Конспект по маршаку 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации, стимулирования, использование АМО на разных этапах урока.

Оборудование: мультимедийное оборудование

_ Здравствуйте, ребята, садитесь!

б) Проверка готовности учащихся к уроку.

- Начинаем урок литературного чтения. Большую роль играет волшебница-речь. Речь каждого человека должна быть понятной, красивой.
-Ребята, а вам нравится урок литературного чтения? Почему?
-Действительно, на уроках чтения мы учимся красиво говорить, правильно и выразительно читать, учимся любить природу, уважать людей, быть добрыми и справедливыми, честными и вежливыми. А пропуском на наш урок будет считалочка:
2. Актуализация ранее изученного.

Проверка домашнего задания.

/выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой/

3. Изучение нового материала.

- Послушайте, ребята.Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

-А как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

- Ребята, из какого произведения этот отрывок?

- Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)

- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

- Попытайтесь сами сформулировать тему нашего урок

- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?)

4. Введение в тему.

- С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.

- А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором ж урнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.

- Понравилась вам сказка?

- Кто желает кратко пересказать содержание сказки?

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).

- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

5. Драма как род литературы

- Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее - драматической)

- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53) .
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил.
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные.

Ремарки — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение

Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.

Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.

- начинается со списка действующих лиц.

- состоит из действий (актов);

- действия делятся на картины;

- имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.

При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.85

- Какие пояснения даны автором?

- Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые

он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…

9. Чтение первого действия (по ролям).

Проверка первичного восприятия.

- Королева действительно любит цветы?

- Как можно охарактеризовать её поступок?

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

- Что вы можете сказать о характере Профессора?

- Когда происходят события сказки?

- Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?

Тип урока : совершенствование знаний, умений и навыков с использованием новых технологий.

- формировать умения анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве;

- учить понимать и чувствовать связь музыки, литературы и живописи.

- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный, литературный и художественный вкус.

- воспитывать любовь к художественному слову, музыке, живописи.

Личностные результаты обучения:

- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование интереса к музыкальным и литературному произведению, изобразительному искусству;

- формирование понимания музыкального и литературного произведений.

Метапредметные результаты обучения:

- формирование умения формулировать тему и цели урока;

- развитие навыков контроля, самоконтроля, прогнозирования.

- формирование критического мышления;

- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, уметь строить рассуждения.

- формирование умения высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью;

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

- Сегодня мы с вами опять встретились на уроке, где присутствуют учителя музыки и литературы. Как вы думаете, почему?

Слайд № 1 - Наш урок я предлагаю начать с прослушивания новой песни

- Как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о временах года). Сколько времен года знаете? Сколько месяцев в году?

Какими словами вы можете охарактеризовать эту песню?

- Как мы с вами назовем тему нашего урока? Слайд № 2

Слайд № 3 Как думаете, что мы должны сделать на уроке? Какие задачи стоят перед нами?

Что такое пьеса. Чем она отличается от обычного произведения?

Дать характеристику героям

Разберем, какими средствами и как можно передать настроение природы.

Послушаем красивую музыку

Вспомним песни о временах года

Попробуем создать кейс

Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.

А самое главное, ответим на вопрос: как музыка, литература и изобразительное искусство объединяются для того, чтобы более полно раскрыть образы героев сказки, понять их поступки, почувствовать красоту природы, которая окружает людей.

Слайд № 4 Во втором классе мы с вами на уроках музыки путешествовали в музыкальные страны и узнали, что оперы и балеты играют на сцене театров, а симфонии и концерты – в филармониях.

Давайте отправимся с вами в такой театр.

Слайд № 5 Мы узнаем с вами о предстоящем спектакле из объявления, которое называется АФИША (фото на слайде)

Слайд № 6 А когда мы зайдем в сам театр, нам предложат программку, в которой мы увидим…

- краткое содержание действий

- героев сказки и т.д.

Для того, чтобы нам с вами было интересно смотреть эту сказку, мы немного попробуем разобраться в ней.

Слайд № 7 Кто автор этой пьесы? – С.Я.Маршак

Маршак едва ли не самый известный детский писатель. Посмотрите, как много у него рассказов и стихов для детей. Они легко запоминаются, но их хочется перечитывать снова и снова.

Слайд № 13 -Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
- Понравилась вам сказка?
- Чем?

Слайд № 14 - Докажите, что это сказка.

слайд № 16 Первая – эпическая сказка (ксерокопии)

Вторая – драматическая сказка (отрывок из которой дан в учебнике)
-Как вы думаете, какая перед нами стоит задача?
(Сравнить произведения, на основании сравнения вывести понятие драма). Поработайте в парах. Чем отличаются произведения?

1.написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)

2.Афиша, перечень действующих лиц

5.Акты, действия, явления

6.Повествование – перечень действующих лиц

Что такое пьеса?

Слайд № 17 Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

- Почему сказка так называется?

О том, как 12 месяцев помогли героине набрать зимой подснежники

- Назовите всех персонажей сказки?

Слайд № 18 - Восстановите ход событий по картинкам (сюжет).

Слайд № 19 ответы правильные

Дуйте, что есть мочи

Играть в горелки

Деваться мне некуда

Слайд № 21 Действующие лица

Итак,Королева издает указ ( фрагмент мультфильма )

Слайд № 22 Кто это из сказки?

- Куда отправляет мачеха падчерицу?

- Для чего понадобились подснежники зимой?

- Что можно сказать о поступке мачехи и падчерицы?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

Итак, действие происходит зимой. Нашей героине на помощь приходят 12 месяцев. Вы знаете, что наш русский народ очень мудрый: всё видит, всё примечает и сочиняет пословицы.

Верны ли эти приметы?

Слайд № 25 – Девочка встречает в лесу двенадцать братьев. Они очень похожи? (мультфильм на 19-30 мин.)

Чем они отличаются? (Внешностью, голосом.). Маршак пишет: их 12. Трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое- совсем юноши ( фрагмент мультфильма 20-00 минута ).

Чтобы передать свое настроение, описать природу словом, нужна. литература

Чтобы передать настроение природы в красках, необходима…? Живопись

Ну а чтобы выразить настроение, состояние природы в звуках нам поможет…? Музыка.

Чтобы наша пьеса-сказка была на сцене театра более интересной, как вы думаете, чем необходимо ее наполнить? (музыкой и декорациями)

Слайд № 27 У каждого вида искусства найдутся средства выразительности, с помощью которых можно передать красоту каждого времени года.

Наша задача: подобрать музыку этих замечательных композиторов к спектаклю.

- Как вы думаете, какое время года нарисовала музыка? Почему так считаете?

- Какие средства использовал композитор для передачи осеннего настроения? (динамика – тихая; регистр – средний, высокий; темп – неторопливый; характер – грустный, тоскливый)

– Какие краски должен взять художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)

Слайд № 29 Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Заметает все кругом

(Имитируют движения руками.)

- о каком времени года нам рассказала физкультминутка?

– Изменится ли настроение природы зимой? Почему?

- Как вы думаете, какой зимний месяц рисует музыка? (помочь подсказками, что в декабре – новогодний праздник, в январе – морозы, в феврале – ветры, встреча зимы с весной)

- Какие средства использовал композитор для передачи зимнего настроения? (динамика –; регистр –; темп –; характер -)

– Какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение зимы? Почему?

Из двух предложенных четверостиший, какое больше подойдет к этой музыке?

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

– А какая будет музыка у весны? (Громкая, веселая, быстрая, потому что все просыпается.)

– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)

– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг.

– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?

– Какие звуки вы услышали?

– Что вы представили?

– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

11. Учитель литературы

Слайд № 33 – Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

– Как называет подснежник девочка?

- А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

Слайд № 34 Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки

Работа в парах: выбрать стихи о подснежнике

12. Учитель музыки

Слайд № 35 А итогом нашего урока станет создание кейса. Мы с вами поделимся на 4 группы (каждая группа вытягивает листочек с названием времени года). Ваша задача: всеми подручными средствами, которые имеются на ваших ноутбуках, как можно ярче представить свое время года и защитить его. В папке на ноутбуке имеются картины художников, музыкальные файлы, песни, стихи о временах года.

Слайды № 36, 37 Учащиеся работают в течение 10 минут, а затем представляют свое время года.

Слайд № 38 – защита проектов

1 группа – время года Весна :

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы.
Пришла Весна. Зиме конец!

Весна – это время года, когда природа просыпается, оживает после зимней спячки. Тает снег, появляется первая травка, цветы, прилетают птицы

Художники используют для изображения весны яркие краски: голубые, нежно зеленые. Мы выбрали картины художников, которые изобразили весну:

И подобрали музыку, которая очень ярко передает весеннее настроение.

2 группа - время года Лето:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

А в какое время года солнце очень жаркое? – летом

Лето- это каникулы! Каникулы – это отдых, путешествия, приключения и открытия!

Лето – это веселье, катание на велосипедах.

Лето – это веселье, радость, новые ощущения и впечатления!

Лето - это маленькая жизнь целых три месяца веселых и замечательных каникул!

Картины и музыку мы подобрали такую.

3 группа – время года Осень

Взгляните на эти картины. (под музыку) Правда красивые!

Поэты восхищались этим временем года:

Осенняя пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые поля.

Мы предлагаем вам передать свое настроение в цвете (краски, кисточки, вода)

4 группа - время года Зима

13. Учитель литературы

Слайд № 39 Итог урока.

– Чему учит нас это произведение?

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)

Слайд № 40 – Какие виды искусства описывают красоту природы?

– Какое же задание получила Падчерица?

Слайд № 41 – Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Слайд № 42 Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.

3.Записать в тетрадь песни о временах года

4.Подобрать картины художников о временах года.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Клише для выступления групп

Мы расскажем вам о времени года…

Для этого времени года характерно…

Чтобы выразить это время года в литературе, музыке и живописи, мы использовали следующие произведения, картины, стихи…


Ранние годы

Начало творческого пути

В 1911 году писатель совершает путешествие на Ближний Восток в качестве корреспондента газеты. Он посещает Грецию, Турцию, Палестину и Сирию. Под впечатлением от поездки Маршак пишет одно из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей.

Литературная карьера

После свадьбы в 1912 году пара уезжает в Англию. Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить на русский язык сонеты В. Шекспира, стихотворения У. Блейка, Р. Киплинга, Дж. Остин, баллады и песни Р. Бернса. Переводы, сделанные им, стали классическими, а сам Маршак получил почетное звание гражданина Шотландии.

Смерть и наследие

Умер Самуил Маршак 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте и других.


На этом уроке мы пройдём по основным вехам биографии Самуила Яковлевича Маршака. Выясним, что оказало влияние на его творчество. Попытаемся описать жизнь писателя в трёх словах.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "С. Я. Маршак. Слово о писателе"

· Пройдём по основным вехам биографии Самуила Яковлевича Маршака.

· Выясним, что оказало влияние на его творчество.

· Попытаемся описать жизнь писателя в трёх словах.

Если спросить вас, каких детских писателей вы знаете – вы наверняка назовёте Корнея Чуковского, Агнию Барто… и, конечно, Самуила Маршака.

Ведь так уж повелось, что некоторых писателей мы знаем с самого детства.

Любой мгновенно узнает строки:

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку…

Самуил Яковлевич Маршак кажется неотделимым от детей или от сказок.

Наверное, потому что даже на фотографиях он часто изображается в окружении детей.


Но как Самуил Маршак вообще пошёл по этому пути и почему центром своего творчества сделал детские произведения?

Его жизненный путь начался в 1887 году в Воронеже.

Родился Самуил в еврейской многодетной семье. Отец писателя был талантливым химиком и работал на заводе. Но ещё он обладал широчайшим кругозором. Он, например, читал сыну иностранную классику в подлинниках.

Помогала в воспитании и мать писателя – она была домохозяйкой и воспитывала шестерых детей.

В детстве Самуилу пришлось попутешествовать вместе с семьёй. Сначала они жили в Витебске, потом переехали в Бахмут, наконец остановились в Острогожске, недалеко от всё того же Воронежа.

Здесь Самуил пошёл в мужскую гимназию. Его учитель словесности был поражён знаниями и умениями ученика. Он считал Самуила вундеркиндом и поощрял его занятия словесностью.

Маршак и до этого сочинял стихи. По его признанию, он вообще начал сочинять стихи ещё до того, как научился писать. Но в гимназии он взялся за творчество всерьёз.

А ещё увлёкся древнеримской и древнегреческой поэзией. Совместил два увлечения – и оказалось, что он отличный переводчик!

А потом отца Самуила пригласили работать в Санкт-Петербурге. И семья переехала… но без Самуила.

Евреям тогда не так просто было поступить в гимназию, и Маршак остался, чтобы доучиться.

Но он навещал семью на каникулах. И во время своего приезда в Петербург познакомился с Владимиром Стасовым – очень известным критиком и литературоведом. Маршак дал почитать Стасову тетрадь своих стихов.

Критик был в восторге. Он помог Самуилу поступить в петербургскую гимназию и познакомил с творческими кругами столицы.

А ещё рассказал о молодом поэте Максиму Горькому. Это дало Самуилу Маршаку путёвку в жизнь.

Горький очень заинтересовался творчеством юного автора. И даже пригласил его погостить в Ялту.

Вскоре Маршак становится уже корреспондентом газет. Он много путешествует – навещает Грецию, Турцию, несколько лет живёт в Иерусалиме. И всюду успевает творить.

Потом Самуил Маршак решает, что пришло время настоящей учёбы. И поступает в Лондонский университет!

Это давало возможность по-настоящему изучать словесность, особенно иностранные языки.

На каникулах Маршак подолгу гулял пешком. Нет, не так.

Он буквально прошёл пешком весь Уэльс и исходил Шотландию с её вересковыми пустошами.

За это время он успел собрать немало народных песен – и сразу занялся их переводами.

А ещё Маршака очаровали английские и шотландские легенды и баллады.

Храбрые рыцари и волшебный мир эльфов и фей, мрачные истории старины – всем этим ему так хотелось поделиться с русским читателем!

Постепенно переводы Маршака начинают цениться, а он становится опытным переводчиком. Он делает яркие, художественные переводы английской поэзии и вообще поэзии разных народов мира. А переводы Маршаком сонетов Шекспира и сейчас считаются лучшими!

Но среди переводов многие произведения подходят для детей.

Например, народная песенка про дом, который построил Джек.

Так Маршак увлекается творчеством для детей.

Так Маршак погружается в мир сказок и детских стихотворений. Он основывает для детей альманах и даже организовывает целое издательство детской литературы.

Он настойчиво убеждает всех и каждого творить для детей. Так он заразил своей идеей детского творчества Корнея Чуковского, Виталия Бианки и многих замечательных авторов.

И теперь уже сам Маршак открывает новых авторов и даёт им путёвку в жизнь. Очень многим ему обязана, например, Агния Барто.

Но при этом Маршак был всегда очень строгим критиком и заставлял молодых авторов усердно работать над их произведениями.

Барто как-то раз сочинила в шутку вот такое стихотворение.

Поэт однажды Маршаку

Принёс неточную строку.

– Ну как же так? – сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

– Позор! – сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт, побойся Маршака,

Коль не боишься бога…

Между прочим, сам Маршак от этого шутливого стихотворения был в полном восторге.

Во время Великой Отечественной войны Маршак страстно рвался на фронт – защищать Родину. Но известным писателем решили не рисковать. И он начал делать что мог: собирать деньги для фронта, выступать перед фронтовиками…


А ещё он писал блестящие стихи для советских листовок. Вот, например, такая, про оборону в Крыму:

В ноябре сезон закрыт,

Замерли курорты.

А в Крыму фашист сидит,

К берегам припёртый.

Он мечтал собрать Крыму

Много винограда.

Но теперь уже ему

Ничего не надо.

Смотрит в даль морскую он,

Хмурый и печальный.

Для него теперь сезон

Настаёт купальный.

Между прочим, из-за таких вот листовок Гитлер причислил Маршака к своим личным врагам! Детский писатель занял место в десятке врагов фюрера.

После войны Маршак продолжает писать детские сказки и ходить на встречи с детьми.

Он продолжает заниматься и переводами. Например, он блестяще перевёл творчество шотландского поэта Роберта Бёрнса.

Любовь и бедность навсегда

Меня поймали в сети

По мне, и бедность не беда,

Не будь любви на свете.

Зачем разлучница-Судьба

Всегда Любви помеха?

И почему любовь раба

Достатка и успеха?

Его переводы был настолько точными и художественными, что это оценили даже шотландцы. Маршак стал почётным гражданином Шотландии.

Тихонько к писателю подкрадывалась старость. Он не переставал работать и встречаться с детьми – он всегда предпочитал жить настоящим.

Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен,

Ибо не знал я о будущей смерти,

Ибо не знал я, что век мой не вечен.

Вы, что умеете жить настоящим,

В смерть, как бессмертные дети, не верьте.

Миг этот будет всегда предстоящим -

Даже за час, за мгновенье до смерти.

Самуил Маршак ушёл из жизни в 1964 году. Писателю было 76 лет. На его похороны из Шотландии прислали вересковый венок – в память о стихах, которые он переводил.

Прощальный завет писателя – доказательство того, что он прожил свою жизнь так, как хотел этого:

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

Так кто же такой Самуил Маршак?

Вундеркинд – потому что Маршак начал сочинять стихи в четыре года, и до восемнадцати лет его считали необычно развитым молодым поэтом.

Переводчик – потому что именно переводы принесли ему заслуженную международную славу.

Сказочник – потому что мы знаем и любим Маршака за его произведения для детей.

Читайте также: