Средства музыкальной выразительности конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели: Расширение и углубление знаний о средствах музыкальной выразительности.

Воспитание духовно-нравственных ценностей, помощь, сострадание.

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством;

- овладение умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических);

- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

- анализировать средства музыкальной выразительности : мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- называть и определять на слух музыкальные инструменты;

- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением.

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

-понимать композиционные особенности музыкальной речи и учитывать их при построении собственных высказываний;

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений в музыке.

Методы, используемые на уроке

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному использовался в течении урока. Задавались вопросы по пройденному материалу и обсуждался новый материал.

Метод размышления о музыке применялся во время прослушивания музыкальных произведений (Определялся характер произведений, тембр, лад, темп, ритм, интонация. Сравнение музыкальных фрагментов, демонстрация иллюстраций).

Приемы, используемые на уроке

Прием групповой работы

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Как вы думаете, что это за слово такое – выразительность?

Ученики. (отвечают).

Учитель. Проще сказать это эмоции в жестах, голосе и лице. (показать эмоционально грусть, радость, печаль и т. д.).

Учитель. А можете ли вы показать эмоции?

Ученики. (показывают эмоции, которые предлагает учитель. Радость, грусть, удивление и т. д.).

Учитель. В музыке тоже есть свои эмоции, и называются они средствами музыкальной выразительности. Музыкой композитор может показать нам свои эмоции и переживания, исполнитель может нам эти эмоции передать через исполнение на инструментах или голосом, а мы с вами, когда слушаем музыку можем ее почувствовать и рассказать насколько она выразительна. А для того чтобы правильно рассказать, что мы чувствуем, нам нужны слова помощники. А какие, слова вы сейчас узнаете из моей сказки.

Скажите мне пожалуйста, а любите ли вы сказки?

Ученики. (ответ)

Учитель. (1 слайд. Замок)

В одном королевстве в большом королевском замке. Жила была королева со своей дочерью и целой свитой придворных.

Это было необычное королевство, оно было невидимое, а значит, и жители в нем тоже были невидимыми. Правительницей невидимого королевства была Прекрасная королева Музыка.

(2 слайд. королева)

Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ.

Королева Музыка правила в своем королевстве справедливо, она очень любила гармонию и красоту. Гармония и красота были самые главные законы в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала.

(3 слайд. Принцесса Мелодия)

Главной помощницей Музыки была её дочь принцесса Мелодия она была красивой и очень любила рассказывать удивительные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек. Принцесса всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили.

(4 слайд. Фрейлина Интонация)

У Мелодии, как и у всех принцесс была помощница фрейлина и звали её Интонация, которая помогала передать настроение своей принцессы, когда та грустила или радовалась, злилась, хотя это бывало редко или наоборот была очень игрива.

Их окружала целая свита придворных: солдатики Темп и Ритм.

(5 слайд. Солдатики)

Каждый день Солдатик Ритм начинал с ритмических упражнений:

ти-ти-та, ти-ти-та, тири-тири-ти-ти, ти-ти-та (Учитель исполняет упражнения в ритме и предлагает их повторить детям).

Ему нравилось маршировать и исполнять эти упражнения, которые придавали ему бодрости, уверенности и собранности. После строгих, четких упражнений, он переходил к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а (Дети повторяют за учителем ритмические фигуры). Солдатик Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм и увлекал за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная черепаха еле передвигал ногами. Послушайте, две пьесы и определите, как меняется характер, темп и ритм музыки.

( Дети слушают две пьесы: медленную и быструю).

Ученики. (ответы)

(6 слайд. Человек-оркестр)

Был у королевы, и придворный советник Тембр, который управлял музыкальными инструментами : назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете или увидели на картинке.

Ученики. (ответы)

Учитель. А еще скрипками, виолончелями, флейтами, гитарами, баянами, барабанами и еще многими разными инструментами, которых он наделял такими красивыми голосами, что все вокруг приходили в восторг. Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.

(7 слайд. Лад и Регистр)

В волшебном королевстве так же жили Лад, у которого все время менялось настроение, как вы думаете, какое могло быть настроение?

Ученики. (ответы) мажорное, минорное

Учитель. А что значит мажорное, минорное.

Ученики. (ответы)

Учитель. (если дети знают, то спросить, что такое регистр и какой он бывает)

Регистр, который мог петь то высоким голосом, словно соловей или скрипка, то низким, как будто шагал медведь или пел контрабас.

(7 слайд. Фея Динамика)

Ученики. (ответы)

Учитель. (8 слайд. Город)

Рядом с королевством Музыки было еще одно королевство, оно было видимым, в нем жили люди. Жил в этом королевстве один замечательный человек он был композитором. (9 слайд. Композитор)

Вы знаете, кто такой композитор?

Ученики. (ответы)

Учитель. И дружил композитор с жителями невидимого королевства, ведь они часто ему помогали, когда он писал музыку.

Однажды, случилось с этим композитором несчастье. Как-то ночью, когда композитор спал, пролетал мимо его дома злой колдун.

(10 слайд. Злой колдун)

Прекрасная возлюбленная композитора поняла, что с ним произошло что-то нехорошее и решила его спасти. Аврора, так звали девушку, хоть и не могла видеть королевство прекрасной Музыки, все равно знала, что оно существует. Поэтому она решила спеть песенку чтобы королева невидимого царства со своей свитой ее услышали и показались ей. Послушайте внимательно, расскажите, о чем эта песенка, какой у нее характер, темп, регистр, лад.

(Георгий Струве Я хочу увидеть музыку).

Ученики (ответы)

Учитель. А давайте, мы с вами поможем Авроре. Мы разучим эту песенку и тогда королева Музыки придет и поможет ей спасти заколдованного композитора.

Учитель. Дочь королевы Мелодия услышала песенку девушки, ей стало ее очень жаль, и она решила доброй девушке помочь. Мелодия дала Авроре зёрнышко волшебного цветка. (12 слайд. Зернышко) И сказала, чтобы девушка посадила зернышко в горшочек. И через три дня вырастет волшебный цветок, который поможет ее любимому снова стать хорошим композитором и добрым человеком. Каждый лепесток этого цветка будет ему напоминать о том, какая выразительная должна быть музыка.

Давайте ребята вместе с Авророй вырастим цветок. Назовите мне пожалуйста имена жителей невидимого королевства, которые помогут композитору писать красивую музыку. А на экране будут появляться лепестки волшебного цветка.

Ученики. Называют средства выразительности. (13 слайд по одному лепестку появляются названия. Собирается цветок.)

Домашнее задание раскрасить принцессу Мелодию, королеву Музыку, солдатиков Темп и Ритм. Подписать имя персонажа.


Конспект урока на тему "Средства музыкальной выразительности" Данная разработка предназначена для детей 1го класса.

Содержимое разработки

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Воспитательные:

Воспитание слушательской культуры учащихся;

Развитие эмоционального восприятия;

Развитие воображения, памяти, мышления;

Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Образовательные:

Оборудование:

Фортепиано, диск, компьютер.

Объяснение нового материала

1 Организационный этап

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о средствах музыкальной выразительности. Что же это такое? Давайте разберёмся!

2 Объяснение нового материала

Музыка- это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Удивительно, правда? Когда люди вместе слушают грустную мелодию, всем им становится грустно, хотя каждый человек думает о чём- то своём.

Музыка раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем её общий характер или настроение. Но с помощью чего это передаётся? (ответы детей)

С помощью средств музыкальной выразительности. Их много, и они разные, давайте же с ними познакомимся.

Мелодия- это то, без чего музыка существовать не может.

Мелодия- это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.(записываем)

Мелодия бывает разной: если мы её можем спеть, то она вокальная, если же не может, то она инструментальная. (записываем)

Мелодия всегда связана с другим средством выразительности, без которого она не может существовать – это РИТМ.

Ритм- это чередование длинных и коротких звуков. (записываем) ( Показываю хлопками)

Именно он обладает способностью влиять на характер музыки. Например: если музыка лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то ритм прерывистый.

Так же в музыке важен ЛАД- это то, что передает настроение (весёлое или грустное).

Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на фортепиано). (записываем)

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп- это скорость музыкального произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). (записываем)

РЕГИСТР- высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. (показываю на фортепиано) Например, если я захочу изобразить птичку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать медведя? (в низком). Совершенно верно.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка.

На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: понять, с помощью чего музыка может передать свои краски.

- обучающая: выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно – познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д., проверка знаний по теме, обобщение изученного материала, проверка усвоения материала на основе теоретических знаний.

- развивающая: продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

- воспитательная: воспитывать отклик эмоциональной отзывчивости на услышанные произведение.

Универсальные учебные действия (УУД):

- личностные: понимание функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно – нравственное становление личности.

- познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

- регулятивные: владение умением целеполагания в постановке учебных исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений различных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира.

ПЛАН-СХЕМА УРОКА

Музыкальное произведение.

Вид деятельности

Содержание урока.

Способы реализации

Дидактическое и техническое оснащение. Литература.

1.Музыкальное приветствие

2 Беседа – рассуждение

3. Слушание

5. Итог урока

Определить настроение, характер музыки, основные средства музыкальной выразительности, влияющие на музыкальный образ произведения

Разучить с детьми мелодию текст песни второго куплета, четко проговаривая все слова, окончания и трудные моменты.

Выводы по теме урока:

Д.З. подобрать литературный материал созвучный характеру музыкального произведения

Музыкальный инструмент, учебники, ноты

Музыкальный центр, иллюстрации к произведению

Музыкальный инструмент, ноты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Музыкальноепроизведение

Вид деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дидактическое и техническое оснащение.

1. Музыкальное приветствие

2. Беседа – рассуждение о теме урока.

Беседа-установка

3. Слушание

Итог урока:

Повторение темы.

Здороваюсь с детьми сначала устно, затем при помощи инструмента.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Основными выразительными средствами живописи, например, являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину.

Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии.

Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров и т.д.

Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Запишите их в свои тетради.

Какой главный элемент музыкальной речи?

МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. Как вы знаете, мелодия может быть разной - плавной и скачкообразной, отрывистой. Это зависит от другого выразительного средства музыки - РИТМА.

Что такое ритм? Это чередование коротких и длинных звуков. Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придает

произведению плавность, мягкость. Прерывистый ритм, основанный на чередовании коротких звуков с еще более короткими, создает ощущение тревоги, взволнованности. Неторопливо-однообразный ритм связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и т. д.

Итак, в музыке существуют два основных лада. Какие?

- Мажор, минор. Верно.

Следующий элемент музыкальной речи - РЕГИСТР, т. е. местоположение звуков. Какие вы знаете регистры?

- Низкий, средний, высокий.

Еще одно выразительное средство - ТЕМП. Что такое темп?

- Это скорость исполнения.

Какой бывает темп? Быстрый, медленный, умеренный. Не меньшее значение имеет тембр. Что это такое?

- ТЕМБР - окраска звука.

Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

И еще одно средство музыкальной выразительности - ДИНАМИКА. Что это такое?(привожу пример колонок – динамиков).

- Динамика - сила звучания.

Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Наш с вами родной инструмент - фортепиано – и назван этими оттенками.

Итак, мы познакомились с некоторыми из главнейших выразительных средств.

Давайте все эти средства увидим вживую и услышим прямо здесь.

А теперь предлагаю вам обыграть небольшое стихотворение - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности.

Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза.
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп, хлоп, хлоп,
Ноги топ, топ, топ.
Раз сюда, два сюда,
Это нет, а это да.

(Исполняем её быстро/медленно, тихо/громко, басом/высоким голосом).

Ответьте на вопрос: с помощью каких средств выразительности мы изменяли её характер?(Темп, динамика, регистр).

Какой это был жанр?(вальс).

А как мы это узнали? (размер ¾).

Какой характер у музыки? (полетный, легкий, хочется закружиться в вальсе).

Что вы можете сказать о средствах выразительности? (лад, регистр, тембр, динамика).

Разучивание песни по фразам. Обращаю внимание на сложные места, пропеваем их несколько раз. Исполняем песню в характере, с нужной силой звучания. Исправляю ошибки.

Исполнение песни всем составом под фонограмму.

Что вы сегодня нового узнали? Перечислите основные средства музыкальной выразительности. Для чего они нужны?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Средства музыкальной выразительности (обобщение темы).

Цель:

  • Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Совершенствование вокальных навыков.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, ритм, динамика, штрих, тембр, мелодия.
  • Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.

Оборудование: компьютер, рабочие карточки, фортепиано, DVD, записи на дисках.

План

III. Разминка - 10 минут.

1).Тоника, тонические трезвучия

2). Артикуляционная гимнастика

3). Вокально-интонационные упражнения

IV. Работа с произведениями - 20 минут.

5). Использование средств выразительности

V. Заключительная часть - 2 минуты.

Ход урока

Педагог: Здравствуй. Сегодня мы с тобой постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

Обрати внимание на эти рисунки. (изображение черепахи, машины, бегущего человека)

Что на них изображено?

Ответ: Движение с разной скоростью.

Педагог: А есть какое-нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?

Ответ: Темп.

Педагог: Действительно, это темп, давай дадим точное определение темпу, что же это такое?

Ответ: Темп - степень скорости музыкального произведения.

Педагог: А какие обозначения темпов ты знаешь?

Ответ: Allegro, moderato, lento…

Педагог: Что это означает?

Ответ: Allegro – скоро; Moderato – умерено; Adagio, Lento – медленно; Largo – широко (очень медленно).

– Послушай, пожалуйста, внимательно музыку и скажи, что она передает.

Ответ: Музыка передает движение.

Педагог: Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?

Ответ: Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко…

Педагог: Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажи, а вот, например, шагать легче под музыку или без нее? И почему.

Ответ: Под музыку легче. Потому что она звучит четко, ритмично.

Педагог: То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

Ответ: С помощью ритма.

Педагог: А что такое “музыкальный ритм”? Как ты понимаешь это словосочетание.

Ответ: Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

Педагог: Правильно.

Педагог: Что значит динамика?

Ответ: Динамика, в музыке - это различная степень силы звучания, громкости и их изменения.

Педагог: А что обозначает крещендо, диминуэндо?

Ответ: Крещендо – усиление звука с пиано на громко, диминуэндо – затихание, с громко на тихо.

Педагог: Совершенно верно, а теперь ответь мне на следующий вопрос, что означает

Ответ: Штрих – это способ звукоизвлечения.

Педагог: Да, а что это значит?

Ответ: Способ пения, способ игры на инструментах…

Педагог: А какие ты знаешь способы звукоизвлечения?

Ответ: Легато- это связно, нон легато – не очень связно, стаккато-отрывисто.

Педагог: Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр,

Ответ: Звуковая окраска голоса или инструмента

Педагог: Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности – мелодии.

- А что это такое?

Ответ: Одноголосно выраженная главная музыкальная мысль.

Педагог: А теперь предлагаю тебе обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности. Она нам уже знакома, но я её тебе напомню:

Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб глаза, Плечи, плечи, шея, грудь, Не забыть бы что-нибудь. Руки хлоп, хлоп, хлоп, Ноги топ, топ, топ, Раз сюда, два сюда, Это нет, а это да.

- Давай исполним эту речёвку, обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать темп.

Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа.

Например:

Задание №1 Спой гаммы, их тонику и тоническое трезвучие: Соль мажор:

Упр. №1 Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру……

Упр. №2 Да-бу-да-бу-да-бу-да-бу-да.

Упр. №3 Ей-ее-ей, ей-ее-ей, ей-ее-ей….

Упр. №4 Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми, ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма, му-му-му-му-му-му-му, мо-мо-мо-мо-мо-мо-мо.

Педагог: А теперь давай поработаем над песнями и закрепим знания на практике: ….. Скажите, чем песни отличаются друг от друга?

Ответ: Словами.

Педагог: Да, а ещё чем?

Ответ: Темпом.

Педагог: Совершенно верно. Давай исполним эти произведения, не забывай про динамику, ритм. (уточняются динамические, тембровые, темповые особенности).

Во время ритмической работы обращается внимание на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокальной работы больше внимания уделяется певческой установке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.

Исполняются песни без остановки, затем обсуждаются недочёты в исполнении, при необходимости повторяются некоторые моменты.

Педагог: Мы с тобой обобщили сегодня свои знания о средствах музыкальной выразительности, надеюсь, что в дальнейшем ты будешь пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности. Большое спасибо за работу. До свидания.

Используемая литература.

1) Э. Финкельштейн, Музыка от “А” до “Я”, занимательное чтение с картинками и фантазиями, Л.: 1991;

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, который продолжит наше путешествие в страну Музыки. Сегодня, мы продолжим знакомиться с развитием музыки. И узнаем о помощниках, которые помогают ей изменяться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.

А сейчас скажите мне, ребята, музыкальное произведение какого жанра звучало при входе в класс?

Учитель: В каком характере был исполнен марш?

Дети: Бодрый, веселый, праздничный и т.д.

Учитель: Давайте послушаем и сравним, одинаково ли звучит марш от начала до конца?

Звучит “Марш” Шуберта (повторно).

Дети: Нет, не одинаково. В произведении происходит изменение, развитие. В начале музыка звучала тише в конце громче.

Учитель: Как же называется громкость в музыке? Для того, чтобы это вспомнить, надо разгадать ребус. У вас на парте лежат конверты, а в них карточки, найдите карточку №1 , разгадайте.


Учитель: Что же у нас получилось?

Учитель: Правильно, молодцы! А ведь Динамика пришла к нам на урок. Вам слово, уважаемая Динамика.

Выходит девочка в костюме “Динамика” (на голове шапочка с надписью динамика, на груди прикреплены знаки, обозначающие динамические оттенки).


“Я Динамика — сила звука.

(Cвое выступление иллюстрирует)

Две латинских буквы тут

Эти буквы знать дают,

F — где громко, Р — где тихо

Композитор так и пишет.

Хохот дьявола и черта

Ты услышишь в знаке форте,

Ветерок на лесной поляне

Что-то шепчет цветам на пиано”.

Учитель: Спасибо, Динамика, вы помогли нам узнать средство музыкальной выразительности, которое способствовало развитию (изменению) этого произведения?

Учитель: Музыка марша Ф. Шуберта выросла как и все музыкальные произведения из главной ритмо-интонации, кто хочет простучать эту ритмо-интонацию? (Ребенок выходит и выстукивает на ложках ритмо-интонацию). Записываю на доске.

Какие длительности встретились нам? (У ребят на партах карточки они пользуются ими по необходимости)

Дети: Восьмая, четверть.

Учитель: А что это за знак?

Дети: Пауза-знак молчания.

Ребенок в костюме ПАУЗЫ:


“Так и в музыке у нас

Остановка между фраз,

Перерыв между движеньем

Люди паузой зовут

И ее изображенье

Поместили мы вот тут,

(Cвой рассказ иллюстрирует)

В такте есть такой значок

Значит целый такт молчок

Если знак лежит вот так

Значит пауза пол такта.

Если знак такой найдешь

Значит четверть переждешь

А фигурка вот такая

Учитель: Какая же пауза встречается в этом произведении?

Учитель: Давайте просчитаем.

Учитель: На какой счет приходится четверть?

Учитель: Давайте сыграем в игру “Ритмическое эхо”.

Я вам сейчас на каждую нечетную четверть простучу ритмический рисунок, а вы на каждую четную его повторите.

Учитель: А как называется в музыке чередование долгих и коротких длительностей?

Давайте расшифруем кроссворд. Найдите на столе карточку №2


Учитель: Вот мы познакомились еще с одним помощником, который помогает музыке развиваться. Как же его зовут, давайте назовем его имя.

Дети: Средство музыкальной выразительности зашифрованное на карточке и помогающее “Маршу” Шуберта развиваться, ритм.

Учитель: Хорошо! Молодцы, ребята! Что же у нас получилось? Кто помог произведению Шуберта звучать так ярко и выразительно? С чьей помощью в музыке марша мы почувствовали изменения?

Дети: Музыке развиваться помогли средства музыкальной выразительности динамика, ритм.

(На доске прикреплены карточки со словами РИТМ, ДИНАМИКА)


Учитель: Умнички! А сейчас, внимание! Я прочитаю вам стихотворение. В музыку какого композитора оно нас приведет?

С болота поросшего рясой

С полей из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла

К тесовому дому под ели тропинка

Тебя приведет.

Расскажет о Пете и волке

Квартет и кларнет и фагот,

Упрятаны в нотных страницах:

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет

Закрякает уткой фагот

А злого презлого волчищу

Валторны заменят собой.

Однако к чему торопится?

Твоя эта сказка - бери.

Волшебные двери - страницы

В нее поскорей отвори.

Дети: В этом стихотворении идет речь о симфонической сказке С. С. Прокофьева “Петя и волк”.

Учитель: А что вы можете рассказать об этой сказке С.С. Прокофьева?

Дети: Эта сказка необычная, все действующие лица этой сказки представлены музыкальными инструментами симфонического оркестра. С.С. Прокофьев написал ее специально для нас. С ее помощью композитор знакомит нас с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. ( Плакат “Симфонический оркестр”)

Учитель: Посмотрите на доску.


Если мы разгадаем этот кроссворд, то сможем узнать средство музыкальной выразительности, которое помогло нам открыть музыкальные страницы этой симфонической сказки Прокофьева? Внимание!

Учитель: Сегодня у нас в гостях ТЕМБР.

Вам слово, ТЕМБР.

“Я, ТЕМБР — одно из средств музыкальной выразительности. Я помогаю музыке развиваться, изменятся. ТЕМБР - окраска голоса, я есть у каждого музыкального инструмента и у каждого из вас. Давайте с вами поиграем в игру “ Один дома”.

Выбирается “один дома”. “Тембр” подходит к ребятам по очереди. Ребята изображают стук в дверь. “Один дома” спрашивает - “Кто там”? Ребенок “гость” отвечает – “Это я”.

(“Один дома” должен назвать имя того “кто пришел к нему в гости”)

Учитель: Кто помог нам, узнать, кто же, пришел в гости?

Учитель: Кто привел нас в сказку “ Петя и волк”?

Учитель: Давайте вспомним героев сказки, инструменты которыми они представлены?

(Просмотр фрагмента мультфильма “Петя и волк”).

И так какие же инструменты представляют героев сказки?

Петя - струнные инструменты.

Птичка — флейта.

Утка — гобой.

Кот — кларнет.

Дедушка — фагот.

Волк — 3 валторны.

Охотники — литавры.

Учитель: Сегодня мы поговорим о дедушке и волке. (На доске иллюстрация) Дедушка представлен фаготом.

Слушаем: “Тема дедушки” из симфонической сказки Прокофьева “Петя и волк”.

Какая интонация у дедушки?

Учитель: А изменяется ли она на протяжении всего фрагмента или остается без изменений?

Дети: Не изменяется.

Учитель: Молодцы! Конечно, это единственная тема в сказке, которая не изменяется.

Тему волка исполняют 3 валторны. (Обращаюсь к иллюстрации на доске).

Слушаем: “ Тема волка”.

• Изменялась ли музыка изображающая волка? (Да)

• Встречался ли волк, с другими героями? (Да, с кошкой, с уткой, с птичкой.)

• Как звучит музыка волка в начале, когда он только появляется? (Медленно, громко, грозно, страшно.)

• Как звучит музыка, когда птичка дразнит волка? (Он злится, прыгает, пытается достать птичку.)

• Какие интонации звучат в теме волка? (Резкие, злобные, яростные.)

• Когда волк пойман, как изображает его музыка?

Учитель: Ребята стояла ли музыка на месте или все время изменялась?

Учитель: А кто нам помог услышать и понять характер героев?

Учитель: Но не только тембр помогает в развитии музыки, развиваться ей помогают и другие средства музыкальной выразительности.

Звучит попевка “ Игра в слова”.

Учитель: Одинаково звучала музыка?

Дети: Нет, музыка звучала изменяясь, первая часть звучала громко, вторая часть - тихо. Такое изменение в музыке называется динамическим.

Учитель: Что еще изменялось в этой попевке?

Дети: Музыка как бы потемнела во второй части попевки, когда пелось про мышек живущих в темных норках.

А в начале, когда мы пели о грозе, она была яркой.

Это средство музыкальной выразительности зашифровано, смотри карточку .


Давайте найдем карточку, и узнаем, что же там зашифровано?

Расшифровали? Читаем вслух все вместе.

Учитель: У нас сегодня много гостей и уважаемый лад к нам тоже пожаловал.


“Дружбу звуков говорят называют

Словом - лад.

Светлый, мир просторный

Рисует нам лад - Мажорный.

А мир в темноту погруженный лад нам рисует

Минорный.


Учитель: И так, в этой попевке изменяется лад.

(Обращаемся к нотной записи, внимание на размер)

Учитель: Чтобы наши нотки не были на нас в обиде, обратимся к нотному тексту.

Что это за музыкальный знак? (Показываю на паузу)

Учитель: А какая пауза?

Дети: Восьмая.

Учитель: Кто прочтет нам ноты? Ребята читают.

В этом произведении встречаются знаки альтерации.

Диез - повышает звук на пол тона.

Бекар - отменяет знак диез и бекар. (Показ знаков)

Учитель: Какие здесь встречаются длительности. Покажите карточки.

(Ребята показывают нужные карточки)


Как называют в музыке чередование долгих и коротких звуков?

Учитель: Опять мы встретились с ритмом, который помогает нашему музыкальному произведению развиваться.

Давайте простучим ритм этой попевки. Вспоминаем счет. Работаем над попевкой.

Поем по нотам, поем со словами в характере:

1 ч. громко, в мажорном ладу.

2 ч. тихо, в минорном ладу.

А теперь мы будем оркестром,

Металлофон 3 ряд.

Дети играют на инструментах, исполняют еще раз попевку “Игра в слова”.

Учитель: Хорошо, молодцы! Если бы не было средств музыкальной выразительности то мы не могли бы так выразительно, ярко исполнить попевку “Игра в слова”. Какие же средства музыкальной выразительности помогли нам интересно исполнять музыкальные произведения?

Дети: Лад, динамика, ритм, пауза.

Учитель: Замечательно! Мы с вами так расшумелись, исполняя песенку про гром. Что наш старый знакомый проснулся.

Играю начало песни “Почему медведь зимою спит” Книппера.

Узнали? Кого же мы разбудили?

Музыкально педагогический анализ.

Вопросы:

1. Почему медведь зимою спит?

2. Что случилось с медведем, когда он шел к себе домой?

3. Что сделала лисица, когда медведь наступил лисе на хвост?

4. С кем еще встретился медведь в лесу?

5. Что сказал дятел медведю, когда тот влез на сосну

6. Правильно ли поступила лиса, закричав на медведя?

7. А что должен был сказать медведь лисе?

8. Почему медведь наступил лисе на хвост?

9. Сколько куплетов?

10. Каким изображен медведь?

11. Каким изображен дятел?

12. Какой изображена лиса?

13. Одинакова ли мелодия во всех куплетах?

14. Куплеты исполняются одинаково?

Учитель: Как же мы исполним песню, чтобы она прозвучало интересно, увлекательно, выразительно?

Дети: В песне “Почему медведь зимою спит” 1 куплет надо петь медленно, тяжело, спокойно, тихо, быстро. А в конце куплета замедляя.

2 куплет - быстрее, громко, взволнованно и т.д. 3 куплет – мягко, спокойно, тихо и т.д. (составляем исполнительский план песни).

Учитель: Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за скорость в музыке, как называется скорость в музыке?

Это вы можете узнать, разгадав ребус на карточке №4 .


Учитель: Кто справился с заданием? Молодцы!

Дети: На карточке зашифровано средство музыкальной выразительности – Темп.

Учитель: Хорошо! Ребята, Темп сегодня у нас в гостях.

Ребенок в костюме Темпа (свое выступление сопровождает иллюстрациями)

“Я, Темп. Я, скорость музыки.

Вот ракета мчит к луне.

Всадник скачет на коне,

Человек к ручью идет,

Муравей зерно несет.

Скорость разную не зря

Темпом назовем друзья”.

Учитель: Спасибо, вам, уважаемый Темп теперь ребята тоже будут знать это.

А сейчас, давайте споем 1 куплет и попробуем выполнить тот план, который составили. Исполняем 1 куплет песни “Почему медведь зимою спит” Книппера.

Учитель: Хорошо! Молодцы!

Ребята посмотрите в нотную запись и обратите внимание на этот знак.

На доске нотный текст, обращаем внимание на знак фермата.

Этот знак у нас в гостях.

“Я, Фермата. Если я стою над паузой,

Этот знак нам говорит: “ Долго пауза молчит”.

Если я размещена над ноткой тогда:

Этот знак нам говорит: “ Долго музыка звучит”.

Учитель: Спасибо! А теперь давайте для наших гостей исполним песню “Почему медведь зимою спит?” композитора Книппера, применяя средства музыкальной выразительности.

Исполняем песню с инсценировкой. (Дети, надев маски зверей, играют их роли.)

Учитель: Замечательно! Молодцы! Что же мы сегодня узнали на уроке? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились?

Давайте назовем их.

Дети: ТЕМП, ТЕМБР, ЛАД, ДИНАМИКА, РИТМ, ФЕРМАТА


Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили.

Домашнее задание: Слушать музыку, распознавая средства музыкальной выразительности.

Читайте также: