Роль папоротников хвощей плаунов в образовании древних лесов конспект

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная: способствовать осознанию обучающимися основного фактического материала, раскрыть особенности строения и функционирования плаунов и хвощей.

Развивающая: продолжить формирование познавательной активности обучающихся, умения самостоятельно добывать знания, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, умения работать в коллективе и находить согласованные решения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Элементы технологии проблемного обучения, деятельностного метода обучения

- выделять существенные признаки растений, относящихся к отделам Плауновидные и Хвощевидные;

- различать растения разных отделов по внешнему виду, схемам или их изображения, выявлять отличительные признаки хвощей и плаунов;

- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и местом обитания;

- приводить доказательства родства растений двух отделов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать в группе сверстников при решении поставленных задач, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

- составлять аргументированный рассказ, делать выводы

- пользоваться современной биологической термнологией

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: аргументировать и отстаивать свое мнение.

- самостоятельно определять цели обучения;

- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки.

- определять понятия, создавать обобщения;

- самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, делать выводы

Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности

Приёмы, методы, формы, средства и т.д.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Проверка готовности к уроку

Учебная работа под руководством преподавателя

Отвечают устно и свои ответы записывают в тетради (каждый суворовец про свои ожидания)

Постановка цели и задач урока

Осуществление первого пробного действия;

Разработка плана, который поможет решить проблему, поиск оптимальных решений

Читают отрывок романа, определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока:

Дать общую характеристику растениям отделов Плауновидные и Хвощевидные.

1. Изучить особенности строения, жизнедеятельности и роли этих отделов растений.

2. Сравнить растения и выявить общие признаки и отличия в строении.

3. Выполнить задание ЕГЭ

Открытие нового знания

Реализация плана, который поможет решить проблему – открытие нового знания

Организует самостоятельную информационно-познавательную деятельность

Работают в группах по плану, предложенному преподавателем:

- просматривают гербарные образцы;

- находят сведения о признаках плаунов и хвощей, рассматривают рисунки в учебнике на стр. 57-59, находят признаки сходства и отличия в процессах размножения плаунов и хвощей

Выполнение интерактивных заданий

Организует фронтальный контроль полученных знаний

Отвечают на вопросы

Видеоролик для снятия напряжения мышц глаз

Включение в систему знаний и умений

Раздает задание в формате ЕГЭ для самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценка состояния после выполнения сложного задания

Предлагает посмотреть слово, написанное в начале урока,
и записать еще одно слово по итогу выполненной работы.

Оценивают и сравнивают свое состояние, записывают

Задание на самоподготовку

Дает задание: в каких ситуациях для военного можно использовать знания, полученные по изученной теме?

Записывают задания самоподготовки в тетрадь: ответить на вопрос о практической значимости полученных знаний для военнослужащего

Преподаватель ______________ (Е. В. Гордеева)

Предварительный просмотр:

Пояс болот и озер

«После трехдневного плавания через страну сухих степей путешественники достигли ее южной окраины, где растительность сразу изменилась. Берега реки покрылись зеленой чащей хвойных деревьев, саговых пальм и папоротников многочисленных видов, большей частью совершенно новых, достигавших высоты человеческого роста. Высокие заросли растений, похожих на камыши, росли в воде вдоль берега, а плоские отмели были покрыты хвощами высотой в полтора метра и с поперечником больше двадцати пяти миллиметров. Из глубины зарослей неслось неумолкавшее стрекотание, а над водой кружились странные насекомые. Они походили на стрекоз, но в размахе крыльев достигали почти сорока сантиметров; тело их, отливавшее металлическим блеском, имело сантиметров двадцать в длину; одни были золотисто-желтые, другие стально-серые, третьи изумрудно-зеленые, четвертые темно-голубые, пятые огненно-красные. В солнечных лучах они порхали, реяли, гонялись друг за другом, издавая мелодичный треск, напоминавший щелканье кастаньет. Пораженные этой красивой картиной, путешественники сложили весла. Лодка медленно плыла по течению, а гребцы любовались невиданным зрелищем. Папочкин достал сачок и после долгих попыток поймал одну стрекозу; но, когда он вынимал ее из сачка, она пребольно укусила палец зоолога своими челюстями, и растерявшийся ученый выпустил ее из рук.

Сплошной зеленый барьер, окаймлявший берега, не позволял причалить, и путешественники, утомленные долгим плаванием, тщетно искали глазами хотя бы небольшую чистую лужайку для ночлега. Между тем голод давал себя уже чувствовать, а зеленые стены хвощей становились все гуще и гуще.

– Эх, нужно было остановиться в конце степи! – сказал Громеко.

– В другой раз будем умнее, – засмеялся Макшеев.

Километр проходил за километром, а зеленые стены не прерывались. Наконец за поворотом реки, на левом берегу ее, показалась низкая зеленая полоска. В воду выдавалась длинная узкая коса, переходящая затем в отмель и поросшая только хвощами. За неимением лучшего решили остановиться здесь и расчистить себе площадку. Лодки ввели в заливчик между косой и берегом, вытащили охотничьи ножи и вступили в бой с хвощами. Но это оказалось нелегким делом: толстые стебли, жесткие от обильного содержания кремнезема, плохо поддавались ударам ножа, а срезанные оставляли колючие пеньки, на которых нельзя было ни сидеть, ни лежать.

– Попробуем вырвать их с корнем, – предложил ботаник. – Они не должны крепко сидеть в мягком речном наносе. Совет оказался хорошим: хвощи легко выдергивались из почвы, и через полчаса путешественники расчистили мягкую площадку для палатки и костра. Но костер не из чего было разводить: зеленые хвощи не горели. Нельзя было не только приготовить ужин, но даже сварить себе чай. Кроме того, из хвощей поднялись целые рои растревоженных комаров, в двадцать миллиметров величиной, спастись от которых можно было только дымом костра. (…)

В это время из воды возле затонувшего носа лодки показалась огромная голова зеленобурого цвета с короткой и широкой мордой и маленькими глазами под плоским черепом. Животное некоторое время смотрело на оцепеневших от неожиданности людей, а затем, разинув пасть и обнажив несколько рядов острых зубов, начало взбираться на нос лодки, которая под его тяжестью стала погружаться глубже. Показалась короткая толстая шея, затем часть голого туловища; широкие передние лапы когтями цеплялись за борт лодки. (…)

– Я думаю, что это был ящер, представитель семейства, вымершего к третичному периоду на поверхности нашей планеты.

– Можно надеяться, что мы со временем встретимся и с этими огромными ящерами, – сказал Каштанов, – судя по тому, что, продвигаясь вниз по реке, мы встречаем представителей все более и более древней фауны. Сейчас мы уже очутились в середине или даже начале мелового периода.

Предварительный просмотр:

Хвощи - это многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Произрастают они в основном в Cеверном полушарии. На территории России чаще всего встречаются хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ лесной, хвощ болотный .

В каменноугольном периоде хвощи были гигантскими древовидными растениями. Современные хвощи - жёсткие, за счет большого количества содержащегося в них кремнезема, травы с мутовчатым листорасположением. Листья их мелкие, чешуевидные, сросшиеся в виде трубочек. Растут хвощи на болотах, на лугах, в лесах и в неглубоких водоемах.

Летние побеги хвощей ветвистые, состоящие из члеников, с ярко выраженными междоузлиями. Листья хвощей часто не имеют зеленой окраски, а фотосинтез у этих растений происходит в основном в членистых стеблях.

На верхушке весенних побегов располагаются спороносные колоски. Эти побеги не ветвятся и отмирают после образования спор. После высыпания спор и попадания их благоприятные условия цикл развития хвощей идет с чередованием поколений: полового и бесполого. Из споры образуется заросток ( гаметофит ), на котором созревают гаметы . Затем они сливаются, образуется зигота, из которой вырастает новое растение хвоща ( спорофит )

Многие хвощи являются лекарственными растениями, а также природными индикаторами закИсленности почв. Их жесткие побеги раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.

Предварительный просмотр:

Плауны - самые древние из папоротникообразных растений. В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки, которые в дальнейшем образовали особую горную породу – каменный уголь . Современные плауны - многолетние травянистые вечнозеленые растения. Они обитают повсеместно: от тропиков до арктических областей. Большинство тропических форм - эпифиты - живет на других растениях . В умеренных областях плауны образуют целые ковры в лесу, хорошо заметные зимой, так как являются вечнозелеными растениями.

Листья плауна очень мелкие, похожие на заостренные удлиненные чешуйки. Стебли длинные, ползучие, с вертикальными побегами. На ползучих стеблях образуются придаточные корни. Летом на прямостоячих побегах появляются спороносные колоски со спорами. Из споры образуется заросток (гаметофит), на котором созревают гаметы. Они сливаются, образуется зигота, которая в дальнейшем развивается в новое растение (спорофит). Таким образом, развитие идет с чередованием поколений: полового и бесполого.

Многие плауны содержат в составе ядовитые вещества из-за чего не поедаются животными.

Человек использует споры плаунов в качестве присыпки и при изготовлении фейерверков (они очень быстро воспламеняются). Также в качестве лекарства при болезнях желудка и кишечника.

Российские леса населяют плаун булавовидный и баранец обыкновенный . Многие плауны являются редкими и исчезающими видами. В Красную книгу России внесены 4 вида плаунов.

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

Цель урока: п ознакомить учащихся с преобладанием на Земле папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля; познакомить с разнообразием современных папоротников и их использование человеком.

Задачи урока: получить знания о климатических условиях времени расцвета папоротникообразных, их роли в образовании каменного угля; отметить использование каменного угля в хозяйственной деятельности человека; получить знания о практическом применении современных папоротников; выработать умение находить в тексте необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный.

1. Древние вымершие папоротникообразные

2. Образование и значение каменного угля

3. Разнообразие современных папоротников и их использование

4. Подведение итогов

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом)

Много миллионов лет назад древовидные папоротники, хвощи и плауны образовывали древнейшие леса, покрывавшие большую часть территории Земли.

Более 300 млн. лет назад из болот поднимались целые заросли мощных деревьев — предки современных хвощей. Предки современных плаунов также были деревьями-гигантами, имевшими в обхвате до 2 м, а в высоту достигавшими 30 м. Хорошо всем знакомые папоротники тоже достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.

Почему так активно разрастались папоротникообразные? Какие климатические условия существовали в палеозое, благоприятные для них? (возможные ответы обучающихся)?

Климатические условия палеозоя:

1. Климат теплый и влажный

2. Множество озер, болот, мелководных морских заливов

3. Большое количество водяных паров в атмосфере

4. Освещение мягкое и рассеянное

Древнейшие папоротники, хвощи и плауны оставили нам драгоценное наследие в виде каменного угля.

Образование каменного угля

1. Механическая ткань ископаемых древовидных папоротников, хвощей и плаунов была развита недостаточно, поэтому стебель был непрочным и ломался.

2. Стволы обрушенных деревьев заливала вода, заносили ил и песок.

3. Недостаток кислорода

4. Остатки деревьев консервировались

5. Под давлением вышележащих слоев остатки уплотнялись и превращались в каменный уголь

В пластах каменного угля часто находят отпечатки листьев и веток древних папоротников. Иногда встречаются сохранившиеся кора и корни вымерших деревьев.

Использование каменного угля

4. Смазочные масла

6. Парфюмерные изделия и др.

Современные папоротникообразные не так внушительны и широко распространены, как их далекие предки.

Прочитайте и рассмотрите рисунки учебника: Какие папоротники растут в умеренных широтах?( орляк, страусник, листовник)

Существуют ли водные папоротники?(да, например, сальвиния)

Использование папоротниковидных

1. В медицине для заживления ран и как противовоспалительное средство

2. Споры плаунов в качестве детской присыпки

3. Плауны в промышленности для получения желтой и зеленой красок.

4. Хвощ полевой как лекарство от астмы и в качестве мочегонного средства.

5. Декоративные растения

1. Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.

2. Древние папоротникообразные - источник образования залежей каменного угля.

3. Каменный уголь широко используется в хозяйственной деятельности человека.

4. Современные папоротникообразные применяются в медицине и промышленности.


На данном уроке учащиеся знакомятся с основными признаками хвощей, плаунов и папоротников, формируют знания об особенностях их строения. Многочисленные иллюстрации дадут учащимся представление о разнообразии рассматриваемых групп, их роли в природе и жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Плауны, хвощи и папоротники растут преимуще­ственно во влажных тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах обычны древовидные папоротники.


Все они имеют корни, стебель и листья. У этих растений хорошо разви­ты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров.

Современные плауны, хвощи и папоротники — это потомки очень крупных древовидных растений, жив­ших около 300 млн лет назад в каменноугольном пери­оде палеозойской эры. Отмирая, они образовали залежи каменного угля.

Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множе­ством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются споро­носные колоски со спорами.


Стелящиеся ветвистые побеги плауна очень декора­тивны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий. В настоящее время во многих районах плаун стал ред­ким, нуждающимся в охране растением.

Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корне­вищами, зимующими в поч­ве. Стебли хвощей имеют членистое строение. Боковые ветви, если они есть, отходят от узлов мутовками. Листья превратились в плёнчатые образования и также располагаются мутовками. Листья потеряли способность к фотосинтезу, поэтому эту функцию выполняет стебель.


Весной появляются бу­рые побеги, на верхушках которых расположены споро­носные колоски. В них созре­вают споры. Зелёные летние побеги


Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влаж­ной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известко­вании.

Практическое значение плаунов и хвощей невелико. Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями.

Папоротники широко распространены по всему зем­ному шару. Папоротников насчитывается более 10 тыс. видов. В основном это травянистые растения, но в тропических областях имеются и древовидные формы. Они растут как на суше, так и в воде.

Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой.

В умеренной климатической зоне наиболее часто встречаются щитовник мужской, орляк и страусник.


Тело папоротника представлено корнем, стеблем и листьями. Стебель укороченный и слабо развит. Листья крупные и рассечённые. Сильно рассечённые листья папоротников называются вайями. Они выполняют функцию фотосинтеза. На нижней стороне листьев в спорангиях образуются и созревают споры. Папоротник имеет хорошо развитое корневище, которое растет под землёй параллельно поверхности почвы. Прямо от корневищ растут вайи.


Крупные папоротники могут достигать 25 м высоты и диаметра ствола до 50 см. Самые мелкие папоротники имеют размеры лишь несколько миллиметров. Очень интересны папоротники-эпифиты. Они поселяются на стволах и ветвях других растений, но при этом не паразитируют. Эпифиты самостоятельно добывают воду и необходимые им питательные вещества. Примером эпифитного папоротника может служить платицериум. Крупные платицериумы могут достигать 1,8 м в поперечнике и массы более 100 кг.

Довольно широко представлены в тропических лесах и папоротники-лианы. Они имеют длинные тонкие стебли. Обвивая деревья или цепляясь за них, лианы могут подниматься на большую высоту. Так они выносят свои листья ближе к свету.


Есть среди папоротников и водные папоротники, например сальвиния плавающая. Это небольшое, плавающее на поверхности воды, однолетнее растение.


Практическое значение плаунов, хвощей и папоротников невелико. Из древ­них древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля, который слу­жит не только топливом, но и ценным химическим сырь­ем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.

Споры плауна раньше широко использовали в аптеч­ном деле при изготовлении детской присыпки. В метал­лургии формы для литья обсыпают порошком из спор, и металлические детали легко отстают от стенок.

Хвощ полевой является трудно истребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жёсткие, они содержат много кремне­зёма и раньше использовались при полировке металли­ческих изделий.

Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями.

Молодые вайи некоторых папоротников (например, орляка обыкновенного) съедобны. Съедобна и сердцевина стеблей ряда древовидных папоротников. Некоторые папоротники используются человеком как лекарственные растения. Многие папоротники выращиваются как декоративные растения в комнатах и в открытом грунте.

Цель урока: познакомить учащихся с преобладанием на Земле папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля; познакомить с разнообразием современных папоротников и их использование человеком.

Задачи урока: получить знания о климатических условиях времени расцвета папоротникообразных, их роли в образовании каменного угля; отметить использование каменного угля в хозяйственной деятельности человека; получить знания о практическом применении современных папоротников; выработать умение находить в тексте необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный.

Древние вымершие папоротникообразные

Образование и значение каменного угля

Разнообразие современных папоротников и их использование

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся - курсивом)

Много миллионов лет назад древовидные папоротники, хвощи и плауны образовывали древнейшие леса, покрывавшие большую часть территории Земли.

Более 300 млн. лет назад из болот поднимались целые заросли мощных деревьев - предки современных хвощей. Предки современных плаунов также были деревьями-гигантами, имевшими в обхвате до 2 м, а в высоту достигавшими 30 м. Хорошо всем знакомые папоротники тоже достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.

Почему так активно разрастались папоротникообразные? Какие климатические условия существовали в палеозое, благоприятные для них? (возможные ответы обучающихся)?

Климат теплый и влажный

Множество озер, болот, мелководных морских заливов

Большое количество водяных паров в атмосфере

Древнейшие папоротники, хвощи и плауны оставили нам драгоценное наследие в виде каменного угля.

Механическая ткань ископаемых древовидных папоротников, хвощей и плаунов была развита недостаточно, поэтому стебель был непрочным и ломался.

Стволы обрушенных деревьев заливала вода, заносили ил и песок.

Остатки деревьев консервировались

В пластах каменного угля часто находят отпечатки листьев и веток древних папоротников. Иногда встречаются сохранившиеся кора и корни вымерших деревьев.

Современные папоротникообразные не так внушительны и широко распространены, как их далекие предки.

Прочитайте и рассмотрите рисунки учебника: Какие папоротники растут в умеренных широтах?( орляк, страусник, листовник)

Существуют ли водные папоротники?(да, например, сальвиния)

В медицине для заживления ран и как противовоспалительное средство

Споры плаунов в качестве детской присыпки

Плауны в промышленности для получения желтой и зеленой красок.

Хвощ полевой как лекарство от астмы и в качестве мочегонного средства.

Папоротники, хвощи и плауны - одни из самых древних растений на планете.

Древние папоротникообразные - источник образования залежей каменного угля.

Каменный уголь широко используется в хозяйственной деятельности человека.

Читайте также: