Конспект на тему скворечник
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД
Воспитатель
Мелехова Ольга Александровна
Группа: средняя
Приоритетная образовательная область:
- познавательное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Образовательные:
- Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей;
-определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная).
- Закрепить умение преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части.
-учить наклеивать части скворечника в определенной последовательности.
Развивающие:
- Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
- Развивать мелкую моторику, воображение.
- Продолжать развивать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
- Развивать цветовое восприятие.
-Знакомить детей с перелетными птицами,
-Называть знакомых птиц.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к аппликации и стремление сделать работу аккуратно.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
- Беседа о весне, о перелетных птицах, О ЖИЗНИ ПТИЦ;
- Рассматривание картин о весне, о птицах.
-Наблюдение за изменениями в природе, за птицами на прогулке
Материалы и оборудования:
- клеенка; тарелка с деталями для скворечника ; ножницы; кисточка; клей; лист бумаги; салфетка;
- аудиозаписи с голосами птиц;
- деревья (коллективная работа)-заранее подготовлены.
- музыкальный центр, мультимедийная доска.
Ход образовательной деятельности
Вступительная часть
-Воспитатель : Ребята, сегодня утром я проснулась от веселого пения, перезвона птичьих голосов за окном. Птицы пели свои песни.
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы. (Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель : Прослушайте стихотворение и скажите о ком оно?
Засвистел, запел скворец,
Черный словно смоль - певец.
Песней простенькой своей,
Возвестил: зиме конец!
А ещё он рассказал
В дальних странах, что видал
Как там за морем жилось
Что увидеть довелось!
И кого он повстречал
Пока путь домой держал.
Ах! Слушать можно долго птиц!
Язык понятен без границ!
Воспитатель : ребята, про кого это стихотворение?
-Как вы думаете, где зиму проводят скворцы? – ответы детей
Воспитатель: В тёплых краях .
- А почему скворцы возвращаются в родные края?- ответы детей
Воспитатель : Вить гнезда, выводить птенцов)
(слайд картинка - скворца)
Воспитатель: Скворец певчая птица. У него чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. Скворец может издавать различные звуки, которые похожи на свист, скрип, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Подражает пению других птиц. Давайте послушаем.
( (Включается аудиозапись - звук скворца)
Воспитатель: ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? –ответы детей.
Многие птицы возвращаются к нам весной: скворцы , ласточки, грачи. (слайды- картинки птиц)
Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит для себя гнездо. Где же живет скворец?- ответы детей.
Скворец летит к скворечнику. А кто делает для скворцов домики?- ответы детей
(Включается аудиозапись- звук скворца)
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел скворец, он что-то хочет нам сказать
Воспитатель: А перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю отдохнуть. Вставайте возле своих мест.
Ну-ка, птички, полетели - Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели,- Медленно приседают.
Поклевали зернышки, - Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, - Кружатся на месте.
Водичку попили, - Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, - Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, - Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь скворцам?
А наши скворечники будут необычные, мы будем их делать из бумаги.
Воспитатель : Ребята, у нас есть чудо- деревья! (на доске висит коллективная работа детей- деревья в лесу).
Мы с вами построим птицам домики - скворечники и повесим на наши деревья.
Воспитатель : ребята, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.
Работа за столами.
Посмотрите, что лежит у вас на столах?- Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? – ответы детей
(Слайд с изображением скворечника и отдельных частей )
- стенка скворечника какой формы? – прямоугольной;
- крыша какой формы?– треугольной;
- окошко какой формы? – круглой.
-жердочка какой формы?- прямоугольной.
Смотрите, ребята, сначала я беру прямоугольник. Затем для крыши, квадрат пополам, как платочек, уголок к уголку. Сгиб разглаживаем. Разрезаем.
Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю круг, вход в скворечник. И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Вот какой скворечник получился, прямо дворец!
А теперь составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геом. фигуру мы положили внизу? Какую, наверх? Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.
Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для нашего скворца домик. Приступайте к работе.
(Дети наклеивают изображение под фоновую музыку).
Замечательные скворечники у вас получились.
Ребята, мы смастерили много скворечников, а теперь нам нужно их разместить на деревьях (дети подходят по очереди к доске и приклеивают свои скворечники к своим деревьям, воспитатель помогает размещать их на коллективной работе).
Запись Скворца : Спасибо, ребята, вам за домики для моих друзей скворцов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо.
Смогли мы помочь скворцам? –ответы детей .
А как мы это сделали? (Смастерили скворечники)
Трудно ли вам было?
- Да, мы для птиц смастерили скворечники ! Посмотрите какие они получились красивые, аккуратные, птицам будет приятно жить в них.
- Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники , за это они нам будут благодарны, будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.
заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.
перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах,
сделать заготовки для скворечников
Словарная работа: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение
согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить
правильное произношение звуков.
Оборудование и материалы: заготовки скворечников, гуашь, кисточки,
Ход занятия:
Воспитатель: Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Молодцы, догадались. Да, это время года весна. Многие птицы
возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (воспитатель показывает
картины птиц). Птицы строят гнёзда (показ гнезда) и выращивают птенцов. А какая из
птиц Прилетает в свой домик (если дети затрудняются ответить. можно прочитать
отрывок из стихотворения)
Воспитатель: Правильно скворец! Скворец строит свои гнезда в скворечниках,
дуплах деревьев или глубоких расщелинах. Будущие родители-скворцы очень
тщательно выбирают место для своего гнезда. Самец приносит мох, веточки, а самка
вьет гнездышко. А когда появляются птенцы, то и мама-скворец и папа-скворец
улетают за кормом для птенцов. И оставляют их одних. Поэтому скворцам так важно
чтобы их птенцы были защищены. И гнездо должно недоступно и глубоко спрятано.
А кто делает для скворцов домик. Когда вы гуляли в парке, то наверняка видели
деревянные домики для птиц на деревьях? Как они называются?
Воспитатель: А теперь пожалуйста, послушайте внимательно стихотворение.
Мы с братишкою моим
Птицам домик мастерим.
Небольшой, опрятный внешне.
Называется скворечник.
Окон нет. Есть только лаз,
Да жердинка - напоказ.
Прилетят весной скворцы,
Будет радость и веселье,
Птицы справят новоселье,
Натаскают пух, солому.
К своему привыкнут дому.
Будем с братом наблюдать,
Как птенцы начнут летать.
А потом сойдутся в стаю
И простятся, улетая.
Воспитатель: Давайте с вами еще раз рассмотрим скворечник. (можно рассмотреть
разные виды на картинках, или макет скворечника)
Скворечник изготавливается из дерева. Но бывает, что домик скворца делают
нарядным и покрывают его краской (показ картинки или макета скворечника).
Звонко капает капель: кап, кап, кап, кап (поочередно ударяем по большому пальцу
подушечками других пальцев)
Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап
На носки лисичка наша поднялась (идём двумя пальцами по ладони)
Да случайно прямо в лужу шлепнулась! (Шлепок по коленям)
На пригорке белый заинька стоял (показываем заиньку двумя пальцами указательным
и средним, на обоих руках)
Над лисичкой во все горло хохотал (ха, ха, ха, ха)
Воспитатель: Ребята, а давайте раскрасим скворечники для птиц которые прилетают
из жарких стран к нам? Для этого берем наши заготовки (коробочки, которые мы
предварительно покрасили краской)
Перед началом работы подумайте, какой у вас будет скворечник? Какой будет
узор? (воспитатель обращает внимание детей на аккуратность выполнения работы, как
правильно держать кисточку, брать краску и воду) А теперь давай те поиграем!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале…
Вправо, влево повернитесь,
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем зайки шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
Воспитатель: Итак, наш домик готов. Давайте дадим ему высохнуть. А пока он будет
высыхать, мы с вами нарисуем дерево. Для того чтобы повесить наши скворечники.
Подведение итога занятия
Воспитатель: А теперь мы скажем птичкам, чтоб они прилетали в наши скворечники.
Теперь каждый в своем скворечнике поселит скворца, которого мы делали из бумаги(
оригами) Ребята! Как же вы хорошо постарались, молодцы!
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы (развитие речи, коммуникация, социализация)
Цели:
Образовательные: формирование умения с помощью вопросов называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.)
Развивающие: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание картины "Весна", изображения перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах, приготовить готовый скворечник для того чтоб закрепить его на дереве на участке их группы.
Словарная работа: скворец, скворечник.
Атрибуты: рисунок изображающий мальчика и девочку, вешающих скворечник, скворечник.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Она мне загадала загадку , но я не знаю ответа, вы мне поможeте её отгадать?
Загадка
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Воспитатель: Интересно, что эта сорока хотела нам сообщить?
(Предположения детей)
Воспитатель: А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало? (Ответы детей)
Загадка про скворца
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?
Дети: Девочку и мальчика.
Воспитатель : Что делает мальчик?
Дети : Вешает скворечник.
Воспитатель : А что делает девочка?
Дети : Помогает мальчику, подает молоток.
Воспитатель: Правильно, мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.
Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?
Дети: Чтобы там жили птицы - скворцы.
Воспитатель: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?
Дети: Папа.
Воспитатель: А что это зеленеет на дереве?
Дети: Листочки.
Воспитатель : Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья ? а когда прилетают скворцы?
Дети : Весной.
Воспитатель: Значит на картине изображена весна.
Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.
Папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.
Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.
Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.
Стих
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста что принёс Мишин папа?
Дети: скворечник!
Воспитатель показывает скворечник и называет части, из которых он состоит, обращая внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг.
Молодцы, ребята! Что нового, интересного вы узнали?(во время того как папа вешает скворечник на участке мы беседуем с детками на эту тему).
Содержимое публикации
Конспект открытого занятия по
Разработала и провела воспитатель Мисриханова К.А.
Цель занятия: учить детей составлять изображение скворечника из готовых форм.
Образовательные: Упражнять в умении определять геометрическую
Развивающая: развивать умение ориентироваться на листе при
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с клеем
Тип занятия : предметная аппликация
Форма занятия : фронтальная
Продолжительность: 25минут
Возраст обучающихся: 5лет
Оборудование и материалы : картинки птиц, клеенка на стол, лист а4, клей, кисти, салфетки, прямоугольник большой 10*10, треугольник 10*5*5, прямоугольник маленький 12*2 три штуки, заготовка круга Д=5см для вырезания (леток, птички по количеству детей, ткань ножницы
Предварительная работа: упражнять в вырезании круга
словесные (беседа, наглядные (иллюстрация, практические (упражнение)
Предварительная работа: рассматривание скворечника на участке, изготовление дерева в группе для скворечника., беседы о птицах.
Структура занятия:
вводная часть
Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами в гости. Давайте, поздороваемся с ними! Гости пришли к нам, узнав, что сегодня мы будем делать с вами домики для птиц. Их на нашем участке очень много. Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела рядом со скворечником две одинаковых птички. Они не могли поделить домик.
Мы с вами уже учили птиц, посмотрите на картинки и скажите о какой птичке я говорю. (орел, снегирь, скворец)
Почему не снегирь, не орел? (ответы детей) Молодцы!
Откуда прилетает к нам скворец? (из теплых стран)
Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)
Как называются эти домики?
Как вы думаете почему птички не могли домик поделить? (ответы детей -на всех не хватает)
Предлагаю смастерить домики птицам.
Основная часть
1 .Пальчиковая гимнастика
Мы построили скворечник
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
(попеременно постукивать кулачками друг о друга, свести руки над головой)
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки-
(соединять каждый палец с большим 2раза)
2. Посмотрите на свое рабочее место. Какие у вас детали? (квадрат, треугольник, прямоугольники, круг)
Для чего нам круг? (ответы детей- вход, куда залетает птичка)
Называется он леток. Давайте скажем все вместе.
Почему леток? (ответы детей- птицы влетают и вылетают)
Что не так с кругом?
(его надо вырезать)
Возьмите ножницы и сделайте круг.
Разложите детали на листе.
А как вы думаете, для чего нам прямоугольники?
(Приклеить на крышу и под скворечник)
(На доске убрать ткань там птички)
Ваши домики понравились скворцам, они очень хотят поселиться в них-примите скворцов? (дети выбирают птичку для своего домика)
Всем птичкам хватило домиков?
Заключительная часть
Понравилось вам сегодня помогать птичкам? (ответы детей) Делать добрые дела – это так хорошо и необходимо. Какие вы молодцы!
Читайте также: