Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс добрым и вежливым будь

Обновлено: 05.07.2024

2.Закрепить и углубить знания о речевом этикете, о вежливости.

  1. Развивать коммуникативные качества. Учить употреблять в общении различные формы речевого этикета.
  2. Воспитывать у детей культуру общения, навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.

Ход занятия

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

Если друг стал отвечать

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

-Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Это вежливые слова. Пройдет время, вы окончите школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми.

- Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся? (Дети отвечают)

- Этому надо учиться с детства.

- А теперь, ребята, немного поэкспериментируем.

(Учитель достает два мешочка)

- Давайте потрогаем оба эти мешочка.

- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения. (Один мешочек мягкий, теплый).

- Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик).

- Вам было приятно трогать этот мешочек? (Да)

- А теперь потрогаем другой мешочек?

- Что же вы почувствовали? (В мешочке что-то острое, его неприятно трогать).

- Ребята, так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

- Вежливый человек приятен для окружающих. Вежливый и умеющий общаться человек может в жизни многого достичь. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

- Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.)

III. Повторение знаний о волшебных словах

- Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.)

- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
- Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

- Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

Мой подарок я вручила,

То есть радость получила

То есть радостно и мне,

То есть радостно вдвойне

от подарка моего –

стало два из одного!

(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)

- Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Встретив зайку, еж-сосед

А его сосед ушастый

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Повторяем его поминутно.

Нам становится неуютно.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)

Физ. минутка .

- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

Беседа о дружбе, о друзьях

- Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)

(Учитель читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал ни слова –

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

- Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход? (В башне Мира и Добра.)

- Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет – добрый ответ.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

VIII. Итог занятия

- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

- Прочитайте свое слово.

Мы любим писать слова земные:

Светлые, понятные, родные,

Важные для всех людей слова!

-Большое спасибо всем, кто сегодня мне помогал и правильно отвечал на все вопросы.

Рефлексия.

- Что узнали сегодня?

- Что было интересно?

- Кому было интересно, поднимите зеленые листочки, а кому было неинтересно, трудно – желтые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

активизация интеллектуальной деятельности учащихся: уcтановление соответствия поcтупков нравственным правилам, cопоставление, сравнение героев, их поведения, клаcсификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых cлов).

регулятивные:

1.Способность и умение планировать cвои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие поcле его завершения на основе его оценки и учёта характера cделанных ошибок.

коммуникативные:

формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности cуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение cвоего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

1.Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.Формирование нравственного сознания младшего школьника

Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Постановка цели, задач, актуальности мероприятия.

Введение в ситуацию. Актуализация знаний и построение проекта.

Основная часть.

Заключительная часть.


ХОД ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Дети приветствуют друг друга

Эмоционально настраиваются на занятия, в ожидании новых знаний и умений.

Постановка цели, задач, актуальности мероприятия.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А о чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, когда разгадаете загадку. Но загадку надо отыскать. (Нашедший, загадку зачитывает).

Не хвались серебром,

А хвались … (добром).

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?

- Тема нашего занятия: Правила вежливости, представления о добрых и недобрых поступках.

Готовятся работать по предложенному плану

Введение в ситуацию. Актуализация знаний и построение проекта.

Мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

Прочитаем девиз нашего занятия:

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть!

Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

Отвечают на вопрос учителя

Высказывают свою точку зрения, вступая в беседу.

Кто может назвать себя добрым? А кто вежливым? Поднимите руки. Сейчас проверим!

Кто любит животных?

Кто здоровается со старшими?

Кто уступает место в автобусе?

Решает споры вежливо?

Не ссорится с одноклассниками?

Никогда не злится?

Задания в группах: собери слова по группам (слова развешены по классу)

1группа: слова приветствия.

2 группа: слова, которыми можно попрощаться

3 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу

4 группа: слова-благодарности

Каждая группа ищет нужные ей слова.

1.Доброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.

2.Всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.

3.Дай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.

4.Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

А вы совершали добрые поступки? Какие?

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.

- Ребята, вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.

(Белоснежка, Баба Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)

-Как вы думаете легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Конспект занятия по внеурочной деятельности

студентка 503 группы

Юсупова Елизавета Сергеевна

Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС.

способствовать формированию представлений о вежливом общении;

выработать привычку употреблять в речи вежливые слова;

способствовать формированию у обучающихся понятия о добре и зле (на примере анализа предложенных);

способствовать воспитанию в детях стремления к добрым человеческим взаимоотношениям, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

способствовать осознанию того, что добро – это радость для окружающих и самого себя.

Планируемый результат обучения и формирование УУД

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Тип занятия: комбинированный

Вид диагностики результативности и эффективности: педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально- нравственным состоянием школьников в повседневной жизни.

Автор: Воронина Марина Александровна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: г. Тимашевск

Предмет: Этика: Азбука добра. (внеурочка)

Дата проведения: 21.02.17 г.

Учитель: Воронина М.А

Цель:

  • Учить детей выражать чувства добрыми словами;
  • формировать навыки вежливого обращения;
  • воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи:

  • воспитывать доброжелательность;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Оборудование: компьютер,словари, пословицы, картинки для работы в группах; карточки с вежливыми словами для работы в парах, корзина, цветочки для каждого ученика синего и желтого цвета.

Ход занятия:

I.Вступительная часть.

1. Орг .момент.

Добрый день, ребята! Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Начинаем наше занятие.

2. Беседа. Подведение к теме занятия.

Ребята, послушайте стихотворение, и скажите о чем оно?

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

(заслушиваются ответы детей)

Так кто же может сказать, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

“ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ,
НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ

Вы пока ученики, но закончите школу, станете строителями, трактористами,

агрономами, врачами, учителями, … . Много интересных дел ждет вас

впереди. Но какую бы профессию вы не выбрали, вы должны вырасти

вежливыми, воспитанными. А для этого вы должны всегда пользоваться

волшебными добрыми словами, от которых становится теплее и радостнее

Вот сегодня на классном часе мы и поговорим об этих и о других

вежливых словах, когда и как ими пользоваться.

3.Актуализация опорных знаний.

А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы "Волшебные слова"?

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными” добрыми словами, от которых становится теплее и радостнее.

II.Основная часть.

1.Создание проблемной ситуации.

-Ребята, что нового мы должны узнать, чему научиться? ( заслушиваются ответы детей)

- Сегодня мы с вами попробуем заполнить корзину добротой. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, цветок за цветком, мы создадим этот волшебную цветочную композицию.

2.Первичное усвоение знаний.

-Давайте сейчас прибегнем к помощи словаря. Кто скажет, для чего нужно пользоваться толковым словарём?

- Помимо доброты, есть не менее важное человеческое качество, которое ходит рядом с добротой - это вежливость.

3.Обобщение и систематизация знаний.

-Ребят, а какие вы совершали добрые дела?

- В народе всегда относились к доброте по-особому.

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

-Перед вами на доске записаны слова, составьте из них пословицу.

-Какие вы знаете пословицы о доброте? (дети приводят примеры)

3.1.Работа в парах

Ребят, а сейчас проверим как вы умеете применять вежливые слова в жизни

(каждой паре я даю карточку, на которой написана группа вежливых слов, вам нужно составить красивое предложение с использованием этих слов.)

1.Здравствуйте! 2.Будьде добры! 3.Спасибо! 4.Будьте любезны! 5. Извините! 6.Доброе утро! 7.Благодарю! 8.Спокойной ночи! 9. Пожалуйста! 10.Добрый день! 11.До свидания! 12.Добрый вечер!

-Очень красивые предложения вы составили, молодцы. Я думаю, что вы часто будете их употреблять в своей речи.

3.2. Физминутка.

  • Поздороваться при встрече …
  • Толкнуть, не извиниться …
  • Помочь поднять упавшую вещь …
  • Не уступить место пожилому …
  • Уходя, попрощаться …
  • Перебивать говорящего …
  • Кричать в помещении …
  • Поблагодарить за помощь …
  • Отнять игрушку у малыша …
  • Пропускать старшего в дверях …
  • Зайти в класс и не поздороваться…

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. (сценка)

-А сейчас ребята вам покажут сценку, а вы посмотрите и скажите каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека?

- Кто кого обидел первым?

- Кто кого ударил первым?

- Вы же раньше так дружили.

- Что же вы не поделили?

- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы? (заслушиваются ответы детей)

- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря. (читается учителем)

4.2.Физминутка.

Солнышко ясное встало:

-Доброе утро!-кричу я прохожим,

Веселым прохожим. На утро похожим.

4.3.Работа в группах

(группы делятся по рядам, каждая группа вызывается к доске и получает картинку с изображением неправильной ситуации, за 30 группе необходимо обсудить между собой все неправильные моменты и доказать, рассказать классу. Аналогичная работа проводится и с остальными группами.)

III.Итог урока.

1. Практическая работа+рефлексия

Перед вами лежат цветы желтого и синего цвета. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего занятия: красный - не очень понравилось, белый - все понравилось. Подумайте, что за эти полгода вы сделали для класса, друг для друга, для окружающих хорошего и напишите на лепестках, положите в корзину.

2.Вывод. Итог.

-Ребята, что же необходимо делать, чтобы дарить людям радость?

(дети составляют свои правила, высказывая мнения)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья .
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты

(стихотворение рассказывает ученица)

-Всем спасибо за внимание! До свидания!

1.Добрый человек добру и учит.

2.Добро помни, а зло забывай.

3.Доброе слово лечит, а злое калечит.
4.Добрая слава лежит, а худая бежит.
5.За добро добром плати.
6.Худо тому, кто добра не делает никому.
7.Жизнь дана на добрые дела.
8.Сделаешь худо, не жди добра.

Читайте также: