Конспект урока внутренняя политика петра 1

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Мокрецкая Наталья Владимировна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Шелехов

Цели урока: формирование у обучающихся понимание прогрессивной, хотя и противоречивой сущности преобразовательной деятельности Петра Первого.

Задачи:

- помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;

- расширить знания учащихся о Петре Первом и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;

- рассмотреть существующие в исторической литературе различные оценки личности Петра Первом и его деятельности;

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в группе;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику.

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью,

- воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны;

- уметь слушать и принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

- оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- осознавать свою идентичность как гражданина страны;

Метапредметные:

- использовать различные источники исторической информации;

- анализировать и обобщать факты;

- осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с однолассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: критического мышления.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Основные понятия: абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point.

ХОД УРОКА:

I. Стадия вызова — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и, самое главное, ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.

Учащиеся называют имя правителя.

Учитель комментирует слайды презентации.

1)Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера Мориса Фальконе "Медный всадник". Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья. "Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету". Памятник создан в 1782 году.

3) Скульптор Церетели, памятник создан к 850-летию Москвы, 1997 год.

4) Скульптор Иван Николаевич Шредер, памятник императору Петру Великому на Онежской набережной, основателю Петрозаводска.

7) Скульптор М.М. Шемякин, памятник Петру I на территории Петропавловской крепости. Создан в 1991 году. Голова создана по слепку, выполненному Растрелли еще при жизни Петра I . Скульптор намеренно увеличил пропорции тела в 1.5 раза.

Понимание этого памятника приходит не сразу. В первые дни после открытия к этому памятнику выставляли охрану во избежание вандализма. Между тем, высокую оценку памятнику дали такие известные личности, как Дмитрий Лихачев, скульпторы Михаил Аникушкин, Эрнст Неизвестный и другие. Сторонники подобной трактовки образа государя утверждают, что скульптору удалось заставить зрителей задуматься о судьбе города и страны, выразить противоречивость и неоднозначность личности Петра.

Вопрос учащимся: Каким видят Петра Первого скульпторы, какие его роли и качества они выдвигают на первый план?

Возможные ответы: Петр I – создатель флота, дипломат, государственный деятель, труженик (плотник), человек, который может сопереживать. Памятник скульптора Шемякина показывает противоречивость его личности.

Составление кластера

Проблемный вопрос – в чем противоречивость личности Петра I? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо осмыслить его деятельность.

II. Стадия осмысления - предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Чтобы понять противоречивость личности и деятельности Петра I, предлагаю учащимся разделиться на группы по 5-6 человек. Три группы будут работать над отдельными направлениями реформаторской деятельности Петра I. Учащиеся систематизируют информацию в таблицу. Четвертая группа изучает оценки деятельности Петра I, сделанные различными историками, систематизирует их и представляет классу.

Группа № 1.

Реформы Петра I в области управления государством.

Прочитайте материал учебника: §42(стр.20-28);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области государственного управления. Дайте оценку последствиям реформ, заполнив таблицу.

Группа № 2.

Социальные и экономические преобразования Петра I.

Прочитайте материал учебника: §44 (стр.35–46);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области промышленности, сельском хозяйстве, торговли и финансовой политики государства.

Охарактеризуйте изменения в жизни сословий.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 3.

Преобразования Петра I в области культуры и быта.

Прочитайте материал учебника: §45, 46.

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области культуры и быта.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 4.

Прочитать исторические источники, выявить различные точки зрения о результатах преобразовательной деятельности Петра I.

После аналитической работы учащиеся представляют результаты работы в группах.

Учитель может предложить свои выводы по каждой группе реформ, представленные в презентации.

III. Стадия рефлексии.

На этой стадии формируется личностное отношение, фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Вариант 1.
Предлагаю учащимся написать синквейн на тему Реформы Петра I.

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вариант 2.

Можно использовать методику «незаконченные предложения:

Итог урока: Так какой он, Петр I? Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение. пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

IV. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся. Можно предложить оценить работу каждого учащегося в группе. Вторую оценку ставит и комментирует учитель.

2. Домашнее задание: Параграфы 5-6, ответить на вопросы после параграфа;

Задание в тетради: какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Ответ обоснуйте.

1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611

2) “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта… и захотел сделать Россию Голландией.

… Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и дурное делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине!…”
Цит. по: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России… М., 1991., С. 32-34

3) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей,а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345

4) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534

Литература:

Тексты к уроку

Высказывания историков:

Карамзин H.M.: Явился Петр. В его детские лета самовольство вельмож, наглость стрельцов и властолюбие Софьи напоминали России несчастные времена смут боярских, но великий муж созрел уже в юноше мощною рукою схватил кормило государства, он сквозь бурю волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!

Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских. Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинства и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножал войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической систем

Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев; есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, вводя иностранные, государь России унижал россиян. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими родными особенностями. Просвещение похвально, но в чем стоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цели. Русская одежда, пища не мешали заведению школ. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. В сем отношении государь по справедливости может действовать примером, а не указом.

Мы стали гражданами мира, но перестали в некоторых случаях, быть гражданами России. Виною Петр 1.

Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей

В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной.

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: трудно или невозможно изгладить; как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Соловьев С.М.: Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Что же делает народный вождь? Он проходит сам эту практическую, деятельную школу и заставляет других проходить ее. Он носит в себе ясное сознание, что его время есть время школы, школьного учения для народа, время школы, взятой самых широких размерах. Но при этом он сознает лучшее средство пройти школу как можно безопаснее и как можно полезнее, в виду развития самостоятельной деятельности народа. Отсюда уясняется нам значение этой неутомимой работы Петра. Услыхал что-нибудь — непременно хочет посмотреть — так ли? Увидал какую-нибудь вещь — сейчас же хочет дознаться, для чего она употребляется, и сейчас же произвести опыт; увидал какое-то производство — сейчас же сам принимает в нем участие, этой неутомимой работой он может избежать сам крайне страдательного положения в отношении к иностранцам и от него народ свой. Эту школу встречаем и будем встречать повсюду; поэтому история признает за ним высокий титул народного воспитателя.

Ключевский В.О.: При имени Петра Великого мы прежде всего вспоминаем о его преобразованиях; с ним неразрывно связана идея реформы. Звание преобразователя стало его прозвищем, исторической характеристикой

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Что дала Петру дореформенная Россия, что он взял у Западной Европы и что оставил России, им преобразованной, точнее, что после него сделали из его дела, — вот три части, на которые распадается общий вопрос о значении реформы. Петр взял из старой Руси государственные силы, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу? Однако таково было впечатление современников реформы, передавших его и ближайшему потомству. Реформа если не обновила, то взбудоражила, взволновала русскую жизнь до дна не столько своими нововведениями, сколько некоторыми приемами, не характером своим, а темпераментом, если можно так выразиться. Результаты реформы были обращены более к будущему, но ее приемы чувствовались современниками прежде всего. Эти приемы вырабатывались при участии личного характера Петра, под влиянием обстановки, в какой шла его преобразовательная деятельность, и под влиянием отношения, в какое эта обстановка ставила его к быту и обычаям народа. Трудно вообразить, какой шум и гам поднялся из-за этой перелицовки и перекостюмировки русских людей на иноземный фасон. У городских ворот расставлены наблюдатели город и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, явившихся на государев смотр с не выбритой бородой и усами, били батогами. Купцам за торг русским платьем — кнут, конфискация и каторга. Все это было бы смешно, если бы не было безобразно. Впервые русское законодательство, изменяя своему серьезному тону, низошло до столь низменных предметов, вмешалось в ведомство парикмахера и портного. Петр действовал силой власти, а не духа и рассчитывал не на нравственные побуждения людей, а на их инстинкты. Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы.

Дополнительный материал.

Петр I правил Россией 43 года. За это время он провел в стране больше преобразований, чем все предшествующие ему цари. Он принял денежную и налоговую реформу, создал регулярную армию, открыл множество новых учебных учреждений, преобразовал русское общество на европейский манер. Для чего и каким образом Петр Великий проводил свои реформы, как они изменили облик России – вы узнаете в этом уроке.

План урока:

Реорганизация армии

Первая отрасль, с которой начались петровские преобразования в России – военное дело. Испытав на практике силы русской армии, царь понял, что она сильно уступает вооруженным силам врагов, что боевая подготовка и оснащение войск на низком уровне. В ходе Азовских походов 1695 и 1696 года Петр I осознал, что Россия остро нуждается в собственном военном флоте, а первое сражение Северной войны – нарвская конфузия показало, что русская армия нуждается в кардинальных преобразованиях.

С 1696 года по указу Петра Великого начинают строить первый военно-морской флот России, а с 1699 года началась петровская реорганизация армии.

Главные преобразования в армии, проведенные Петром I:

  • 1698 год – роспуск старого стрелецкого войска [1] .

Ко второй половине XVII века стрелецкие полки проявили свою отсталость, слабость боевой подготовки, неспособность противостоять сильному противнику. Кроме того, стрельцы не раз принимали участие в восстаниях против Петра.

(насильственного набора новобранцев из крестьянских семей для пожизненной службы в армии). Раньше войска состояли из дворян, которые получали жалование за службу, немало было наемников-иностранцев, которые в решающий момент могли покинуть поле боя, переметнуться на сторону противника. Теперь отобранные в войска крепостные крестьяне обязаны были всю оставшуюся жизнь служить военному делу, не имели права заводить семью, уходить на покой. За три года после создания регулярной армии, ее численность увеличилась от 40 до 113 тысяч солдат.

первого в России единого свода военных наставлений.

  • 1720 год – введение Морского устава.
  • 1701-1721 гг. – активное развитие военной промышленности.

Русская армия нуждалась в перевооружении, чтобы обеспечить ее всем необходимым, Петр I строит военные мануфактуры [2] и заводы. На этих предприятиях производили порох, военные мундиры, пушки, пушечные ядра, стрелковое оружие, парусину для кораблей и многое другое.

  • 1698 -1721 гг.- развитие военного образования.

Для обучения офицеров в России были открыты военно-морская, инженерная, артиллерийская, хирургическая и многие другие школы.

Благодаря проведенной Петром I реорганизации русской армии Россия превратилась в одну из великих держав Восточной Европы.

Реформы центральных и местных органов управления

С усилением самодержавной власти Петра, свое значение утратила Боярская дума [3] , Земские соборы [4] . Царь осуществлял личный контроль за управлением страной, нуждался в доверенных людях, которым он мог поручить важнейшие государственные дела. С этой целью онпровел реформы центрального управления:

  1. В 1704 году расформировал Боярскую думу.
  2. В 1711 году создал Правительствующий Сенат – высший орган государственной власти, назначаемый Петром I и подчиняющийся ему. Правительствующему Сенату были переданы законосовещательные функции, которые раньше выполняла Боярская дума.
  3. С 1717 по 1722 гг. царь распустил устаревшую систему приказов, создал вместо них коллегии. К началу XVIII количество приказов [5] сильно увеличилось, из-за чего в государственных делах царила неразбериха. Создание 12 коллегий вместо многих десятков приказов упростило систему управления страной. Ревизионная коллегия контролировала финансовые вопросы, Коллегия иностранных дел заведовала дипломатическими отношениями с соседними государствами, Военная – сухопутными войсками, Адмиралтейская – морским флотом, Коммерц-коллегия заправляла торговлей. Указ о создании коллегий устранил прежнюю путаницу в системе приказов.
  4. В 1721 году Петр I учредил Святейший Синод – коллегию заведовавшую церковными делами. Таким образом, религиозная жизнь страны стала подконтрольна государству.

Запоминаем новые слова!

Коллегии – это центральные органы отраслевого управления (каждая коллегия заведовала отдельной отраслью – экономикой, внешней политикой, военно-морским флотом и т.д.)

Кроме того, Петр I провел областную реформу, которая должна была отрегулировать систему управления страной на местах. В 1708 году царь разделил государство на 8 губерний – основные административно-территориальные единицы России. Были созданы Московская, Киевская, Сибирская, Архангельская, Петербургская, Казанская, Смоленская и Азовская губернии, которые в свою очередь, подразделялись на более мелкие территориальные единицы – уезды. Новое административно-территориальное деление страны упростило поставку продовольствия для военных частей, позволило усилить полицейский надзор, повысило эффективность налогообложения.

Денежная реформа

К концу XVII века в финансовой системе России наступил кризис. Огромных денежных вложений требовали многочисленные реформы Петра Великого, затянувшаяся Северная война. Царь стал искать способы, как покрыть нехватку денежных средств необходимых для содержания армии и флота. Кроме того, активно развивавшаяся торговля нуждалась в мелких разменных монетах, которые отсутствовали в обороте.

Для достижения вышеуказанных целей, Петр I провел денежную реформу:

  • 1694 год - существенно снизил вес серебряной копейки;
  • 1700 год - начал чеканку новых медных денег – мелких разменных монет;
  • приказал использовать винтовые прессы для изготовления денег;
  • 1704 год - ввел в обращение собственную золотую монету – Петровский червонец.

После проведения денежной реформы государственная казна стала пополняться, временно экономическое положение страны улучшилось. Мелкие разменные деньги существенно упростили расчеты, что способствовало более активному развитию торговли. Но спустя некоторое время проявились отрицательные результаты денежной реформы:

  • при выпуске денег участились фальсификации – новые медные монеты было легче подделать, чем серебряные или золотые;
  • из-за сокращения доли серебра в серебряной копейке ее реальная стоимость стала падать;
  • обесценивание денег привело к росту цен, что крайне негативно сказалось на общем состоянии экономики.

Несмотря на негативные последствия, значение денежной реформы для России было велико. Ручное производство монет было заменено машинным, с появлением отечественных медяков из обращения были исключены иностранные деньги.

Налоговая реформа

Развитие промышленности, открытие новых мануфактур, перевооружение армии и флота, многочисленные преобразования в системе государственного устройства требовали значительных расходов. Проведенная в России денежная реформа лишь на время облегчила ситуацию, но не решила проблему опустения государственной казны.

Чтобы значительно увеличить доходы государства Петр I разработал новую систему налогообложения:

Запоминаем новые слова!

Монополия – исключительное право на продажу чего-либо.

С введением подушной подати и других налоговых реформ государственная казна существенно пополнилась. Но и этих средств едва хватало на обеспечение финансовых потребностей государства. Непосильное бремя налогов легко на плечи крестьян и горожан, из-за чего в народе росли возмущения.

Преобразование в культурной сфере

На протяжении всего своего правления Петр I стремился перестроить российское общество на западный манер. Поэтому большое внимание царь уделял культурным реформам. Среди них стоит выделить самые важные:

Особое внимание Петр I уделял развитию архитектуры. Масштабные постройки велись в любимом городе царя, куда он перенес столицу России – в Санкт-Петербурге. Для возведения дворцов в страну приезжали иностранные архитекторы, которые создавали различные архитектурные конструкции на европейский манер.

Последствия реформаторской деятельности

Последствия петровских реформ историки оценивают неоднозначно.

С одной стороны, его преобразования укрепили обороноспособность страны, была создана новая армия и флот, повысился авторитет России на международной арене. Из Московского царства страна превратилась в Российскую империю, теперь всех правителей начиная с Петра I, именовали императорами.

Но с другой стороны, петровские реформы обходились народу слишком дорогой ценой, налоги выросли более чем в 5,5 раза. Из непосильного налогового бремени, тяжелых работ по строительству Санкт-Петербурга численность российского населения сократилась на 15%. Обнищавшие крестьяне южных окраин спасались от голода бегством на Дон, в Польшу.

Созданная Петром система государственного управления породила коррупцию и воровство, которые приняли невиданные ранее масштабы. Петр I даже хотел издать указ, чтобы любого укравшего денег у государства столько, чтобы хватило купить веревку, вешали на ней. Но его советники отговорили, объяснив, что в таком случае придется перевешать всю Россию.

Словарь

1. Стрелецкое войско – первое постоянное войско в Русском государстве, созданное при Иване Грозном.

2. Мануфактура – предприятие, основанное на ручной работе наемных рабочих, на котором применяется разделение труда.

3. Боярская Дума – высший орган законосовещательной власти при царе, состоявший из родовитых бояр.

4. Земский собор – высшее собрание представителей всех слоев русского населения (за исключением крепостных крестьян), собиравшееся для обсуждения важных для страны вопросов.

5. Приказы – органы центрального управления в Русском государстве, сформированные по времена правления Ивана III.

Россия в конце XVIIв. Представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке, до Ладожского озера на западе.

В этот период имелось всего 15 крупных промышленных предприятий. Россия не имела выхода к Черному и Балтийскому морю, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. У неё не было собственного морского флота, не было регулярной армии. В стране происходили непрерывные волнения крестьян и городских низов, которые боролись против дворян. Россия отставала и в области духовной культуры. Не существовало светского образования. Внешне политические причины диктовали необходимость преобразований в России, так как она являлась объектом интересов соседних государств-Швеции,Речи Посполитой, турецких и татарских ханов. Для Европы, Россия того времени была варварской страной, многие смотрели на нее как на будущую колонию Европы. К концу XVIIв. Российское общество типично патриархальное, традиционное общество вступило в полосу острого кризиса. Нужна была радикальная реформа всего, что было связано с системой "государственной службы", организацией производства и торговли, социальной структуры общества.

Исполнителем реформ стал сын царя Алексея Михайловича от второго брака Петра I Великий (1682-1725г.).(слайд 6-9)

3. Изучение нового материала.

Петр родился 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. (слайд 10)

После смерти отца и брата Фёдора Алексеевича в мае 1682 г. был провозглашен царем в 10 летнем возрасте, вместе со своим братом Иваном. Но так как братья были малолетними – регентшей была названа сестра Софья. (слайд 11)

Вместо 10 летнего Петра правила Софья Алексеевна-дочь от первого брака будучи регентшей над малолетними братьями. (слайд 12)

А Петр в это время занимался потешными играми в Преображенском селе. (слайд 13)

Исторический портрет Петра

Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремесел.

Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону. (слайд 14)

27 января 1689г. Петра женили на Е.О.Лопухиной, от этого брака родились 3 детей: двое умерли в младенчестве. (слайд 15) Сына Алексея Михайловича ждала страшная судьба.(слайд 16)

Домашнее задание:

После поражения под Азовом, было решено снарядить посольство за границу на обучение.

9 марта посольство двинулось из Москвы в Амстердам. Петр примыкает к посольству в качестве волонтера Петра Михайлова, с целью изучения кораблестроения. (слайд 18)

Но известие о стрелецком бунте заставило его вернуться в Россию.

1700-1721 г.Начало Северной войны, которая обеспечила выход России к Балтийскому морю. (слайд 19)

Для ведения войны начали строить корабли. Проводить разные реформы необходимые для нужд войны. (слайд 20)

В это же время познакомился с литовской крестьянкой Мартой Скавронской - при крещение Екатерина Алексеевна. Она стала второй женой Петра, в этом браке родились 12 детей - 10 детей умерли во младенчестве, в живых остались Анна и Елизавета (будущая императрица)

При Петре были проедены реформы, были разные нововведения в жизни дворян. Основал новый город Санкт-Петербург 1703г. (слайд 22)

4. Закрепление. Работа с документами.

Впечатление о Петре.

. Царь очень высок ростом, носит собственно короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. при содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома - неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящим за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что. умеет вытачивать портреты и фигуры.

При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом В лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает.Всякий остается у него сколько хочет и уходит когда кому вздумается, не прощаясь.(Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003. С. 159-161.) (слайд 24)

  1. Кто автор документа?
  2. Как он относится к русскому царю Петру 1?

Подтвердите свои рассуждения текстом. (слайд 25)

В.О. Ключевский "Исторические портреты":

Впечатления о Петре.

В 1697 г. по Европе проходят странные вести; при разных дворах является русское ПОСОЛЬСТВО; в нем его два великих полномоченных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин, в свите посольства удивительным молодой человек, называется Петр Михайлов; он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом, по ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, понятливость, способности необыкновенные и этот необыкновенные человек сам царь русский.(Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. С. 478.) (слайд 28)

  1. Как называлось русское посольство?
  2. Объясните, почему к русскому посольству было обращено столь пристальное внимание.
  3. Почему царь был па втором плане в посольстве и даже имел другое имя?
  4. Какие цели преследовало русское посольство в Западной Европе?
  5. Чему научился непосредственно царь во время пребывания за границей? (слайд 29)

1.В 1682 г. Боярская дума и патриарх возвели на престол:

а)Ивана Алексеевича, сына Марии Ильиничны Милославской

б) Петра Алексеевича, сына Натальи Кирилловны Нарышкиной-

в) Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.

2. В августе 1682 г. Софья вместе с братьями Иваном и Петром выехала в Троице-Сергиев монастырь. Там она объявила сбор дворянского ополчения. Это было сделано:

а) так как положение новой правительницы оказалось шатким; ее судьба зависела от настроений стрельцов, и Софья прибегла к демонстрации силы:

б) потому что окружение Натальи Нарышкиной готовило заговор против Софьи, и та решила продемонстрировать свою силу;

в) по традиции смотр дворянского ополчения проводил каждый царь, вступавший на престол.

3. Кто был учителем Петра Алексеевича?

а) Василий Голицын;

в) царица Наталья Кирилловна.

4. Чему обучали царских детей в XVII в.?

а) предметы дети выбирали сами;

б) математике, химии, физике, грамматике;

в) грамматике, красноречию, латинскому и греческому, стихосложению

5. Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон:

а) для Михаила Федоровича и Филарета;

б) для Федора Ивановича и Бориса Годунова;

в) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича.

6. В 1686 г. правительство Софьи и Василия Голицына заключило Вечный мир:

г) с Речью Посполитой.

7. Первые свои батальоны Петр называл:

а) защитниками отечества;

8. Первые военные операции Петра Алексеевича:

а) Азовские походы; б) походы против шведов;

в) походы к берегам Черного моря.

9. Главная цель Азовских походов:

а) получить выход к морю;

б) нанести поражение Турции;

в) Петр желал проявить себя в качестве полководца.

10. Причина неудачи первого Азовского похода:

а) отсутствие флота;

б) необученность войск;

в) помощь туркам со стороны Европы.

11. Весной 1695 г. русские войска выступили в поход. Главной целью была та самая турецкая крепость, которую когда-то брали донские казаки. Это было началом:

Нажмите, чтобы узнать подробности

- значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;

- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;

- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Используя материал по теме:

- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;

- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III. Используя материал по теме:

- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;

- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Тип урока: повторительно-обобщающий

ППЗ: Сравните положение России на мировой арене в конце и в начале правления Петра I?

Оформление доски:

Тема урока Эпиграф

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Записывают тему урока в тетрадь

Основной этап

Заключительный этап

(Сейчас вы разделитесь на 2 команды, за правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки)

1. Личность Петра I.

Итак, ответьте на вопросы:

1. Каким видели Петра его современники?

2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?

3. Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?

Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.

2. Внешняя политика

И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы:

1. В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию?

2. Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте?

3. Покажите на карте основные места сражений?

4. Каковы были итоги Северной войны для России?

Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы:

№ 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?

№ 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии…

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?

3. Внутренняя политика

Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране.

Как выглядело управление страной до Петра?

Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ?

Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию?

Теперь выполним следующее задание. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

1.Провозглашение России империей

2. Введение нового летоисчисления

3. Гангутское сражение

4. Ништадтский мирный договор

5. Первый Азовский поход

6. Указ о создании российского флота

7. Учреждение Сената

8. Начало городской реформы

1)

1. Основание Санкт-Петербурга

2. Начало Северной войны

3. Академия наук

4. Учреждение Синода

2)

Подведем итог и ответим на вопросы:

2.Какое значение имело создание Синода для церкви?

3.Каковы были итоги петровских преобразований в области государственного управления?

Большим преобразованиям подверглась экономическая сфера , появилось много нового, в петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.

Что способствовало этому? Какие преобразования

В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.

А теперь подведем итог урока:

Читайте также: