Гуморальная регуляция конспект 8 класс презентация

Обновлено: 03.07.2024

Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гуморальной регуляции и эндокринном аппарате человека.

  • познакомиться с железами внешней, внутренней и смешанной секреции, узнать их свойства, чем они отличаются друг от друга;
  • показать роль желез эндокринного аппарата в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности человека;
  • показать значение знаний о гормонах для медицины.
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • развивать умение работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;
  • логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме
  • воспитание ценностного отношения к здоровью человека;
  • воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.

Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Технические средства:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Список литературы:

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация, целеполагание.

Мы продолжаем изучать организм человека. О чём пойдет речь, вы определите при помощи моей подсказки.

Сегодня на уроке мы будем изучать загадочные вещества нашего организма, которые делают нас особенными и непохожими на остальных. Они влияют на телосложение и рост, остроту мышления и физическую активность, половое влечение и темперамент, тембр голоса. Благодаря исследованию этих веществ стало ясно, почему кто-то высокий, а кто-то низкий, одни толстые, другие худые, быстрые и медленные, сильные и слабые.

Учащиеся высказывают предположения.

Действие гормонов на организм человека очень велико. Что общего между людьми, которые изображены на слайде? Давайте определим цель урока, задачи, план изучения темы.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, задачи, составляют план изучения учебного материала.

План изучения темы.

  1. Эндокринный аппарат человека.
  2. Гуморальная регуляция деятельности организма.
  3. Свойства и функции гормонов.
  4. Роль гормонов в организме.
  5. Нарушение функций желёз эндокринного аппарата, заболевания, связанные с этим.
  6. Выводы.

3. Актуализация знаний.

  1. Какие формы регуляции деятельности организма вы знаете? (нервная и гуморальная регуляция)
  2. Какая система осуществляет нервную регуляцию? (нервная система)
  3. Гуморальная регуляция осуществляется . ….. (эндокринной системой).
  4. Эндокринная система включает органы, вырабатывающие…. (гормоны).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации учащимся предлагаются интерактивные задания для изучения темы и ее закрепления.

Д\З: стр. 46-53, Устно ответьте на вопросы на стр. 53. Р\Т – не сделанные в классе номера. Гуморальная регуляция. Эндокринная система Презентацию разработала: Мудрицкая Светлана Викторовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда, заслуженный учитель РФ

Д\З: стр. 46-53, Устно ответьте на вопросы на стр. 53. Р\Т – не сделанные в классе номера.

Гуморальная регуляция. Эндокринная система

Презентацию разработала: Мудрицкая Светлана Викторовна,

учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда,

заслуженный учитель РФ

Гормоны – биологически активные вещества регулирующие рост и развитие организма, работу органов, обмен веществ, поддерживающие гомеостаз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемные вопросы Почему так слаженно работает наш организм? Чем регулируют.

Проблемные вопросы Почему так слаженно работает наш организм? Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека? *

Какие системы органов лежат в основе этих регуляций? Что такое железы? *

Какие системы органов лежат в основе этих регуляций? Что такое железы? *

Гуморальная регуляция В регуляции функций организма важная роль принадлежит ж.

Гуморальная регуляция В регуляции функций организма важная роль принадлежит железам внутренней секреции, которые выделяют особые вещества, оказывающие специфическое воздействие на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей. Эти железы выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь, поэтому их называют эндокринными. К эндокринным железам относятся: гипофиз , эпифиз , щитовидная железа , паращитовидная железа, зобная железа , поджелудочная железа , надпочечники , половые железы *

Железы Экзокринные (железы внешней секреции) Потовые, сальные, млечные, слёз.

Железы Экзокринные (железы внешней секреции) Потовые, сальные, млечные, слёзные, желудочные, кишечные железы * Эндокринные (железы внутренней секреции) Железы смешанной секреции Половые, поджелудочная железы Гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидная, вилочковая железы Железа Кровеносный сосуд Секрет

Сравнительная характеристика желез * Внешнесекреторная функция Внутрисекрет.

Сравнительная характеристика желез * Внешнесекреторная функция Внутрисекреторная функция Железы смешанной секреции Экзокринные (железы внешней секреции) Эндокринные (железы внутренней секреции) Имеют выводные протокиНе имеют выводных протоков Секреты выводятся на поверхность тела или в полость тела, органаГормоны поступают в кровь Выделяют вещества периодическиВыделяют гормоны непрерывно

Эндокринная система * Гипофиз Щитовидная железа Тимус Эпифиз Надпочечники Сем.

Эндокринная система * Гипофиз Щитовидная железа Тимус Эпифиз Надпочечники Семенники Поджелудочная железа Яичники

Свойства и функции гормонов * Свойства гормонов Функции гормонов Действуют н.

Свойства и функции гормонов * Свойства гормоновФункции гормонов Действуют на определённые органы и ткани. Высокая биологическая активность, действие в малых количествах. Воздействие через кровь и лимфу. Свободно проходят через стенки кровеносных сосудов. Дистанционный характер действия. После своего действия разрушаются.Обеспечивают рост и развитие организма. Обеспечивают адаптацию. Обеспечивают гомеостаз. Контролируют процессы обмена веществ.

Эпифиз Гипофиз Расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кос.

Эпифиз Гипофиз Расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, форма – овала. Масса - 0,5 - 0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. Гипофиз *

Функции гипофиза * Заставляет щитовидную железу вырабатывать свой гормон Конт.

Функции гипофиза * Заставляет щитовидную железу вырабатывать свой гормон Контролирует рост тела Стимулирует надпочечник Контролирует водный баланс Контролирует выделение половых гормонов Контролирует начало родовой деятельности Гормоны Действие гормонов гипофиза на организм

Соматотропин – ростовой гормон гипофиза * При гипофункции - карликовость При.

Соматотропин – ростовой гормон гипофиза * При гипофункции - карликовость При гиперфункции - гигантизм

Щитовидная железа * Расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности.

Щитовидная железа * Расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка. Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод.

При гиперфункции – базедова болезнь При гипофункции – микседема, кретинизм *.

При гиперфункции – базедова болезнь При гипофункции – микседема, кретинизм * Тироксин – основной гормон щитовидной железы Эндемический зоб

Расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем прав.

При гипофункции глюкокортикоидов - аддисонова болезнь (бронзовая болезнь) * Г.

При гипофункции глюкокортикоидов - аддисонова болезнь (бронзовая болезнь) * Гормоны коркового слоя надпочечников Минералокортикоиды регулируют водно-солевой обмен и минеральное равновесие

Гиперфункция * Адреналин, норадреналин – гормоны мозгового слоя надпочечников.

Гиперфункция * Адреналин, норадреналин – гормоны мозгового слоя надпочечников Когда человек боится - выделяет адреналин, Это знают собаки и, лая, бегут за ним. Когда ты вбегаешь в комнату в черемуховом платье, за тобой залетают осы - ты выделяешь счастье. Я знаю одного приятеля с тухлым взглядом деляги. Над ним все летают мухи. Зависть он выделяет. Андрей Вознесенский

Орган залегает в верхнем отделе на задней стенке полости живота в забрюшинном.

Орган залегает в верхнем отделе на задней стенке полости живота в забрюшинном пространстве, располагаясь поперечно на уровне тел I—II поясничных позвонков. Длина железы взрослого человека 14—22 см, ширина 3—9 см (в области головки), толщина 2—3 см. Масса органа около 70—80 г. Поджелудочная железа человека представляет собой удлинённое дольчатое образование серовато-розоватого оттенка. Она, как какой-нибудь зверёк, имеет головку, тело и хвост. Поджелудочная железа *

Инсулин Глюкагон Инсулин, глюкагон – гормоны поджелудочной железы Эти гормоны.

Инсулин Глюкагон Инсулин, глюкагон – гормоны поджелудочной железы Эти гормоны способствуют поддержанию уровня глюкозы в крови. Глюкоза Гликоген *

Инсулиновый шок – при гиперфункции Сахарный диабет – при гипофункции * Заболе.

Инсулиновый шок – при гиперфункции Сахарный диабет – при гипофункции * Заболевания поджелудочной железы

Пищевая пирамида, отражающая распределение питательных компонентов в течение.

Пищевая пирамида, отражающая распределение питательных компонентов в течение суток Глюкометр – прибор для определения уровня глюкозы в крови Это необходимо знать каждому! *

Паращитовидные железы * Представлены 4 околощитовидными железами (2 на задней.

Паращитовидные железы * Представлены 4 околощитовидными железами (2 на задней поверхности щитовидной железы, 2 – у нижнего полюса). Общая масса – 0,1- 0,3 г. Паратгормон регулирует обмен кальция и фосфора в организме.

Половые железы Яичники Гормоны, образующиеся в яичниках, влияют на формирован.

Половые железы Яичники Гормоны, образующиеся в яичниках, влияют на формирование вторичных половых признаков, характерных для женского организма (отсутствие волосяного покрова на лице, более тонкие, чем у мужчин, кости, отложение жира под кожей, развитые молочные железы, высокий голос). Семенники Под действием гормонов, выделяемых семенниками в кровь, происходит развитие вторичных половых признаков, характерных для мужского организма (волосяной покров на лице — борода, усы, развитый скелет и мускулатура, низкий голос). * Эстроген, протестерон Андороген, тестостерон Избыток половых гормонов приводит к развитию мужских вторичных признаков у лиц женского пола, а также раннее половое созревание мальчиков. Недостаток этих гормонов приводит к недоразвитию половых признаков (у детей) или нарушение вторичных половых признаков (у взрослых).

Закрепим изученное! Какая железа лишняя и почему? * 1 3 2 1 2 3

Закрепим изученное! Какая железа лишняя и почему? * 1 3 2 1 2 3

Составь пары! * Соматотропин Тироксин Адреналин Инсулин

Составь пары! * Соматотропин Тироксин Адреналин Инсулин

РЕФЛЕКСИЯ Какие чувства возникли у вас на уроке? Что узнали нового на уроке.

РЕФЛЕКСИЯ Какие чувства возникли у вас на уроке? Что узнали нового на уроке? Что для вас было наиболее значимым и почему? Что расскажите дома об уроке? На какой вопрос хотели бы больше получить информации? Что изменится в вашем образе жизни после данного занятия? *

Нервная регуляция:
Гуморальная регуляция
осуществляется с помощью
электрических импульсов,
идущих по нервным клеткам.
По сравнению с гуморальной
она
осуществляется за счет
веществ, выделя емых во
внутреннюю среду
организма (лимфу, кровь,
тканевую жидкость)
• происходит быстрее
Присуща всему живому;
• более точная
Эволюционно более
• требует больших затрат
энергии
• эволюционно более молодая.
древняя

4. Основной орган гуморальной регуляции – железа.

Железы – специфические органы,
вырабатывающие биологически активные
вещества (смеси веществ).
Секрет – вещества, выделяемые железами.
Основа желез – клетки эпителиальной ткани.

5. Типы желез:

Железы внешней секреции – железы,
имеющие выводные протоки и
выделяющие секрет на поверхность
тела или в полость внутренних
органов;
Железы внутренней секреции –
железы, не имеющие выводных
протоков, выделяющие секрет
непосредственно в кровь;

6. Эндокринная система – система регуляции деятельности организма посредством гормонов, выделяемых непосредственно в кровь.

7. Эндокринная система:

1. Регулирует деятельность органов и систем
органов всего организма;
2. Обеспечивает адаптацию организма к
изменяющимся условиям окружающей
среды;
3. Сохраняет постоянство внутренней среды
организма (гомеостаз)

8. Свойства гормонов:

10. Щитовидная и паращитовидные железы

Образует йодсодержащие гормоны (Т3 и Т4), участвующие в регуляции белкового
обмена, повышающие скорость обменных процессов в целом, артериальное
давление, частоту сердечных сокращений, гармонизирующие психические
процессы) ;
Паращитовидные железы участвуют в регуляции кальциевого обмена (баланс
между содержанием в костях и в крови)

Заболевания – аутоимунные (имунная система по ошибке
резко активизирует клетки щитовидной железы) – Базедова
болезнь (избыточная функция) и эутиреоидный зоб
(разрастание железы из-за недостатка гормонов). При
стойкой нехватке гормонов развивается микседема –
слизистый отек. При гипофункции (пониженной выработке
гормонов) с детства развивается кретинизм – отставание в
умственном и физическом развитии.

12. Тимус (вилочковая железа)

13. надпочечники

14. Мозговой слой выделяет адреналин и норадреналин – гормоны страха

Корковый слой выделяет кортикоиды:
минералкортикоиды – регулируют минеральный
обмен, баланс натрия и калия;
глюкокортикоиды – регулируют энергетический
обмен, стимулируют образование глюкозы из
жиров и аминокислот (если это необходимо),
угнетают воспалительные процессы и
аллергические реакции

16. Поджелудочная железа – железа смешанной секреции

Сок поджелудочной железы (панкреатический сок) – поступает в
двенадцатиперстную кишку и участвует в пищеварении;
Островки Лангерганса – группы клеток, вырабатывающие гормоны, регулирующие
уровень глюкозы в крови (альфа клетки – глюкагон, бета клетки – инсулин, дельта –
клетки – соматостатин (замедляет рост тела при достижении определенных
размеров)

17. Наиболее распространенное заболевание – сахарный диабет

Глюкоза не поступает в клетки из крови;
Бета клетки не восстанавливаются;
Поддерживающие уровень сахара уколы инсулина;
Специальная диета, без глюкозы; фруктоза
допустима.

18. Половые железы выделяют половые клетки (внешняя секреция) и гормоны, направляющие развитие организма по одному из 2 типов:

Андрогены (тестостерон)
Ускоряют синтез белков
Увеличивают мышечную
массу
Снижают жировую массу
Эстрогены (эстроген,
прогестерон)
Стимулируют образование
жиров;
Вызывают и подавляют
лактацию;
Обеспечивают
цикличность половых
процессов.

20. гипоталамус

Это часть мозга, которая контролирует
деятельность эндокринной системы (место
соединения эндокринной и нервной системы –
нейроэндокринная система) – собирает
информацию от органов и передает ее
эндокринной системе. Регулирует температуру
тела, фиксирует чувство сытости и голода,
половое поведение.

21. гипофиз

Выделяет тропные гормоны – управляющие железами внутренней секреции:
тиреотропные гормоны – для щитовидной железы,
адренокортикотропный – для надпочечников,
гонадотропные (фоликулстимулирующий (для созревания женских половых
клеток), лютеинизирующий (для созревания желтого тела и подержания
беременности), пролактин (для выработки молока),
соматотропин – заставляющий ткани и органы расти);
Собственные гормоны – вазопрессин (предупреждает обезвоживание организма,
действуя на почки) и окситоцин (вызывает сокращение гладкой мускулатуры,
например, стимулируя родовую деятельность у женщин)

22. Гиперфункция гипофиза:

1.
Гигантизм – пропорциональный рост (гиперфункция с детства)
2.
Акромегалия – непропорциональный рост (растут нос, уши, ступни)

23. Эпифиз – шишковидное тело

Выделяет мелатонин, регулирующий процессы
сна и бодрствования (ночью– спать, днем –
бодрствовать), регулирует сезонные ритмы
организма, замедляет процессы старения,
регулирует половое поведение;

Читайте также: