Конспект афоризмы 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Крылатые слова и выражения для детей начальной школы

Употребляется в значении: один человек что- то говорит другому или делает ему замечания, а тот не обращает на него никакого внимания и продолжает делает то, что ему хочется.

Употребляется в значении: из-за несогласия людей дело не может сдвинуться с места.

Употребляется в значении: за дело берутся неспециалисты, и заведомо известно, что ничего хорошего не получится.

Употребляется в значении: выполнение той или иной задачи не требует больших усилий.

Аппетит приходит во время еды

Употребляется в значении: потребности человека растут и растут по мере их удовлетворения.

Употребляется в значении: человек старается создать себе славу храбреца и силача, не подвергаясь опасности.

Бабушка надвое сказала

Употребляется в значении: ещё ничего не известно; может быть и так, и так.

Употребляется в значении: осуждение тех людей, которые занимаются не своим делом.

Без вины виноватые (название пьесы А. Островского)

Употребляется в значении: человек, несправедливо обвинённый в чём-либо.

Без царя в голове

Употребляется в значении: глупый, недалекий, пустой человек.

Буря в стакане

Употребляется в значении: большое волнение по ничтожному поводу.

Волк в овечьей шкуре (из Библии)

Употребляется в значении: человек, скрывающий свои истинные намерения.

Употребляется в значении: человек поддался лести и показал своё истинное лицо.

Употребляется в значении: не стоит смеяться над чужой бедой, ведь ты сам можешь оказаться в подобной ситуации

Впитать с молоком матери

Употребляется в значении: приобрести какие-нибудь качества с раннего детства.

Время лечит раны (латинское крылатое выражение)

Употребляется в значении: со временем забываются все неприятности.

Употребляется в значении: нужно стремиться к лучшему во всём.

Употребляется в значении: события, которые произошли очень давно и о которых уже никто не помнит.

Дело пахнет керосином

Употребляется в значении: предчувствие надвигающейся угрозы.

Заблудшая овца (из Библии)

Употребляется в значении: человек, сбившийся с правильного пути.

Зарубить на носу

Употребляется в значении: запомнить.

За тридевять земель (из русских народных сказок)

Употребляется в значении: очень далеко.

В старину считали девятками, тридевять значит двадцать семь.

Жребий брошен

Употребляется в значении: решение окончательно.

Из мухи сделать слона

Употребляется в значении: преувеличивать какое-нибудь незначительное событие или новость.

Употребляется в значении: когда по чьей-то неосмотрительности виноватый получает не наказание, а награду.

Как об стенку горох

Употребляется в значении: бессмысленно пытаться что-то сделать, приводить какие-нибудь доводы.

Употребляется в значении: нечестное распределения чего-либо.

Крокодиловы слёзы

Употребляется в значении: притворные, лицемерные слёзы. Применяется к людям, которые делают вид, что огорчены чужим несчастьем.

Основано на древнем поверье, будто у крокодила перед тем, как он съест очередную жертву, текут слёзы.

Употребляется в значении: человек хвалит другого человека лишь потому, что тот в свою очередь хвалит его.

Употребляется в значении: человек, страдающий за чужие провинности.

При маленьком принце состоял мальчик, которого секли за провинности будущего короля.

Употребляется в значении: бесполезная работа.

Употребляется в значении: человек хотел помочь, но, действуя неумело, вместо пользы принёс вред.

Молочные реки и кисельные берега (из русских народных сказок)

Употребляется в значении: беззаботная, привольная жизнь.

Употребляется в значении: неточный адрес или его отсутствие.

Называть вещи своими именами

Употребляется в значении: ничего не скрывать, говорить всё на чистоту.

Обжёгся на молоке — дует на воду

Употребляется в значении: человек совершил оплошность и впредь становится более осторожным.

Употребляется в значении: остаться ни с чем.

Палец в рот не клади

Употребляется в значении: человек не упустит возможности воспользоваться ошибкой другого в своих интересах.

При царе Горохе (из русских сказок)

Употребляется в значении: очень давно.

Плясать под чужую дудку

Употребляется в значении: действовать не по своей воле.

Употребляется в значении: у каждого человека свои способности и своё предназначение в жизни.

Употребляется в значении: человек из одной ситуации неожиданно попадает в совершенно другую.

Сизифов труд (из мифов Древней Греции)

Употребляется в значении: тяжёлая и никому не нужная работа.

Царь Сизиф был наказан богами. Он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, снова скатывался вниз. И Сизиф начинал всё сначала.

Употребляется в значении: за сильного принимают того, кто на самом деле не таков.

Сказка про белого бычка (из докучных сказок)

Употребляется в значении: бесконечное повторение одного и того же.

Употребляется в значении: человек замечает всякие мелочи, но не видит главного.

Употребляется в значении: во всякой выдумке есть мудрая подсказка (намёк).

Употребляется в значении: медлительный невнимательный человек, будто он спит на ходу.

Употребляется в значении: явись немедленно.

Типун тебе на язык

Употребляется в значении: собеседник сказал или пожелал тебе что-нибудь неприятное.

Топорная работа

Употребляется в значении: грубо сделанная работа, где видны все изъяны.

Употребляется в значении: человек неразумно тратит время, не думает о делах, а только развлекается.

Употребляется в значении: не высмеивай недостатки других. Лучше посмотри на себя. Может быть, ты и сам не так хорош.

Чёрная кошка пробежала

Употребляется в значении: раздор между людьми, большая ссора.

Что имеем — не храним, потерявши — плачем (из афоризмов К. Пруткова)

Употребляется в значении: люди часто начинают ценить что-либо только тогда, когда теряют.

Шапочное знакомство

Употребляется в значении: неблизкое знакомство, приятельство.

В прошлом веке у мужчин среди высших сословий было принято при приветствии приподнимать шляпу, если встречались знакомые или приятели, только друзья пожимали друг другу руки, и только очень близкие друзья или родственники при встрече обнимались.

Шемякин суд (из повести о Шемякином суде)

Употребляется в значении: несправедливый суд.

Юпитер, ты сердишься, — значит, ты не прав. (из мифов Древней Греции)

Употребляется в значении: тот, кто излишне горячится в споре, показывает этим, что не имеет других доказательств своей правоты.

Употребляется в значении: человек по неопытности сделал что-то не так хорошо, как ему хотелось бы.

Задания на проверку

«. Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей. —

А вы, друзья, как ни садитесь;

✏ Попробуй восстановить крылатые выражения. Запиши их на пустых строках. В каких случаях их нужно употреблять?

1) Васька, ест, А, слушает, да.

2) дудку, Плясать, чужую, под.

3) приходит, во, время, Аппетит, еды.

4) реки, берега, кисельные, Молочные, и.

✏ Объясни (письменно) значение крылатых выражений.

1) Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

2) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

3) Сказка про белого бычка.

✏ Попробуй самостоятельно придумать крылатые слова на любые темы и запиши их.

В русском языке существует немало таких выражений. Да вы и сами их немало знаете. Эти выражения можно заменить одним словом. Давайте попробуем, проверим свои силы! Я буду читать одно из выражений, а вы попробуете заменить его одним словом!

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
через час по чайной ложке – (медленно),
рукой подать – (близко),
куда Макар телят не гонял – (далеко).

Понимать буквально эти выражения нельзя, иначе может произойти недоразумение, как это случилось с героем одного небольшого стихотворения. Послушайте его, пожалуйста.

Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

Что случилось с Петрусем? Почему это произошло? Как надо понимать выражение прикуси язык?

Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских народных сказок. Многие из них вам знакомы.

Из каких сказок появились, например, такие выражения:

  • встань передо мной, как лист перед травой;
  • рожки да ножки;
  • кому корешки, а кому вершки;
  • битый небитого везёт;
  • по щучьему велению, по моему хотению?

Как вы понимаете эти выражения?

Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:

  • поди туда – не знаю куда, …;
  • скоро сказка сказывается,…;
  • это всё присказка, ….

Как объяснить эти выражения?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Какие, по вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек:

  • голоден, как …
  • хитёр, как …
  • труслив, как …
  • неповоротлив, как …
  • надут, как …
  • нем. как …

Какие устойчивые обороты с названиями животных встречаются в этих четверостишиях?

По узкой тропике
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
(А. Санин)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у волка!
(В. Викторов)

Устойчивые обороты мы часто слышим в нашей речи, встречаем в художественной литературе, они очень выразительны, ярки. Одно слово может быть заменено разными выражениями. Например, какое слово заменено этими выражениями:

  • кот наплакал, с гулькин нос, раз, два и обчёлся? (мало)

А что значат эти выражения:

  • бить баклуши, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе? (бездельничать)

Подведение итогов и домашнее задание

Сегодня мы ещё раз убедились, что русский язык богат и словами, и устойчивыми оборотами. Некоторые слова появились из сказок, многие созданы писателями. Крылатые слова украшают нашу речь, делают её более точной, выразительной!

Я думаю, что вам не составит труда самим подобрать крылатые слова, которые пришли к нам из какого-либо произведения. Пусть это будет вашим домашним заданием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение.doc

Где раки зимуют

Одним из любимых блюд русских помещиков были свежие раки. Летом наловить раков – дело нехитрое. Но любили богачи угощать своих гостей свежими раками и зимой. Бедные люди должны были нырять за раками в зимнюю стужу, любой мороз. Это было жестокое наказание.

Бить баклуши

Оно пришло из глубокой старины. Баклуши – это чурки для изготовления ложек и деревянной посуды. Все начинается с деревянной чурочки. Бить баклуши – это значит раскалывать полено на баклуши, иначе говоря, делать очень простую работу.

Казанская сирота

При царе Иване Грозном русские покорили Казанское царство. А татарские князья старались разжалобить русских царей, чтобы добиться от них разных уступок. Поэтому сейчас в нашей речи мы называем казанской сиротой того, кто притворяется, прикидывается обиженным, несчастным.

Выбранный для просмотра документ Сценарий внеурочного занятия.doc

Цели и задачи:

Познавательная : познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
2. Практическая : развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД : Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД :

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.

2. Мотивация.

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

Переставь местами буквы и образуй новые слова.

лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

Предлагаю послушать стихотворение.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал .

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок.

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения . Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.

Слайды 6,7 (басни)

Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.

Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.

За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.

Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)

- преувеличивать ( делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Проверка задания

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.

Проверка задания.

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

Проверка задания.

- голоден, как …(волк)

!- надут, как … (индюк)

!- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

- Как вы понимаете отмеченные выражения?

Сколько лет…(сколько зим)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя , ( лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?

4. Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

5. Рефлексия

У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

6. Задание по желанию

“ Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

Разработка внеклассного мероприятия для младших школьников 3 класса

Учитель. Сегодня мы поговорим о крылатых словах.

Крылатое слово — это меткое выражение, фразеологизм, цитата, вошедшие в нашу речь на правах пословицы, поговорки. Оно очень украшает наш язык, делает его образным, выразительным.

Посмотрите на доску. Вы видите только крохотную часть от всего богатства крылатых слов, существующих в русском языке. Давайте их прочтем.

На доске открываются карточки:

Образец.


Дети прочитывают их хором.

А теперь такое задание: я буду раскрывать значение, смысл какого-либо из данных выражений, ваша задача — догадаться, о каком из них идет речь.

• Грязное помещение, запущенность; беспорядок в делах. (Авгиевы конюшни.)

• Притворное сожаление. (Крокодиловы слезы.)

• Человек, скрывающий свои дурные намерения под маской доброты. (Волк в овечьей шкуре.)

• Большая часть чего-либо. (Львиная доля.)

• Неточный адрес или его отсутствие. (На деревню дедушке.)

• Человек, находящийся в беспрестанных заботах. (Как белка в колесе.)

• Предчувствие надвигающейся угрозы, беды. (Дело пахнет керосином.)

• Что-либо замечательное, великолепное. (Восьмое чудо света.)

Дети получают распечатки.

Самостоятельная работа. Проверка.

Внимательно послушайте стихотворения, чтобы потом ответить на вопросы.

КОТАУСИ И МАУСИ

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси.

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси,

Я спою тебе песенку, Мауси,

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси,

Вижу злые твои глазауси

Так ответила умная Мауси

И скорее бегом от Котауси.

Вопрос. Как можно назвать Котауси, используя крылатое выражение? (Волк в овечьей шкуре, то есть злой, прикидывающийся добрым и собирающийся причинить вред кому-либо.)

Примечание. При работе со стихотворениями дети используют опору — крылатые слова, помещенные на доске.

Вот выходит на пруд школьник Вова,

Вова — мастер подледного лова.

Он пешней твердый лед прорубает.

Манной кашей крючок наживляет,

Прямо в лунку наживку бросает.

Но живет в том пруду окунь Лева,

Лева — мастер подводного клева.

Тихо-тихо к крючку подплывает,

Кашу манную всю объедает,

Но на удочку не попадает

Вот сидит себе Вова на ящике,

Снег притаптывает мерзлым валенком

И мечтает хотя б о подлещике,

О плотвенке хотя б самом маленьком.

Подо льдом окунь Лева похаживает,

Плавниками живот свой поглаживает,

Да посмеивается над Вовою,

Да поет свою песнь окуневую!

Вопрос. Что можно сказать об окуне Леве, используя крылатое выражение? (Не лыком шит, то есть не такой уж он простак.)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала, —

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Вопрос. Чем занималась Танюша целый день? Ответьте, используя крылатое выражение. (Баклуши била, то есть бездельничала.)

Проводится физкультминутка, выученная детьми специально к этому занятию.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: — Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Потренируемся в употреблении крылатых слов (в данном случае — фразеологизмов) в речи.

Давайте рассмотрим, как в конкретных жизненных ситуациях можно украсить нашу речь крылатыми выражениями.

Группой детей заранее подготовлены инсценировки, которые они разыгрывают перед классом. Учащиеся подбирают крылатые слова (из тех, что помещены на доске), подходящие к данной ситуации.

СЦЕНКА 1

Мама. Мальчики, вот вам конфеты. Поделите между собой.

Леша. Так. шесть штук. Как делить будем?

Витя. Поровну.

Леша. Хм, поровну. А кто из нас старше?

Витя. Ты.

Леша. Я. (Берет себе конфету.) А кто сильнее?

Витя. Ты.

Леша. Я. (Берет еще одну конфету.) А кто выше?

Витя. Ну, ты.

Леша. Я! (Снова берет конфету.) А кто больше весит?

Витя молча исподлобья смотрит на брата.

Леша. Тоже я! (Берет еще одну конфету.) Ну вот, а это тебе! (Протягивает брату две конфеты.) Приятного аппетита. (Уходит.)

Витя берет две конфеты, вздыхает, уходит, опустив голову.

Учитель. Ответьте, используя крылатые слова, сколько конфет взял себе Леша. (Львиную долю.)

Примечание. В данном виде работы дети также используют опоры — крылатые слова, помещенные на доске.

СЦЕНКА 2

Дима (пробегая мимо). Лень, ты в класс?

Леня (в задумчивости). В класс, в класс.

Дима. Передай, пожалуйста, Лене, чтобы поскорее заканчивала уборку: ее в вестибюле родители ждут.

Леня. Не волнуйся! Конечно я постараюсь!

Леня. Постараюсь. Постараюсь. Да уж. Я сейчас постараюсь! (Подходит к доске.) Изрисую доску. (Рисует.) Набросаю бумажек. (Комкает бумажки и разбрасывает их по классу.) Отлично! Двойка обеспечена! (Потирает руки.) Ох и попадет же завтра Ленке от Людмилы Владимировны! (Уходит.)

Закончите обращение Лены к Лене крылатым выражением. (Волк в овечьей шкуре.)

Что он сделал? Ответьте также с помощью крылатого выражения. (Подложил свинью.)

СЦЕНКА 3

Саша (запыхавшись, подбегает к Андрею, играющему с футбольным мячом). Андрюха, я только что своими ушами слышал, как Сережка твоей маме рассказывал, что ты в школе урок сорвал и тебя к директору на ковер вызывали. Она схватила кочергу и бежит сюда, тебя ищет!

Андрей (растерянно чешет затылок). Ой-ой-ой, пора смываться. Кажется .

Читайте также: