группа.bmp.

Задание 3.Создать папку КЛАСС и переместить переименованные файлы в папку.

Задание 4. Удалить файлы Рассказ.doc и Группа.bmp.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание.

4. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с понятиями файл и файловая система, научились производить основные операции с файлами и папками.


развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения работать в паре.

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока : комбинированный

Технологии обучения: информационно–коммуникационные, здоровьесберегающие, интерактивные, сотрудничества, проблемное обучение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, практикум.

Технические средства обучения: ПК; мультимедийный проектор и экран.

Учебно-методическое обеспечение урока : презентации к уроку в программе Power Point, карточки с заданиями, рабочие тетради.

Основные понятия: правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.

1. Организационный этап (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (1 мин)

3. Мотивация. Постановка цели и задач урока (2 мин)

4. Актуализация опорных знаний (5 мин)

5. Объяснение нового материала(10 мин)

6. Выполнение практической работы (15мин)

7. Физкультминутка (2 мин)

8. Закрепление изученного материала (5 мин)

9. Итог урока. Рефлексия (2 мин)

10. Организация домашней работы учащихся (1 мин)

11. Выставление оценок и заключительное слово учителя (1 мин)

1. Организационный этап (1 мин)

Добрый день, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке информатике. (Слайд 1)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Подарите друг дугу свои замечательные улыбки, а я сегодня на уроке подарю Вам хорошее настроение и много интересной информации. Ребята, Вы умные, талантливые, замечательные. Именно эти качества помогут сегодня нам на уроке быть успешными (Слайд 2) . Проверьте готовность к уроку, ведь мы начинаем…

2. Проверка домашнего задания (1 мин)

Вам дома было предложено задание расшифровать информационный кроссворд, разгадав, который вы должны были получить ключевое слово. Давайте сверим ваши ответы, выполним взаимопроверку, результат занесём в таблицу самоконтроля (Слайд 3).

Заполнение кроссворда (Слайд 4)

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет.

И рисует без запинки

На верху картинки всей

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Этот урок все обожают,

На этом уроке часто играют,

Не может уже без него математика,

А теперь, друзья, загадка:

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

По клавишам прыг да скок –

Раз-два, и готово –

Вот где пальцам физкультура!

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

В ней записаны программы

И для папы, и для мамы!

В упаковке, как конфета,

Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как профессор.

Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это …

3. Мотивация. Постановка цели и задач урока (2 мин)

Где и в каком виде хранится информация на компьютере? (Слайд 5)

4. Актуализация опорных знаний (5 мин) Слайд 7

Так что же такое файловая система? Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Что такое файл? Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Что такое папка? Папка - это объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы.

Чем отличаются файлы от папок? Папки могут в себе содержать другие папки, файлы – информацию.

5. Объяснение нового материала (10 мин)

Проблемная ситуация ( Слайд 8) Вашему вниманию предлагаю рассмотреть 3 вещи: матрёшка, канцелярская папка с файлами и коробки разных размеров. Что объединяет эти 3 вещи, какое отношение они имеют к нашей теме? Объединяет - структурированная система – содержание вложенных предметов, такие примеры похожи на файловую структурированную систему. Таких примеров много: камера хранения на вокзале, шкаф с ящичками и отделениями.

Слайд 9-17 Файловая система бывает многоуровневая и одноуровневая.

Самая первая, главная папка – корневая (материнская) папка или каталог А:\, С:\, все остальные – вложенные папки (дочерние)

Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющего его тип. Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. (Табличка)

Правила создания имени файла : нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций:? . , ; : = + * / \ " | [ ] ПРОБЕЛ. В длинных именах нельзя использовать следующие символы:? : * / \ " >

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Операции над файлами и папками:

Создание, копирование (копия файла помещается в другой каталог), перемещение (сам файл перемещается в другой каталог), удаление (файл удаляется из каталога), переименование (изменяется имя файла).

Повторить правила БЖД при работе за компьютером.

Практические задания:

1. В папке Мои документы создать папку Урок.

2. В папке Урок создать папку Рисунки и Тексты.

3. Из папки Заготовки выбрать текстовый файл и переместить любым способом в папку Тексты.

4. Из папки Заготовки выбрать графический файл и переместить любым способом в папку Рисунки.

5. Записать полный путь к файлу.

6. Показать задание учителю.

7. Удалить созданные папки с файлами

8. Занести балы в таблицу самооценивания.

Закройте глаза, представьте что Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу (тянут руки вверх, повороты туловища вправо, влево). Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг (повороты головы). Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветы, улыбнитесь им. Вот летит красивая бабочка, она садится на цветок, вы можете разглядеть ее замечательные крылья (упражнения для глаз). Жизнь прекрасна!

8. Закрепление пройденного материала (5 мин) Слайд 21-22

Работа в парах (карточки)

9. Итог урока (1 мин)

а) Единица измерения информации

с) Программа в оперативной памяти

в) Текст, распечатанный на принтере

у) Программа или данные на диске, имеющие имя

2. Выбери правильное имя файла:

с) 9 класс.doc г) 9 класс А.docum

3. Расширение в имени файла указывает на:

а) размер файла п) тип файла

у) атрибут файла с) параметр файла

4. Файловая система – это:

а) совокупность всех файлов на диске

б) совокупность всех каталогов на диске

е) совокупность всего программного обеспечения на диске

5. Какие из расширений в списке используются для файлов, содержащих графические изображения:


Задачи: совершенствовать умения и навыки работы с файловой структурой ОС в среде менеджера.

Методы: развивающее обучения, тестовая технология, ИКТ

Тип урока: урок закрепления знаний и технологии работы с файловой структурой ОС

Форма урока: практическая

Дидактический материал: практическая работа №3 (комплект)

Оборудование: доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация, ПК, ОС windows.

План урока:
I. Организационный момент. (1 мин)

II. Проверка и актуализация знаний. (10 мин)

III. Практическая часть. (25 мин)

IV. Итог урока. (1 мин)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Демонстрация презентации.

Презентация Работа с файлами

Сегодня вы должны на деле применит свои знания и накопленный опыт по работе с файловой системой в среде менеджера.

II. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос).

На двух предыдущих уроках мы работали с файловой системой ОС в многооконном режиме и в среде файлового менеджера. А где Вам было удобнее работать в многооконном режиме или в среде менеджера? Почему? (наглядное представление файловой структуры)

С прошлого урока мы с вами знаем, что существует много различных программ файловых менеджеров. Назовите мне несколько примеров (FAR, Windows Commander , Total Commander, ALT Commander, SKY Commander, Unreal Commander). А какую программу мы с вами использовали для работы с файловой системой ОС? (Проводник)
В связи с этим, давайте вспомним:

  1. В чем заключается назначение программы Проводник?
  2. Перечислите мне способы запуска программы файлового менеджера.
  3. При запуске появляется окно программы, которое содержит…?
  4. Как называются эти панели?

Хорошо, сейчас проверим ваши знания с помощью цифрового диктанта по вариантам. Возьмите листочки на партах, подпишите фамилию и вариант. В течении 3 минут вам нужно ответить на вопросы: если вы согласны с данным утверждением – поставьте цифру 1, если не согласны, то ноль. Всем всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Выполнение и проверка цифрового диктанта

III. Практическая часть.

На слайде показаны цели практической работы.

Сегодня на уроке мы продолжаем развивать технологии работы с файловой системой средствами программы файлового менеджера Проводник. Вам необходимо выполнить Практическую работу на ПК, используя носитель информации – дискету.

Рассаживаемся по своим компьютерам, дискеты раздам.

Практическая работа №3 по теме:

IV. Итоги урока.

Оценки за работу на уроке, за цифровой диктант. За практическую работу оценки узнаете на следующем уроке.

Спасибо за работу на уроке, до свидания!


-75%

Читайте также: