Конспект логопедического занятия разделительный твердый знак

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 8221 0

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте.

Составила учитель-логопед Чигишева И.И. г. Новокузнецк.

Цель занятия:

Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.

Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях.

Закрепить навык образования приставочных глаголов.

Упражнять детей в составлении схем предложений.

Закрепить навык печатания слов и предложений.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к родному языку.

Ход занятия.

Оргмомент. Снятие психоэмоционального напряжения:

- Доброе утро, ребята!

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным дыханием. Приложите ладони к своей груди, поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам! А мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний.

Повторение. Логопед обращает внимание детей на таблицу с картинками.

- Назвать картинки с Ь в конце слова; картинки с Ь в середине слова; картинки с разделительным Ь.

- Для чего нужен разделительный Ь?

3. Знакомство с буквой Ъ.

- Утром мышонок Мыша сел на трёхколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге лежит и спит.

Объехал его Мыша потихонечку и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыр купил и обратно поехал.

Только въехал на горку , видит – кот проснулся. Потягивается.

Сел и отъел кусочек сыра.

Потом ещё отъел и ещё.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- ЭХ! Только сел, а уже съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

2) Логопед выставляет на доску две карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ:

Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ.

- Чем отличаются эти слова друг от друга?

(В слове СЪЕЛ – Ъ).

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Выставляется на доску карточка с буквой Ъ.

4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твёрдый знак пишется после твёрдого согласного перед гласными Я, Е, Ё, Ю.

- Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъёмный кран, съедобный, съесть?

- Детям предлагается вспомнить слова – действия с твёрдым знаком из сказки и назвать их.

7. Упражнение детей в определении слов-действий с приставками с разделительным твёрдым знаком.

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали,

К дому подъехали, в ворота въехали,

Дети называют из стихотворения слова - действия с разделительным твёрдым знаком.

8. Обучение грамоте, развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Печатание буквы Ъ и слов с этой буквой.

9. Самостоятельная работа с индивидуальным материалом.

У детей на столах лежат карточки со словами, в которых пропущен Ъ. Дети находят ошибку и исправляют её.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте.

Несколько домиков, различающиеся по цветам в соответствии с привычным цветом нам звуковых схем, которые мы используем для звукового анализа. Красный цвет-гласные звуки и буквы, синий цвет-согласные твердые звуки, зеленый цвет-согласные мягкие звуки. Колокольчик-звонкий согласный звук. Колокольчик зачеркнут-согласный глухой звук. Это пособие помогает формированию понимания, что буква обозначает звук.

Домик для гласных букв первого и второго ряда (йотированных гласных, домик для согласных звонких (твердых и мягких) звуков, обозначенных буквами, домик для согласных глухих звуков,обозначенных буквами, домик для всегда твердых звуков и всегда мягких.

В дальнейшем я прикрепляю домик для мягкого и твердого знака.

Цель занятия :

Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.

Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях.

Закрепить навык образования приставочных глаголов.

Закрепить звуковой анализ и синтез.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к родному языку.

Ход занятия.

Оргмомент. - Доброе утро, дети!

1. Повторение. Логопед обращает внимание детей на город и задает вопросы: в каком домике может жить гласные буквы первого ряда и почему, второго ряда и почему.

2. Фонетическая ритмическая разминка с рок-музыкантами: спеть гласные буквы первого и второго ряда.

3. Повторение. Логопед уточняет символы согласных твердых и мягких согласных звуков. Звонких и глухих звуков, и просит детей подумать, какими буквами мы будем обозначать эти звуки. К каждому домику можно подобрать несколько букв, которые будут обозначать звуки – братцы. Например. Домик с колокольчиком, синим и зеленым квадратным окошком, там живут буквы, которые обозначают звонкий мягкий и твердый звук : Д –ДЬ, Б-Бь, З –Зь и т. д.

В домике с зачеркнутым колокольчиком, живут буквы, которые обозначают твердый и мягкий согласный звук: С-Сь, Т-Ть, К-Кь.

В домике с синим окошком живут буквы, которые живут буквы, которые всегда твердые звуки (Ж,Ш,Ц, а с зеленым окошком -всегда мягкие звуки (Ч,Щ,Й).

Логопед спрашивает у детей, а дети отвечают, называя звуки.

4. Повторение. Логопед спрашивает у детей, в каких домиках могут жить буквы-друзья, обозначающие звонких и глухой звук. Повторение парных согласных.

Называем звуки парные: Б-П, Г-К, Д-Т и т. д.

5. Фонетическая ритмика вместе с рок-музыкантами: поем парные согласные.

3. Знакомство с буквой Ъ.

Логопед: В каком домике живет буква Ь.

В зеленом домике, который не обозначает звука. В нем нет окошка.

А значит в синем домике, без окошка, живет буква твердый знак.

1) Логопед произносит Сел и съел

2) Логопед выставляет на доску две карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ:

Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ.

- Чем отличаются эти слова друг от друга?

(В слове СЪЕЛ – Ъ).

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Выставляется на доску карточка с буквой Ъ.

Логопед: буква Ъ- не обозначает звука, ее нельзя услышать, можно увидеть и написать, помогает образовывать новые слова.

4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака : разделительный твёрдый знак пишется после твёрдого согласного перед гласными Я, Е, Ё, Ю.

- Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъёмный кран, съедобный, съесть?

- Детям предлагается вспомнить слова – действия с твёрдым знаком из сказки и назвать их.

7. Упражнение детей в определении слов-действий с приставками с разделительным твёрдым знаком.

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали,

К дому подъехали, в ворота въехали,

Дети называют из стихотворения слова - действия с разделительным твёрдым знаком.

Логопед говорит о том, что это любимые слова друзей: Мэтра и Молния Маквина.

Закрепление. Логопед: буква Ъ- не обозначает звука, ее нельзя услышать, можно увидеть и написать, помогает образовывать новые слова. Стоит в середине слова, разделяет буквы и называется разделительной.

8. Обучение грамоте, развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Печатание буквы Ъ и слов с этой буквой.

9. Самостоятельная работа с индивидуальным материалом.

Прочитать слова с мягким знаком и твердым звуком.

Разгадать ребусу-слова с твердым знаком.

10. Составление предложений заданным словам с твёрдым знаком.

Попрощаться с друзьями, гостями Мэтром и Маквином.

Домашнее задание: прочитать последние странички букваря с твердым знаком. Предложения и тексты. Букварь Косиновой Е. М.

Оборудование: тетрадь логопедических занятий Бардышева Т.Ю. задание №116, тетради в крупную клетку, картинки букв Ь и Ъ, картинки: колья, соловьи, воробьи, крылья, стулья, перья, угол-угольки, банька-банка, простые карандаши, синие, зеленые и красные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение в тему

Логопед: Ребята, давайте вспомним, на какие 2 основные группы делятся все буквы? (ответы детей) гласные и согласные.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Как мы их произносим? Протяжно Чем они отличаются от согласных звуков? (гласные поются, а согласные нет)

- Каким цветом мы их обозначаем? (синим и зеленым)

- А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".
Станут "пенками" "пеньки",
"Уголками" - "угольки",
"Банька" в "банку" превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Логопед: - О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

- Когда в словах пишется мягкий знак – он смягчает стоящие перед ним согласные звуки.

- Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я
В корне я стою друзья.
Воробьи, семья, жильё -
Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.
Соловьи, бельё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Логопед: А в этом стихотворении о какой букве шла речь?

- Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (выставить картинки колья, соловьи, воробьи, крылья, стулья, перья)

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкультминутка

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было - "сели", стало - "съели".
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Этот знак!
Знак такой нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Логопед: - Что это за знак?

- Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Что ж такое твёрдый знак? (показать букву Ъ)

Работа в тетради в крупную клетку

- Под диктовку пишем буквы: и, с, е, к, о, п, ё, х я, р.

- Всю строку прописать буквы ь, ъ.

- Затем отступить одну строку вниз и напечатать под диктовку слова СЕМЯ-СЕМЬЯ (в слове семья – Ь знак обвести кружок простым карандашом, а букву М подчеркнуть зеленым (вывод: Ь знак смягчает стоящую перед ним согласный звук)).

- С новой строки печатаем: МЕЛ-МЕЛЬ (Ь знак обвести в кружок простым карандашом, а Л подчеркнуть зеленым цветом).

- С новой строки печатаем: ЕЛИ-СЪЕЛ (Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом). - с новой строки печатаем: СЕЛ-СЪЕЛ (Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом).

С новой строки печатаем предложения: Съел кашу. Пью сок.

- Сколько слов в предложении.

- С какой буквы начинаем писать предложение (с большой).

- В предложении между словами пропускаем клетку.

- В конце предложения ставим точку.

- В предложении Пью сок. Ь знак обвести в кружок простым карандашом, а П подчеркнуть зеленым цветом.

В предложении Съел кашу. Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом.

-предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

- коррегировать мыслительную деятельност ь( анализ, синтез, у мозаключение), слуховое и зрительное восприятие, внимание.

-воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование: тетради, кружки из картона (желтый, синие, красные), карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы, карточка-задание для письменной фронтальной работы, тренажер для глаз.

Предполагаемые результаты: обучающиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты

Ни минуты не те ря е м.

-Давайте определим своё настроение на работу. Перед вами на столе лежат три разноцветных кружка.

-Если у вас отличный настрой поднимите кружок –з еленного цвета, если хороший настрой то-синий, если на совсем готов , то красный,

Логопед: - П режде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним правила посадки при письме.(Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола , расстояние между учеником и партой кулачок ).

-сели все правильно, в течение занятия следим за своей посадкой ..

II . Повторение пройденного материала.

Логопед: Откройте тетради , запишите число.

- Давайте сейчас выполним задание и попробуем определить тему нашего логопедического занятия.

- На доске записаны глаголы: съехал, отъехал , подъехал, въехал, запишите их к себе в тетрадь. Выделите последнюю согласную в приставке одной чертой, а первую букву в корне - двумя чертами.

-Давайте прочитаем записанные слова .К ак произносится выделенные согласные с гласными: слитно или раздельно.

Что общего во всех словах.

Ответ детей: Корень и везде есть Ъ.

Логопед: Делаем вывод: если приставка оканчивается на согласную, то перед гласными Е ,Ё ,Ю,Я пишется ъ.

-Внимательно прослушайте стихотворение. Если в слове пиш ется разделительный ъ хлопните в ладоши.

Все вокруг объяты страхо м- Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед Разъяренный людоед

Объявил , что съест сегодня Мигом съел мешок конфет,

Замечательный обед . Закусил печеньем плотно.

В сверхъестественной тревоге Он отъявленный злодей,

Всё зверье уносит но ги. Но совсем не ест людей

Даже несъедобный ежик И не трогает зверей.

V .Письмо по памяти

- Сейчас проверим вашу память. Я покажу вам карточку со словами, а вы должны запомнить эти слова и записать их в тетрадь.

Съезд подъезд отъезд

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки.

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

V II . РАБОТА В ПАРАХ.

- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила

работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое

- Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование.

п роявить внимание, наблюдательность.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Разберите эти слова по составу

(выделить корень и приставку).

о бъявил заявил

р азъединил соединил

-Скажите, где же в слове пишется разделительный ъ.

Логопед: - Ваши выводы? (ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласнуюперед гласной)

VIII . Самостоятельная работа .

- У вас на столах лежат карточки с заданием . . Найди ошибку и исправь её. Слова, в которых есть ошибка, выпиши в тетрадь.

Ваня сехал с горы. Маша села много, но не наелась. Это гриб оказался седобным . Машина подехала к школе. На столбе висело обявление .

IX . Минутка отдыха по глазным у тренажёру.

X . Работа у доски по предложению.

-Сейчас каждый из вас выйдет к доске и выполнит следующее задание.

- Из слов, данных вразбивку, составить предложение. Запиши их.

1)съехала, горы, с , машина

2)висит, на, стене, на, объявление

3)живёт, третьем, Петя, подъезде, в

XI . Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности , рефлексию чувств и эмоций.

Читайте также: