Как питаются растения 5 класс биология конспект

Обновлено: 03.07.2024

Растения — уникальные организмы! Они способны на свету из углекислого газа и воды образовывать органическое вещество — глюкозу. Этот удивительный процесс называется фотосинтез . Способность к фотосинтезу — главная особенность зелёных растений!

Для обеспечения жизнедеятельности растениям требуется вода , а также минеральные соли и органические вещества .

Воду и минеральные вещества корни растений всасывают из почвы. А органические вещества растения производят самостоятельно. Они используют солнечную энергию и создают органические вещества из углекислого газа и воды. При этом в воздух выделяется кислород.


Процесс усвоения растениями углекислого газа из воздуха и образование из него органических веществ называют воздушным питанием .

Фотосинтез тесно связан с корневым питанием , доставляющим в клетки воду и минеральные соли. Без этих веществ фотосинтез не может происходит.

У растений различают минеральное питание , обеспечивающее организм водой и минеральными солями, и фотосинтез , создающий необходимые органические вещества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!

Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

А сегодня он будет посвящен одному из свойств живых организмов.

-Вспомните, какие же свойства живых организмов вам известны? (Ответы детей).

-О каких свойствах мы уже с вами говорили? (Ответы детей).

- Откуда мы с вами берем силы, энергию, чтобы учиться, бегать, выполнять какую-нибудь работу? (Ответы детей).

- Человек к какой группе организмов относится? (Ответы детей). Т.е. он находит себе энергию, как и другие животные, питаясь. Животные питаются, передвигаясь, у них есть для этого конечности. А как же питаются растения? Вы это можете объяснить сразу? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? (Ответы детей).

- Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

- Какую цель мы должны достигнуть в конце урока? (Ответы детей).

Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

оценивают знаниевые границы.

Какие свойства живых организмов известны?

II. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Работа в рабочей тетради.

(Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, на которых изображены этапы опыта Я. ван Гельмонта).

- Многие ученые не так давно тоже ставили перед собой такой вопрос: откуда растение само получает питательные вещества. Около 300 лет назад уже известный вам ученый ван Гельмонт, заинтересовавшись этим вопросом, решил поставить опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попадала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержит никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынул из земли и взвесил. Ее масса за эти годы увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась только на 50 г!

Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? Я. ван Гельмонт на этот вопрос не смог ответить. А мы с вами попытаемся. Для этого мы с вами внимательно оценим наблюдения за растениями, которые проводили ученые в разных странах. Они описанные в учебнике на с. 50-51.

- О чем рассказывает нам наблюдение 1? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 2? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать, при каких условиях растение становиться опять зеленым? (Ответы детей).

- На свету в листьях образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл. Запишите выводы в рабочую тетрадь.

- О чем рассказывает нам наблюдение 3? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 4? (Ответы детей).

Запишите выводы в рабочую тетрадь.

Слушают, делают записи в рабочей тетради.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают предположения, выполняют записи.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивная: контролируют записи в тетради.

Групповая работа и индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(беседы учителя, презентации, рабочей тетради).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают значимость своих знаний.

Устные ответы, работа в рабочей тетради

В качестве физминутки используется игра "Испорченный телефон". Игры такого вида используются при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в точной передаче определения по цепочке от одного учащегося к другому. Учитель тихо, на ушко проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, он поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, после того как получил информацию, встаёт и вслух озвучивает её, или записывает на листочке и отдаёт учителю. Выигравшим считается тот ряд, в котором наиболее точно озвучили определение. Сегодня это может быть фраза: На свету в листьях растений образуется зеленое вещество - хлорофилл.

Выполняют физические упражнения: встают, поворачиваются, наклоняются.

Познавательные: извлекают необходимую информацию при работе с учебником, слушая учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг другаРегулятивные: оценивают работу.

Поедая растение, животное получает готовые органические вещества, созданные растением. Человек, используя в пищу клубни картофеля, зерна пшеницы, капусту, яблоки и др. дары растений, также получает готовые органические вещества.

-А растения откуда берут органические вещества? Какие условия им нужны, чтобы образовать органические вещества? (Ответы детей).

- Составьте схему из имеющихся у вас картинок. Проверьте правильность составленной схемы друг у друга и со слайдом презентации.

Слушают, работают со схемами, оценивают выполнение работы.

III. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Рефлексия. (Слайд презентации)

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

- Достигли мы ее? (Ответы детей). О каком свойстве живого организма мы с вами вели разговор на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Самым трудным для меня было…
  • Меня больше всего удивило….

на вопросы, обосновывают своё мнение

Познавательные: ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные осознание своих эмоций.

Регулятивные: оценивают степень достижения цели.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы органи-зации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!

Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

А сегодня он будет посвящен одному из свойств живых организмов.

-Вспомните, какие же свойства живых организмов вам известны? (Ответы детей).

-О каких свойствах мы уже с вами говорили? (Ответы детей).

- Откуда мы с вами берем силы, энергию, чтобы учиться, бегать, выполнять какую-нибудь работу? (Ответы детей).

- Человек к какой группе организмов относится? (Ответы детей). Т.е. он находит себе энергию, как и другие животные, питаясь. Животные питаются, передвигаясь, у них есть для этого конечности. А как же питаются растения? Вы это можете объяснить сразу? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? (Ответы детей).

- Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

- Какую цель мы должны достигнуть в конце урока? (Ответы детей).

Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тренировать умение концентрировать внимание, умение наблюдать, слушать других.

Оборудование: учебник: Сонин Н.И. Сонина В.И. Биология. 6 класс. Живой организм; рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина; проектор, компьютер;

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день! Основа каждого урока - это ТРУД. Вспомните, что это означает? (Т – тетрадь, Р – ручка, У – учебник, Т – тетрадь) (Приветствуют учителя. Организуют рабочее место)

Итак, приготовьтесь к уроку. Внимание на экран!

На слайде вы видите срезанное растение и срезанный корень, стоящие в стакане с водой.

Как вы думаете, зацветут ли растения? (Растения не зацветут)

Будут ли плоды? (Плоды образовывать не будут)

Что будет с растениями через некоторое время? (Через некоторое время растение погибнет)

Почему растение погибнет? (Нарушается целостность организма, что приводит к нарушению питания растений. Органы организмов связаны между собой и с окружающей средой)

Вам предстоит открыть знания об особенностях одного из жизненно важных процессов, связанного с окружающей средой.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

О каком процессе пойдет речь? (Речь пойдет о питании)

Что такое питание? (Процесс поглощения организмом питательных веществ и энергии)

Почему живые организмы являются открытыми системами?

(Живые организмы получают из окружающей среды одни вещества, а выделяют в нее другие)

Как вы думаете, одинаково ли происходит питание растений и животных?

(Питание растений и животных отличаются)

Чтобы понять, какова будет ваша цель на данном уроке, какое задание вы должны выполнить? (Задание на пробное действие)

Установите связь между словами: лист, минеральные соли, углекислый газ, корень, воздух, устьица, почва, вода, свет, корневые волоски.

На выполнение задания вам предоставляется 2минуты.

У кого нет ответа?

Что вы не смогли сделать? (Я не смог(ла) установить связь между словами)

Кто выполнил задание? Я выполнил(а), но не уверен(а), что правильно)

Какую цель ставите перед собой? (Выяснить, почему возникло затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были установить связь между словами)

Как вы выполняли задание? (Выбирали из перечня слова и искали связь между ними)

Почему возникло затруднение? (Мне неизвестно как питаются растения)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цель деятельности. (Выяснить, как питаются растения)

Сформулируйте тему урока. (Питание растений)

Отличаются ли растения от других организмов? (Да, отличаются строением, обитанием в двух средах: почвенной и воздушной)

В связи с отличием – что еще надо сделать? (Надо отметить особенности питания растений)

Вы все правильно сказали. Работая в парах, используя учебник, нужно выполнить следующее задания:

Пары 1 ряда: найти отличия растений от животных.

Пары 2 ряда: найти органы питания растений.

Пары 3 ряда: найти способы питания растений.

5. Реализация построенного проекта.

Пары 1 ряда: в отличие от животных у растений есть следующие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

Пары 2 ряда: органы питания растений – корень, лист.

Пары 3 ряда: почвенное, воздушное)

Сгруппируйтесь по рядам и установите связь между ранее предложенными словами.

(Группы представляют свои варианты:


Вода

Минеральные Корень Почва



Углекислый

газ Лист Воздух)

6. Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи).

Какую роль играет почва в питании растений? (Почва для растения является источником питательных веществ)

Какие вещества, необходимые для растения, есть в почве? (В почве есть вода и минеральные соли)

В каком виде минеральные соли поступают в организм растения? (В организм растения минеральные соли поступают растворенными в воде)

Какую роль играют в питании корень и корневые волоски? (Корневые волоски корня всасывают воду и растворенные в ней минеральные соли)

О каком из способов питания шла речь? (О почвенном)

Каковы особенности воздушного питания? (Из воздуха растение через устьица листьев поглощает углекислый газ)

Какую важную функцию еще выполняют зеленые листья? (Зеленые листья поглощают энергию света)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Внимание на экран! На слайде текст с пропущенными словами. С какой целью вы ее будете выполнять? (Чтобы проверить знания о питании растений)

Текст: При почвенном питании растения с помощью ________ поглощают ________ и растворенные в ней ____________, которые по проводящим тканям поступают в _____. Зеленые листья – основные органы ______________ питания. Через ______поступает воздух, из которого для питания растение использует__________________.

Самопроверка по образцу:

3.Минеральные соли (вещества).

7. Углекислый газ.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую учебную цель вы поставили перед собой на уроке?

Как вы открывали новые знания?

Вы реализовали поставленную цель?

Все ли вы сегодня узнали о питании организмов? ( Отвечают на вопросы)

Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. (Отмечают слово Я на выбранной шкале)

Чем питаются растения? Дело в том, что для нормального роста и развития этих организмов необходимы особые условия. Какие именно? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Что такое питание

Осуществление процесса обмена веществ является признаком всех живых организмов. Его составной частью и является питание. Его суть заключается в поступлении веществ к тканям и органам, их преобразовании и усвоении. Чем питаются растения? Подобно другим существам, им необходима энергия, заключенная в связях сложных химических соединений. Особенностью большинства растений является то, что все необходимые элементы они получают из воздуха и почвы. Для человека знания о значении питания для растений имеет огромное значение, поскольку позволяют значительно увеличить урожайность.

чем питаются растения

Способы питания организмов

По типу питания организмы можно объединить в две группы. Это авто- и гетеротрофы. Представители первых самостоятельно синтезируют органические вещества. К ним относятся растения и некоторые виды бактерий. Для создания органики автотрофы используют разные виды энергии. В зависимости от этого различают фото- и хемотрофы. Растения и сине-зеленые водоросли в ходе биосинтеза используют энергию солнечного излучения. Некоторые виды бактерий в ходе питания окисляют различные минеральные соединения. Они относятся к группе хемотрофов.

Животные, грибы и часть бактерий питаются уже готовыми органическими соединениями, поглощая их разными способами. Такие организмы называют гетеротрофами.

В природе существуют необычные виды растений. И способ их питания может изменяться в зависимости от условий окружающей среды. Это миксотрофы. Они способны к фотосинтезу, а при необходимости могут поглощать и готовую органику. Их примерами являются росянка и эвгленовые водоросли.

минеральное питание растений

Минеральное питание растений

Каждый огородник знает, что урожайность во многом определяется количеством влаги и плодородием почвы. Действительно, для роста растениям необходимы растворы минеральных солей, которые они поглощают при помощи корня. По элементам проводящей ткани они передвигаются по стеблю к листьям. Такой ток веществ называется восходящим. Это и есть почвенное питание растений.

Какие элементы являются самыми важными? Прежде всего это магний, кальций, фосфор, железо и сера. Это макроэлементы, которые необходимы растениям в больших количествах. Каждый из них незаменим. Не меньшее значение для развития корня и побега имеют микроэлементы. К ним относятся кобальт, медь, бор, цинк и молибден. В агротехнических целях эти компоненты вносятся в почву в качестве удобрений.

Особое значение для роста побега имеет азот. Если вы увидели, что листья и стебли растений на вашем участке начали желтеть и вянуть - это явный признак нехватки этого элемента. Достаточное количество азота содержит воздух. Он составляет практически 78% в этой газовой смеси. Но растения не способны усваивать атмосферный азот. Природными помощниками в этом вопросе являются нитрифицирующие бактерии. Они преобразуют атмосферный азот в растворимые соли. Их и поглощают растения из почвы вместе с водой. Человек вносит азот в виде различных удобрений - калийной селитры, карбамидов, сульфатов аммония. Добавлять в почву их необходимо весной, когда начинается формирование побега.

Эффективность минерального питания растений зависит от содержания в почве воды. Дело в том, что растения могут поглощать все необходимые им вещества только в растворенном виде. Поэтому в засушливой местности многие растения не выживают. Но чрезмерное увлажнение также не приносит пользы. Корни начинают загнивать и постепенно отмирают.

Важным компонентом почвы является воздух. Хорошая аэрация также является необходимым условием развития корня, а значит, и других частей растения. Рыхлению почвы способствует не только человек, но и ее обитатели. Дождевые черви и насекомые проделывают в ней многочисленные ходы. При этом они обогащают почву кислородом и перемещают органические вещества с ее поверхности вглубь.

Воздушное питание растений

Дыхание и фотосинтез являются противоположными процессами. Они являются жизненно необходимыми и в растении протекают одновременно. В чем суть воздушного питания растений? В листья поступает углекислый газ, который вступает в сложную многоступенчатую реакцию с другими неорганическими веществами. В результате образуется глюкоза, которую растения используют в качестве источника энергии. Этот процесс называется фотосинтезом.

Почвенное и воздушное питание растений тесно взаимосвязаны. Органика, которая образуется в листьях, поступает к подземным частям. И наоборот, водные растворы минеральных компонентов передвигаются из корня к побегу.

почвенное питание растений

Что такое фотосинтез

Питание растений биология рассматривает в планетарном масштабе. В ходе фотосинтеза образуется не только моносахарид глюкоза, но и кислород. Этот газ необходим для дыхания не только животным, грибам и бактериям, но и самим растениям.

Процесс фотосинтеза происходит в два этапа: световой и темновой. Солнечная энергия поглощается зеленым пигментом хлорофиллом. В результате этого первоначально происходит фотолиз воды: под действием солнечного света она разлагается на кислород и водород. Далее осуществляется процесс восстановления углекислого газа. Для этого солнечный свет уже не нужен.

воздушное питание растений

Необходимые условия

Чем питаются растения в ходе фотосинтеза? Этот процесс происходит в особых структурах клеток растений, которые называются пластидами хлоропластами. Они имеют зеленый цвет, обусловленный наличием красящих веществ - пигментов. Пластиды этого вида содержат хлорофилл.

Для протекания фотосинтеза необходимы вода и углекислый газ. Начинается химическая реакция только при наличии солнечного света. Углекислый газ проникает в растение через устьица листьев, а воду всасывают корни из почвы.

необычные способы питания растений

Насекомоядные

На примере этой группы организмов можно рассмотреть необычные способы питания растений. Этих представителей называют насекомоядными, или хищными. В природе их насчитывается более 600 тысяч видов.

Они имеют ловчие аппараты, с помощью которых охотятся на насекомых. При этом данные растения способны и к автотрофному питанию. Способность поглощать готовую органику делает их менее зависимыми от азота, содержащегося в почве.

Большинство хищных растений являются многолетними травами, иногда встречаются небольшие кустарники. Их типичными примерами являются росянка и пузырчатка. Самое крупное растение-хищник растет на территории Австралии. Это гигантский библис. Жертвами этого кустарника являются насекомые, ящерицы и даже лягушки.

Для охоты у них есть целый ряд приспособлений. Листья видоизменены в специальные ловчие органы. Они имеют железы, которые выделяют пищеварительные ферменты.

значение питания растений

Паразитические виды

Для этих растений минеральное питание утратило свое значение. Они неспособны к фотосинтезу или осуществляют его частично. Паразитические виды питаются соками других растений. К примеру, заразиха получает вещества подсолнечника или тыквы.

Известным паразитом является повилика. Ее корень развивается лишь во время прорастания семени. Потом он засыхает, а стебель обвивает растение-хозяина. Повилика крепится к нему с помощью присосок, или гаусторий. Через них происходит всасывание всех (как минеральных, так и органических) веществ. Растения-паразиты приводят к массовой гибели многих культурных растений.

Систематики насчитывают более 4 тысяч видов паразитов. Среди них - представители семейств раффлезиевых. Это растение известно гигантскими размерами своего цветка, достигающего метра в диаметре. Само растение полностью погружено в побег и корень хозяина. Снаружи можно увидеть только цветки.

Еще одним примером паразитов является омела, которая относится к семейству санталовых. Она поселяется на тополях. Стоит сказать, что омела не утрачивает способности к фотосинтезу, однако водные растворы минералов получает с помощью гаусторий.

виды растений и способы их питания

Полупаразиты

Как и омела, эта группа организмов обеспечивает себя органическими веществами в ходе фотосинтеза. А вот почвенное питание растений затруднено. Дело в том, что у полупаразитов плохо развиты подземные органы. Процесс затрудняется также отсутствием или недостаточным количеством корневых волосков. Для поглощения воды полупаразиты имеют видоизмененные органы. Это корневые присоски. Примерами растений с таким типом питания являются иван-да-марья и погремки.

Вместо послесловия

Итак, в нашей статье мы разобрали, чем питаются растения. Большинство из них являются автотрофами. Это значит, что они осуществляют процесс фотосинтеза. В его ходе в хлоропластах из воды и углекислого газа образуется моносахарид глюкоза и кислород. Происходит это при наличии солнечного света. Среди растений встречаются и виды с гетеротрофным питанием. Они имеют ловчие аппараты, с помощью которых охотятся на мелких животных. Переваривание их происходит при помощи ферментов, которые выделяются специальными железами. Еще одной группой растений являются паразиты. Они частично или полностью утрачивают способность к фотосинтезу и питаются водными растворами других растений.

Читайте также: