Электроскоп электрическое поле конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать

  1. Проверочная работа по карточкам
  2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
  3. Работа у доски
  4. Проверка домашнего задания
  5. Постановка задачи урока
  6. Доклады
  7. Основной материал
  • Введение понятия электрическое поле
  • Введение понятия электрическая сила
  • Демонстрация взаимодействия заряженных тел
  • Демонстрация электрических спектров
  • Видеоматериал о спектрах
  1. Закрепление нового материала
  2. Домашнее задание

1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)

Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.

Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.

2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

  1. Какими приборами проверяют наличие заряда? (Электроскоп и электрометр)
  2. Чем электроскоп отличается от электрометра? (У электрометра – стрелка указатель, у электроскопа – лепесточки)
  3. Какие тела называются проводниками? (Это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженных тел к незаряженным)
  4. Приведите примеры проводников. (Металлы, почва, водные растворы солей, кислот и щелочей, человеческое тело и др.)
  5. Что такое диэлектрики? (Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженных тел к незаряженным)
  6. Приведите примеры диэлектриков. (Резина, воздух, пластмасса и т.д.)
  7. Как называются тела, изготовленные из диэлектриков? (Изоляторы)

3. Работа у доски

На доске нарисованы рисунки взаимодействия зарядов (рис. 1). Необходимо определить знак шарика со знаком вопроса.


Учитель: Мы повторили изученный материал. А для того, чтобы узнать новую тему, проверим домашнее задание. На дом был задан кроссворд. (На доске нарисован кроссворд) Проверим, что у вас получилось.

4. Проверка кроссворда (рис.2)


  1. Маленькая масса (молекула).
  2. Кинетическая, внутренняя, потенциальная… (энергия).
  3. Величина, которую на Руси измеряли в верстах в час (скорость).
  4. Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три (литий).
  5. Прибор для измерения температуры (термометр).
  6. Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему (кипение).
  7. Единица измерения времени (час).
  8. Создатель температурной шкалы (Цельсий).
  9. Мера инертности и гравитации (масса).
  10. Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое (конденсация).
  11. Составляющий молекулы (атом).
  12. …внутреннего сгорания (двигатель).
  13. Процесс обратный кристаллизации (плавление).
  14. Первый химический элемент (водород).
  15. Единица измерения количества теплоты (джоуль).

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

5. Постановка задачи урока

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.

7. Основной материал.

Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.

Демонстрация электрических спектров

Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

Вопрос классу: Какой вывод можно сделать? (Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются)

Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).


А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

Вопрос классу: Что мы видим? (Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются) (рис. 4).


(Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

Другие свойства и виды силовых линий мы посмотрим по видеоматериалу [2].

8. Закрепление материала.

9. Домашнее задание.

2. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Электростатика. Свойства силовых линий. Телекомпания СГУТВ, 2006.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: Познакомить детей с новыми приборами и их назначениями; дать понятие проводников и непроводников электричества; объяснить взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них.

Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности; формирование научного мировоззрения.

Развивающие: Развитие умения правильно говорить, развитие памяти и мышления.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Фронтальный опрос, беседа, демонстрации.

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование: Электроскоп, электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха, бумага, гильза из фольги и штатив с лапкой.

Организационный момент - 5 мин.

Проверка знаний: опрос - 9 мин.

Изучение нового материала - 20 мин.

Физ. минутка – 3 мин.

Закрепление полученных знаний - 5 мин.

Подведение итогов урока - 3 мин.

Организационный момент.

Д/З: §27, 28, письменно ответить на вопросы.

Отмечаю присутствующих. Ученики повторяют домашнее задание.

Проверка знаний.

Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела? Про, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано.

А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное? Что телу сообщён электрический заряд.

Сколько тел может участвовать в электризации? В электризации может участвовать только два тела.

Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом? Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода? Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов? Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

Сколько родов электрических зарядов вы знаете? Существует только два рода зарядов.

Назовите их. Положительный и отрицательный.

Изучение нового материала

Один из учеников вызывается к демонстрационному столу для показа методов электризации тел. (На столе лежат эбонитовая и стеклянная палочка, кусок меха и бумага). Необходимо наэлектризовать палочки и передать заряды маленьким кусочкам бумаги. При выполнении делаем выводы и

записываем в тетрадях:

Ученик садится на место, а я продолжаю:

«Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится модель электроскопа). Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы дома читали как переводится это слово , и с к о п е – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

Электроскоп – простейший прибор для обнаружения электрических зарядов.

У меня на столе стоит модель школьного электроскопа, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами . Запишите в тетрадь, что

Электроскоп состоит из:

двух листочков из тонкой бумаги;

Рядом с ним стоит прибор, который называется электрометр. Это прибор тоже для обнаружения электрического заряда. Главное отличие, как вы думаете, в чем заключается? Вместо лепестков, используется легкая металлическая стрелочка, и есть шкала.

Запись в тетради:

Электрометр – Это частный вид электроскопа, в нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена легкая металлическая стрелочка.

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра, не разряжая его).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла стрелочки электрометра можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Сейчас я коснусь рукой электрометра. Давайте посмотрим, что произойдёт со стрелочкой. (Касаюсь рукой стержня электрометра). Посмотрите, стрелочка электрометра опустились, значит он разрядился. Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Ребята, все вещества по способности проводить электрические заряды условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники. А к непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять.

(Заряженной эбонитовой палочкой не прикасаюсь к стрежню электрометра, показываю, что стрелочка отклоняется).

Вопрос классу: Я ведь не прикасаясь в электрометру воздействую на стрелочку. Как вы думаете, что происходит? Электрический заряд взаимодействует на расстоянии и вокруг заряженного тела возникает электрическое поле. Это поле действует на стержень электрометра с определенной силой.

Закрепление полученных знаний.

Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен электроскоп? Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

Назовите основные части электроскопа? Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа? По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток? Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

Как ещё назвать называют непроводники электричества? Диэлектрики.

Приведите примеры диэлектриков. Розетки, вилки, изолента…

Скажите, а как называют вещества, изготовленные из изоляторов? Вещества, изготовленные из изоляторов, называются диэлектриками.

Назовите вещества, которые относятся к проводникам? Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

Приведите примеры проводников. Железо, сталь, солёная вода.

Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Подведение итогов урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - лекция

Цели урока: познакомить с новым прибором и его назначением.

ввести понятия проводников и непроводников электричества.

воспитание аккуратности записи в тетради, внимательности. …

Оборудование: комплект электрометров, стеклянные и эбонитовые палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.

Развивающая: развитие познавательного интереса.

Образовательная: раскрыть принцип работы электроскопа, ознакомить с проводниками и диэлектриками.

Воспитывающая: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учащихся, анализ выбранных обозначений настроения

Отвечают на приветствие, самоопределяются.

2. Постановка цели и задач урока.

Записывает тему урока и проговаривает.

Работают классом: решают кроссворд.

Слушают ответы (о зашифрованном слове) одноклассников, дополняют ответы, указывают на ошибки, получают зашифрованное слово. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока.

3.Первичное усвоение новых знаний

Учитель предлагает прочитать параграф учебника и составить рассказ о приборе (по плану)

Демонстрирует электроскоп, задает вопросы по его визуальному описанию. Проводит опыт со стеклянной палочкой.

Какой вывод можно сделать о предназначении прибора?

Выполняют работу с использованием источников информации (учебник.)

Делают заключение о назначении прибора.

4.Открытие новых знаний

Предлагает практическую работу: используя приборы, проверить способность веществ передавать электрические заряды.

Какой вывод можно сделать?

Наблюдают за опытами.

Делают заключение о делении веществ на проводники и диэлектрики. Сравнивают вывод с определением в тексте учебника.

Выполняют работу с использованием учебника, тетради.

Осуществляет контроль выполнения теста, организует проверку результатов.

Решают контрольный тест.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

8.Домашнее задание.

2.Найти ответ на вопрос: что такое полупроводники?

3.Подготовить небольшой рассказ о том какие проводники и непроводники есть в природе?

2.Сделать электроскоп в домашних условиях(по желанию)

Записывают домашнее задание.

1.«Здравствуйте, приготовьтесь к уроку.

Настройтесь на урок, оставьте все, что вас может отвлекать от урока до следующей перемены. Итак, начинаем.

2. Решите кроссворд

1. Что с греческого переводится как янтарь? (электрон)

2. Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали………..(положительным)

4. Единица электрического заряда (кулон)

5. Заряд наэлектризованной эбонитовой палочки условно назвали……….. (отрицательным)

6. .Тело, у которого заряд не равен нулю ,называют……… (заряженным)

7. При электризации всегда электризуются ………тела ( оба)

8. Электризация происходит при ………. тел (соприкосновении)

9. Тело наэлектризовано, значит ему сообщили…………заряд (Электрический)

10. Тела, имеющие заряды одного рода………..друг от друга (отталкиваются)

11. Тела имеющие заряды разного рода………..друг от друга (притягиваются

3. Составить рассказ о приборе, используя этот план.

План изучения прибора:

4.Используя необходимые приборы, выполнить практическую работу (группой)

Практическая работа:

1. Берем электроскоп, натираем стеклянную палочку и подносим к электроскопу. Обратите внимание на то, что лепестки электроскопа разошлись.

2. Берем электроскоп, натираем эбонитовую палочку и подносим к электроскопу. Обратите внимание на то, что лепестки электроскопа вновь разошлись.

Вывод 1. Зависит ли действие электроскопа от знака заряда?

Согласны ли вы с выводом? Вывод1: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что электроскоп может определять наличие как положительного, так и отрицательного заряда.

3. Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

4. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

Вывод 2. Зависит ли действие электроскопа от рода вещества?

Согласны ли вы с выводом? Вывод2: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

Вопрос 1 ученика

Ответ 2 ученика

Решение класса: (правильно? неправильно?

1.Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2.Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкол.

3.Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4.На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества

5.Как ещё называют непроводники электричества?

6.Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится: фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7.Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

6.Контрольный тест №1:

1) Электроскоп – это прибор для …

а. Изучения электрических явлений б. Обнаружения электрических зарядов

в. Электризации тел г. Обнаружения взаимодействия электрических зарядов

2) Заряды какого знака находятся на электроскопах №1 и №2, если их лепестки расположены так, как показано на рисунке? (пунктиром обозначено их первоначальное положение)


а. №1 – положительный, №2 – отрицательный б. №1 и №2 – отрицательный

в. №1 и №2 – положительный г. №1 – отрицательный, №2 - положительный

3) Какому из этих электроскопов сообщен наибольший заряд?


а. №1 б. №2 в. №3 г. Определить невозможно

4) Проводником электричества называют вещество …

а. Которое получило электрические заряды. б. Которое легко электризуется.

в. Через которое положительные заряды могут проходить от заряженного тела к другим.

г. Через которое электрические заряды могут проходить от заряженного тела к другим.

5) Диэлектрик – это …

а. вещество, через которое заряды пройти не могут (непроводник).

б. непроводник, который легко электризуется.

в. вещество, через которое не могут пройти заряды какого-либо ОДНОГО знака.


Урок познакомит детей с новым прибором и его назначением, даст понятие проводников и непроводников электричества.

Козина Е.С. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" п.Новоорск

Описание разработки

Цель урока:

- познакомить детей с новым прибором и его назначением;

- дать понятие проводников и непроводников электричества;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.

- формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.

- развитие мышления и памяти;

- умение правильно говорить.

Задачи:

раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.

создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Исторический экскурс.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление знаний.

6. Изучение нового материала.

7. Закрепление и коррекция знаний.

8. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано

2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?

6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Конспект урока по физике по теме Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

Положительный и отрицательный

9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?

Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.

Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

- познакомить детей с новым прибором и его назначением;

- дать понятие проводников и непроводников электричества;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.

- формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.

- развитие мышления и памяти;

- умение правильно говорить.

Образовательная: раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.

Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.

Форма урока: работа с текстом учебника, групповые формы: работа

(в парах), самостоятельная работа, экспериментальное исследование.

Метод обучения: системно-поисковый.

Оборудование к уроку:

1 демонстрационный электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.

Видеоролик "Как установить знак заряда электроскопа"

Видеоролик "Отрицательный заряд электрометра"

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Закрепление и коррекция знаний.

Итоги урока, домашнее задание.

1.Организационный момент.

Приветствие, готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано

2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?

Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

Положительный и отрицательный

9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?

Проверочная работа.

Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.

Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.

Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит, он разрядился.

Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Давайте убедимся в этом на опыте:

1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.

К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.

5. Первичное закрепление знаний.

Заполняем таблицу.

металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,

растворы солей, янтарь, резина, шёлк,

кислот в воде капрон, пластмассы

керосин, воздух (газы).

6. Этап получения новых знаний.

Если для соединения электрометров использовать металлический стержень, держа его за непроводящую электричество ручку, то первоначальный заряд разделится на две равные части: половина заряда перейдет с первого кондуктора на второй.

Подвесим на нити заряженную гильзу и поднесем к ней наэлек­тризованную стеклянную палочку. Гильза отклонится от верти­кального положения, притягиваясь к палочке. Следовательно, заряженные тела способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается действие от одного из этих тел к другому? Может быть, все дело в воздухе, находящемся между ними? Выясним это на опыте. Поместим заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) под колокол воздушного насоса, после чего откачаем из-под него воздух. Мы видим, что и в безвоздушном про­странстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, в передаче электрического взаимодействия воздух не участвует. Тогда посредством чего все-таки осуществляется взаимодействие заряженных тел?

Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

После этого с опорой на простые опыты выясняются основные свойства электрического поля:

Электрическое поле заряженного тела действует с некото­рой силой на всякое другое заряженное тело, оказавшееся в этом поле. Об этом свидетельствуют все опыты по взаимодействию заряженных тел. Так, отрицательно заряженная гильза, оказавшаяся в электрическом поле положительно наэлектризованной па­лочки, подвергается действию силы притяжения к ней.

Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали— слабее.

Электрическое поле изображается графически с помощью силовых магнитных линий.

Изображение магнитного поля

Этап обобщения и закрепления нового материала.

1. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2. Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

5. Как ещё называют непроводники электричества?

6. Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

В нашей атмосфере действуют сильные электрические поля. Земля заряжена обычно отрицательно,
а низ облаков – положительно. Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы. Содержание ионов в воздухе меняется в зависимости от времени года, чистоты атмосферы и от метеорологических условий. Вся атмосфера пронизана этими частицами, находящимися в непрерывном движении, причем преобладают то положительные, то отрицательные ионы. Как правило, только положительные ионы отрицательно действуют на здоровье человека. Большое их преобладание в атмосфере вызывает неприятные ощущения.

Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.

Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок.

"ЖИВОЕ" ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Первое упоминание об электрических рыбах датируется более чем 5000 лет назад. На древних египетских надгробьях изображен африканский электрический сом.

Египтяне полагали, что этот сом является "защитником рыб" - рыбак, вытаскивающий сеть с рыбой, мог получить приличный электрический разряд и выпустить сеть из рук, отпустив весь пойманный улов назад в реку.

Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы. Некоторые рыбы все время генерируют электрические импульсы. Вокруг их тела в воде текут электрические токи. Если в воду поместить посторонний предмет, то электрическое поле искажается и электрические сигналы, поступающие на чувствительные электрорецепторы рыб меняются. Мозг сравнивает сигналы от многих рецепторов и формирует у рыбы представление о размерах, форме и скорости движения предмета.

Самым сильным электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.

Древние греки и римляне (500 д.н.э.-500 н.е.) знали об электрическом скате. . Плиний в 113 н.э. описывал, как скат использует "магическую силу" для того, чтобы обездвижить свою добычу. Греки знали, что "магическая сила" может передаваться через металлические предметы, например, копья, которыми они охотились на рыб.

Ни в коем случае не берите скатов в руки. Если вы охотитесь на рыбу с гарпуном, смотрите не попадите в электроската - вынимая оружие из его тела, вы переживёте не самые приятые ощущения. Если электроскат попался в трал или сеть, брать его нужно руками в толстых резиновых перчатках либо специальным крючком с изолированной ручкой.

Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, в этом случае регистрируются электрическое поле, которое создает работающее сердце рыбы-добычи.

Рыбы-электроищейки.

Некоторые рыбы, пытаясь спастись, зарываются в песок и замирают там. Но и у них нет никаких шансов, поскольку пока они живы, их тела генерируют электрические поля, которые улавливает, например, своей необычной головой акула-молот, бросающаяся, как кажется, прямо на пустой грунт и вытаскивающая из него бьющуюся жертву.

Скаты могут обнаруживать лакомых для них крабов по их электрическим полям, а сомы могут обнаружить даже электрополя, создаваемые закопавшимися в грунт червями. Акула, реагируя на электрическое поле, тоже может очень точно напасть на камбалу, зарывшуюся в песок.

Электрические органы акул и скатов отличаются очень высокой чувствительностью: рыбы реагируют на эл. поля напряженностью 0,1 мкВ/см.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Читайте также: