Литература и власть пути литературы 1920 1930 х годов конспект

Обновлено: 06.07.2024

Определяли лицо литературы поэты серебряного века.

Есть 2 основные тенденции, задававшие тон литературы с самой революции.

1. С начала 1920-х гг. начинается культурное самообеднение России. 1921 г. – очень знаковый год: умирают Блок и Гумилёв. В 1922 г. выходит пятая, последняя, поэтическая книга Ахматовой (в полном составе отдельным изданием). Высылаются из страны поэты и писатели (Цветаева, Ходасевич, Георгий Иванов, Шмелев, Зайцев, Осоргин, Горький (на время)).

1958 г. – исключение Б. Пастернака из Союза писателей.

Очевиден рубежный характер начала 1920-х гг.

Два важных фактора самообеднения:

1. Социальный заказ (не синоним административного положения). Речь сначала шла о нужности/ненужности творчества. Н-р: Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, но дальше стал развиваться по своим законам.

Но социальный заказ был и большим ограничением развития литературы.

Зощенко – жанр сказа (соблюдение всех трех условий).

1. Укоренение темы Сталина в литературе. Культовый синдром – вообще важный признак советской литературы и массового сознания. Пастернак видел в Сталине воплощение всемирной исторической энергии.

Молодой Булгаков пишет пьесу о молодости Сталина.

3 ветви РЛ объединяет не только их принадлежность русской литературе, но и то, что все они новаторские. Это новая литература, литература ХХ в. не только по времени создания. Она разнообразнее классики 19 в.

Главный вопрос советской литературы – об отношении нового искусства к новой действительности. Как соединить художественное мышление с практическим жизнетворчеством? Поиски ответа на этот вопрос заняли все 1920-е и отчасти 1930-е гг. Ответы были разные, появились группировки. Основной признак времени – существование и борьба многочисленных группировок.

Наиболее крупным и влиятельным объединением был Пролеткульт (1917-20). Утверждал необходимость создания искусства особого, пролетарского, которое было бы изолировано от культурного опыта и традиций. Они считали, что подлинные пролетарские произведения могут создаваться только подлинным пролетарским писателем (важно было происхождение). Но приоритет этого искусства утверждался агрессивно, они не признавали другой точки зрения.

Эти споры заняли все культурное пространство 1920-х гг.

В конце 1920-х гг. в России была цензура. Начались гонения. Первые две акции коснулись Пильняка и Замятина. Эти кампании должны были продемонстрировать должную линию поведению.

Писатели протестовали: Горький, Платонов, Ю. Олеша, Булгаков и т.д. Пытались защитить творческую линию поведения и преследуемых писателей.

Все попытки предостеречь общество были обречены на поражение, т.к. цели были поставлены, и их нужно было осуществить.

В 1932 г. все литературные группировки должны были прекратить свое существование. Началась подготовка к первому съезду российских писателей, который состоялся в 1934 г. под предводительством Горького. Вся советская литература была объединена в Союз писателей. Были приняты программа, устав. Социалистический реализм – единственный возможный метод изображения жизни. Соцреализм - это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Сюда входили исторический оптимизм, народность, партийность – основы нового метода.

С начала 1930-х гг. соцреализм стал превращаться в откровенный нормативизм, иллюстрирование политических лозунгов.

Рабочие, красноармейцы, крестьяне, политработники стремятся в литературе рассказать о пережитых ими революции и гражданской войне.

В драматургии сочетаются психологизм, гротеск, патетика и лирика.

В начале 30х гг основным методом объявлен соцреализм. Критика лирико-романтического начала в литературе.

Двойные стандарты в оценке литературы: истинная, традиционная, эстетическая и мнимая, приспособленная к сиюминутным идеологическим требованиям.

После 17 года литература разделилась на 3 потока:

1. Литература советская

2. Литература русского зарубежья

3. Литература задержанная

2 основные тенденции: 1)усиливается культурное самообеднение России (21 год – умирает Блок, расстрелян Гумилев. В 22 г. выходит последняя книга Ахматовой. Высылаются из страны интеллигенты: Цветаева, Ходасевич, Иванов и др. Первый культурный погром – закрываются журналы). 2)рубежный характер.

Факторы 1: социальный заказ – ощущение нужности/ненужности творчества – стремление к созданию образца. Важно было противопоставить ОНИ и МЫ, высказываться против врагов новой власти или лояльное отношение к самой новой власти. Были предлагаемые темы. Требование доступности (н: Зощенко).

2: укоренение темы Сталина в литературе (н: Пастернак, Зощенко, Булгаков).

Это литература новаторская.

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства (например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: "Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего"). Причины возникновения многочисленных и разнохарактерных литературных групп: обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые.

1917 – 20-е гг. – пролеткульт: утверждал необходимость создания пролетарского искусства. Только пролетарский писатель может создать пролетарское искусство.

Кузница (20 – 22 гг.) – более умеренная группа писателей. Критиковали большевиков за НЭП.

Попутчики: Серапионовы братья (21-25 гг.) (серапионы) – Л.Лунц, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко. Настаивали на свободе творческого выбора.

Группа ЛЦК - отпочковались (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разработка новых приемов л-ры; л-ра должна стать летописцем эпохи, должна запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). В 30-м году группа прекратила существовать как завершившая свою задачу.

Начало 30-х гг. – соц.реализм → нормативизм.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.

1)обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

1) воспитывать культуру умственного труда;

2) воспитывать положительные личностные качества.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

1. Поэзия 20-х годов.

2. Литературные группы 20-х годов.

3. Проза 20-х годов

Официальная литература; неофициальная литература;

Развитие жанра антиутопии;

Юмористическая проза 20-х годов.

4. Публицистика 20-х годов.

Письма Короленко.

Объяснение нового материала.

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Формирование умений и навыков.

Работа 1 группы учащихся. Поэзия 20-х годов.

I. Консультант по поэзии 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.


Стихотворения для анализа.

Пролетарская поэзия.

Выразительное чтение стихотворения.

Индивидуальное задание ( анализ стихотворения) учебник В. Чалмаев, С. Зинин 11 класс стр.296.

Возродил жанр баллады.

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

3. Хлебников и революция.

Хлебников объявляет бой торжествующей сытости спекулянтов, наживающихся на бедственном положении страны:

В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи:

Как филинов кровавый ряд,
Дворцы высокие горят.

Это у смерти утесов
Прибой человечества…

Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.

(Определите тему и идею стихотворения) Самостоятельная работа.

II. Литературные группы 20-х годов

(презентация работ, выполненных на компьютере) Перечислите названия литературных групп.

Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения.

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр:
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
Думал-думал
А в это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
Д.Хармс.

III. Проза 20-х годов. Работа 2 группы.

Консультант по прозе: Работа с таблицей


Подведение итогов урока.

Обращаясь к истории своей страны, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить похожих ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых является болезненным для всего народа.

Домашнее задание.






РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 37
Тема.
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Цель: дать учащимся наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 1920-х гг.; показать живой литературный процесс, наметить проблемы, стоявшие в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен на последующих уроках; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, таблица-тезисы, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации СССР в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

1. Вводно-ориентировочная беседа

• Какие периоды выделяют в развитии русской литературы XX в.? Укажите хронологические рамки этих периодов.

• Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

• Назовите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

• Чем реализм начала XX в. принципиально отличается от критического реализма в литературе XIX в.?

2. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Октябрьский переворот разделил русских писателей и поэтов. Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин.

Некоторые писатели не определили своего отношения к советской власти, но остались на родине: А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, Б. А. Пильняк (настоящая фамилия Вагау), Андрей Белый.

В начале 1920-х гг. с фронтов Гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. А. Фурманов, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков.

Многие крупные писатели (например, А. А. Ахматова, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников)) не входили ни в одно из объединений.

В период с 1921-го по 1934 г. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров.

Предполагаемая тезисная запись

• В начале 1920-х гг. Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре

• Создавалась писателями и поэтами, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения

• Оказавшись на чужбине, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Набоков, И. С. Шмелёв, М. И. Цветаева и др. не только не забыли язык и культуру, но создали – в изгнании, в чужой языковой и культурной среде – литературу диаспоры, русского рассеяния

• Пытался адаптироваться к мироощущению человека XX в., к новым философским, эстетическим реалиям. Обновлённый реализм.
• Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах

• Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?
• Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг. как приключенческий (авантюрный) роман?
• Будете ли вы готовы к правильным оценкам, если когда-нибудь в XXI в. повторится историческая ситуация 20-х гг. XX века?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)



Русские писатели в Берлине в 1922 г.
Сидят: А. Белый, М.А. Осоргин, А.В. Бахрах, Б.К. Зайцев.
Стоят: А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, П.П. Муратов, Н. Н. Берберова

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно это стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода за рубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей.

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые оказались в добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замерла. Появилось много талантливых молодых писателей, среди которых были как участниками Гражданской войны, так и активные строители новой, послереволюционной и послевоенной жизни: Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Юрий Либединский, Артем Веселый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров) и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Зощенко, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам.

Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики Александра Твардовского, Константина Симонова, Анны Ахматовой, Николая Тихонова. Прозаики изобразили борьбу советского народа с фашизмом.

Общая характеристика литературы 1920–1940 гг.

Литература с конца 1917 года до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел именно в начале 20-х.

Наконец, среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были такие, которых при любых оговорках трудно назвать советскими: Михаил Булгаков, Юрий Тынянов.

Рассеченная на три части, две явные и одну неявную (по крайней мере для советского читателя), русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую литературу, советский же читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).

Выродившийся же соцреализм, т.е. нормативизм и идеологизированная иллюстративность, дал в основном антиискусство.

Читайте также: