Текст как речевое произведение 4 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

8 Задание 12 (У) Учебник, с. 29, 41. Прочитайте текст и определите его тип. Измените данный текст так, чтобы получился текст-описание, запишите получившийся вариант. Задание 13 (У) Учебник, с. 28, 40, с взаимооценкой. Прочитайте текст, определите его тип, составьте и напишите план текста. Задание 14 (У) Учебник, с. 26, 37, с самопроверкой и взаимопроверкой. Составьте план текста, напишите изложение по плану. Задание 15 (У) Учебник, с. 33, 47. Прочитайте отрывок о погоде из произведения Э. Н. Успенского, проведите исследование текста, запишите результаты в таблице: Направления сравнения Герой произведения, описывающий явление Почтальон Печкин Кот Матроскин Цели: Установить степень освоения темы, а именно умения: продолжать верное высказывание; писать предложения с обращением в соответствии с Тема погода погода Главная мысль хорошая плохая Описание явления Мороз и солнце, день чудесный Метель третьи сутки носа высунуть не даёт Составьте и напишите текст о погоде от лица героя, который вам особенно понравился. Блок К. Диагностика качества освоения темы Контрольные задания 1. Учебник, с. 34, 2. Спишите предложения с обращением, используя правило. 2. Учебник, с. 34, 3. Прочитайте текст, определите его главную мысль и напишите заглавие текста. 3. Учебник, с. 34, 3. планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания. Предметные умения: продолжать верное выска- 8

11 Петрова И., ученика 4А класса объяснительная записка. Я опоздал на урок, потому что испугался чёрной кошки и пошёл дальней дорогой, чтобы не было несчастья. Буду из дома выходить пораньше, чтобы не опаздывать Ваня. IV этап. Рефлексивная деятельность Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности Научить: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности. Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь правильно оформлять текст объяснительной записки, потому что 2. Чтобы правильно составить и написать текст объяснительной записки, надо Самооценка Закончите предложение: Я (очень, не очень) доволен(льна) текстом объяснительной записки, который написал(а) (сам(а), с помощью, одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески). Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности. соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности Соотнести полученный результат с поставленной целью. Оценить результат своей деятельности. Цели: Сформировать представление об обращении. Ввести: правила пунктуации при обращении; алгоритм оформления текста объяснительной записки. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической дея- Заполняется учителем после освоения темы учащимися. 11

12 тельности. Ключевые умения Личностные умения: творчески относиться к составлению и оформлению текста объяснительной записки. Познавательные умения: использовать приобретённые знания при написании текста объяснительной записки. соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения: составлять и оформлять текст объяснительной записки. 12

Верно ли, что текст научной статьи должен воздействовать на эмоциональные чувства читателя? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте и определите стиль речи, каждого отрывка.

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

Назовите средства художественной выразительности, которые используют поэты и писатели.

Можно ли утверждать, что в этих предложениях есть сравнения, метафора? Обоснуйте своё мнение.

Списать строчки Пушкина, найти и подчеркнуть знакомые орфограммы.

Назовите известные вам типы текстов.

Назовите какой тип текста вы написали дома.

(Дети читают текст - повествование)

Верно ли утверждение, что повествование - это такой тип текста, к которому можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте тексты на карточке №1, обсудите в паре и определите, что у них общего, обоснуйте своё мнение.

В речках Бразилии живёт рыба-лист. Почему её так называют? Тело её плосккое. Нос вытянут. Он похож на черенок листа. На боках нанесены узоры. Они похожи на листовые прожилки. Все её путают с листочком и не трогают.

Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли - это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Технологическая карта № 1

Санкт-Петербург

Обобщить знания по теме

Ввести понятия: утверждение, доказательство, вывод.

- определять тип текста;

- определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

- проводить исследование и оформлять результат в таблице;

- составлять и писать текст-рассуждение.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам стили речи. (Художественный, на-

учный, разговорный, деловой.)

Задание 2 (П)

Верно ли, что текст научной статьи должен воздействовать на эмоциональные чувства читателя? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

Прочитайте и определите стиль речи, каждого отрывка .

А сама –то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

Роняет лес багряный свой убор…

Задание 4 (З)

Назовите средства художественной выразительности, которые используют поэты и писатели.

Задание 5 (П)

Можно ли утверждать, что в этих предложениях есть сравнения, метафора? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У)

Списать строчки Пушкина, найти и подчеркнуть знакомые орфограммы.

Задание 7 (З)

Назовите известные вам типы текстов.

Назовите какой тип текста вы написали дома.

(Дети читают текст - повествование)

Задание 8 (П)

Верно ли утверждение, что повествование – это такой тип текста, к которому можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У)

Прочитайте тексты на карточке №1, обсудите в паре и определите, что у них общего, обоснуйте своё мнение.

В речках Бразилии живёт рыба-лист. Почему её так называют? Тело её плосккое. Нос вытянут. Он похож на черенок листа. На боках нанесены узоры. Они похожи на листовые прожилки. Все её путают с листочком и не трогают.

Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли – это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.

Задание 10 (З)

Назовите тему урока

Чему будем учиться на уроке?

Задачи урока:

Повторить особенности текста-рассуждения.

Узнать как строится текст-рассуждение.

Научиться составлять текст рассуждение.

Задание 11 (П)

Верно ли составлена таблица? Обсудите в паре.

Текст – описание

Что случилось?

Что произошло?

Доказывается, объясняется

Текст - повествование

Текст-рассуждение

Какой? Какая? Какое? Какие?

Сообщает о чём - либо

Задание 12 (У)

Заполните таблицу правильно.

Текст – рассуждение состоит из следующих частей: утверждение, доказательство, вывод.

Задание 13 (У)

Назовите , из каких частей строится текст рассуждение.

Задание 14 (У) Учебник, с. 32 упр.45

Прочитайте текст, обсудите в паре и найдите утверждение доказательство, вывод.

Задание 15 (У)

Найдите обращение и главную мысль текста.

Задание 16 (У)

Выпишите обращение и главную мысль текста в тетрадь.

Задание 17 (У)

Мудрик приготовил загадки. Прочитайте. Спишите и и отгадайте загадки.

1. Чего в комнате не видишь? (воздух)

2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Задание 18 (З)

Задание 19 (П)

Можно ли утверждать, что слова воздух и сон – это имена существительные. Обоснуйте своё мнение.

Задание 20 (З) Задание Мудрика. учебник с. 32

Расскажите друг другу, как составить текст-рассуждение.

Задание 21(У)

Дополните и запишите предложения, чтобы получился текст-рассуждение.

Прочитайте текст, который вы составили.

Задание 22(У)

Работа по карточке. Запишите в тетрадь текст – рассуждение.

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Старый заяц сено косит,

А лиса, сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

П. Маяковский

Самоанализ, итог урока.

1) Назовите цель сегодняшнего урока. Согласны ли Вы с тем, что мы ее достигли? Почему?

2) Оцените свою работу на уроке.

Метапредметные умения:

Познавательные:

- различать типы текстов и обосновывать свое суждение;

- уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;

- работать с моделями и схемами;

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с учебной задачей.

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- формировать умения взаимодействия в группе и паре.

- формировать положительное отношение к учебе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 255 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2016 2641
  • DOCX 28.3 кбайт
  • 57 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Громова Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель для учащихся: обобщение и уточнение представлений об особенностях текста как единицы речи.

Ильина Елена Сергеевна

МБОУ СОШ №5 г.Сургут, Тюменская область, ХМАО - ЮГРА

Текст как речевое произведение. Признаки текста.

Л.Ф.Климанова "Русский язык".

Время реализации урока

Цели для учителя:

- создать условия для развития умений выделять главное, сравнивать, анализировать;
- содействовать развитию умений слушать и вступать в диалог;
- обеспечить развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
- помочь осознать практическую значимость учебного материала;
- воспитывать доброжелательность.

Цель для учащихся: обобщение и уточнение представлений об особенностях текста как единицы речи.

Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий.
Оборудование: проектор, раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, демонстрационный материла: карточки на доску с признаками текста.

Доброе утро ребята! Как день начнёшь, так его и проведешь. Настроились на хорошее начало, на активную работу. Запишем в тетрадь число, классная раба.

- Что можете сказать про запись на доске?

Поползни, синицы, и, дятлы, в, теплый, край, не, улетают.

- Какое задание можете предложить выполнить с данными словами?

- Можем ли мы составить из слов предложение? Что для этого надо сделать?

- Задание. Самостоятельно записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения. Сверху над всеми словами указать части речи.

Проверка с доской. Самооценка работы по известным критериям.

Дайте характеристику предложения.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно записывают предложение, выполняют задание.

1 ученик работает за доской.

Самооценка в тетради на полях.

Определение темы и задач урока.

- Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что можете сказать?

1. Поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг.

2. Утром Коля вышел из дома. Ярко светило солнце. У Вари был ёж. Из леса выскочила большая собака. Над полями дрожал воздух, а в небе пели жаворонки.

- О чем говорится в первом отрывке? Определите тему.

- А во втором отрывке?

- В чем различие между отрывками?

- Какой из отрывков можно назвать текстом?

Итак, кто догадался, каково тема урока?

Наша с вами задача сегодня выяснить признаки текста.

Говорится об осени
Говорится о солнце, еже, собаке

В первом отрывке предложения связаны, а во втором связи нет.

Тема урока - текст.

- Работая в группах, запишите, что вы знаете о тексте?

Слушаем группы по очереди. На доске появляются записи.

Работа с оценочным листом У вас на столах лежит оценочный лист. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если были допущены ошибки – V, а если не справились с заданием, поставьте -.

1. Текст состоит из нескольких предложений.

2. В тексте предложения связаны по смыслу.

3. У текста есть название, или можно дать название.

4. Все предложения в тексте объединены одной темой.

5. Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка.

- Проверим, как вы умеете работать с текстом. Работать будете в группах. Назовите правила работы в группе.

Каждая группа получает задание.

1и 2 группа. Задание: Расположите абзацы так, чтобы получился связный рассказ. Обоснуйте свой ответ.

Откуда это непонятное украшение?

Король прыгал, и белое перо мелькало в сумеречной траве. А когда голый король шагал на своих кривых лапках, перо виляло из стороны в сторону, словно веер. Перо было явно ему к лицу.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король!

Рядом был курятник. Из него-то жаба и выползла. Там - то и прилипло к его голове пушистое куриное перышко.

- Докажите, что это у вас получился текст, опираясь на признаки текста.

3 и 4 группа. Задание: Работа с деформированным текстом.

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Что вы сделали для этого? (расставили предложения по порядку)

А потом тучи разошлись. Вот и зиме пришёл конец. Показалось солнце и пригрело землю. Ветер пригнал тучи. На землю полился первый дождь. Укрыли они всё небо.

- Озаглавьте получившийся текст.

- Докажите, что это текст, опираясь на признаки текста.

5 и 6 группа. Задание: прочитайте запись. Почему её трудно читать? Поставьте знаки препинания, определяя границы предложений; напишите заглавные буквы, где это нужно.

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он звонко барабанит по стёклам.

- Докажите, что это текст, опираясь на признаки текста.

После обсуждения в группе один ученик защищает ответ группы, остальные дополняют его ответ.

Вопрос всем группам, которые слушали выступающего:

- Каким пунктом "Признаки текста" (на доске находятся) пользовались ребята.

Работа с оценочным листом У вас на столах лежит оценочный лист. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если были допущены ошибки – V, а если не справились с заданием, поставьте -.

Читайте также: