Конспект занятия по развитию словаря в старшей группе на тему зима

Обновлено: 07.07.2024


Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Формировать звуковую культуру речи.


Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Развивать ориентацию в пространстве;
- Активизировать словарь детей.


Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат :

Словарная работа : снежинки, снежная, , снегопад,снежок. красивая, , ледяной, холодный, искрящийся…

"Речевое развитие". Метод. комплект программы "Детство". 3-7 лет.

Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год

Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.

I .Вводная часть

Сюрпризный момент(Воспитатель входит в костюме зимы)

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (зима)

А хотели бы вы побывать у меня в гостях, в моей волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у зимы в гостях очутились.(Дети кружатся вместе с Зимой)

II .Основная часть

-Вот мы и очутились у меня в гостях. Посмотрите вокруг,как красиво!Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мою мастерскую.Чтобы добраться до моей мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые я для вас приготовила. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Вот вам мое первое задание,(Достает снежинку с заданием)
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Какое сейчас время года?(зима)

Как вы узнали, что наступила зима?(т.к.идет снег, на улице холодная, морозная погода)

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Вы знаете как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

А сейчас какой месяц? (февраль).

Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

Что происходит зимой на водоёмах? (они покрываются льдом)

А что бывает только зимой? (Снег).

Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

- Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны сугробы очень большие поднимайте выше ноги. - Ребята, давайте остановимся на этой поляне и немного поиграем. Я так люблю играть, особенно в снежки, А вы любите? Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать ,называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Валенки - валеночки
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина – льдинка

-Ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами сядем на на наши пенечки и согреемся!

Проводится самомассаж.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.

закройте глазки ,протяните ладошки(в это время Зима каждому дает по снежинке, ) .

- Ой, посмотрите, что же у вас такое на ладошках?(снежинки)

-Ребята от такого количества снежных волшебных слов, пошел снежок

-А скажите ,какие они снежинки?

(Красивые, легкие, белые, узорные, шестиконечные, изящные…)

- Действительно, снежинки легкие. Давайте мы сейчас сделаем дыхательную гимнастику:


Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета!

- Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику?(2-3 ребенка рассказывают стишок) Ой смотрите ,а снеговик стал веселее, ему очень понравилось как вы рассказываете стихи.


- Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до моей зимней мастерской, но чтобы в нее войти нужно сказать волшебные слова о снеге,но непросто сказать ,а еще выполнить движения.Ну что готовы?

- Вы все верно сделали и дверь в мою мастерскую открыта для вас.

Проходите, мои дорогие гости. Присаживайтесь за столы .Посмотри ,что у вас на столах лежит?(листочки)

- Обратите внимание на наши листочки . Они совсем пустые. Помогите мне пожалуйста украсить их снежинками(хорошо)

- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей)

- Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом)

- Но прежде чем, приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони,

очень гладкий. гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.
( Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой )

(Во время работы звучит музыка вьюги) .

III .Заключительная часть

- Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными шариками.А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Вот вам снежинка, она поможет детский сад найти. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, угощаются зефиром , говорят волшебные слова:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.

Обучающие задачи:

расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы;

уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно);

закрепить умения составлять рассказ по мнемотаблицам.

Развивающие задачи:

совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

формировать умение образовывать качественные прилагательные;

развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие;

развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

Воспитательные задачи:

воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в ООД;

воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы: ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Мы сегодня с вами пойдём в зимний лес. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у неё была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

Воспитатель: Я тоже так думаю! Это была зима.

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идём по зимнему лесу. Под ёлкой на пенёчке стоит сундучок.

Воспитатель: Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что-то написано. Прочитаем?

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Воспитатель: Ребята, сколько здесь снежинок, а на каждой снежинке задание на которые мы с вами должны ответить.

Воспитатель: Снежинка №1. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На улице стало холодно, морозно, идёт снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замёрзла

Воспитатель: А что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Белый, лёгкий, пушистый, холодный.

Воспитатель: А какие зимние забавы вызнаете?

Дети: катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы –

Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

Воспитатель: Снежинка № 2. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На посёлок, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом – снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

Воспитатель: Какие слова вы добавляли?

Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири

Воспитатель: На какое однокоренное слово они все похожи?

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два весёлых огонька.

Вот какой весёлый он;

Он смеётся до ушей,

Веселит он малышей.

Воспитатель: Снежинка № 4. У нас есть еще снежинка с заданием.

Пальчиковая гимнастика

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Воспитатель: Снежинка № 5. А в сундуке следующее задание. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок). Давайте соберём их! (Дети делятся на подгруппы).

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребёнка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

Воспитатель: Снежинка № 6. Ребята, у меня в сундучке еще остались снежинки. Давайте из этих снежинок выложим одну большую снежинку.

Дети выкладывают снежинку.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идёт снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замёрзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка).


Как вы думаете, что на нем изображено?( зима).
Мы сегодня из этого плаката будем делать зимнюю картину. У меня на столе разложены картинки по теме. Возьмите по одной, рассмотрите.




Учить детей старшего дошкольного возрастаделить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).

Согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.

Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.

Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.

Воспитывать культуру общения и поведения

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.

Методические приемы:

Словесный (вопросы, объяснение).

Наблюдение за работой детей, советы.

Форма: групповая

Оборудование:Мультимедийная презентация, коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); Снежинки для коробки; снежок для игры; снежинки в квадратах для выкладывания слогов, снежинки разные по размерам.

Образовательные области: Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие

Целевые ориентиры:

использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,

применяет знания о сезонных явлениях

правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания,

называет слова с заданным звуком.

использует элементарные способы словообразования,

способен членить слова на слоги

устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1.Вводная часть

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! ( дети стоят в кругу)

Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.

Воспитатель: — Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. ( Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: — Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:

А теперь мы должны занять места. Какой зимний вид транспорта вы знаете? Отлично, много видов зимнего транспорта вы знаете! Дети, а чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся выполнять задания, чтобы открыть волшебную посылочку, давайте отгадаем загадку:

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку и Миланку,

По дорожке катят…санки.

Воспитатель: Правильно, ребята, запрягайте сани и едем на стульчики

Воспитатель: Дети, а что бы сани наши поехали, давайте произнесем волшебные слова:

Ма-ма-ма – наступила зима.

Зи-зи-зи – на санях скользи.

Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.

( Дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель снова показывает коробочку (со снежинками)

Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)

3 слайд (Картина зима)

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь)

На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

— Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

— Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

— Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

— Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

№3) стихи о зиме (Ульяна, Паша, Аня)

Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно

Читайте также: