Конспект на тему скворечник

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД

Воспитатель

Мелехова Ольга Александровна

Группа: средняя

Приоритетная образовательная область:

- познавательное развитие

- художественно-эстетическое развитие

Образовательные:

- Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей;

-определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная).

- Закрепить умение преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части.

-учить наклеивать части скворечника в определенной последовательности.

Развивающие:

- Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

- Развивать мелкую моторику, воображение.

- Продолжать развивать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- Развивать цветовое восприятие.

-Знакомить детей с перелетными птицами,

-Называть знакомых птиц.

- Воспитательные:

- Воспитывать интерес к аппликации и стремление сделать работу аккуратно.

- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

- Беседа о весне, о перелетных птицах, О ЖИЗНИ ПТИЦ;

- Рассматривание картин о весне, о птицах.

-Наблюдение за изменениями в природе, за птицами на прогулке

Материалы и оборудования:

- клеенка; тарелка с деталями для скворечника ; ножницы; кисточка; клей; лист бумаги; салфетка;

- аудиозаписи с голосами птиц;

- деревья (коллективная работа)-заранее подготовлены.

- музыкальный центр, мультимедийная доска.

Ход образовательной деятельности

Вступительная часть

-Воспитатель : Ребята, сегодня утром я проснулась от веселого пения, перезвона птичьих голосов за окном. Птицы пели свои песни.

Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы. (Ответы детей)

Основная часть

Воспитатель : Прослушайте стихотворение и скажите о ком оно?

Засвистел, запел скворец,
Черный словно смоль - певец.
Песней простенькой своей,
Возвестил: зиме конец!
А ещё он рассказал
В дальних странах, что видал
Как там за морем жилось
Что увидеть довелось!
И кого он повстречал
Пока путь домой держал.
Ах! Слушать можно долго птиц!
Язык понятен без границ!

Воспитатель : ребята, про кого это стихотворение?

-Как вы думаете, где зиму проводят скворцы? – ответы детей

Воспитатель: В тёплых краях .
- А почему скворцы возвращаются в родные края?- ответы детей

Воспитатель : Вить гнезда, выводить птенцов)

(слайд картинка - скворца)

Воспитатель: Скворец певчая птица. У него чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. Скворец может издавать различные звуки, которые похожи на свист, скрип, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Подражает пению других птиц. Давайте послушаем.

( (Включается аудиозапись - звук скворца)

Воспитатель: ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? –ответы детей.

Многие птицы возвращаются к нам весной: скворцы , ласточки, грачи. (слайды- картинки птиц)

Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит для себя гнездо. Где же живет скворец?- ответы детей.

Скворец летит к скворечнику. А кто делает для скворцов домики?- ответы детей

(Включается аудиозапись- звук скворца)

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел скворец, он что-то хочет нам сказать

Воспитатель: А перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю отдохнуть. Вставайте возле своих мест.

Ну-ка, птички, полетели - Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели,- Медленно приседают.
Поклевали зернышки, - Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, - Кружатся на месте.
Водичку попили, - Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, - Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, - Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь скворцам?

А наши скворечники будут необычные, мы будем их делать из бумаги.

Воспитатель : Ребята, у нас есть чудо- деревья! (на доске висит коллективная работа детей- деревья в лесу).

Мы с вами построим птицам домики - скворечники и повесим на наши деревья.

Воспитатель : ребята, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.

Работа за столами.

Посмотрите, что лежит у вас на столах?- Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? – ответы детей

(Слайд с изображением скворечника и отдельных частей )

- стенка скворечника какой формы? – прямоугольной;

- крыша какой формы?– треугольной;

- окошко какой формы? – круглой.

-жердочка какой формы?- прямоугольной.

Смотрите, ребята, сначала я беру прямоугольник. Затем для крыши, квадрат пополам, как платочек, уголок к уголку. Сгиб разглаживаем. Разрезаем.

Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю круг, вход в скворечник. И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Вот какой скворечник получился, прямо дворец!

А теперь составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геом. фигуру мы положили внизу? Какую, наверх? Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.

Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для нашего скворца домик. Приступайте к работе.

(Дети наклеивают изображение под фоновую музыку).

Замечательные скворечники у вас получились.

Ребята, мы смастерили много скворечников, а теперь нам нужно их разместить на деревьях (дети подходят по очереди к доске и приклеивают свои скворечники к своим деревьям, воспитатель помогает размещать их на коллективной работе).

Запись Скворца : Спасибо, ребята, вам за домики для моих друзей скворцов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо.

Смогли мы помочь скворцам? –ответы детей .

А как мы это сделали? (Смастерили скворечники)

Трудно ли вам было?

- Да, мы для птиц смастерили скворечники ! Посмотрите какие они получились красивые, аккуратные, птицам будет приятно жить в них.

- Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники , за это они нам будут благодарны, будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.

заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.

перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах,

сделать заготовки для скворечников

Словарная работа: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение

согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить

правильное произношение звуков.

Оборудование и материалы: заготовки скворечников, гуашь, кисточки,

Ход занятия:

Воспитатель: Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы, догадались. Да, это время года весна. Многие птицы

возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (воспитатель показывает

картины птиц). Птицы строят гнёзда (показ гнезда) и выращивают птенцов. А какая из

птиц Прилетает в свой домик (если дети затрудняются ответить. можно прочитать

отрывок из стихотворения)

Воспитатель: Правильно скворец! Скворец строит свои гнезда в скворечниках,

дуплах деревьев или глубоких расщелинах. Будущие родители-скворцы очень

тщательно выбирают место для своего гнезда. Самец приносит мох, веточки, а самка

вьет гнездышко. А когда появляются птенцы, то и мама-скворец и папа-скворец

улетают за кормом для птенцов. И оставляют их одних. Поэтому скворцам так важно

чтобы их птенцы были защищены. И гнездо должно недоступно и глубоко спрятано.

А кто делает для скворцов домик. Когда вы гуляли в парке, то наверняка видели

деревянные домики для птиц на деревьях? Как они называются?

Воспитатель: А теперь пожалуйста, послушайте внимательно стихотворение.

Мы с братишкою моим

Птицам домик мастерим.

Небольшой, опрятный внешне.

Называется скворечник.

Окон нет. Есть только лаз,

Да жердинка - напоказ.

Прилетят весной скворцы,

Будет радость и веселье,

Птицы справят новоселье,

Натаскают пух, солому.

К своему привыкнут дому.

Будем с братом наблюдать,

Как птенцы начнут летать.

А потом сойдутся в стаю

И простятся, улетая.

Воспитатель: Давайте с вами еще раз рассмотрим скворечник. (можно рассмотреть

разные виды на картинках, или макет скворечника)

Скворечник изготавливается из дерева. Но бывает, что домик скворца делают

нарядным и покрывают его краской (показ картинки или макета скворечника).

Звонко капает капель: кап, кап, кап, кап (поочередно ударяем по большому пальцу

подушечками других пальцев)

Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап

На носки лисичка наша поднялась (идём двумя пальцами по ладони)

Да случайно прямо в лужу шлепнулась! (Шлепок по коленям)

На пригорке белый заинька стоял (показываем заиньку двумя пальцами указательным

и средним, на обоих руках)

Над лисичкой во все горло хохотал (ха, ха, ха, ха)

Воспитатель: Ребята, а давайте раскрасим скворечники для птиц которые прилетают

из жарких стран к нам? Для этого берем наши заготовки (коробочки, которые мы

предварительно покрасили краской)

Перед началом работы подумайте, какой у вас будет скворечник? Какой будет

узор? (воспитатель обращает внимание детей на аккуратность выполнения работы, как

правильно держать кисточку, брать краску и воду) А теперь давай те поиграем!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все на привале…

Вправо, влево повернитесь,

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем зайки шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно:

Нам еще работать нужно!

Воспитатель: Итак, наш домик готов. Давайте дадим ему высохнуть. А пока он будет

высыхать, мы с вами нарисуем дерево. Для того чтобы повесить наши скворечники.

Подведение итога занятия

Воспитатель: А теперь мы скажем птичкам, чтоб они прилетали в наши скворечники.

Теперь каждый в своем скворечнике поселит скворца, которого мы делали из бумаги(

оригами) Ребята! Как же вы хорошо постарались, молодцы!

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы (развитие речи, коммуникация, социализация)
Цели:
Образовательные: формирование умения с помощью вопросов называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.)
Развивающие: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание картины "Весна", изображения перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах, приготовить готовый скворечник для того чтоб закрепить его на дереве на участке их группы.
Словарная работа: скворец, скворечник.
Атрибуты: рисунок изображающий мальчика и девочку, вешающих скворечник, скворечник.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Она мне загадала загадку , но я не знаю ответа, вы мне поможeте её отгадать?

Загадка
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)

Воспитатель: Интересно, что эта сорока хотела нам сообщить?
(Предположения детей)
Воспитатель: А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало? (Ответы детей)

Загадка про скворца
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?
Дети: Девочку и мальчика.
Воспитатель : Что делает мальчик?
Дети : Вешает скворечник.
Воспитатель : А что делает девочка?
Дети : Помогает мальчику, подает молоток.
Воспитатель: Правильно, мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.
Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?
Дети: Чтобы там жили птицы - скворцы.
Воспитатель: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?
Дети: Папа.
Воспитатель: А что это зеленеет на дереве?
Дети: Листочки.
Воспитатель : Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья ? а когда прилетают скворцы?
Дети : Весной.
Воспитатель: Значит на картине изображена весна.

Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.
Папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.
Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.
Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.

Стих
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.

Сюрпризный момент



Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста что принёс Мишин папа?
Дети: скворечник!
Воспитатель показывает скворечник и называет части, из которых он состоит, обращая внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг.
Молодцы, ребята! Что нового, интересного вы узнали?(во время того как папа вешает скворечник на участке мы беседуем с детками на эту тему).

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по

Разработала и провела воспитатель Мисриханова К.А.

Цель занятия: учить детей составлять изображение скворечника из готовых форм.

Образовательные: Упражнять в умении определять геометрическую

Развивающая: развивать умение ориентироваться на листе при

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с клеем

Тип занятия : предметная аппликация

Форма занятия : фронтальная

Продолжительность: 25минут

Возраст обучающихся: 5лет

Оборудование и материалы : картинки птиц, клеенка на стол, лист а4, клей, кисти, салфетки, прямоугольник большой 10*10, треугольник 10*5*5, прямоугольник маленький 12*2 три штуки, заготовка круга Д=5см для вырезания (леток, птички по количеству детей, ткань ножницы

Предварительная работа: упражнять в вырезании круга

словесные (беседа, наглядные (иллюстрация, практические (упражнение)

Предварительная работа: рассматривание скворечника на участке, изготовление дерева в группе для скворечника., беседы о птицах.

Структура занятия:

вводная часть

Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами в гости. Давайте, поздороваемся с ними! Гости пришли к нам, узнав, что сегодня мы будем делать с вами домики для птиц. Их на нашем участке очень много. Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела рядом со скворечником две одинаковых птички. Они не могли поделить домик.

Мы с вами уже учили птиц, посмотрите на картинки и скажите о какой птичке я говорю. (орел, снегирь, скворец)

Почему не снегирь, не орел? (ответы детей) Молодцы!

Откуда прилетает к нам скворец? (из теплых стран)

Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)

Как называются эти домики?

Как вы думаете почему птички не могли домик поделить? (ответы детей -на всех не хватает)

Предлагаю смастерить домики птицам.

Основная часть

1 .Пальчиковая гимнастика

Мы построили скворечник

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(попеременно постукивать кулачками друг о друга, свести руки над головой)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки-

(соединять каждый палец с большим 2раза)

2. Посмотрите на свое рабочее место. Какие у вас детали? (квадрат, треугольник, прямоугольники, круг)

Для чего нам круг? (ответы детей- вход, куда залетает птичка)

Называется он леток. Давайте скажем все вместе.

Почему леток? (ответы детей- птицы влетают и вылетают)

Что не так с кругом?

(его надо вырезать)

Возьмите ножницы и сделайте круг.

Разложите детали на листе.

А как вы думаете, для чего нам прямоугольники?

(Приклеить на крышу и под скворечник)

(На доске убрать ткань там птички)

Ваши домики понравились скворцам, они очень хотят поселиться в них-примите скворцов? (дети выбирают птичку для своего домика)

Всем птичкам хватило домиков?

Заключительная часть

Понравилось вам сегодня помогать птичкам? (ответы детей) Делать добрые дела – это так хорошо и необходимо. Какие вы молодцы!

Читайте также: